И мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши.




После Моисея последовала целая череда его преемников - Пророков, которым предназначалось хранить Закон (Тору). После Моисея были Иисус Навин, Калеб, Иезекииль, Илия, Елисей, но время шло, и народ постепенно забывал Закон, а в конце концов и вовсе отказался от него, вернувшись к поклонению идолам. Но еще при жизни Пророка Иисуса [Навина] у израильтян появился враг в лице народа земли Шалиша из племени Голиафа (Джалута), который захватил побережье Средиземного моря, включая Палестину и Египет. Этот народ покорил сынов израилевых, убил 440 израильских князей и представителей знати, сделал израильтян своими вассалами, а земли их взял себе. Теперь у израильтян не было Пророка, который вывел бы их из беды. И стали они молить Бога о Пророке. Наконец, их молитва была услышана и Господь послал им Пророка в лице Самуила. Когда Самуил предстал перед ними и объявил, что послан им Богом, они стали просить его назначить им царя, чтобы он возглавил их борьбу за освобождение от гнета и насилия, которым они подвергались от рук своего врага. В те времена возглавить сражение мог только царь, а Пророк был лишь советчиком, своего рода консультантом по административным вопросам или управляющим делами. Пророк Самуил заранее предвидел и предостерег их, что они могут ослушаться приказа, повелевающего им сражаться во имя Господа. В этом случае речь шла о войне за освобождение народа от жестокого гнета, и названа она была сражением во имя Божие. Отсюда очевидно, что сражение за правое дело есть сражение во имя Бога.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 247

وَقَالَ لَهُمْ نَبِيُّهُمْ إِنَّ اللّهَ قَدْ بَعَثَ لَكُمْ طَالُوتَ مَلِكًا قَالُوَاْ أَنَّى يَكُونُ لَهُ الْمُلْكُ عَلَيْنَا وَنَحْنُ أَحَقُّ بِالْمُلْكِ مِنْهُ وَلَمْ يُؤْتَ سَعَةً مِّنَ الْمَالِ قَالَ إِنَّ اللّهَ اصْطَفَاهُ عَلَيْكُمْ وَزَادَهُ بَسْطَةً فِي الْعِلْمِ وَالْجِسْمِ وَاللّهُ يُؤْتِي مُلْكَهُ مَن يَشَاء وَاللّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ ﴿247﴾

247. Их Пророк сказал им: «Воистину, Аллах послал вам Саула (Талута) царем». Они ответили: «Как может он властвовать над нами, если мы более достойны владычества, чем он, и он не богаче нас имуществом?» Он ответил: «Воистину, Аллах предназначил его вам, одарив его в изобилии знанием и силой телесной. Аллах дарует власть, кому пожелает». Аллах – Объемлющий, Знающий.

Комментарий

Эта часть подавленных гнетом сынов Израилевых не выдержала испытания делом, хотя они и просили своего Пророка назначить им царя, который возглавил бы их борьбу за избавление от властителей–тиранов.

Их Пророк сказал им: «Воистину, Аллах послал вам Саула царем»

Следует отметить, что под 'их Пророком' подразумевается Самуил. Саул, который в Коране именуется 'Талут', был так назван за свой большой рост и могучее телосложение, ибо возвышался над всеми своими соплеменниками (Первая книга Царств, 10:23). Имена собственные, используемые в Коране, звучат иначе, чем на языке оригинала – древнееврейском.

Итак, когда их Пророк Самуил назначил неизвестного доселе бедного пастуха Саула (Талута) царем сынов израилевых, последние, движимые собственными честолюбивыми представлениями о том, каким должен быть их правитель, высокомерно отвергли воцарение Саула, не обладавшего ни знатностью, ни богатством. Они, утопавшие в богатстве, заявили, что по своему положению они достойнее и выше Саула.

Они ответили: «Как может он властвовать над нами, если мы более достойны владычества, чем он, и он не богаче нас имуществом?»

Услышав их доводы относительно бедности Саула, Пророк сказал им, что Аллах – и в этом нет сомнения – назначил его их царем, а вместо богатства он наделен силой знания и телесной мощью. Кроме того, он обладает необходимой волей и силой для того, чтобы командовать войсками в битве.

