1. Тафсир-и Немуне, аятолла Макарим Ширази и группа шиитских ученых. Дар аль-кутуб аль-исламийя, Кум, Иран, 1990/1410 г.х. - П.
2. Маджма‘ аль-баян фи тафсир аль-Кур’ан, шейх Абу ‘Али аль-Фадл ибн аль-Хусейн аль-Табарси. Дар ихья’ ат-турас аль-‘араби, Бейрут, Ливан, 1960/1380 г.х. – А.
3. Аль-мизан фи тафсир аль-Кур’ан, алламе сейидМухаммед Хусейн ат-Табатаба’и. Аль-а‘лами лиль-матбу‘ат, Бейрут, Ливан, 1972/1392 г.х. – А.
4. Атъяб аль-баян фи тафсир аль-Кур’ан, ‘Абдель Хусейн Тайиб, издательский дом Мухаммади, Исфахан, Иран, 1962/1382 г.х. - П.
5. Ад-дурр аль-мансур фи тафсир аль-м’асур, имам ‘Абдель Рахман ас-Суйюти. Дар аль-фикр, Бейрут, Ливан, 1983/1403 г.х. – А.
6. Ат-тафсир аль-кабир, имам Фахр-и Рази. Дар аль-кутуб аль-исламийя, Тегеран, 1973/1393 г.х. – А.
7. Аль-джами‘ ли ахкам аль-Кур’ан (Тафсир аль-Картаби), Мухаммед ибн Ахмед аль-Картаби. Дар аль-кутуб аль-мысрийя, 1967/1387 г.х. – А.
8. Тафсир-и нур-ус-сакалейн, Абд-и Али ибн Джум‘ат аль-‘Аруси аль-Хувейзи. Аль-матба‘ат аль-‘илмийя, Кум, Иран, 1963/1383 г.х. – А.
9. Тафсир-и рух-ул-джанан, Джамаладдин Абулфутух Рази. Дар аль-кутуб аль-исламийя, Тегеран, 1973/1393 г.х.
10. Тафсир-и рух-ул-баян, Исмаил Хакки аль-Бурусави. Дар ихья’ ат-турас аль-‘араби, Бейрут. – А.
Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!
Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещеванием и препирайся с ними тем, что лучше! Поистине, Господь твой – Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо!
[сура Ан-Нахл (Пчелы), 16:125]
* Хотя дословный перевод слова “Ахл аль-бейт” означает домочадцы, но в исламских текстах постоянно терминологический эквивалент этого слова используется как “семейство или потомки Пророка Ислама”, которое имеет определённое значение. Это семейство было представлено в десятках преданий, которые были сказаны милостивым Пророком. В нижеприведённых примерах вы увидите, что его светлость Али (ДБМ), Фатима (ДБМ), Хасан (ДБМ), Хусейн (ДБМ) и Имамы от рода имама Хусейна (ДБМ) были представлены как “Ахл аль-бейт”:
1. Сафийе бент Шийба приводит слова Айшы, которая рассказывает: «Однажды Пророк вышел из дома с накидкой на плечах и в это время пришёл Хасан ибн Али (ДБМ). Пророк взял его под накидку. После пришёл Хусейн ибн Али (ДБМ) и Пророк также взял его под накидку. Затем пришла Фатима (ДБМ) и Пророк её также взял под накидку. Потом пришёл Али (ДБМ), которого Пророк, как и прежних взял под накидку и в это время Пророк прочёл следующий аят из Корана: “Ведь Аллах лишь хочет снять с вас скверну, (очистить) дом его семьи, и всех вас полным очищением очистить”» (Сура Союзники 33:33) – Сахихи Муслим 4/1883/2424; Аль-мустадрак алас-Сахихайн 3/159/4707; Тафсир Табари 12/22, часть 6; Ассунан аль-кубра 2/212/2
2. Иса ибн Абдаллах ибн Малик приводит слова Умар ибн аль-Хаттаба, который рассказывает: «Слышал, как Пророк изволил сказать: “О люди, я быстрее вас покину этот мир, и потом вы в Судный день придёте ко мне…”[в этом хадисе Пророк советует о соблюдении прав Корана и Ахл аль-бейта. После, Умар ибн ал Хаттаб спрашивает:] “О Пророк, кто является Вашим Ахл аль-бейтом”, на что Пророк отвечает: “Моим Ахл аль-бейтом являются дети Али (ДБМ) и Фатимы (ДБМ) и девять Имамов от рода имама Хусейна (ДБМ), они являются моим семейством и моя кровь течёт в их жилах”. Кифайат аль-асар, стр. 91, тафсир Аль-бурхан1/9.
