Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушение познавательного и эмоционального развития




В личном, как и в интеллектуальном, плане развитие ребенка идет от произвольности, импульсивности, ситуативности поведенческих реакций и поведения в целом к его произвольности, регулируемости. Произвольность и саморегуляция – стержневая линия интеллектуально-личностного развития

К сожалению, в последнее время наблюдается увеличение количества детей с эмоциональными нарушениями (легковозбудимость, неуравновешенность, страхи, тревожность, агрессия и т.п.), в основе которых лежат проблемы либо в сфере взаимоотношений ребенка с другими людьми, либо в собственном мире его переживаний, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, а следовательно и полноценному интеллектуальному развитию.

Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. Плановое диагностическое обследование проводится дважды в год: в начале и в конце учебного года. Помимо планового обследования возможна диагностика по запросам родителей или педагогов.

В коррекционно-развивающем процессе используются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.

Основные принципы проведения коррекционно-развивающей работы: системность коррекционных, профилактических, развивающих задач; учет возрастных психологических и индивидуальных особенностей; комплексность методов психологического воздействия; учет объема и степени разнообразия материала; возрастание сложности; учет эмоциональной сложности материала.

Коррекционно-развивающая работа состоит из разделов:

· по развитию познавательных процессов у детей 2-3 лет

· по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений для детей 3-4 лет

· по развитию познавательных процессов у детей 4-5 и 5-6 лет

· по коммуникативному развитию и развитию социальных эмоций для детей 6-7 лет

1. Программа по развитию познавательных процессов у детей 2-3 лет состоит из 16 занятий и рассчитана на полгода. Занятия направлены на воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, совершенствованию коммуникативных навыков и развитию познавательных процессов.

В содержание каждого занятия входят:

· развивающие игры

· этюды

· рассматривание рисунков и иллюстраций

· чтение художественных произведений

· отгадывание загадок

· рисование

В программе используются упражнения на развитие мелкой и общей моторики, межполушарного взаимодействия, дыхательные упражнения, функциональные упражнения (развитие произвольности, самоконтроля, коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии, развитие внимания, мышления, воображения), психогимнастика.

2. Программа работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений состоит из 24 занятий и рассчитана на 1 год (для детей 3-4 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого по 10-15 мин с подгруппой детей до 7 человек. Занятия проводятся в кабинете психолога или помещении группы детского сада, в котором участники смогут свободно располагаться и передвигаться.

Основной целью цикла тематических занятий является введение ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общения, коммуникативное намерение и потребность в общении.

В содержание каждого занятия входят:

· развивающие игры

· этюды

· рассматривание рисунков и фотографий

· чтение художественных произведений

· рассказ психолога и рассказы детей

· слушание музыкальных произведений

· рисование-экспериментирование

Во время занятий дети сидят на стульчиках в кругу или на ковре.

3. Программа по развитию познавательных процессов у детей 4-5 и 5-6 лет представляет собой цикл из 30 занятий и рассчитана на год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого по 20-25 мин, которые могут проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Основной целью программы является повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Материалом служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций, воспитание личностных качеств.

4. Программа работы по коммуникативному развитию и развитию социальных эмоций для детей 6-7 лет состоит из 22 занятий и рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого 25-30 мин.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме, для этого используются:

· развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения)

· упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера на мышечную релаксацию)

· этюды

· сочинение историй

· моделирование и анализ ситуации

· рисование

· рассматривание рисунков и фотографий

во время занятий дети сидят на стульчиках в кругу или на ковре.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: