Экономически значимый успех достигнут в ряде стран по внедрению альтернативных источников энергии. В 1990-х гг. началось массовое строительство ветровых электростанций в Германии, во Франции и Испании. Активно внедряются ресурсосберегающие технологии. С одной стороны, развитые страны вообще и западноевропейские в частности — главные потребители мировых природных ресурсов. У нас с советского времени этот факт используется для обвинения их в «бесстыдном расхищении природных богатств планеты». С другой стороны, некорректно выносить за скобки тот факт, что КПД, или экономическая эффективность использования ресурсов, в развитых странах значительно выше, чем в странах третьего мира. Ресурсоемкость и энергоемкость единицы продукции в США примерно в 2,5 раза ниже, чем в России. Европейские страны стали не просто «главными расхитителями» природных ресурсов Земли и «главными загрязнителями», но и полигонами по внедрению передового опыта ресурсосбережения и экологизации производства.
Растущий «спрос на экологию» рождает предложение. Появился экологический рынок. Среди новых производств, бурно развивающихся в последнее десятилетие, достойное место занимает экологическая индустрия: производство очистных сооружений, фильтров, фабрик по утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов и т.д. В Германии создана мощная индустрия экооборудования, которое выпускают несколько тысяч предприятий. Оборот экологического бизнеса в 1990-х гг. здесь оценивался миллиардами немецких марок в год. Стремительно развивается рынок экологических технологий, консалтинговых, аудиторских и других услуг. Ежегодно в Германии, Франции, Испании и других европейских странах проводятся всемирные ярмарки экологических технологий и оборудования, на которых совершаются сделки на сотни миллионов долларов. Планомерно растет сеть охраняемых территорий. Благодаря государственным программам в Дании особый природоохранный режим имеет треть территории, в Германии и Австрии — четверть.
|
Сельское хозяйство в развитых странах вступило в новый этап: неуклонно сокращаются площади пашни и других сельскохозяйственных угодий; на смену механизации и химизации сельскохозяйственного производства приходит его экологизация. Повышение спроса на экологически чистые продукты питания стимулирует развитие сельскохозяйственного производства без использования пестицидов, фунгицидов и минеральных удобрений. Наиболее активно этот процесс идет в Швейцарии и во Франции, где на реализацию программ По экологизации сельскохозяйственного производства направляется До трети инвестиций, предназначенных аграрному сектору. В рамках Евросоюза после Маастрихских соглашений производство экологически чистой продукции стало одним из важнейших условий выживания сельхозпроизводителей в усилившейся конкурентной борьбе на Продовольственном рынке. В Великобритании уже четверть продаваемых продуктов питания — так называемые экопродукты, выращенные «дедовскими» методами.
Как уже отмечалось, в постиндустриальную эпоху туризм превратился в один из ведущих секторов экономики. В связи с этим его часто рассматривают как новый фактор возрастающего антропогенного давления на природные экосистемы. Однако есть и вторая сторона медали. Туризм несет не только увеличение рекреационной нагрузки, но и одновременно становится одним из локомотивов экологизации жизни. Очевидно, что число путешествующих растет прямо пропорционально росту благосостояния людей. Большинство ныне путешествующих — жители благополучных стран с высокими экологическими притязаниями. Это стимулирует вложение огромных государственных и частных финансовых средств в экологизацию рекреационных зон стран, где туризм — отрасль специализации. В Испании, принимающей до 60 млн туристов в год, реализуются комплексные программы по обустройству побережий. Пляжи, получающие голубые флаги ЕС (высший знак экологического благополучия), позволяют значительно увеличить доходы эксплуатирующим их организациям. Поэтому неудивительно, что средиземноморские пляжи, где отдыхающих в десятки раз больше, причем практически круглый год, намного чище, чем летние пляжи Черноморского побережья Кавказа, заваленные тоннами мусора.
