В создании новаций, в совершенствовании ассортимента и качества выпускаемой продукции большая роль принадлежит развитию сферы научных исследований и опытно-конструкторских разработок
НИОКР они сформировали одну из важнейших отраслей экономики
Таблица 10
Города — научные центры Зарубежной Европы
Группа | Города |
Супербольшие | Лондон |
Крупнейшие научные центры | Амстердам, Гаага, Париж |
Крупные научные центры | Базель, Барселона, Берлин, Брюссель, Кембридж, Копенгаген, Дортмунд, Эдинбург, Франкфурт-на- Майне, Майнц, Женева — Лозанна, Мадрид, Манчестер, Милан, Мюнхен, Оксфорд, Рим, Лидс, Стокгольм, Упсала |
Малые научные центры | Бирмингем, Бристоль, Будапешт, Дублин, Гамбург, Хельсинки, Лион, Осло, Прага, Штутгарт, Варшава, Вена, Цюрих |
ЕС — производство знаний, превосходящее по своим размерам крупнейшие отрасли материального производства (табл. 11). Еще в XIX в. англичане наладили систему быстрого внедрения новых технологий в массовое производство. Во второй половине XX в. появились технопарки. Самые известные в Европе: София-Антиполис (Франция, основан в 1969 г.), Хэриот-Уотгский и Кембриджский (Великобритания, оба — с 1972 г.). Вокруг некоторых из них разместились предприятия отраслей высоких технологий. Например, британская «Силиконовая долина» в Шотландии, технологические регионы Кембриджа и Гренобля, «Силиконовый Изар» под Мюнхеном. В последнее время развивается концепция создания информационного города: разного рода «телепорты» (Мец, Амстердам, Роттердам), «города телематики и коммуникации» (Барселона, Кельн).
Широкое распространение получили Центры технического развития (ЦТР). В Германии они создавались для облегчения структурной перестройки старопромышленных районов (Рурского и др.) и перевода их на «постиндустриальные рельсы» развития. Во Франции появление ЦТР скорее способствовало подъему провинции: более половины из них разместили в периферийных районах, в том числе и в наиболее отсталых.
|
Таблица 11
Центры НИОКР Зарубежной Европы с наивысшей
экономической продуктивностью
Научное направление | Ведущие центры |
Биохимия и молекулярная биология | Лондон, Париж, Амстердам, Стокгольм, Базель, Мангейм, Оксфорд, Копенгаген, Упсала |
Фармакология и фармацевтика | Лондон, Париж, Амстердам, Милан, Базель, Стокгольм, Эдинбург, Копенгаген, Франкфурт-на- Майне, Берлин |
Тонкая химия | Париж, Лондон, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Амстердам, Прага, Базель, Дортмунд, Цюрих |
Биотехнология и прикладная микробиология | Лондон, Париж, Амстердам, Копенгаген, Эдинбург, Мадрид, Оксфорд, Стокгольм, Хельсинки |
Синтез интеллекта и производства породил новые структуры: консалтинговые, маркетинговые, инжиниринговые и венчурные фирмы, которых сегодня в Зарубежной Европе тысячи.
Европейские университеты сочетают в себе фундаментальное образование с прикладным. Например, в Великобритании насчитывается 83 университета и политехнических института, имеющих статус университетов. Их деятельность финансируется парламентом. В политехнических вузах научные знания, получаемые студентами, ориентированы на их применение в промышленности. Множество технологических и профессионально-ориентированных вузов предлагают обучение без отрыва от работы. С появлением диверсификации в сфере высшего образования возрастает количество вузов, ограничивающихся четкими профессиональными задачами, как, например, высшие профессиональные школы в Германии или высшие профессиональные учебные заведения в Голландии.
|
В рамках общеевропейской программы уже давно функционируют два учреждения постуниверситетского образования: Европейский колледж в Брюгге (открыт в 1949 г.), выпускающий высококвалифицированных специалистов в самых разных областях, и колледж во Флоренции (1972), который ставит своей целью способствовать развитию культурного и научного наследия Европы в его единстве и многообразии.
