В личном, как и в интеллектуальном, плане развитие ребенка идет от произвольности, импульсивности, ситуативности поведенческих реакций и поведения в целом к его произвольности, регулируемости. Произвольность и саморегуляция – стержневая линия интеллектуально-личностного развития
К сожалению, в последнее время наблюдается увеличение количества детей с эмоциональными нарушениями (легковозбудимость, неуравновешенность, страхи, тревожность, агрессия и т.п.), в основе которых лежат проблемы либо в сфере взаимоотношений ребенка с другими людьми, либо в собственном мире его переживаний, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, а следовательно и полноценному интеллектуальному развитию.
Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. Плановое диагностическое обследование проводится дважды в год: в начале и в конце учебного года. Помимо планового обследования возможна диагностика по запросам родителей или педагогов.
В коррекционно-развивающем процессе используются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.
Основные принципы проведения коррекционно-развивающей работы: системность коррекционных, профилактических, развивающих задач; учет возрастных психологических и индивидуальных особенностей; комплексность методов психологического воздействия; учет объема и степени разнообразия материала; возрастание сложности; учет эмоциональной сложности материала.
Коррекционно-развивающая работа состоит из разделов:
· по развитию познавательных процессов у детей 2-3 лет
|
· по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений для детей 3-4 лет
· по развитию познавательных процессов у детей 4-5 и 5-6 лет
· по коммуникативному развитию и развитию социальных эмоций для детей 6-7 лет
1. Программа по развитию познавательных процессов у детей 2-3 лет состоит из 16 занятий и рассчитана на полгода. Занятия направлены на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, совершенствованию коммуникативных навыков и развитию познавательных процессов.
В содержание каждого занятия входят:
· развивающие игры
· этюды
· рассматривание рисунков и иллюстраций
· чтение художественных произведений
· отгадывание загадок
· рисование
В программе используются упражнения на развитие мелкой и общей моторики, межполушарного взаимодействия, дыхательные упражнения, функциональные упражнения (развитие произвольности, самоконтроля, коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии, развитие внимания, мышления, воображения), психогимнастика.
2. Программа работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений состоит из 24 занятий и рассчитана на 1 год (для детей 3-4 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого по 10-15 мин с подгруппой детей до 7 человек. Занятия проводятся в кабинете психолога или помещении группы детского сада, в котором участники смогут свободно располагаться и передвигаться.
Основной целью цикла тематических занятий является введение ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общения, коммуникативное намерение и потребность в общении.
|
В содержание каждого занятия входят:
· развивающие игры
· этюды
· рассматривание рисунков и фотографий
· чтение художественных произведений
· рассказ психолога и рассказы детей
· слушание музыкальных произведений
· рисование-экспериментирование
Во время занятий дети сидят на стульчиках в кругу или на ковре.
3. Программа по развитию познавательных процессов у детей 4-5 и 5-6 лет представляет собой цикл из 30 занятий и рассчитана на год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого по 20-25 мин, которые могут проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Основной целью программы является повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Материалом служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций, воспитание личностных качеств.
4. Программа работы по коммуникативному развитию и развитию социальных эмоций для детей 6-7 лет состоит из 22 занятий и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого 25-30 мин.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме, для этого используются:
· развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения)
· упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера на мышечную релаксацию)
· этюды
· сочинение историй
· моделирование и анализ ситуации
· рисование
· рассматривание рисунков и фотографий
во время занятий дети сидят на стульчиках в кругу или на ковре.