Он ответил: «Воистину, Аллах предназначил его вам, одарив его в изобилии знанием и силой телесной

Итак, Аллах выбирает, кого пожелает Сам, и назначает его правителем, исходя из его личных способностей и внутренних качеств.

Аллах дарует власть, кому пожелает». Аллах – Объемлющий, Знающий

****

Выводы

Если отбросить детали рассказанной здесь истории сынов израилевых, то можно сделать следующие выводы относительно Богоданной власти того, кому выпало вести войну во имя Господа:

1. Помимо присутствия Высшего Законодателя и Небесного Судьи иногда нужен и исполнитель. Следует иметь в виду, что все три ветви власти ('амирийят'), то есть законодательная, судебная и исполнительная, находятся в руках у Аллаха. В его власти передать все эти функции в распоряжение любого из людей, либо раздать их разным людям. В любом случае, вручение этих полномочий целиком и полностью находится в воле Аллаха и никого другого. В данном случае Пророк представляет Божественную власть в ее законодательном и судебном аспектах. Когда люди просят его назначить им в качестве исполнителя царя, Пророк говорит им, что Бог назначил им царем Саула (Талута), отмечая, что сам он (Пророк) не имеет такого права. Такая позиция не совпадает с современным подходом, в свете которого для формирования законодательных и судебных органов высшим авторитетом и конечной инстанцией могут служить лишь 'китаб', то есть Коран, и 'Сунна', то есть изречения и деяния Пророка (ДБАР) и его благородного семейства Ахл аль-бейт (ДБМ), и для вмешательства человека там нет места. В то же время люди имеют право выражать свое мнение при формировании исполнительной власти. Все это называется теодемократической формой правления.

Итак, 'амирийят' находятся в руках у Аллаха. И если позволить людям вмешиваться в них, то это уже будет не Ислам, а возврат к эпохе невежества.

2. Джихад, то есть война во имя Бога, объявлялась и велась еще при прежних Пророках, и так же, как и в Исламе, вызывала как положительную, так и отрицательную реакцию.

3. Негативная реакция на Божественные повеления диктовалась, как правило, сиюминутными соображениями и объяснялась узостью и ограниченностью взглядов, как это было в случае с отношением ангелов к назначению Адама наместником Аллаха на земле. В ответ на такую негативную реакцию можно лишь еще раз сказать, что таков был выбор Самого Аллаха и что в основе этого выбора лежат глубина и широта знания, сила духа и твердость характера. Право царствовать принадлежит Богу, и Он один может наделять этим правом, кого Он пожелает. Однако Его благосклонность не может быть случайной или иррациональной. Она базируется на превосходстве качеств данной личности, известных лишь Ему одному, ибо только Он Всеведущ и Всезнающ. Отсюда ничтожность таких преходящих соображений, как богатство, старшинство, расовое или национальное превосходство. Поэтому каждый раз, когда возникает вопрос о наследовании Святому Пророку (ДБАР) в области законодательной, судебной или исполнительной власти, следует всегда обращаться к приведенному здесь назидательному примеру и помнить, что способ назначения преемников Святого Пророка остается таким же, каким был и до него (см. Коран, 24:55).

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 248

وَقَالَ لَهُمْ نِبِيُّهُمْ إِنَّ آيَةَ مُلْكِهِ أَن يَأْتِيَكُمُ التَّابُوتُ فِيهِ سَكِينَةٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَبَقِيَّةٌ مِّمَّا تَرَكَ آلُ مُوسَى وَآلُ هَارُونَ تَحْمِلُهُ الْمَلآئِكَةُ إِنَّ فِي ذَلِكَ لآيَةً لَّكُمْ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ ﴿248﴾

248. Сказал им Пророк: «Знамение его власти состоит в том, что к вам прибудет ковчег, несущий ублаготворение от Господа вашего и содержащий то, что осталось от дома Моисея и дома Аарона. Принесут его ангелы. Воистину, в этом для вас – знамения, если вы – уверовавшие».

Комментарий

Для того, чтобы сыны израилевы убедились в праве Саула на царствование, их Пророк сообщил им, что ковчег Завета ('табут'), священная реликвия иудеев, будет возвращен им в качестве знамения того, что Саул был назначен Богом.