В странах Европейского союза есть четкое понимание того, что интеллектуальный потенциал — основа экономики XXI в. Поэтому образование и наука здесь уже давно стали главными приоритетами в рамках как общей политики ЕС, так и внутренней государственной политики стран-участниц.
§ 4.3. Отраслевая структура хозяйства
Для современного периода развития отраслевой структуры хозяйства высокоразвитых стран Зарубежной Европы характерны следующие важнейшие черты:
— широкая полиспециализация сельского хозяйства, индустрии и сферы услуг;
— доминирование в индустрии отраслей обрабатывающей промышленности;
— доминирование в индустрии производства товаров потребления (сектор Б) над производством средств производства (сектор А).
— опережающее развитие наукоемких производств;
— переход на постиндустриальную стадию развития, когда ведущей в экономике становится сфера нематериального производства.
|
Отрасли хозяйства, базирующиеся на эксплуатации природно-ресурсного потенциала, по доле в ВВП постепенно «уходят в тень». Однако абсолютные показатели производства во многих из них по- прежнему высоки.
Сельское хозяйство, отрасль первичного сектора* экономики, отличается высокой интенсивностью и огромным разнообразием выпускаемой продукции. Несмотря на то что в большинстве стран доля аграрного сектора в общем ВВП невелика, например, в Германии — менее 3%, Франции — 5%, в Европейском союзе одна из острейших проблем — перепроизводство сельскохозяйственной продукции. Экономическим органам ЕС приходится тратить огромные средства на сдерживание роста производства и вводить жесткие таможенные ограничения на ввоз продуктов питания из-за рубежа, кроме продукции тропического земледелия. Зато снятие таможенных границ внутри самого Союза резко обострило конкуренцию между европейскими производителями и позволило сильнейшим из них значительно расширить свой рынок сбыта. В результате углубилась специализация отдельных стран в рамках ЕС. Например, Испанию называют общеевропейским «садом и огородом», Данию — «животноводческой фермой».
Растениеводство в значительной степени обслуживает нужды животноводства, во многих странах площади посевов кормовых культур превышают площади продовольственных. Важнейшие зерновые — пшеница и ячмень. Урожайность зерновых (60—80 ц/га) выше, чем в США. Треть урожая зерновых в ЕС дает Франция — один из крупных мировых экспортеров пшеницы.
В целом в валовом продукте сельского хозяйства Зарубежной Европы доминирует животноводство. Здесь производится каждый пятый в мире килограмм мяса (в два раза больше, чем в США) и каждый третий литр молока. Средние удои на корову в Голландии превышают 6 тыс. литров в год. Европейцы потребляют в больших количествах не только говядину, но и свинину, баранину (особенно в Средиземноморье).
Вторичный сектор представлен мощнейшей и разнообразнейшей промышленностью. Наибольших масштабов он достиг в Германии, Великобритании, Франции и Италии.
Традиционные базовые отрасли, с которых в послевоенный период начиналась европейская экономическая интеграция, — угольная промышленность и черная металлургия («Союз угля и стали», 1956 г.) — в последнюю четверть ушедшего века переживали не лучшие времена. Европейский уголь становился все менее и менее рентабельным. В результате в Великобритании, Германии, Франции происходило массовое закрытие угольных шахт и переориентация энергетики и промышленности на импорт, в частности, из США и ЮАР.
Зарубежная Европа обладает мощной топливно-энергетической системой, хотя по душевым показателям энергопотребления она все еще значительно отстает от США. Почти половина энергоносителей импортируется. В процессе европейской интеграции создана единая электроэнергетическая сеть ЕС. В топливно-энергетическом балансе Доля угля неуклонно сокращается, зато растет доля газа, который импортируется, в частности из России. До энергетического кризиса 1973 г. Западная Европа импортировала нефть в основном из стран Персидского залива и Северной Африки. В последнюю четверть века значительно возросла доля своей, европейской нефти, 90% которой добывается в Северном море Великобританией и Норвегией.
