Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, становление ценностей здорового образа жизни, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
• развитие физических качеств: гибкости, равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; освоение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением;
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
• овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• овладение элементарными нормами и правилами питания, двигательного режима, закаливания, при формировании полезных привычек и др.
Оборудование и спортивные снаряды для развития движений
1. Спортивный комплекс:
· большая приставная горка для лазанья и скатывания;
· вертикальная лестница «шведская стенка»;
· горизонтальная лестница-«рукоход»;
· веревочная лестница;
· канат с узлами;
· трапеция;
· кольца;
· скамья спортивная.
2. Инвентарь для прогулок:
· велосипед, санки, лыжи;
· лопаты, грабли, совки;
· мячи, кегли. Оборудование и спортивные снаряды для развития движений (примерный набор)
· 1. Спортивный комплекс:
· большая приставная горка для лазанья и скатывания;
· вертикальная лестница «шведская стенка»;
· горизонтальная лестница - «рукоход»;
· веревочная лестница;
· канат с узлами;
· трапеция;
· кольца;
· скамья спортивная.
· 2. Инвентарь для прогулок:
· велосипед, санки, лыжи;
· лопаты, грабли, совки;
· мячи, кегли.
Организация образовательного процесса по методу Марии Монтессори включает принцип свободы движения. В течение всего дня дети находятся в постоянном движении при работе с Монтессори - материалами; например, упражнения в практической жизни, работа с сенсорным, математическим, языковым материалом предполагают двигательную активность ребенка.
|
Свобода выбора места работы позволяет ребенку выполнять задания как сидя за столом, так и сидя или лежа на коврике.
Свобода выбора деятельности позволяет ребенку в любое время выбирать двигательную активность, предполагает возможность посещения спортивного или тренажерного зала, спортивного уголка в зависимости от собственной потребности.
Свобода выбора времени занятия позволяет ребенку заниматься той или иной деятельностью, в том числе и двигательной, столько времени, сколько ребенок ощущает потребность в движении.
Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
2.4.1 Формы работы по образовательным областям
Таблица 22
Направления развития и образования детей (далее - образовательные области): | Формы работы | |
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | |
Физическое развитие | Игровая беседа с элементами движений Игра Утренняя гимнастика Интегративная деятельность Упражнения Экспериментирование Ситуативный разговор Беседа Рассказ Чтение Проблемная ситуация | · Физкультурное занятие Утренняя гимнастика Игра Беседа Рассказ Чтение Рассматривание. Интегративная деятельность Контрольно- диагностическая деятельность Спортивные и физкультурные досуги Спортивные состязания Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Проектная деятельность Проблемная ситуация |
Социально-коммуникативное | Игровое упражнение Индивидуальная игра Совместная с воспитателем игра Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) Игра Чтение Беседа Наблюдение Рассматривание Чтение Педагогическая ситуация Праздник Экскурсия Ситуация морального выбора Поручение Дежурство. | Индивидуальная игра. Совместная с воспитателем игра. Совместная со сверстниками игра Игра Чтение Беседа Наблюдение Педагогическая ситуация. Экскурсия Ситуация морального выбора. Проектная деятельность Интегративная деятельность Праздник Совместные действия Рассматривание. Проектная деятельность Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач. Экспериментирование Поручение и задание Дежурство. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Проектная деятельность |
Речевое развитие | Рассматривание Игровая ситуация Дидактическая игра Ситуация общения. Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых). Интегративная деятельность Хороводная игра с пением Игра-драматизация Чтение Обсуждение Рассказ Игра | Чтение. Беседа Рассматривание Решение проблемных ситуаций. Разговор с детьми Игра Проектная деятельность Создание коллекций Интегративная деятельность Обсуждение. Рассказ. Инсценирование Ситуативный разговор с детьми Сочинение загадок Проблемная ситуация Использование различных видов театра |
Познавательное развитие | Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование. Исследовательская деятельность Конструирование. Развивающая игра Экскурсия Ситуативный разговор Рассказ Интегративная деятельность Беседа Проблемная ситуация | Создание коллекций Проектная деятельность Исследовательская деятельность. Конструирование Экспериментирование Развивающая игра Наблюдение Проблемная ситуация Рассказ Беседа Интегративная деятельность Экскурсии Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами |
Художественное –эстетическое развитие | Рассматривание эстетически привлекательных предметов Игра Организация выставок Изготовление украшений Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки Экспериментирование со Звуками Музыкально-дидактическая игра Разучивание музыкальных игр и танцев Совместное пение | Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление Рассматривание эстетически привлекательных предметов Игра Организация выставок Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки Музыкально- дидактическая игра Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания) Интегративная деятельность Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение Музыкальное упражнение. Попевка. Распевка Двигательный, пластический танцевальный этюд Танец Творческое задание Концерт- импровизация Музыкальная сюжетная игра |
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)
|
|
Виды детской деятельности (ФГОС ДО)
Таблица 23
Младенческий возраст (2 месяца – 1 год) | Дети раннего возраста (1 год – 3 года) | Дети дошкольного возраста (3 года – 7 лет) |
Манипулирование с предметами | Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками | Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры) |
Непосредственное эмоциональное общение со взрослым | Общение со взрослым и сверстниками под руководством взрослого | Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) |
Познавательно- исследовательские действия | Экспериментирование с материалами и веществами (песок, тесто и др.) | Познавательно- исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) |
Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок | Восприятие художественной литературы и фольклора | |
Тактильно-двигательные игры | Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и т.д.) | Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) |
Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал | ||
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) | Изобразительная (рисование, лепка, аппликация) | |
Восприятие музыки, детских песен и стихов | Восприятие смысла музыки | Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) |
Двигательная активность | Двигательная активность | Двигательная (овладение основными движениями) |