Сказал им Пророк: «Знамение его власти состоит в том, что к вам прибудет ковчег…

Ковчег представлял собой ту самую просмоленную тростниковую корзину, куда мать положила младенца Моисея и по велению Божиему отправила плыть по водам Нила. Короб был выловлен затем воинами фараона, а младенец доставлен к Фараону.

Ковчег хранился при дворе Фараона, а когда Моисей (ДБМ) обрел дар пророчества, то вложил в этот ковчег скрижали с начертанной на них Торой и передал их своему преемнику Иисусу Навину (Йуша бин Нун), а после его смерти туда были сложены его доспехи и некоторые из личных вещей. С тех пор Ковчег, который иудеи назвали ковчегом Завета, оставался их святыней, и его в случае войны всегда несли впереди войска.

Однако со временем святость ковчега потускнела, а затем и сам он был утрачен сынами израилевыми. Но, как говорится в рассматриваемом аяте, иудейский Пророк Самуил обещал иудеям, что ковчег Завета будет им возвращен в качестве знамения, подтверждающего истинность его слов. Эта благая весть была, естественно, воспринята израильтянами с восторгом и благоговением, ибо они полагали, что, увидав вновь ковчег Завета - символ их былой независимости и славы, - они вернут себе утраченный покой и благоденствие. В Торе есть несколько упоминаний Ковчега, некоторые из которых будут процитированы в разделе «Пояснение».

Наконец, в период царствования Саула Аллах руками ангелов возвратил сынам израилевым некогда отнятый у них врагами священный Ковчег, и к ним вернулся мир и покой.

…несущий ублаготворение от Господа вашего и содержащий то, что осталось от дома Моисея и дома Аарона. Принесут его ангелы. Воистину, в этом для вас – знамения, если вы – уверовавшие»

****

Пояснение

Слово 'табут' в этом аяте означает священный ковчег Завета, который представлял собой короб длиной 3 ярда и шириной 2 ярда, украшенный божественными знаками, читать которые было дано только Посланникам Господним. Этот ковчег был осенен Божественным благословением, и всякий раз, когда израильтяне в ходе сражения являли его своим врагам, тем ничего не оставалось делать, как бежать с поля брани. Каждый раз, выступая против врага, израильтяне несли перед своим войском этот ковчег, и каждый раз победа была на их стороне. ковчег переходил от одного Посланника Бога к другому. По некоторым сведениям, в нем находились сандалии Моисея, его посох и одежды, а также головной убор Аарона и некоторые другие реликвии. Ковчег, несомненно, обладал рядом чудесных свойств. Именно он был вынесен из Силома, чтобы помочь сынам израилевым в войне с филистимлянами.

«Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою; и, положивши в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки» (Ветхий Завет, Исход, 2:3).

Приведенные ниже строки из Корана, обращенные к Моисею, помогут нам лучше понять значение арабского слова 'табут'.

…когда мы внушили твоей матери откровение:
«Положи его в ковчег и пусти ковчег по реке…» (Коран, 20:38, 39)

****

Победа Саула над Голиафом

Религиозная война израильтян – Аллах благословляет самоотверженных борцов за Его дело, даруя им победу над врагом

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 249

فَلَمَّا فَصَلَ طَالُوتُ بِالْجُنُودِ قَالَ إِنَّ اللّهَ مُبْتَلِيكُم بِنَهَرٍ فَمَن شَرِبَ مِنْهُ فَلَيْسَ مِنِّي وَمَن لَّمْ يَطْعَمْهُ فَإِنَّهُ مِنِّي إِلاَّ مَنِ اغْتَرَفَ غُرْفَةً بِيَدِهِ فَشَرِبُواْ مِنْهُ إِلاَّ قَلِيلاً مِّنْهُمْ فَلَمَّا جَاوَزَهُ هُوَ وَالَّذِينَ آمَنُواْ مَعَهُ قَالُواْ لاَ طَاقَةَ لَنَا الْيَوْمَ بِجَالُوتَ وَجُنودِهِ قَالَ الَّذِينَ يَظُنُّونَ أَنَّهُم مُّلاَقُو اللّهِ كَم مِّن فِئَةٍ قَلِيلَةٍ غَلَبَتْ فِئَةً كَثِيرَةً بِإِذْنِ اللّهِ وَاللّهُ مَعَ الصَّابِرِينَ ﴿249﴾