После Чернобыльской аварии 1986 г. в Европе было заморожено большинство проектов по развитию атомной энергетики, а в ряде стран (в Италии, Австрии, Швейцарии, Польше и др.) полностью отказались от использования энергии «мирного атома». Но, например, Франция продолжает реализацию своих ядерных программ, так как для нее отказ от атомной энергетики неприемлем — как уже отмечалось, она дает более 70% всей электроэнергии страны.
На волне экологизации активно развивается альтернативная энергетика. В Германии, Франции, Испании и других странах в конце прошлого века началось массовое строительство ветряных электростанций, которые уже обеспечивают электроэнергией тысячи европейских деревень и даже небольших городков. Производство биотоплива стало одной из отраслей специализации сельского хозяйства ЕС. Здесь производится половина биодизеля мира.
На базе имеющихся энергетических мощностей и преимущественно привозных руд развивается цветная металлургия, обслуживающая европейское машиностроение. Особо выделяется производство алюминия в Норвегии, Германии и Франции, рафинированных свинца, цинка и меди в Италии, свинца и цинка в Испании.
В Европе создана разнообразная химическая промышленность. Здесь следует прежде всего отметить Германию (разнообразная продукция неорганической и органической химии) и Францию (производство минеральных удобрений, синтетического каучука и др.). Уже завоевала мировой рынок продукция германской и швейцарской фармацевтической промышленности.
Ведущая отрасль индустрии — машиностроение. Оно дает около трети всей промышленной продукции Зарубежной Европы, обеспечивает почти половину экспорта. Номенклатура выпускаемых изделий широчайшая: от ядерных реакторов (Франция) и горно-шахтного оборудования (Норвегия) до видеомагнитофонов (Нидерланды) и часов (Швейцария). Западноевропейское автомобилестроение успешно конкурирует с американским и японским. Здесь выросли такие всемирно известные транснациональные гиганты, как «БМВ», «Фольксваген», «Даймлер-Крайслер» в Германии, «Рено» и «Ситроен» во Франции, «ФИАТ» в Италии и др. Лидеры европейского авиастроения — Франция и Великобритания — тесно сотрудничают, объединив усилия для борьбы за «место под солнцем» на мировом рынке авиапродукции, прежде всего против американского «Боинга». Франция обладает национальной космической промышленностью и самым мощным в Зарубежной Европе военно-промышленным комплексом.
Намного хуже обстоит дело с судостроением. Из-за падения спроса на крупно- и среднетоннажные суда и появления мощных конкурентов в лице Японии и Южной Кореи производство судов на верфях Франции, Великобритании, Германии и Испании сократилось в несколько раз.
В тесной связи с центрами НИОКР работают тысячи предприятий электроники, которая в основном находится в руках транснациональных компаний. Страны Западной Европы выступают в роли «мозговых» центров, а массовое производство продукции нередко осуществляется за тысячи километров от Европы, прежде всего в странах Юго-Восточной Азии. В Германии находятся штаб-квартиры таких
компаний, как «Сименс», «Телефункен», в Нидерландах — «Филипс».
Третичный сектор — это сфера нематериального производства, которая включает торговлю, систему жилищно-коммунального и бытового обслуживания, управленческие и банковские структуры, научные организации, социальные институты (системы образования, здравоохранения и т.д.). В последние десятилетия сектор развивался опережающими темпами, что и дало основание говорить о переходе высокоразвитых стран Зарубежной Европы на постиндустриальную стадию развития. К концу XX в. третичный сектор стал ведущим в экономике стран ЕС. Как уже отмечалось, доля ВВП, получаемого от третичного сектора, во всех странах Западной Европы уже составляет не менее 60% от общего ВВП, а в наиболее развитых (Германия, Франция) — достигает 70% и более. В странах ЦВЕ этот показатель пока ниже, хотя тенденция развития та же.
Особое место в третичном секторе Зарубежной Европы занимает система образования. Планка европейского образования традиционно очень высока. Подготовка высококвалифицированных кадров как для традиционных, так и для самых инновационных сфер деятельности стала одной из главных отраслей специализации региона. Старинные университеты и высшие школы Великобритании, Германии, Франции, Испании ежегодно выпускают десятки тысяч дипломированных специалистов, которые затем работают во всех странах мира.
