Для того чтобы осознать глубочайший смысл и великолепие рассматриваемого аята, достаточно познакомиться с излагаемым ниже преданием, восходящим к самому святому Пророку (ДБАР).
Однажды Посланник Аллаха (ДБАР) спросил Убай ибн Кааба, какой из аятов Корана является наиболее важным. В ответ он услышал такие слова:
Нет божества, кроме Бога [Единого], вечно Живого, вечно Сущего
Тогда Посланник Аллаха (ДБАР) в знак особого расположения коснулся рукой его груди и произнес: «Да принесут тебе пользу твои знания. Клянусь Тем, в чьих руках душа Мухаммада, у этого аята два языка и две пары губ, которые прославляют Господа у подножия Небесного престола власти». [275]
А Имам Бакир (ДБМ) так оценил этот аят: «Тому, кто один раз прочтет вслух аят 'Аль-курсий', Аллах дарует избавление от тысячи земных тягот, самой легкой из которых является бедность, и от тысячи неприятностей потусторонней жизни, самая легкая из которых – могильная мука». [276]
Комментарий
Начинается аят поминанием Пречистой Сущности Аллаха. Вслед за этим идут слова, подтверждающие Его Единственность, а затем приводятся некоторые из Его прекрасных имен и атрибутов.
Нет божества, кроме Бога [Единого] …
' Аллах ' - это одно из имен Бога, подразумевающее Сущность, обладающую всеми атрибутами Божественного Совершенства, Величия и Красоты.
Следующие слова передают еще два атрибута Аллаха: Он - Вечноживущий и Самодостаточный Господь, и все существа Вселенной зависят от Него.
…вечно Живого, вечно Сущего
Совершенно очевидно, что только жизнь Аллаха является единственно реальной, поскольку его бытие - это воплощение Его Сущности, Знания и могущества. Его жизнь в корне отлична от жизни всех прочих существ, которая имеет начало и неизбежно заканчивается смертью.
|
С точки зрения бытия, Аллаха никоим образом нельзя уподоблять сотворенным Им живым существам. «Уповай же на Вечносущего, который не умирает…» - гласит сура Аль-Фуркан (Различение) - 25:58.
Далее в аяте подчеркивается, что Аллах не подвластен ни дремоте, ни сну и ни на мгновение не оставляет без внимания земные дела.
Не подвержен Он ни дремоте, ни сну
Арабское слово /сина/ 'дремота' означает предшествующее сну переходное состояние, когда у человека начинают слипаться глаза. Для обозначения собственно сна, который охватывает и разум человека, используется слово /наум/. Эта фраза означает, что власть Всемилостивейшего Аллаха ни на секунду, ни на мгновение не ослабевает и не оставляет этот мир.
Следующие слова сообщают о том, что Аллах владеет всем, что есть на небесах и на земле.
Принадлежит Ему то, что на небесах, и то, что на земле
Это уже пятый из упомянутых в аяте атрибутов Аллаха. Напомним первые четыре: Аллах - Един, Он - вечно Живой, Он - Самодостаточный, Он никогда не дремлет.
Понято, что последний из рассмотренных атрибутов (все принадлежит Аллаху) имеет для людей огромное воспитательное значение. Если они осознают, что все, чем они владеют, на самом деле не принадлежит им, а лишь дано им во временное пользование, то не станут попирать чужие права. Люди, проникшиеся таким знанием, не станут колонизаторами, не превратятся в скряг, не будут тратить свою жизнь на бессмысленное накопление богатства.
Далее речь идет о шестом атрибуте.
Кто же станет искать у Него заступничества, если не будет на то соизволения Его?
|
Этот риторический вопрос фактически сообщает о том, что никто не может выступить заступником перед Аллахом без Его на то разрешения.
Тема заступничества достаточно подробно рассматривалась в комментарии к аяту 48 суры Аль-Бакара (Корова) - 2.
По поводу седьмого атрибута сказано следующее:
Ведомо Ему то, что было с людьми раньше и что станется после
Его Знание объемлет всю информацию о происходящем в прострастве и во времени. Поэтому все, в том числе и заступничество, происходит только по Его повелению.
Восьмой атрибут обосновывается тем фактом, что Он раскрывает людям лишь малую часть Своего Знания, а именно ту, которая будет для них доступна и полезна.
Люди же постигают из знания Его лишь то, что пожелает Он [ниспослать им]
Таким образом, человеческие знания - это лишь один луч из огромного моря света Его безграничного знания.
Эти слова аята позволяют сделать еще два вывода. Первый состоит в том, что никто не обладает своими собственными знаниями, а совокупность общечеловеческих знаний дарована Аллахом.
Суть второго заключается в том, что отдельным избранным, заслужившим особую милость Аллаха, Он может даровать тайное знание, не доступное всем остальным людям.
Девятый и десятый атрибуты описаны следующим образом:
А Престол Его над небесами и землей, и не в тягость Ему охранение их
Следовательно, могуществу и власти Аллаха подвластны небеса и земля, и Престол (Курсий) Его царит над всем мирозданием, и ничто не остается вне его пределов.
Некоторые мусульманские предания даже утверждают, что Небесный Престол (Курсий) простирается далеко за пределы неба и земли. Так, например, в предании от Имама Садыка (ДБМ) сказано: «В сравнении с Курсий небеса и земля подобны перстню, лежащему посреди пустыни. В свою очередь и Курсий в сравнении с ‘Аршем подобен такому перстню». [277]
|
Следует признать, что современная наука не раскрыла пока смысла этих слов.
И, наконец, одиннадцатый и двенадцатый атрибуты.
Он Всевышний, Великий
Господь, Всевышний и Бесконечный, может без труда совершить любое дело. Он никогда не испытывает усталости, управляя сотворенным миром. Ничто не ускользнет от Его внимания, для Него не существует секретов и проблем. Его Знание всеобъемлюще, поскольку Он Всемогущ и Вездесущ.
Следует отметить, что, несмотря на популярность многих других аятов Корана, аят 'Аль-курсий' всегда стоит особняком.
****
Сура Аль Бакара (Корова)
Аят: 256
لاَ إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ قَد تَّبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ فَمَنْ يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِن بِاللّهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَىَ لاَ انفِصَامَ لَهَا وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ ﴿256﴾
256. Нет принуждения в вере. Путь истинный уже [давно] отделен от ложного. Тот, кто не верует в идолов, а привержен Богу [Единому], уже ухватился за вервь прочную, не рвущуюся. Всеслышащий Он, Всеведущий.