249. Когда Саул выступил с ратью, то сказал: «Воистину, Аллах будет испытывать вас рекой. Если кто напьется из нее, то он – не со мной. А тот, кто не вкусит ее, разве что одну пригоршню, то он – со мной». И напились из нее они все, кроме немногих. Когда он и те, кто уверовал, перешли реку, то они сказали: «Нет у нас сегодня силы против Голиафа (Джалута) и его рати». А те, которые знали, что предстанут перед Аллахом, сказали: «Как много раз немногочисленная рать побеждала несметную рать по воле Аллаха!». Аллах на стороне терпеливых.

Комментарий

В этом аяте рассказывается о том, как большая часть израильтян не выдержала испытания и напилась воды из запретного источника. Им не удалось совладать со своей жаждой, и они провалили испытание.

Когда Саул выступил с ратью, то сказал: «Воистину, Аллах будет испытывать вас рекой. Если кто напьется из нее, то он – не со мной. А тот, кто не вкусит ее, разве что одну пригоршню, то он – со мной». И напились из нее они все, кроме немногих

Однако остальным, тем, кто выдержал первое испытание, предстоял еще один практический экзамен. Это была проверка силы их духа. Узрев огромное войско Голиафа, многие из них заявили, что им не одолеть его рати.

Когда он и те, кто уверовал, перешли реку, то они сказали: «Нет у нас сегодня силы против Голиафа и его рати»

Но те, кто верил в Воскресение и встречу с Аллахом в Ином мире, сказали, что победа в руках Господних и что по Его воле малое войско способно одолеть несметную рать.

А те, которые знали, что предстанут перед Аллахом, сказали: «Как много раз немногочисленная рать побеждала несметную рать по воле Аллаха!» Аллах – на стороне терпеливых

****

Предания [270]

Мухаммад ибн Яхья рассказал со ссылкой на Мухаммада ибн Ахмеда, услышавшего этот хадис от Мухаммада ибн Халеда и Хусейна ибн Саида, а те – от ан-Насра ибн Сувейда, а тот – от Яхьи аль-Халеби, а тот – от Харуна ибн Хариджа, а тот – от Абу Басыра, а тот – от Абу Джафара (ДБМ): «И Аллах передал слова Саула: 'Воистину, Аллах будет испытывать вас рекой. Если кто напьется из нее, то он – не со мной. А тот, кто не вкусит ее, разве что одну пригоршню, то он – со мной'. Но все они испили воды из реки. Не сделали этого только триста тринадцать человек, часть из которых удовлетворилась пригоршней воды, а другая часть вообще отказалась пить. Когда же они вышли против Голиафа, те из них, кто выпил пригоршню воды, заявили: 'Нет у нас сегодня силы против Голиафа и его рати', но те, кто не стал пить из реки, сказали: 'Как много раз немногочисленная рать побеждала несметную рать по воле Аллаха!' Аллах – на стороне терпеливых»(аль-Кафи).

алляма Табатабаи говорит: «Тот факт, что с Саулом осталось только триста тринадцать человек (столько же было и в мусульманском отряде в битве при Бадре), упоминается в многочисленных хадисах и преданиях как у суннитских, так и у шиитских передатчиков. А такая подробность как то, что слова 'Нет у нас силы….' принадлежат выпившим пригоршню воды, а высказывание 'Как много раз немногочисленная рать…' – тем, кто отказался пить, может быть выведена из ранее использованного в данном аяте оборота 'кроме немногих' ….»

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 250

وَلَمَّا بَرَزُواْ لِجَالُوتَ وَجُنُودِهِ قَالُواْ رَبَّنَا أَفْرِغْ عَلَيْنَا صَبْرًا وَثَبِّتْ أَقْدَامَنَا وَانصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ ﴿250﴾

250. Когда они соприкоснулись с Голиафом и его ратью, то воскликнули: «Господи наш! Ниспошли нам терпение, укрепи наши стопы и помоги нам против неверных».

Комментарий

В этом аяте рассказывается о том, что произошло, когда два войска сошлись лицом к лицу.