Еще одна отрасль европейского хозяйства, имеющая мировое значение, — туризм. Именно в Европе сходятся пути более половины всех путешествующих за границу. Наиболее успешно туристский бизнес развивается в Южной и Восточной Европе. Мировые лидеры по приему иностранных туристов — Франция (87 млн в 2017 г.), Испания (82 млн) и Италия (58). Прибыли от туризма в этих странах исчисляются миллиардами евро.
§ 4.4. Территориальная структура хозяйства и
транспортные связи
Сложившаяся территориальная структура хозяйства (ТСХ) Зарубежной Европы отражает не только современное размещение производительных сил, но и служит своеобразным «отпечатком» предыдущих этапов ее социально-экономического развития. Как результат этого развития, она обладает высоким уровнем зрелости, что определяется:
— интенсивностью экономического использования территорий, высокой долей освоенных земель в общей площади территории, высокой плотностью промышленного и сельскохозяйственного производства;
— развитостью системы экономических центров, хозяйственным полицентризмом;
— обеспеченностью территории производственной и непроизводственной инфраструктурой (высокое производство электроэнергии на душу населения, густая транспортная сеть, интенсивные грузоперевозки).
Территориальная структура хозяйства региона отличается исключительной сложностью. Старопромышленные районы — наследие периода индустриализации, который прошли все европейские страны в XVIII—XX вв. Большинство из них сформировалось на основе угольных и железорудных месторождений и их удачных сочетаний. В Западной Европе более 20 металлургических районов. Самый крупный из них — Рурский (Рейнско-Рурский, Рейнско-Вестфальский) в Германии. Крупные старопромышленные районы Европы: Мидлендский, Южно-Уэльский, Северо-Восточный и Шотландский в Великобритании, Лотарингский и Северный во Франции, Льеж-Шарлеруа в Бельгии, Саар-Люксембургский на границе Германии и Люксембурга, Силезско-Краковский в Польше, Остравский в Чехии.
С 1980-х гг., периода мирового кризиса сталелитейного производства, многие старопромышленные районы превратились в депрессивные и наиболее проблемные. Однако в 1990-х гг. наметилась стабилизация их экономического положения. Наличие сложившейся инфраструктуры, техническое переоснащение и успехи в решении острейших экологических проблем вернут этим районам привлекательность для инвестиций и развития в них новых производств. Это уже дало «второе дыхание» Дюссельдорфу, Дуйсбургу, Эссену и другим крупным промышленным центрам Рура.
Традиционно важную роль во многих европейских странах играют столичные агломерации. Наиболее крупные из них Лондонская и Парижская, в каждой из которых проживает более 10 млн человек и где сосредоточена значительная часть всего экономического потенциала этих стран. Лондон — один из так называемых мировых, т.е. «каркасных», городов, городов глобальной экономической системы. В лондонском Сити находится знаменитая Лондонская биржа, а также конторы крупнейших мировых банков и представительства транснациональных компаний.
Контраст между столичным регионом и провинцией — один из
индикативных признаков уровня зрелости территориальной структуры хозяйства. Чем он более выражен, тем обычно уровень развития ТСХ и страны в целом ниже. Наиболее яркие контрасты — в странах ЦВЕ: Венгрии, Болгарии, Сербии и Черногории, Румынии и др. По своему «весу», т.е. по ключевым показателям социально-экономического развития, Будапешт, Братислава, София, Белград, Бухарест резко и диспропорционально выделяются на экономической карте стран ЦВЕ.
В экономической жизни региона всегда исключительно важную роль играли портовые комплексы. Крупнейшие порты Европы — Роттердам (450 млн тонн грузооборота в 2016 г.), Антверпен, Марсель, Гамбург, Генуя, Барселона. Через европейские порты проходит больше половины мирового товарооборота. Развитие портовых комплексов связано прежде всего с непрерывно углубляющейся интеграцией Зарубежной Европы в мировое хозяйство.
