Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.
Пояснительная записка
Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.
Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.
Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:
· организационно-методическое обеспечение;
· работа с детьми;
· работа с родителями.
Организационно-методическое обеспечение включает:
· Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
· Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.
· Семинары-практикумы.
· Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
|
· Разработку и создание единой системы диагностических методик предшкольного образования.
Работа с детьми включает:
· Организацию адаптационных занятий с детьми в ШБП (Школа будущего первоклассника).
· Совместную работу психологов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
· Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
· Совместное проведение родительских собраний.
· Проведение дней открытых дверей.
· Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
· Открытые занятия педагогов дополнительного образования.
· Консультации психолога и учителя.
· Организация экскурсий по школе.
· Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.
Ожидаемые результаты
Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:
• Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
• личностного развития ребенка;
• укрепления психического и физического здоровья;
• целостного восприятия картины окружающего мира;
|
• формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
• преодоления разноуровневой подготовки.
• Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
• Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
• Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться
• Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.
Таблица 38
План работы
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
Методическая работа | |||
Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе | сентябрь | Заместитель заведующего, уч. нач. классов | |
Знакомство воспитателя с программой обучения и воспитания в 1 классе | сентябрь | воспитатели | |
Знакомство учителя с воспитательно-образовательной работой в дошкольной группе | сентябрь | уч. нач. классов | |
Посещение воспитателями уроков в 1 классе. Семинар «Осуществление преемственности дошкольного и начального школьного обучения на этапе реализации ФГОС». | ноябрь | Воспитатели, уч. нач. классов | |
Посещение учителями начальных классов занятий в дошкольной группе: · Цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей детей дошкольной группы. | март | Воспитатели, уч. нач. классов | |
Мониторинг успеваемости первоклассников – выпускников дошкольной группы. | декабрь | воспитатели, учителя нач. кл. | |
Педагогическое совещание в дошкольной группе. Вопросы для обсуждения: - роль дидактических игр в обучении дошкольников; - творческое развитие детей на занятиях по аппликации, лепке, конструированию, музыкальных занятиях; - итоги воспитательно-образовательной работы в дошкольной группе. | май | воспитатели, учитель начальных классов | |
Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению | май | Заместитель заведующего | |
Круглый стол для педагогов ОУ по результатам мониторинга «Готовность дошкольников к школьному обучению» | сентябрь | воспитатели, учителя нач. классов | |
Работа с родителями | |||
Круглый стол «Педагогика сотрудничества: педагог-ребенок-родители» | ноябрь | воспитатели, учителя нач. классов | |
Оформление стенда в ДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников» | декабрь | воспитатели | |
Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников на сайте дошкольной группы и школы | в течение года | Воспитатели, уч. нач. классов | |
«Как помочь ребенку подготовиться к школе»; | март | Воспитатели, учителя начальных классов | |
Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником». | Январь | воспитатели, учителя нач. классов | |
«Особенности организации обучения по ФГОС в начальной школе». | май | учителя нач. классов | |
Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе. | май | воспитатели | |
Собрание для родителей будущих первоклассников «Поступление детей в школу-важное событие в жизни детей». | апрель | воспитатели, учителя нач. классов | |
Выставки детских работ | в течение года | воспитатели | |
Работа с детьми | |||
Экскурсии детей в школу: - знакомство со зданием школы; - знакомство с кабинетом (классом); - знакомство со физкультурным залом; - знакомство со школьной библиотекой. | в течение года | воспитатели, учителя нач. классов | |
«Прощай, любимый детский сад! Здравствуй, здравствуй, школа!» | май | воспитатели, музыкальный руководитель |
|
2.12 Организация и содержание дополнительного образования детей
В рамках образовательной программы и в соответствии с уставными целями и задачами, отбирая содержание работы кружков, педагогический коллектив ориентировался на требования педагогической целесообразности организации детей. Прежде всего, это обеспечение права и возможности каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями.
Цель: реализация планов работы кружков способствует всестороннему развитию ребенка-дошкольника, раскрытию его творческих возможностей и способностей. Свободный выбор ребенком вида деятельности раскрывает социально значимые качества личности: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность.
Студийно-кружковая работа:
Вокальная студия
Хореографическая студия
Изостудия
Обучение чтению
Социально-психологическая подготовка к школе
Логоритмика
Ритмическая гимнастика
Оздоровительная аэробика
Лыжная подготовка
Занятия в сенсорной комнате
Занятия в игровом лабиринте
Реализация педагогической технологии Марии Монтессори
Таблица 39