3. Амр ибн Саид ибн Абил Ваккас приводит слова отца, который рассказывает: «Пророку явилось откровение, в то время когда Али (ДБМ), Фатима (ДБМ), Хасан (ДБМ) и Хусейн (ДБМ) находились под его накидкой, и Пророк тогда изволил сказать: “О Аллах, они являются моим Ахл аль-бейтом”» – Сахих Муслим: 4/1883/2424; Сунан Термези 5/225/2999; Муснад ибн Ханбал 1/391/1608; Аль мустадрак алас-Сахихайн 3/163/4719; Ассунан аль-Кубра 7/101/13
4. Ибн Аббас о аяате “Клянусь небом, обладателем звёзд”(85:1) говорит: «Пророк изволил сказать: “Я являюсь небом и обладателями звёзд являются Имамы (ДБМ) от моего семейства, первым из них является Али (ДБМ) и последним, двенадцатым – ‘Махди’(ДБМ)”» – Йанаби аль маваддат 3/254/59.
[1] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр. 17.
[2] Комментарий Махзан аль-‘ирфан, том 1, стр. 28, а также Масабих аль-анвар, том 1, стр.
[3] Манхадж аль-садыкин, том 1, стр. 90.
[4] Аль-бурхан фи тафсир аль-Куран, том 1, стр. 21, а также Атйаб аль-баян, том 1, стр. 83.
[5] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр. 17.
[6] Абульфутух Рази, комментарий Рух аль-джанан, том 1, стр. 16.
[7] Бихар аль-анвар, том 76, гл. 58, стр. 305 (в Тафсир аль-баян, том 1, стр. 461).
[8] Бихар аль-анвар, том 76, гл. 58.
[9] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр. 18.
[10] Там же.
[11] Барги, Аль-махасин, стр. 40, а также Бихар аль-анвар, том 92, стр.
[12] Тафсир ас-сафи, том 1, стр. 70, а также Аль-мизан, том 1, стр.26 (на персидском языке).
[13] /бисмиллах/ является сокращением от /бисмиллахир-рахманир-рахим/.
[14] Махзан аль-‘ирфан, том 1, стр. 28.
[15] Аль-кафи, том 3, стр.
[16] Аль-иткан, том. 1, стр.
[17] Атйаб аль-баян, том 1, стр. 92.
[18] Кафи, шейх Садук, Таухид, Ма‘ани аль-ахбар (согласно толкованию Аль-мизан).
[19] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр. 21.
[20] Ма‘ани аль-ахбар, стр. 32, предание 8; Тафсир Фурат аль-куфи, том 1, стр. 52.
[21] Комментарий Аль-манар, том 1, стр. 51.
[22] Комментарий Нур ас-сакалейн, том 1, стр.17.
[23] Сборник стихов Повелителя правоверных Али ибн Аби Талиба (ДБМ), стр.
[24] Комментарий Нур ас-сакалейн, том 1, стр 19.
[25] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр. 24, а также Манхадж ас-садыкин, том 1, стр. 24.
[26] Бихар аль-анвар, том 72, стр.
[27] Канз-аль-‘уммал, том 1, стр. 36 (цит. по Тафсир-и Бакави и ‘ Амал-аль-йаум ва-л-лайла).
[28] Комментарий Манхадж ас-садыкин, том 1, стр.
[29] Бихар аль-анвар, том 92, стр. 254, а также Тафсир ас-Сафи, том 1, стр. 72.
[30] Ма‘ани аль-ахбар, стр.
[31] Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 20, предание 86.