С 1990-х гг. быстро возросла роль технопарков и технополисов, особенно в Западной Европе. Сегодня они составляют организационную основу инновационных процессов, играют решающую роль во внедрении высоких технологий в производство. Наиболее эффективные из них: Парк бизнеса и науки в г. Энсхеде в Нидерландах, Мюнхенская агломерация в ФРГ, София-Антиполис во Франции.
В территориальной структуре НИОКР растет роль крупнейших агломераций. Например, в Германии в условиях приоритетного значения науки усилились позиции агломераций Франкфурта-на-Майне, Гамбурга и даже Рейнско-Рурской конурбации, где в староиндустриальных ядрах с прежней гипертрофией тяжелой промышленности. Произошло резкое и прогрессивное обновление функциональной структуры. Теперь в Рурской области насчитывается больше студентов, чем шахтеров.
Современная сеть НИОКР отличается очень большой территориальной дисперсией. Предприятия компании «Сименс», крупнейшего в ФРГ разработчика и производителя компьютерного оборудования, -размещены преимущественно на юге, юго-западе страны, а также в Берлине. Это связано с широкой сетью поставщиков в этих районах с сотнями узкоспециализированных городков (у «Сименса» более i 30 тыс. поставщиков).
Транспортная система Зарубежной Европы — одна из лучших в мире, а ее значение для развития региона трудно переоценить. Она создает одно из важнейших условий эффективной работы всех экономических субъектов в условиях современной глобальной экономики, которая базируется на сложнейшем переплетении связей между субъ
ектами экономических отношений, когда «ближайшие» коллеги по бизнесу, так же, как и оптовые склады товаров, находятся за тысячи километров друг от друга. Европа — регион самой развитой, территориально насыщенной транспортной инфраструктуры на планете. Исторически развитие разнообразных коммуникационных сетей стало одним из ключевых факторов общеевропейской интеграции.
Наиболее густая и качественная транспортная сеть — в Западной Европе, особенно в Германии и Великобритании. Современной «философией» функционирования транспорта стала широко внедряемая на Западе концепция работы под лозунгом «точно в срок». Главный вид транспорта — автомобильный, который обеспечивает 2/3 грузооборота (табл. 15) и 4/5 пассажироперевозок.
В большинстве стран Западной Европы на одну семью приходится более одного автомобиля (в Германии 450 автомашин на 1000 жителей). Хорошо развит и общественный транспорт, где в последнюю четверть века ключевую роль играют автобусы.
Железнодорожный транспорт, один из символов индустриальной эпохи, постепенно сдает свои позиции. Традиционные железнодорожные перевозки дороги, медленны и не выдерживают конкуренции с авто- и авиаперевозками. В Великобритании, например, за вторую половину прошлого века разобрали тысячи километров железнодорожного полотна. Правда, одновременно прокладывались скоростные железнодорожные магистрали, особенно большое внимание этому уделяли Франция и Германия. Сегодня в Европе функционирует разветвленная сеть скоростных и высокоскоростных железных дорог. Наибольшую протяженность высокоскоростных железных дорог в Зарубежной Европе имеют Испания (6000 км в 2018 г.), Германия (3368 км) и Франция (3345 км).
После Второй мировой войны велось активное строительство неф- те-, газо- и продуктоводов, в том числе из России (прежде — из СССР) и арабских стран Средиземноморья, продолжающих играть важную роль в энергоснабжении региона.
Глава 5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
§ 5.1. Экологический кризис
Экологическая обстановка в Зарубежной Европе на начало XXI в. может быть оценена как сложная и противоречивая. С одной стороны, длительная масштабная антропогенная нагрузка на природную среду, особенно в период индустриализации, сделала Европу самым экологически неблагополучным регионом мира. Здесь наиболее широкий спектр экологических проблем, все естественные экосистемы в той или иной степени изменены или практически разрушены. С другой стороны, именно в Зарубежной Европе, и прежде всего в Западной, раньше, чем в других регионах, пришло осознание степени опасности экологической угрозы для природы и человека и были предприняты первые серьезные шаги, направленные на борьбу с этим злом.