|
Как на побережье, так и во внутренних районах формируются обширные зоны, где экологические требования являются приоритетными при организации хозяйственной жизни. При этом усиливается роль пейзажной составляющей: решения по размещению производственных объектов принимаются с учетом их эстетических характеристик. Грязные производства и крупные промышленные предприятия, нарушающие визуальные панорамы, становятся изгоями, их функционирование и тем более новое строительство встречают все большее сопротивление со стороны экологических организаций, лоббирующих интересы туристских фирм.
|
По мере повышения качества жизни происходит переоценка ценностей и ориентиров, в частности географических. Еще 20 лет назад полюсами притяжения населения были столичные регионы, промышленные районы и крупные города. Главными ориентирами служили возможность получить образование, большие шансы найти работу и более высокие доходы. Экологическому качеству территории придавалось третьестепенное значение. В настоящее время, согласно проводимым в ЕС анкетированиям, житель Союза предпочитает жить в радиусе получаса езды от города, рядом с морем, в живописном месте. Высококвалифицированные специалисты с соответствующим уровнем материальной обеспеченности (доход выше 40-50 тыс. долларов в год) предпочитают наиболее дорогие и экологически комфортные районы (в Германии — Баварию, во Франции — Средиземноморское побережье). Не последнюю роль в размещении современных предприятий играет экологический имидж городов, провинций, регионов страны. Эта тенденция, по-видимому, еще больше усилится с внедрением современных средств связи и информационных систем. Уже не город, а пригород и даже деревня воплощают в себе все, что связано с успехом и стилем жизни преуспевающего человека.
Примечательно, что в решении экологических проблем в Зарубежной Европе сегодня активно участвуют профессиональные географы. Специалистов готовят лучшие европейские университеты и научные институты: Институты географии в Монпелье и Нанте (Франция), Институты географии Мюнхенского и Штутгартского университетов, университета г. Галле (Германия). Географ здесь — одна из самых престижных профессий. Это закономерно. Начиная с 1980-х гг. в ЕС идет процесс становления единой политики в области экологической оптимизации размещения хозяйства и населения. Концепция «Организации территории», официально принятая для стран ЕЭС еще 1986 г, преследует следующие главные цели:
¾ рациональное использование природных ресурсов отдельных территорий;
¾ уменьшение территориальных диспропорций на разном уровне путем оптимизации использования различных территорий;
¾ экологическая оптимизация размещения производства;
¾ улучшение и выравнивание качества жизни населения различных территорий.
В Европейском союзе эта политика осуществляется на четырех уровнях: общеевропейском, национальном, региональном и локальном. Географы разрабатывают планы экологически оптимального размещения грязных производств, рекреационных зон, охраняемых территорий. Их работа уже приносит реальные плоды. Например, до неузнаваемости изменился некогда самый экологически грязный район Германии — Рур, где теперь на месте угольных терриконов разместились рукотворные лесопарковые зоны. Образцовыми по экологическим параметрам территориальной организации можно назвать многие из европейских технополисов, в проектировании и развитии которых также весомую роль сыграли географы. Это Оксфорд и его окрестности в Англии, София-Антиполис на юге Франции, Изар-Велли в Баварии.
Многие европейские аналитики считают, что на фоне роста общего материального благосостояния населения Европы и изменения его социальной структуры экологическая составляющая выйдет на передний план при оценке качества жизни.
Раздел II.
Страны
Глава 6. ВЕДУЩИЕ ГОСУДАРСТВА
§ 6.1. Германия
Федеративная Республика Германия — экономический лидер Европейского союза. Площадь около 360 тыс. км2. Численность населения около 83 млн человек. Плотность населения более чем в два раза выше среднеевропейской: 220 чел./км2. Столица — Берлин (4,5 млн чел.). Глава государства — президент, но вся полнота исполнительной власти принадлежит федеральному канцлеру (председателю правительства). В состав Германии входит 13 федеральных земель и 3 города федерального значения.
Немецкий народ внес огромный вклад в развитие мировой цивилизации Нового времени. Немецкое мировосприятие, явившее миру великую культуру, удивительным и редким образом сочетает в себе строгую логику с глубокой чувственностью. А немецкое трудолюбие и аккуратность давно уже стали нарицательными понятиями.