[32] Там же, стр. 21, предание 88.
[33] Там же, предание 89.
[34] Там же, предание 94.
[35] Бихар аль-анвар, том 24, стр. 16, а также Манхадж ас-садыкин, том 1, стр.
[36] Бихар аль-анвар, том 23, стр. 124, предание 50.
[37] Ихкак аль-хакк, том 9, стр. 309-
[38] Тафсир ас-Сафи, том 1, стр. 74.
[39] Ма‘ани аль-ахбар, стр. 32, предание 8, а также Тафсир Фурат аль-Куфи, том 1, стр. 52.
[40] Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 26; Маджма‘ аль-баян, том 1, стр. 32.
[41] Саваб аль-а‘маль (цит. по Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 36).
[42] Манхадж ас-садыкин, том 1, стр. 120; Маджма‘ аль-баян, том. 1, стр. 32.
[43] Аль-Бурхан фи тафсир аль-Коран, том 1, стр. 52.
[44] Тафсир ас-Сафи, том 1, стр. 78.
[45] Комментарий Махзан аль-‘ирфан, том 1, стр. 66.
[46] Комментарий Аль-Бурхан, том 1, стр. 54.
[47] Махзан аль-‘ирфан, том 1, стр. 81.
[48] Бихар аль-анвар, том 2, стр.
[49] Махзан аль-‘ирфан, том 1, стр. 82.
[50] Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 31.
[51] Махзан аль-‘ирфан, том 1, стр. 99.
[52] Джавахир аль-калам, том 7, стр. 1.
[53] Маджма‘ аль-баян, том. 1, стр. 39; Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 32.
[54] Истинная вера неотделима, на самом деле, от /йакин/ 'убежденности'. Состояние убежденности имеет несколько разновидностей и градаций в зависимости от уровня, достигнутого верующим. Важнейшей из ее разновидностей является 'убежденность в знании', которая имеет три уровня. Более подробно об этом см. «Свет Священного Корана», том 20 (комментарий к суре Ат-Такасур (Страсть к приумножению) - 102:8).
[55] Комментарий к каждому из начальных пяти аятов этой суры предваряется тестом соответствующего аята как на арабском, так и на русском языках, точно так же, как это делалось в комментарии к суре Открывающая. Это объясняется большим объемом последующего комментария. Далее в тексте в аналогичных случаях будет использоваться только русский перевод аятов.
[56] Усул аль-кафи, том 2, стр. 209, предание 20.
[57] Более подробно о понятии 'люди Писания' см. ниже в комментарии к аяту 62.
[58] Подобная ситуация сложилась и в ходе Исламской революции в Иране, где лицемеры действовали аналогичным образом. Но, к счастью, благодаря Милости Аллаха и бдительности благородного народа Ирана, они потерпели неудачу.
[59] Сафинат аль-бихар, том 2, стр.
[60] Нахдж аль-балага, проповедь 194 (арабское издание) или проповедь 199, стр. 172 (английское издание).
[61] Бихар аль-анвар, том 77, стр. 53, предание 3.
[62] Ахмад ибн Ханбал, Муснад, том 2, стр.
[63] Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 41.
[64] Таухид аль-Муфаддал (Теизм), стр. 1, (на персидском языке).
[65] Другие значения этого слова мы рассмотрим при анализе аята 29 настоящей суры. Заслуживают внимания также замечания по поводу атмосферы в комментарии к аяту 22.
[66] Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 41
[67] Дорогой читатель! Задумывался ли ты о том, что, если взять всю морскую воду, покрывающую две трети поверхности нашей планеты, удвоить ее количество, а затем всю ее превратить в чернила, чтобы записать ими все научные идеи и секреты Корана, то есть Слова Аллаха, то весь этот огромный океан чернил иссякнет раньше, чем слова Аллаха, заключающие в себе научные идеи и секреты Корана? А теперь попытайтесь представить себе все величие Священного Корана!
[68] Подробнее см. Священный Коран и последний из Пророков (ДБАР), стр. 147 (на персидском языке).
