Способы поддержки детской инициативы по всем образовательным областям
| Образовательная область
| Младший дошкольный возраст 1-3 лет
| | Самостоятельная д-ть
| Непосредственно образовательная д-ть
| Совместная с педагогом д-ть
| | Познавательное развитие
| - побуждать ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности с предметами, материалами, веществами,
- предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
- обогащать сенсорный опыт детей по восприятию окружающего мира;
- поощрять занятия любым видом д-ти и выражать одобрение любому результату труда ребенка
- содержать в доступном месте все игрушки и материалы
| - побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
- отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
- проводить различные опыты, в ходе которого детям предоставляется возможность высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления и выбирать способ решения познавательной задачи.
| - формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;
- приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
- знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка, при этом поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
- устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы;
- четко исполнять правила поведения всеми детьми; - проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки
| | Речевое развитие
| - во всех ситуациях, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель должен помогать ему правильно согласовывать слова («Не лай, собачка, не пугай птичек-синичек»);
- стараться говорить с малышом при каждой возможности, как только тот изъявляет желание общаться;
- вовлекать детей в разговор на определенную тему;
- помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками;
- обогащать предметно-развивающую среду группы играми на развитие мелкой моторики
| -организовывать занятия по
рассматриванию сюжетных картин. (картины Е. Радиной и В. Езикеевой, Е. Батурииой, С. Веретенниковой, В. Гербовой и В. Сотниковой);
- проводить подгрупповые занятия (Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей, игры с некоторыми из них,
| - дать понять ребенку, что он рад общению с ним, готов выслушать его и не намерен торопиться;
-много и
целенаправленно
говорить в течение всего дня: когда общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает его, рассматривает книжку и т.п.);
- проводить игры-инсценировки, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, хороводные игры;
- приобщать ребенка к народной поэзии: потешкам («Ладушки», «Гуленька», «Сорока-белобока»), песенкам («Киска», «Петушок, петушок...» и др.);
- ежедневно проводить работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук — пальчиковая гимнастика;
- ежедневно читать детям вслух
| | Художественно-эстетическое развитие
| - обогащать предметно-развивающую среду группы играми на развитие художественного воображения;
- развивать умение создавать индивидуальные, композиции в рисунках, лепке, аппликации;
- наполнить предметно-развивающую среду материалами, стимулирующими реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
- стимулировать развитие самостоятельности в принятии решений в процессе творческой деятельности;
- создавать доброжелательный характер общения с ребенком
| - формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью;
- развивать умение в рисовании, лепке, аппликации, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность
- использовать в работе игры на развитие художественного воображения: «Расколдуй картинку», «На что это похоже», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки» и т.п.;
- использовать в работе нетрадиционные техники рисования (отпечаток лодошками, оттиск, кляксография и т.п);
- проводить интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература);
- использовать музыкальное сопровождение занятий детей обостряется развитие чувственного восприятия живописи. Наряду с иллюстрациями русских народных сказок, использую репродукции картин художников-пейзажистов.
| - обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости от их созерцания;
- вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда);
- научить детей воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса, приобщать к первоначальным исполнительским навыкам;
| | Физическое развитие
| - поощрять занятия двигательной;
- формировать потребности в ежедневной двигательной деятельности.
- учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног;
- учить реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др., выполнять правила в подвижных играх.
- поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами; шарами, развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений, вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.
| - р азвивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
- у чить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.
-учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него. - учить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ставить лыжи на место.
| - ф ормировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
- обращать внимание на сохранность правильной осанки в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.
- развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
| | Социально-коммуникативное развитие
| - поощрять участие детей в совместных играх. Развивать интерес к различным видам игр.
- помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.
- развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. - в процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру
| - побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (готовить материалы к занятиям; убрать за собой рабочее место)
- формировать бережное отношение к своим поделкам и поделкам сверстников
- воспитывать положительное отношение к труду
| - развивать умение самостоятельно одеваться (раздеваться, замечать неопрятность в одежде;
- воспитывать желание в уходе за растениями на участке и группе детского сада
| | Образовательная область
| Средний дошкольный возраст (3-5 лет)
| | Познавательное развитие
| - создать в группе определённую развивающую среду (разнообразные емкости, шприцы, трубочки, воронки, сито, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, компас, бинокль и т.п.);
- Поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы
| - совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
- развивать умение использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.);
- развивать умение подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
| -стимулировать исследовательскую деятельность детей, направленную на
исследование свойств объектов неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр;
- показать простейшие опыты (познакомить детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода)
- развивать исследовательскую деятельность ребенка, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создавать условия для ее презентации сверстникам
| | Речевое развитие
| - помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.
- совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
- развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
| - расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.
- активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.
-вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
- совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток.
- развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
| - обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
- выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка;
- помогать логично и понятно высказывать суждение.
- способствовать развитию любознательности.
- помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться
- закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
| | Физическое развитие
| - Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.
- Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности
- Приучать детей к самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр на прогулках.
| Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием (Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).
- Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.
| - Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом
- Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов
- Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
| | Художественно-эстетическое развитие
| - Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их ломов, детского сада.
- На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.
- Поощрять проявления активности и творчества.
| - Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок);
- учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
- Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т.д.).
- Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
| - Развивать интерес к аппликации, лепке, рисованию
- Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем скругления углов, использовании этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.п
- Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца).
| | Социально-коммуникативное
| -Развивать у дошкольников интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр;
- побуждать к активной деятельности. - Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения
- Приучать к самостоятельному выполнению правил. Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений)
- Формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
| -Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
- Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»)
- Закреплять умение поливать растения, класть корм в кормушки
- Приучать детей к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).
| - Формировать у детей умение договариваться,
- Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов;
- Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада; убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки
- Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым
| | Образовательные области
| Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
| | Познавательное развитие
| - Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа, которые носят индивидуальный характер.
| - использовать в работе методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ, сравнение по контрасту и подобию, сходству; группировка и классификация, моделирование и конструирование, ответы на вопросы детей, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопрос)
| - Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных
- через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
| | Речевое развитие
| -Приучать детей — проявлять инициативу с целью получения новых знании.
- предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов с целью развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения
| - Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем
- Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. - Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
- совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
| - Формировать умение отстаивать свою точку зрения.
- Приучать детей к самостоятельности суждений
- Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению
| | Физическое развитие
| -Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
-Учить активному отдыху. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур
| - Развивать самостоятельность, творчество; формировать выразительность и грациозность движений.
| - Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту.
| | Художественно-эстетическое развитие
| - Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка
-Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
| - Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.
- Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою);
-Формировать умение строить композицию рисунка и проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения
| - Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.
- Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений
- развивать навыки инсценирования песен; умение изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях
| | Социально- коммуникативное развитие
| - Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными)
- Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах.
| - Закреплять умение детей играть в различные дидактические игры (лого, мозаика, бирюльки и др.).
- Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего.
- Закреплять умение согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
- Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- Привлекать к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки» и т. д.). Развивать и закреплять сенсорные способности
| - Развивать инициативу, организаторские способности. Воспитывать умение действовать в команде
- Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения.
- Закреплять умение использованные средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
|
|
Поиск по сайту:
|