. Германия — страна великой философии. Это родина И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Ницше, К. Маркса и Ф. Энгельса. Именно $десь нашли пристанище крупнейшие российские философы, выдворенные из страны после Октябрьской революции. С философией в Германии всегда неразрывно была связана литература, что сближает немецкую и русскую культурные традиции. Здесь писали свои художественно-философские произведения И. Гете, Г. Гейне, И. Шиллер,
Фейхтвангер, Т Манн, Э.-М. Ремарк, Г. Бель.
Германия — страна великой музыкальной культуры. В Лейпциге создавал свои бессмертные творения И.-С, Бах, Ф, Мендельсон-Бер- Тольди основал в Берлине первую в Германии консерваторию, в Мангейме учились Й. Гайдн, В. Моцарт, К. Глюки Л. Бетховен, в Дрездене писал свои оперы Р. Вагнер, в Мюнхене сочинял К. Орф.
Германия — страна великой науки. Еще в XIX в. она занимала первое место в мире по числу издаваемых научных журналов, особенно в
области химии и медицины. Со Средних веков действуют университеты в Кёльне, Лейпциге, Ростоке, Майнце. В Берлине работал математик Г.В. Лейбниц. В Фрайбурге в 1765 г. была открыта первая в мире Горная академия, где трудился К. Гаусс. Государственный физико-технический институт в Берлине был основан Г. Гельмгольцем, сформулировавшим первый закон термодинамики. В Аугсбурге Р. Дизель создал двигатель внутреннего сгорания на тяжелом топливе. В. Рентген в 1901 г. стал первым Нобелевским лауреатом в области физики.
В Германии сложилась одна из ведущих географических школ мира. Здесь работали Ф. Ратцель, К. Риттер. Одним из основателей учения о ландшафтах стал А. Гетнер. В 1901 г. в Кенигсберге (ныне г. Калининград) кайзер Вильгельм II основал первый в мире институт мировой экономики.
Германия на карте мира и Европы
в прошлом и настоящем
Германия расположена в центре Зарубежной Европы. На севере она граничит с Данией, на западе с Нидерландами, Бельгией, Люксембургом и Францией, на юге со Швейцарией и Австрией, на востоке с Чехией и Польшей. Северная низменная ее часть выходит к Северному и Балтийскому морям. К югу территория постепенно повышается, достигая снежных вершин Восточных Альп.
Путь Германии на европейский «геополитический Олимп» был драматичным. Развитие страны тормозила многовековая раздробленность, «самостийность» немецких земель, исторически сложившаяся со времен распада «Священной Римской империи германской нации» Фридриха I Барбароссы еще в XII в. Инициаторами возрождения пангерманского государства в разное время выступали Пруссия и Австрия. Одним из наиболее последовательных проводников пангерманской идеи был прусский король Фридрих II Великий (XVIII в.). В итоге верх взяла Пруссия, однако завершилось объединение германских земель только при короле Вильгельме I во второй половине XIX в. Отцом-основателем объединенной Германии по праву считается прусский «железный канцлер» — глава правительства Отто фон Бисмарк, выходец из померанской аристократической семьи. Благодаря несгибаемой воле, жесткому характеру и дипломатическому таланту он сумел реализовать идею объединения германских народов, несмотря на активное сопротивление соседей, особенно Франции. 18 января 1871 г., после ее разгрома в франко-прусской войне 1870—1871 гг., в Версале, пригороде осажденного Парижа, Бисмарк торжественно провозгласил образование Германской империи. Берлин — столица (Прусского королевства — стал столицей Германии.
Запоздалое объединение Германии послужило побудительным мотивом стремления наверстать упущенное время. Весь мир уже столетия назад был поделен на сферы влияния между могущественными колониальными империями: английской, французской, испанской, российской. Выходы на мировые рынки блокировались экономическими, политическими и военными методами. Одним из теоретиков германской внешней экспансии стал выдающийся географ-антрополог 1;ф. Ратцель, выдвинувший идею «жизненного пространства народа».