[69] Тафсир ас-Сафи, том 1, стр 89; Тафсир аль-бурхан, том 1, стр. 70.
[70] Васа’иль аш-ши‘а, том 14, стр. 19.
[71] Манхадж ас-садыкин, том 1, стр.
[72] Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 46, предание 65.
[73] Нахдж аль-балага, проповедь
[74] См. анализ слова /сама’/ в значении 'атмосфера' в комментарии к аяту 22 суры Корова.
[75] Аналогичный образ можно встретить и в произведении Д. Мильтона Потерянный рай, стр. 56, 481, а также у Данте.
[76] Тафсир аль-мизан, том 1, стр.
[77] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр. 76.
[78] Тафсир аль-мизан, том 1, стр.
[79] Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 58; Бихар аль-анвар, том 11, стр.
[80] Аль-мизан, том 1, стр. 181 (английский перевод).
[81] Аль-мизан, том 1, стр. 185, 186 (английский перевод).
[82] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр. 89.
[83] Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 73.
[84] Священный Коран, арабский текст с параллельным английским переводом и комментарием, стр. 98.
[85] Аль-бурхан фи тафсир аль-Коран, том 1, стр. 14; Тафсир ас-Сафи, том 1, стр.
[86] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр. 99.
[87] Там же, стр.
[88] Усул-и Кафи, том 3, стр.
[89] Атъяб аль-баян, том 2, стр. 21.
[90] Нахдж аль-балага, проповедь
[91] Сунан ат-Тармази, том 5, стр. 24; Сунан ад-Дарми, том 1, стр. 26, 27.
[92] Шейх Садук, Аль-Хисал, стр.
[93] Муснад Ахмад, том 1, стр. 301; Сунан Ниса’и, том 1, стр.
[94] Сахих аль-Бухари, том 1, стр. 36.
[95] Сунан ибн Мадже, том 2, стр. 1444, предание 4
[96] Бихар аль-анвар, том 8, стр. 43.
[97] Бихар аль-анвар, том 8, стр. 38, предание 16.
[98] Усул аль-Кафи, том 8, стр. 11; Бихар аль-анвар, том 8, стр. 53.
[99] Нахжд аль-балага, проповедь 51.
[100] Атйаб аль-баян, том 2, стр. 34.
[101] Ат-тафсир аль-кашиф, том 1, стр.
[102] Маджма‘ аль-баян, том 10, стр.
[103] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр.
[104] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр.
[105] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр.
[106] Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 88-89.
[107] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр.
[108] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр.
[109] Дурр аль-мансур, том 1, стр. 252,
[110] Мухаммад ибн Джарир Табари, Джами‘ аль-баян, том 1, стр. 469-
[111] Тафсир Фурат аль-куфи, стр. 49, предание 7; Ибн Асакир, Тарих-и Дамешк, том 2, стр.
[112] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр. 188; Тафсир Картаби и Тафсир аль-манар.
[113] Асбаб ан-нузуль, стр. 22, арабский текст.
[114] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр.
[115] Там же.
[116] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр. 189, а также Аль-мизан, комментарий к данному аяту.
[117] Тафсир Фахр Рази, том 4, стр. 9.
[118] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр.
[119] Манхадж ас-садыкин, том 1, стр. 348, а также Абульфутух Рази, том 1, стр.
[120] Тафсир ат-тибъян, том 1, стр. 424, а также Тафсир немуне, том 1, стр.
[121] Шейх Садык, Ат-таухид, стр.
[122] Бихар аль-анвар, том 93, стр. 118, а также Табарси, Аль-ихтиджадж.
[123] Бихар аль-анвар, том 23, стр. 102, предание 1.
[124] Бихар аль-анвар, том 25, стр.
[125] Нахдж аль-балага, арабский текст под редакцией Субхи Салиха, стр.
[126] Тафсир ас-Сафи, том 1, стр.
[127] Абульфутух Рази, Комментарий, том 1, стр.
[128] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр.
[129] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр.
[130] Там же, а также Тафсир Абульфутуха Рази, том 1, стр.
[131] Аль-Мизан, том 2, стр. 70 (английский перевод).