Среди факторов экологического кризиса в регионе можно назвать:
¾ высокую плотность населения;
¾ высокую степень разнообразной хозяйственной нагрузки на территорию;
¾ высокий уровень жизни и большие экологические издержки «общества потребления».
Обрисовать общую картину экологической обстановки в Зарубежной Европе очень сложно не только в силу огромного многообразия экологических проблем: наиболее серьезные из них зачастую не видны обывателю. Речь идет прежде всего о деградации естественных ландшафтов, упрощении или полной деградации мезо- и микроэкосистем, сложнейших геохимических процессах, технолитоморфных изменениях окружающей среды.
Территориально очаги экологического неблагополучия как на материке, так и в акваториях морей, омывающих Зарубежную Европу, размещены неравномерно. К континентальным очагам наиболее неблагополучной экологической обстановки традиционно относились европейские старопромышленные районы, где экологические проблемы связаны прежде всего с выбросами ТЭС на угле и «грязными» производствами черной, цветной металлургии, химической промышленности. В период активной индустриализации так называемая «Черная Англия», Рур в Германии, Лотарингия во Франции, Верхняя Силезия в Польше превратились в зоны экологического бедствия. Пиковых значений выбросы серного ангидрида, вызывающего кислотные дожди, в Зарубежной Европе достигли в конце 1960-х — 1970-х гг.
С началом массовой автомобилизации на первый план вышли экологические проблемы, связанные не с промышленными выбросами, а с автотранспортом. Стремительно росло загрязнение воздуха в крупных городах и агломерациях. Как в США и Японии, в странах Западной Европы экологическая обстановка в городах стала представлять реальную угрозу для здоровья людей и для окружающей города природы. Воздух городов был насыщен угарным газом, нитратами, различными бензолами и окислами тяжелых металлов, серным ангидридом.
Выбросы промышленных предприятий, размещенных на берегах рек, использование рек и каналов как транспортных артерий превратили многие из них в «сточные канавы». Особенно неблагополучная ситуация к 1970—1980-м гг. сложилась в бассейнах крупных рек: Рейна, Дуная, Одера, Вислы. Как говорили в то время, в водах Рейна «плавает вся периодическая таблица Менделеева». Акватории морских портов, особенно Роттердамского в дельте Рейна, Лондонского в эстуарии Темзы, представляли собой черно-синие грязевые потоки. Механизация, а затем и химизация сельского хозяйства резко усилили антропогенную нагрузку на сельские ландшафты.
Колоссальные выбросы экологически опасных веществ в атмосферу и в воду породили проблему трансграничных переносов и спровоцировали напряжение во взаимоотношениях между европейскими странами. В условиях западного переноса воздушных масс и в силу других особенностей атмосферных процессов над Европой от выбросов рурских заводов страдала не только ФРГ, но и ГДР, Польша, Скандинавские страны и даже западные территории СССР. Обострились экологические конфликты из-за загрязнения водных бассейнов между ирирейнскими (ФРГ, Франция, Нидерланды) и придунайскими странами (ФРГ, Австрия, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария).
Еще одним фактором ухудшения экологической обстановки стал стремительный рост потребления. Всего за первые два послевоенных Десятилетия в странах Западной Европы объемы бытовых отходов Многократно превзошли объемы промышленных отходов. Критика общества потребления стала главным тезисом, объединившим молодые западноевропейские общественные движения «зеленых» и левые политические силы в борьбе с «ужасами» капитализма.
§ 5.2. Экологизация территории
За последние десятилетия в Зарубежной Европе произошли серьезные подвижки к лучшему. Среди факторов смягчения остроты экологической проблемы и качественного улучшения экологической обстановки в регионе необходимо выделить:
— непрерывное усиление экологических притязаний населения по мере роста его благосостояния;
— большие финансовые, технологические и организационные возможности для реализации программ по модернизации и экологизации хозяйства и экологическому оздоровлению территорий;
— европейские культурные традиции, дающие большие возможности для воспитания экологической культуры и организации эффективной системы экологического образования.