В процессе быстрого и интенсивного развития промышленности и науки страна столкнулась с серьезными проблемами. С началом «эпода двигателя внутреннего сгорания» в Германии стал ощущаться острый дефицит горючего. Попытка выйти к месторождениям нефти в Персидском заливе (концессия «Дойче Банка» на строительство Багдадской железной дороги в начале 1900-х гг.) вызвала активное сопротивление Англии и России, что резко обострило и без того натянутые отношения между ключевыми европейскими державами. Германия перешла от дипломатических и экономических методов реализации своей геополитической доктрины к военным.
Первая мировая война (1914—1918), спровоцированная отчаянной попыткой Германии изменить свое незавидное геополитическое положение на карте мира, окончилась катастрофой не только для нее -самой, но и для всей Европы. Рухнули три империи: Германская, Австро-Венгерская и Российская. По Европе прокатилась волна революций. Германия лишилась всех своих колоний, к Франции отошли ^Эльзас и Лотарингия. В 1923 г. в Рур были введены франко-бельгийские оккупационные войска. На страну были наложены колоссальные репарации (выплата ущерба странам-победительницам). Мировой кризис 1929—1933 гг. свел на нет слабые тенденции нового экономического подъема и привел к глубочайшему хозяйственному <М политическому кризису в государстве. Резко обострился как ультралевый, так и ультраправый экстремизм. В 1933 г. после выборов в рейхстаг (германский парламент) к власти пришел Адольф Гитлер — лидер Национал-социалистической рабочей партии. В своих экспрессивных речах новый рейхсканцлер призывал немцев не только «встать с колен», но и выполнить предначертанную историей миссию установления «нового мирового порядка». Решающим шагом Германии в этом направлении должно было стать объединение Европы под знаменем нацизма.
На волне раздуваемого национал-социалистами псевдопатриотизма начались поиск и уничтожение «виновных во всех немецких несчастьях», прежде всего евреев и главных политических соперников — коммунистов. Огромный энтузиазм и выдающиеся трудовые свершения немецкого народа в 1930-х гг. в период строительства Третьего рейха сопровождались массовыми арестами тех, кто был не согласен с идеалами нацизма и неограниченной личной властью Гитлера. Во имя борьбы за «новый мировой порядок» страна превратилась в военный лагерь.
Новая попытка германского реванша обернулась самой страшной трагедией в истории человечества — Второй мировой войной, а для России (тогда СССР) — Великой отечественной войной (1941—1945), унесшей жизни десятков миллионов людей. Кровь лилась не только в ходе жестоких сражений. В период войны миллионы мирных жителей Германии и оккупированных нацистами стран были расстреляны и сожжены в концентрационных лагерях. В мае 1945 г. силы антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания, США, Франция и др.) в тяжелейшей войне с германской армией одержали победу.
На Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 г. были приняты решения о новом устройстве послевоенной Европы. Поверженная Германия понесла большие людские (более 10 млн человек) и территориальные потери. Она лишилась Восточной Пруссии и Кенигсберга — одного из главных исторических центров собирания германских земель в единое государство. Более 100 тыс. немцев были депортированы в центральногерманские земли, большая часть Восточной Пруссии отошла к СССР, став Калининградской областью (г. Калининград — бывший Кенигсберг). Новая граница между Польшей и Германией прошла по линии Одер — Западная Нейсе. Польше были возвращены Восточная Силезия, Познань, а также переданы Западная (Польская) Пруссия, часть Восточной Пруссии и Померания. Чехословакия получила Судетскую область, до 1918 г. входившую в состав Австро-Венгрии, и оттуда было депортировано все немецкое население. Франция в очередной раз присоединила к себе Эльзас и Лотарингию, а также Саар, который после местного референдума 1955 г. вошел в состав ФРГ (1959). Послевоенная политическая конфронтация между странами-победительницами привела к разделу оставшейся части Германии.
С 1949-го по 1990 г. на карте Европы было два германских государства — Федеративная Республика Германия, созданная после окончания войны в зоне оккупации союзных французских, английских и американских войск, и Германская Демократическая Республика, объединившая восточную часть страны. Первая, со столицей в Бонне, продолжила капиталистическое развитие. Вторая, входившая в зону советской оккупации, вступила на путь строительства социализма. Берлин был разделен на Западный и Восточный. Восточный Берлин стал столицей ГДР. Западный — получил особый статус.