[132] Усул аль-Кафи, том 1, гл. 2 с изложением рангов пророков (наби), посланников (расул) и имамов (ДБАР), стр.
[133] Усул аль-Кафи, том 1, гл. 'Пророки и посланники', предание 1.
[134] Шейх Туси, Аль-амали, стр. 379, опубл. в 1414 г.
[135] Аль-манар, том 1, стр. 457-
[136] Сура Сад - 38:47.
[137] Сура Ан-Нахль (Пчелы) - 16:
[138] Там же, аят 20.
[139] Сура Марйам - 19:41.
[140] Сура Ат-Тауба (Покаяние) - 9:
[141] Бихар аль-анвар, том 12, стр. 86,
[142] Нахдж аль-балага, проповедь
[143] Аль-Кафи, том 8, стр. 368, предание
[144] Тафсир Абульфутух Рази, том 1, стр.
[145] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр.
[146] Э.В. Лэйн, Арабо-английский словарь, часть 4, стр. 1
[147] Нур ас-сакалейн, том 1, стр.
[148] Комментарии к первой части Священного Корана закончились на предыдущей странице, но поскольку тема киблы в Коране продолжается, для ее завершения мы были вынуждены несколько расширить рамки данного тома, добавив к нему несколько аятов из второй части Корана.
[149] Аль-манар, том 2, а также Ат-тафсир аль-Кабир, Фахр-и Рази, том 4, стр.
[150] Раузат аль-кафи, том 8, стр. 313, предание
[151] Маджма аль-баян, том 1, стр.
[152] Сура Аль-Бакара - 2:
[153] Шейх Туси, Аль-амали, стр.
[154] Вторая часть Корана начинается с аята 142 суры Корова. Комментарии к первым аятам этой части были добавлены к предыдущему тому, с тем, чтобы объединить в одном месте толкование аятов, касающихся темы киблы. Данный том начинается с аята 153.
[155] Тафсир-и фурат аль-куфи, стр. 49, предание 7.
[156] Аль-Бурхан фи тафсир аль-Кур’ан, том 1, стр. 167.
[157] Бихар аль-анвар, том 68, стр. 113, предание 48.
[158] Бихар аль-анвар, том 82, стр. 232.
[159] Маджма аль-баян, том 1, стр. 236.
[160] Там же.
[161] Нахдж аль-балага, проповедь 93.
[162] Нахдж аль-балага, проповедь 143.
[163] Аль-Бурхан фи тафсир аль-Кур’ан, том. 1, стр. 169.
[164] Аль-Бурхан фи тафсир аль-Кур’ан, том 1, стр. 197.
[165] Сейид ибн Тавус, 'Тара’иф', стр. 177, а также Аби Дауд,'Сунан', том 4, стр. 152.
[166] Бихар аль-анвар, том 82, стр. 142.
[167] Махзан аль-‘ирфан, том 2, стр. 143.
[168] Ат-тибъян фи-тафсир аль-Кур’ан, том 2, стр. 44.
[169] Маджма’ аль-баян, том 1, стр. 240.
[170] Лубаб ан-нузул фи Асбаб ан-нузул, стр. 22.
[171] Бихар аль-анвар, том 58, стр. 102, 106.
[172] Тафсир аль-Бурхан, том 1, стр. 172.
[173] Тафсир аль-Бурхан, том 1, стр. 172.
[174] Сура Аль-Маида (Трапеза) - 5:90.
[175] Сура Аль-Ан’ам (Скот) - 6:142.
[176] Тафсир аль-Бурхан, том 1, стр. 173.
[177] Аль-Кафи, том 5, стр. 78.
[178] Тафсир Рух аль-баян, том 1, стр. 272.
[179] Тафсир ас-Сафи, том 1, стр. 193
[180] Тафсир-и нур, том 1, стр. 329.
[181] Васа‘ил аш-ши‘а, том 16, стр. 310.
[182] Тафсир Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 155.
[183] Сура Ан-Ниса (Женщины) - 4:10.
[184] Сура Аль-Му’минун (Верующие) - 23:108.
[185] Ман ла йахзурухул факих, том 4, стр. 253.