Когда они соприкоснулись с Голиафом и его ратью, то воскликнули: «Господи наш! Ниспошли нам терпение, укрепи наши стопы и помоги нам против неверных»

По существу, в своей молитве Саул и его воины просили у своего Господа лишь три вещи, и молитва их была конкретной и ясной. Во-первых, они просили Его даровать им терпение и настойчивость. Во-вторых – стойкости на поле брани. Они молили его укрепить их стопы, дабы не бежать от врага. Первая мольба была связана с их внутренним душевным состоянием, тогда как вторая относилась к их внешнему поведению. Ведь крепость стоп, то есть стойкость в бою, является одним из следствий духовного терпения и настойчивости.

Своей третьей молитвой они молили Аллаха даровать им победу над неверными. Такой дар, естественно, мог быть только наградой за терпение и настойчивость, а также за стойкость в сражении.

В Библии говорится:

9. Как скоро Саул обратился, чтобы идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце…

10. …и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. (Первая книга Царств, 10:9, 10)

****

Похожий случай испытания жаждой описан в Библии (Книга Судей Израилевых, 7:1-6), хотя связан он с другими событиями. Это произошло, когда Гедеон подверг свое войско испытанию источником Харода. То же проделал и Саул, но только с помощью вод реки.

Из этого аята явствует, что тот, кто возглавил свой народ, должен обладать внушенным свыше знанием того, что есть добро и что есть зло для его людей; он должен уметь подвергнуть испытанию прочность их веры, как это сделал Саул, велевший людям не пить более одной пригоршни речной воды, даже если они будут умирать от жажды. Такое испытание оказалось под силу лишь горстке верующих, и Аллах помог им одолеть Голиафа и его рать.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 251

فَهَزَمُوهُم بِإِذْنِ اللّهِ وَقَتَلَ دَاوُدُ جَالُوتَ وَآتَاهُ اللّهُ الْمُلْكَ وَالْحِكْمَةَ وَعَلَّمَهُ مِمَّا يَشَاء وَلَوْلاَ دَفْعُ اللّهِ النَّاسَ بَعْضَهُمْ بِبَعْضٍ لَّفَسَدَتِ الأَرْضُ وَلَـكِنَّ اللّهَ ذُو فَضْلٍ عَلَى الْعَالَمِينَ ﴿251﴾

251. По воле Аллаха они обратили рать [Голиафа] в бегство, Давид убил Голиафа, и Аллах даровал ему власть и мудрость и научил тому, чему пожелал. Если бы Аллах не давал одним народам возможности защищаться от других, то сгинула бы земля и весь род людской. Однако Аллах Милостив к обитателям миров.

Комментарий

Совершенно очевидно, что Аллах не оставит верующих в Него, пусть даже число их невелико, а число их врагов огромно. Именно благодаря этому, как рассказывается в этом аяте, они вступили в сражение с врагом и по воле Аллаха разгромили его.

По воле Аллаха они обратили рать (Голиафа) в бегство…

Давид, который был еще очень молод, но смел и силен, пристал к войску Саула, чтобы сразиться с врагом, и ему удалось убить Голиафа.

…Давид убил Голиафа…

Юный воин выпустил по Голиафу один или два камня из своей пращи. А был он столь искусен в обращении с пращой, что камень угодил Голиафу прямо в голову и пробил ему лоб. Голиаф издал громкий вопль и рухнул на землю. В этот момент страх и ужас вселились в сердца его соратников, и они обратились в бегство. Аллах, похоже, решил здесь показать Свою власть и продемонстрировать, как может прославленный правитель, стоящий во главе огромного войска, пасть от руки молодого неопытного воина, тем более, что в руках у него был такой простой и на вид никчемный снаряд, как праща. Далее аят гласит:

…и Аллах даровал ему власть и мудрость и научил тому, чему пожелал

В этом аяте прямо не говорится, что этот Давид – это тот самый великий Пророк израильтян, отец Соломона, однако из его текста очевидно, что Давиду был дарован статус Пророка.

В заключительных словах аята содержится общее положение, гласящее:

Если бы Аллах не даровал одним народам возможности защищаться от других, то сгинула бы земля и весь род людской. Однако Аллах Милостив к обитателям миров

В этих словах, завершающих аят, недвусмысленно указывается на то, что единственной целью и задачей войны может быть только очищение от скверны и установление мира на земле, но отнюдь не стремление к территориальным приобретениям.