Послевоенные десятилетия показали явные политические и экономические преимущества западной модели развития. Начавшаяся массовая эмиграция немцев из восточногерманских земель в западные через Западный Берлин в конце 1950-х гг, вынудила власти ГДР ввести жесткий пограничный режим. В 1961 г за одну ночь вокруг Западного Берлина была возведена бетонная стена, ставшая символом социалистического тоталитаризма.
Огромный поток инвестиций из США и стран-победительниц по плану Маршалла в сочетании с немецким трудолюбием и организованностью преобразили ФРГ Всего за четверть века она не только догнала по экономическим показателям Францию и Великобританию, но и обогнала их. Идеологом и организатором немецкого «экономического чуда» стал будущий председатель правительства Людвиг Эрхард (канцлер ФРГ в 1963—1969 гг), Хотя, по его словам, ни о каком чуде речи не было, а впечатляющие успехи достигнуты в результате «честных усилий всего народа, который на основе принципов свободы вновь получил возможность использовать инициативу и энергию людей».
Развал социалистического лагеря привел к мирной революции в ГДР, падению здесь коммунистического режима и присоединению восточногерманских земель к ФРГ Решение непростых социально- экономических проблем территорий бывшей ГДР вызвало серьезное финансовое (а частью и политическое) напряжение в стране. Преобразование социалистической ГДР в часть современного рыночного государства оказалось сложнее, чем многие предполагали.
Последовательное расширение ЕЭС (ЕС), создание единого общеевропейского интеграционного пространства позволили Германии разрешить проблему Саара, Эльзаса и Лотарингии, где теперь одинаково комфортно себя чувствуют как французы, так и немцы. Вступление Польши в Евросоюз даст возможность многим немцам вернуться на историческую родину — в Померанию, Силезию и Западную Пруссию, жить и работать здесь вместе с поляками, как это было веками.
В новое столетие объединенная Германия вступила как общепризнанный экономический лидер Европейского союза, в рамках которого она наиболее тесно связана с Францией. Несмотря на немалыетрудности хозяйственного и социального развития, порожденные присоединением восточных земель, усложнением общего положения в Европейском союзе в связи с его очередным расширением, экономические и геополитические позиции Германии в мире неуклонно укрепляются.
Отрасли специализации и территориальная организация
хозяйства
По совокупной экономической мощи Германия — четвертая страна в мире (после США, Китая и Японии) и первая в Европе, а по доле в мировой торговле — вторая (после США). Более трети производимой продукции поступает на мировой рынок. ВВП (по ППС) страны в конце второго десятилетия XXI в. превысил 4,3 трлн долл. ВВП на душу населения (по ППС) — 48 тыс. долл.
В целом отраслевая структура современной Германии отличается сложностью и многообразием. Оценивая номенклатуру выпускаемой продукции, по которой у Германии нет равных в Европе, так и хочется произнести крылатую фразу из «Свадьбы» А.П. Чехова «В Греции все есть!», только заменив Грецию на Германию. И этим будет сказано главное.
Наибольшую долю ВВП страны формируют отрасли нематериального производства. Наряду с этим Германия по-прежнему остается одним из крупнейших в мире производителей разнообразнейшей продукции обрабатывающей промышленности. Создание в 1949 г. двух германских государств привело к дублированию многих хозяйственных структур при послевоенном восстановлении экономики. После воссоединения Германии пол века спустя огромная часть предприятий на территории бывшей ГДР, в большинстве своем неконкурентоспособных, оказалась в тяжелейшем положении. Многие были приватизированы (нередко за символическую, но экономически вполне оправданную цену — одну марку), часть из них реконструирована. Остро встала проблема безработицы.
Несмотря на малую долю в общем ВВП страны, сельское хозяйство Германии высокопродуктивно и отечественные производители занимают устойчивые позиции на внутреннем рынке даже после полного отказа от протекционизма в пределах национальных границ и снятия всех таможенных барьеров после Маастрихтского соглашения 1992 г.