[186] Аль-мизан, том 1, стр. 615 (персидский перевод).
[187] Тафсир Картаби, том 2, стр. 242.
[188] Усул Кафи, том 2, стр. 660.
[189] Сура Аль-Фуркан (Различение) - 25:75.
[190] Сура Ар-Ра’д (Гром) - 13:24.
[191] Сура Ас-Саджда (Челобитие) - 32:24.
[192] Тафсир Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 159.
[193] Васа‘ил аш-ши‘а, том 13, стр. 352.
[194] Васа‘ил аш-ши‘а, том 13, стр. 361.
[195] Васа‘ил аш-ши‘а, том 13, стр. 352.
[196] Васа‘ил аш-ши‘а, том 13, стр. 359.
[197] Там же, стр. 360.
[198] Аль-Кафи, том 2, стр. 18.
[199] Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 27.
[200] Тафсир Мараги, том. 2, стр. 69.
[201] Там же.
[202] Аль-Кафи, том 2, стр.
[203] Бихар аль-анвар, том 96, стр. 256.
[204] Там же, стр. (Аорта – главная артерия, подающая кровь из левого желудочка сердца ко всем тканям и органам тела).
[205] Нахдж аль-балага, проповедь (высказывание, речение?) 252.
[206] Бихар аль-анвар, том 96, стр. 252.
[207] Васа‘ил аш-ши‘а, том 7, глава 'Пост', стр. 3.
[208] 'Голодание как новый способ лечения', стр. 65 (первое издание).
[209] Бихар аль-анвар, том 96, стр. 255.
[210] Бихар аль-анвар, том 62, стр. 290.
[211] 'Словарь Библии', стр. 427.
[212] Ветхий Завет, Второзаконие, глава 9:9.
[213] 'Словарь Библии', стр. 428.
[214] Там же.
[215] Новый Завет, Евангелие от Матфея, глава 4:1, 2.
[216] Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 5:33-35.
[217] Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 5:33-35, а также 'Словарь Библии', стр. 428.
[218] Васа‘ил ащ-ши‘а, том 7, раздел 18, предание 16.
[219] Канз аль-‘уммаль, том 1, стр. 78, а также том 11, стр. 445.
[220] Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 278.
[221] Аль-Усул мин аль-Кафи, том 2, стр. 468.
[222] Бихар аль-анвар, том 93, стр. 312.
[223] Там же, стр. 372.
[224] Там же.
[225] Сура Ан-Ниса (Женщины) - 4:46.
[226] Бихар аль-анвар, том 93, стр. 276.
[227] Нахдж аль-балага, высказывание (изречение) 337.
[228] Аль-Усул мин аль-Кафи, том 2, стр. 467 (на арабском языке).
[229] Аль-Усул мин аль-Кафи, том 2, стр. 468.
[230] Там же.
[231] Там же.
[232] Там же.
[233] Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 281.
[234] Васа‘ил аш-ши‘а, том 12, глава 5.
[235] Бихар аль-анвар, том 104, стр. 274.
[236] Фи зилал иль-Кур’ан, том 1, стр. 252.
[237] Нахдж аль-балага, проповедь 224.
[238] Ал-Имам Али (ДБМ), том 1, стр. 155, 156.
[239] Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 282.
[240] Тафсир Байдави, том 1, стр. 40.
[241] Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 282.
[242] Там же.
[243] Нахдж аль-балага, письмо (проповедь, высказывание, речение) 14.
[244] Там же.
[245] Нахдж аль-балага, высказывание 146.
[246] Нахдж аль-балага, письмо 4.
[247] Васа’ил аш-ши‘а, том 11, стр. 14.
[248] Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 298.
[249] Там же.
[250] Шарх Нахдж аль-балага, том 13, стр. 262, египетское издание, 1961.
[251] Атъяб аль-баян, том 2, стр. 386.
[252] Кур’ан аль-хаким, персидский перевод Мухаммада Хаджави, стр. 263.
[253] Коран, 2:168, 6:142, 24:21.
