В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес. В частности, исследованиями Г.А.Шорина установлено, что 67,3% детей старшего дошкольного возраста имеют плоскостопие.
В ДОУ создана полноценная развивающая физкультурно-оздоровительная среда, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц спины, стопы и голени.
Задачи лечебной физкультуры для коррекции нарушений осанки у дошкольников:
· создание и укрепление мышечного корсета и выработка правильного стереотипа осанки (мышечно-суставное чувство правильной осанки);
· создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, для правильного взаиморасположения всех частей тела и направленной коррекции имеющегося дефекта в осанке путём тренировки конкретных мышечных групп и общеукрепляющих, общеразвивающих упражнений;
· способствовать тренировке мышц, укреплению связок и суставов, участвующих в нормальной деятельности свода стопы с помощью физических упражнений, закаливающих процедур, приёмов самомассажа;
· учить снимать имеющееся утомление в отдельных мышечных группах (уменьшать болевой синдром, если таковой имеется) с помощью приёмов самомассажа, упражнений на массажных ковриках, тренажёрах.
В основе профилактики плоскостопия лежит укрепление мышц, сохраняющих свод. Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. На занятиях лечебной физкультуры используются: ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, веревки, канат, массажные мячи, диски с различными наполнителями и т.д. Такое разнообразие инвентаря способствует: - возникновению и длительному удержанию интереса к этим физкультурным пособиям; - удовлетворению потребности детей в движениях; - расширению физических возможностей детей; - развитию двигательного воображения детей; - укреплению здоровья детей.
|
Таблица 26
Средства для профилактики плоскостопия и нарушений осанки
Закаливание | Закаливающие процедуры проводятся по окончанию проведения гимнастики и после сна. Дети занимаются на профилактических занятиях без обуви, в носках |
Самомассаж | Самомассаж проводится в качестве вводной или заключительной части. Пособия для профилактики плоскостопия, применяемые для самомассажа: обручи, резиновые коврики с шипами, дорожка с пузырьками, гимнастическая палка, гимнастическая лестница, мешочки с песком, «кочки» с различными наполнителями, канат, веревки |
Специальные физические упражнения | К специальным упражнениям относятся упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов, перекатыванием предметов, ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, направленные на ощущение правильной осанки и развитие мышц спины. |
|
Монтессори-терапия
Задачи Монтессори-терапевта:
• обучение ребенка самостоятельности, особенно в бытовой сфере;
• упражнения для развития крупной и мелкой моторики;
• упражнения на развитие восприятия и перцептивных достижений;
• пробуждение положительного восприятия речи, расширение словарного запаса;
• развитие концентрации внимания и выдержки;
• обучение поведению в игре и в быту;
• обучение общению;
• помощь в налаживании отношений между ребенком и родителем;
• воспитание самосознания и доверия к себе самому;
• структурирование отдельных задач;
• формирование умения самостоятельно преодолевать трудности
Монтессори-терапевт — это особый специалист высокой квалификации, который совмещает функции и врача, и психолога, и дефектолога. К сожалению, пока таких специалистов в России немного. В нашем образовательном учреждении эту работу берет на себя коллектив специалистов, включая психолога, логопеда, дефектолога и врача.
Команда специалистов формируется в зависимости от проблематики развития конкретных детей. Часто к работе с ними привлекается один специалист, и совместно с педагогами группы выстраивается последовательность работы.
Технология организации совместной коррекционной работы педагогов и специалиста осуществляется в несколько этапов.
1. Беседа педагогов с родителями о необходимости проведения специалистом диагностического обследования ребенка, получение разрешения от них.
2. Комплексное обследование. Каждый специалист в процессе обследования ребенка применяет определенный набор диагностических методик для получения количественных и качественных показателей, которые помогают определить уровень развития ребенка, проблемы и отклонения. 3. Составление индивидуальной программы развития для каждого ребенка с особенностями в развитии.
4. Консультирование специалистом педагогов группы и родителей для выработки единых принципов по сопровождению и поддержке ребенка в группе и дома.