Основные производители — семейные фермы площадью в среднем
около 20 га. Главенствующее положение занимает животноводство, которое дает 2/3 товарной продукции, что типично для северной половины Зарубежной Европы. На приальпийских и приморских лугах развито скотоводство мясомолочного направления. Свиноводство распространено повсеместно, но особенно в районах возделывания кормовых корнеплодов. На базе разведения скота работает мощная пищевая промышленность: молочные, колбасные заводы.
Растениеводство в значительной степени обслуживает нужды животноводства: везде возделывают картофель, кормовую свеклу, ячмень. Германия — главный производитель в ЕС ржи, которая засевается в более северных районах. На юге выращивают особые сорта ячменя, идущие вместе с хмелем на производство немецкого национального напитка — пива. Главный центр пивоварения — Бавария. Ежегодно в Мюнхене проходит всемирно известный праздник пива «октоберфест», на который приезжают десятки тысяч туристов из многих стран, даже самых отдаленных, например, из Австралии. Старинное немецкое виноделие после снятия таможенных барьеров со странами Средиземноморья оказалось в тяжелейшем положении. В последние 10 лет ушедшего века виноделам пришлось приложить титанические усилия, чтобы удержаться на плаву. Им удалось сохранить наиболее ценные виноградники по верховьям Рейна, в долине Мозеля, где производятся элитные сорта вин. Чтобы поддержать отечественное производство, по примеру «октоберфеста» в главных центрах виноделия регулярно проводятся «винные» праздники, также привлекающие множество туристов.
Базовые отрасли промышленности, игравшие ключевую роль в период индустриализации страны в XIX — первой половине XX в., за последнюю четверть века окончательно ушли в тень, поэтому понятие «базовый» теперь скорее дань истории, чем оценка значимости для национального хозяйства. Например, доля горнодобывающей промышленности западных земель в условно-чистой продукции не превышает 2%, восточных — 9%. Угольная промышленность, некогда составлявшая основу энергетики страны, почти свернута, поскольку оказалось выгоднее импортировать уголь, чем добывать самим. Теперь коксующийся уголь ввозится из США, ЮАР, Австралии и Польши. Как уже отмечалось, в знаменитом Рурском бассейне, где находятся богатейшие в Европе месторождения каменного угля, с 1960-х гг. добыча упала более чем в 10 раз, так как импорт значительно дешевле. В крупнейшем городе Рурской области Эссене последняя угольная шахта была закрыта еще в 1980-х гг. Несколько лучше дело обстоит с разработкой буроугольных бассейнов, где добыча угля пока ещё рентабельна (например, в Кельнском буроугольном бассейне). Однако экологические издержки, связанные со сжиганием бурого угля (выбросы СО2, серного ангидрида), заставляют постепенно закрывать ТЭС на буром угле, заменяя его полностью или частично газом, мазутом, а также стимулируют развитие альтернативной энергетики, в частности строительство ветряных электростанций и производство биотоплива.
Глубокий кризис испытывает и черная металлургия. Во времена Третьего рейха металлургические заводы «стальных магнатов» Тиссе- на и Манессмана служили главной базой форсированного развития военно-промышленного комплекса перед Второй мировой войной. Крупные заводы, построенные в Дуйсбурге, Дортмунде, Зальцгште- ре, до сих пор вместе дают больше стали, чем вся Великобритания. Еще в предвоенное время стал остро ощущаться дефицит качественных железных руд, которые тогда поставлялись в основном из Швеции, а позже из Либерии и Бразилии. После войны Германия вошла в Европейское объединение угля и стали, постоянно модернизировала технологические циклы, что позволило ей остаться крупнейшим производителем чугуна и стали в Европе и по сей день. Почти вся сталь выплавляется кислородно-конвертерным или электроплавильным способом. В бывшей ГДР после войны был построен крупный металлургический комбинат «Ост» в Айзенхюттенштадте, работавший на польском угле и советской руде.