****

Пояснение [271]

могучая сила несметной рати Голиафа подробно описывается в Библии (Первая книга Царств, 17:4-11). Но Давид вступает в единоборство с Голиафом и убивает его. Увидав, что Голиаф повержен, филистимляне бегут. На том и заканчивается эта битва.

Очень похожие события имели место на заре Ислама. Неверные жители Мекки вместе со своими могущественными союзниками и самыми испытанными и героическими воинами напали на обосновавшихся в Медине мухаджиров. Последних было всего несколько сот вместе с женщинами и детьми, при этом они были практически безоружными перед лицом нескольких полков вооруженного до зубов противника. Эта битва получила название битвы 'аль-Ахзаб', то есть битвы против коалиции. Все языческие племена Аравии вступили в альянс против нескольких сотен практически безоружных мусульман. Их рать насчитывала 12 тысяч воинов, и вряд ли здесь могла идти речь о каком бы то ни было серьезном сражении. Для мусульман, для всей их религии и для самого Пророка (ДБАР) это был вопрос жизни и смерти. Прославленный могучий воин из рядов противника перепрыгнул через ров, который мусульмане проложили между своим и вражеским войском, и, выступив вперед, потребовал, чтобы Пророк (ДБАР) выставил кого-либо из своих сторонников для единоборства с ним. Пророк обратился к своему малочисленному воинству и спросил, не желает ли кто-либо во имя Ислама и мусульман сразиться с этим гигантом по имени Амр. Несмотря на то, что среди мусульман были те, которые после смерти Пророка выставляли себя как великих героев и защитников Ислама и заявляли о себе как о ближайших сподвижниках Пророка, никто из них не сделал и шага. Более того, некоторые из них даже пытались отвести в сторону глаза, чтобы выбор Пророка не пал на них и им не пришлось биться с этим великаном, облаченным в полные доспехи и готовым сразить каждого, кто выйдет против него. Ответом на каждый новый призыв Пророка выйти против Амра было молчание даже со стороны его ближайших сподвижников. И один только Али ибн Аби Талиб каждый раз откликался словами 'Ана лаху йа расулуллах' (Я здесь для него, о Посланник Аллаха). Но Пророк просил Али оставаться на своем месте. Трижды обращался Пророк к своим соратникам и трижды никто, кроме Али, не давал ответа. Один лишь раз ответом ему были робкие голоса, говорившие о непобедимом могуществе и неустрашимости бросившего им вызов вражеского воина. В третий раз, когда никто, кроме Али, не выразил готовности принять вызов богатыря, Пророк подозвал к себе Али, поправил на нем платье, надел ему на голову свою собственную чалму и послал его сразиться во имя Господа, моля Его даровать победу мусульманам над всеми силами язычников Аравии. Он произнес при этом: «Кад бараза-ль-‘иману куллух ‘ала-ль-куфр куллих» (Вся вера выступила против всего неверия). Али встретился с Амром. Подробности этой схватки описаны в любой мало-мальски подробной истории Ислама. Спустя несколько минут Али принес отрубленную голову Амра, язычника–единоборца из войска идолопоклонников, бросил ее к ногам святого Пророка и произнес: «Вот, о Посланник Аллаха, голова врага Господа и Ислама». В ответ Пророк (ДБАР) возблагодарил Аллаха за победу и произнес: «Дарбату алийин йаум аль-хандак афдалу мин ’ибадат ас-сакалейн» (Один удар Али в день рва [эта битва называется также битвой у рва] выше, чем молитва в обоих мирах). Это высказывание Пророка (ДБАР) хорошо известно в мусульманском мире, цитируется всеми историками и передатчиками хадисов и безоговорочно признается всеми мусульманами. Точно так же, как победа Давида над Голиафом обратила в бегство филистимлян, победа Али над Амром обернулась триумфом над объединенными силами языческого союза, которые в смятении бежали с поля брани, отказавшись – теперь уже навсегда – воевать против Ислама.

****

Сура Аль Бакара (Корова)

Аят: 252

تِلْكَ آيَاتُ اللّهِ نَتْلُوهَا عَلَيْكَ بِالْحَقِّ وَإِنَّكَ لَمِنَ الْمُرْسَلِينَ ﴿252﴾

252. Таковы аяты Аллаха. Мы произносим их тебе [, о Мухаммад,] истинно. И, воистину, ты (один) из Посланников.