[254] Слово /зулал/ является формой множественного числа от /зулла/, что означает 'навес, тент, купол и т.п…, все, что создает тень'. Таким образом, фраза /зулалин мин аль-гамам/ переводится как 'сень облаков'.
[255] Джами‘ ас-са‘адат и Бихар аль-анвар, том 100, стр. 89.
[256] Аль-Кафи, том 5, стр. 3.
[257] Ат-тахзиб, том 6, стр. 123.
[258] Комментарий Атъяб аль-баян, том 2, стр. 414.
[259] Сира ибн Хишам, том 2, стр.
[260] Комментарий Аль-мизан, том 3, стр. 245, 247 (английский перевод).
[261] Аль-Кафи, том 6, стр. 398.
[262] ’Илахи-Кумшеи, перевод Корана на персидский язык.
[263] Атъяб аль-баян, том 2, стр.
[264] Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 322.
[265] Сура Аль-Маида (Трапеза) - 5:89.
[266] Ман ла яхдуру аль-факих, том 3, стр. 502.
[267] Тафсир Нимуна, том 2, стр. 159.
[268] Нахдж аль-балага, проповедь 183, стр. 268.
[269] Данное пояснение дословно цитируется по сноске к переводу Священного Корана (на английский язык) Мир Ахмада Али, стр. 217.
[270] Алляма сейид Мухаммад Хусейн ат-Табатабаи, Аль-мизан, комментарий к Корану, том 4, стр. 112 (английский перевод).
[271] Данное пояснение основывается на сноске к переводу Священного Корана Мир Ахмада Али, стр. 221.
[272] Алляма сейид Мухаммад Хусейн ат-Табатабаи, Аль-мизан, комментарий к Корану, том 4, стр. 123 (английский перевод).
[273] Сура Аль-А’раф (Ограды) - 7:144.
[274] Сура Аль-Анбия (Пророки) - 21:107.
[275] Дурр аль-мансур, том 2, стр. 8.
[276] Бихар аль-анвар, том 92, стр. 262.
[277] Аль-бурхан фи тафсир аль Кур’ан, том. 1, стр. 241.
[278] Тафсир Рух аль-баян, том 1, стр. 416.
[279] Аль-мизан, том 2, стр. 406.
[280] Нур ас-сакалейн, том 1, стр. 283.
[281] Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 380.
[282] Маджма‘ аль-баян, том 2, стр. 381.
[283] Нахдж аль-балага, проповедь 258.
[284] Бихар аль-анвар, том 24, стр. 86.
[285] Маджма‘ аль-баян, том 1, стр. 385.
[286] Сура Аль-Бакара (Корова) - 2:262.
[287] Тора, Исход, глава 23; Левит, глава 25.
[288] Сура Аль-Бакара (Корова) - 2:276.
[289] Васа‘ил аш-ши‘а, том 12, стр. 429.
[290] Аль-Кафи, том 5, стр. 147.
[291] Канз аль-амаль, том 4, стр. 104.
[292] Васа‘ил аш-ши‘а, том 12, стр. 430.
[293] Мукни‘а, стр. 129.
[294] Васа‘ил аш-ши‘а, том 12, стр. 423.
[295] Бихар аль-анвар, том 103, стр. 119.
[296] Аль-хайат, том 4, стр. 334.
[297] Нахдж аль-балага, проповедь 447.
[298] Фи зилал иль-Кур’ан, том 1 стр. 486.
[299] Тафсир аль-бурхан, том 1, стр. 260.
[300] Васа‘ил аш-ши‘а, том 12, стр. 422.
[301] Канз аль-амаль, том 4, стр. 107.
[302] Бихар аль-анвар, том 100, стр.117.
[303] Там же, стр. 18.
[304] Сафинат аль-бихар, том 1, стр. 507.
[305] Бихар аль-анвар, том 100, стр.121.
[306] Усул Кафи, том 3, стр. 178.
[307] Бихар аль-анвар, том 100, стр.157.
[308] Сахих-и муслим, том 3, предание 106.
[art1]
[art2]
[art3]
[art4]
[art5]
[art6]
[art7]
[art8]
[art9]
[art10]