В лучшем положении находится цветная металлургия, теперь также работающая в основном на импортном сырье. Наибольшее развитие получила алюминиевая промышленность, обслуживающая немецкое автомобиле- и авиастроение. По берегам Рейна и Эльбы размещены десятки заводов по выплавке первичного алюминия, особенно их много в земле Северный Рейн-Вестфалия (Эссен и др.). По производству алюминия в Зарубежной Европе Германия уступает только Норвегии.
Германия — один из мировых центров химической промышленности. Большая часть выпускаемой в стране разнообразнейшей продукции неорганической и органической химии, тонкого органического синтеза поступает на мировой рынок. В Западной Германии крупнейшие центры химической и фармацевтической промышленности — Леверкузен, где расположено головное предприятие концерна «Байер», Франкфурт-на-Майне, где находится компания «Хохст», и, конечно, «город химии» Людвигсхафен — столица концерна «БАСФ», ныне переименованного в «ЭМТЕС».
Несмотря на почти полное отсутствие своей нефти, в Германии созданы большие мощности по глубокой нефтепереработке и нефтехимии, в основном в портовых городах на севере страны: в Вильгелмсхафене, Гамбурге, а также в Бохуме.
В социалистический период в ГДР крупные предприятия химической промышленности были построены в районе Галле—Лейпцига. Их продукция пользовалась большим спросом во всех странах СЭВ, в том числе в СССР. После объединения Германии большинство предприятий отрасли оказались неконкурентоспособными и были закрыты или выкуплены западногерманскими компаниями.
«Сердцевина» современной индустриальной мощи Германии — многопрофильное машиностроение, образующее основу вторичного сектора экономики. Оно обеспечивает более половины товарного экспорта страны. Здесь расположены мощнейшие заводы тяжелого, транспортного машиностроения, приборостроения. Современное немецкое машиностроение формировалось после войны как конверсионное. В результате конверсии многочисленные военные заводы были переориентированы на производство продукции гражданского машиностроения.
Дуйсбург и Дюссельдорф стали центрами производства горношахтного оборудования, военные заводы Круппа в Эссене перешли на выпуск промышленных станков, строительных кранов и другого строительного оборудования. В бывшей ГДР мощные заводы тяжелого машиностроения работали в Магдебурге, Лейпциге, завод химического машиностроения — в Карл-Маркс-Штадте (ныне Хемниц).
Гордость Германии — автомобилестроение. По выпуску автомобилей она занимает 4-е место в мире и 1-е в Европе. В начале нынешнего века общий выпуск автомобилей превысил 5 млн в год. В ГДР производились добротные грузовики (г. Людвигсфельд), курсирующие до сих пор по России. Производство легковых автомобилей было незначительным.
Заводы по производству автомобильного оборудования и сборочные цеха разбросаны по всей стране. К тому же большинство автомобильных компаний ФРГ в послевоенный период стали транснациональными и наладили производство своих автомобилей в десятках других стран. Лидерами германского автомобилестроения являются всемирно известные компании «Фольксваген» (штаб-квартира и головное предприятие в Вольфсбурге), «Мерседес-Бенц» (Штутгарт), «БМВ» (Мюнхен) и «Опель» (Рюссельсхайм). После объединения Германии западногерманские компании стали строить свои филиалы и в восточных землях, например, «Форд» — в Цвиккау, «Опель» — в Айзенахе.
В наследство от Третьего рейха Германии остались мощные, частично военные судостроительные верфи в Киле, Гамбурге, Бремене, Эмдене, но в последние десятилетия германское судостроение, как и европейское в целом, находится в глубоком кризисе. Лучше обстоит дело с другим наследием — авиастроением. В 1959 г. в Германию из эмиграции вернулся знаменитый В. Мессершмитг, авиаконструктор и промышленник, ставший сразу почетным председателем концерна «Мессершмитг-Булков-Блем». Немецкие авиастроители вместе с французами и англичанами участвуют в грандиозном проекте создания серии европейских аэробусов. Авиационные и ракетные двигатели строят в Мюнхене и Фридрихсхафене.