Наиболее впечатляющие успехи в экологизации экономики и жизни достигнуты на Западе. Со времен знаменитого «горохового супа» в Лондоне 1952 г., когда в результате смога погибло более 2 тыс. человек, в экологической обстановке Западной Европы произошли позитивные изменения. Теперь «экология» здесь — органическая часть цивилизованных условий повседневной жизни. Экологическое благополучие стало неотъемлемой частью благосостояния людей.
Рост экономической мощи западноевропейских стран в последние десятилетия создал реальные предпосылки и возможности для удовлетворения растущих экологических притязаний населения и для решения многих злободневных экологических проблем. Пока речь идет о широко известных проблемах. Это воздух на городских улицах и в производственных помещениях, питьевая вода, т.е. важнейшие компоненты окружающей человека среды. В Западной Европе уже созданы юридические, экономические и политические условия для улучшения качества жизни населения. Например, в ЕС разработана система норм оценки состояния окружающей среды, отлажено экологическое законодательство, регулирующее механизм их реализации. Доказал свою эффективность метод «кнута и пряника», сочетающий фискальные и поощрительные меры в экологической политике.
На новом, постиндустриальном этапе развития стран Зарубежной Европы впервые ломается прямая корреляция между остротой экологических проблем и такими показателями антропогенной нагрузки, как плотность населения и индустриальная насыщенность территории. В Рейне, бывшей «европейской клоаке», теперь можно купаться, а в его притоках разводят хариуса. При этом Рейнско-Рурская промышленная агломерация и прирейнские земли в целом остаются основной базой индустриальной мощи Германии, где работают десятки нефтеперерабатывающих и металлургических заводов. В Нидерландах, где находится крупнейший в Европе водно-транспортный узел Нижнего Рейна и Шельды с гигантскими нефтеперерабатывающим и химическим комплексами, масштабы загрязнения акватории по сравнению с 1970-ми гг. сокращены в несколько раз.
Экологизация стала неотъемлемой составляющей научно-технического прогресса. Каждое новое поколение автомобилей качественно более экологично, чем предыдущее. Любой немецкий или французский автомобиль сегодня выбрасывает в несколько десятков раз меньше соединений азота и СО, чем машины четвертьвековой давности. Примечательно, что российских автотуристов часто не пропускают в страны Евросоюза из-за недопустимо грязных выхлопов отечественных автомобилей.
Ужесточаются экологические требования к самолетам, прежде всего по уровню их шумности, что стало одной из причин отказа российских авиакомпаний от использования отечественных самолетов на международных авиалиниях. Под лозунгом «Превратим отходы в доходы!» повсеместно внедряются сепарация и глубокая утилизация мусора. Дисциплинированные немцы в отдельные секции мусорных контейнеров отправляют пищевые отходы, стекло, бумагу, элементы питания. Это позволяет значительно уменьшить экологическую угрозу, исходящую от городских свалок, наладить производство электроэнергии, строительных материалов.
Огромную роль в экологизации жизни играют финансовые возможности. Расходы на экологию составляют от 3 до 5% бюджетов западноевропейских стран. Постоянно увеличивается финансирование экологических программ по линии ЕС. Государственные затраты не уходят «в песок». Например, во Франции создана общенациональная система очистки сточных вод, образцовая система мониторинга состояния бассейнов всех крупных рек.
Качественно меняется и характер промышленного природопользования. Одна из знаковых положительных тенденций — экологизация энергетики. Например, в Великобритании не только по экономическим, но и по экологическим причинам уже давно проводится целенаправленная политика сворачивания угольной промышленности, одной из старейших отраслей индустрии страны. После воссоединения Германии канцлер Г. Коль заявил, что на территории бывшей ГДР вредные предприятия и многочисленные ТЭС, работающие на угле, будут закрываться или модернизироваться. Значительная часть ТЭС переоборудуется для работы на газе — намного более рентабельном и экологически более чистом топливе. Закрыты все АЭС, построенные с помощью СССР.