Комментарий

Таковы аяты Аллаха. Мы произносим их тебе [, о Мухаммад,] истинно. И, воистину, ты (один) из посланников.

Этим эмоциональным аятом завершается вторая часть этого тома комментариев к Священному Корану.

В нем Коран указывает на то, что все рассказанные здесь истории и поучительные примеры следует рассматривать как предупреждение и назидание для мусульман. В частности, это относится к истории о мгновенной гибели тысяч людей и их последующем воскрешении из мертвых, благодаря мольбам их Пророка.

Все это есть знамения Аллаха: и превращение никому неведомого, но умного и ловкого пастуха в царя, и победа малого войска над огромной ратью врага, и смелость юноши в бою, и ниспосланный ему Богом дар пророчества. события, которые излагает Священный Коран, содержат в себе скрытое свидетельство истинности речей Посланника Аллаха (ДБАР).

Таковы аяты Аллаха. Мы произносим их тебе [, о Мухаммад,] истинно. И, воистину, ты (один) из посланников

Если вернуться вновь к предыдущим аятам, то, подводя итог, можно с уверенностью сказать, что секрет победы лежит в следующих факторах:

1) Достойный и умный руководитель

2) Преданные последователи

3) Вера в Аллаха

4) Терпение и настойчивость

5) Богоугодная цель.

В целом Коран признает, что борьба за власть и влияние является важной составляющей материальной жизни. Об этом говорится в аяте 22:40. Борьба за существование и выживание сильнейшего является естественным процессом развития всего живого. Но с появлением Адама и возникновением у человека разумного и духовного начала инстинктивные мотивы и врожденные наклонности в его поведении начали уступать место общественно значимым нравственным и правовым ценностям. Вместо того чтобы драться за пропитание и удовлетворение простейших материальных потребностей, человек начинает бороться за добро против зла, за то, как надо поступать, против того, чего не следует делать. Прекращение этой борьбы будет означать для него деградацию и возврат к животному состоянию. Ислам выступает за сублимацию естественных потребностей и инстинктивных желаний в наилучшие и наивысшие формы общественного поведения, противостоящие ложным ценностям и использованию умственных способностей человека в дурных целях. люди должны бороться и соперничать друг с другом за то, чтобы подняться на более высокую ступень духовного восхождения к Аллаху. Поэтому человек всегда должен быть готов сразиться со злом, таящимся в его собственной душе и влекущим его назад к животному состоянию, равно как и со злом, обосновавшимся в обществе и государстве, где он живет. Он должен соревноваться с другими в обретении всего, что есть добро и что угодно Богу. (См. Коран 2:148 и 5:148).

****

Пояснение [272]

Так выглядит история со всеми ее неприглядными подробностями, которые уже нельзя ни загладить, ни скрыть. И не следует сравнивать события прошлого, изложенные в Коране, с их описанием в исторических книгах. Коран - это богооткровенное писание, истинное и непогрешимое. Разве можно судить о нем по меркам истории - науки, которая, по всеобщему мнению, грешит многочисленными ошибками и фальсификациями? Многие исторические события, как, например, история Талута (Саула), изложены в Коране иначе, чем в Библии. Но что из этого? Библия ничем не лучше любой другой исторической хроники. Искажения, предубеждения, приукрашивание и замалчивание событий, которыми грешат эти хроники, ни для кого не являются секретом. История Самуила и Саула была записана в Библии рукой неизвестного автора, тогда как история Талута в Коране – подлинное Слово Аллаха.

Таковы общие замечания об исторической науке в целом. А теперь давайте посмотрим на цели, которые преследует Коран, рассказывая о событиях прошлого. Коран не учебник истории и не описывает, подобно ему, исторические события во всех подробностях. Коран – это Слово Божие, облеченное в форму откровения. «С его помощью Аллах ведет того, кто следует его воле, по пути спасения». Именно в силу этого он не рассказывает о событии от начала и до конца с упоминанием всех деталей и подробностей, а выбирает из него те моменты, которые могут послужить слушателю уроком, увещеванием и моралью.

****

Конец второй части



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: