Глава 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 2 глава




В создании новаций, в совершенствовании ассортимента и качест­ва выпускаемой продукции большая роль принадлежит развитию сферы научных исследований и опытно-конструкторских разработок

НИОКР они сформировали одну из важнейших отраслей экономики

 

Таблица 10

 

Города — научные центры Зарубежной Европы

 

Группа Города
Супербольшие Лондон
Крупнейшие научные центры Амстердам, Гаага, Париж
Крупные научные центры Базель, Барселона, Берлин, Брюссель, Кембридж, Копенгаген, Дортмунд, Эдинбург, Франкфурт-на- Майне, Майнц, Женева — Лозанна, Мадрид, Манчестер, Милан, Мюнхен, Оксфорд, Рим, Лидс, Стокгольм, Упсала
Малые научные центры Бирмингем, Бристоль, Будапешт, Дублин, Гамбург, Хельсинки, Лион, Осло, Прага, Штутгарт, Варшава, Вена, Цюрих

 

ЕС — производство знаний, превосходящее по своим размерам крупнейшие отрасли материального производства (табл. 11). Еще в XIX в. англичане наладили систему быстрого внедрения новых техно­логий в массовое производство. Во второй половине XX в. появились технопарки. Самые известные в Европе: София-Антиполис (Фран­ция, основан в 1969 г.), Хэриот-Уотгский и Кембриджский (Велико­британия, оба — с 1972 г.). Вокруг некоторых из них разместились предприятия отраслей высоких технологий. Например, британская «Силиконовая долина» в Шотландии, технологические регионы Кем­бриджа и Гренобля, «Силиконовый Изар» под Мюнхеном. В послед­нее время развивается концепция создания информационного города: разного рода «телепорты» (Мец, Амстердам, Роттердам), «города те­лематики и коммуникации» (Барселона, Кельн).

Широкое распространение получили Центры технического разви­тия (ЦТР). В Германии они создавались для облегчения структурной перестройки старопромышленных районов (Рурского и др.) и перево­да их на «постиндустриальные рельсы» развития. Во Франции появле­ние ЦТР скорее способствовало подъему провинции: более половины из них разместили в периферийных районах, в том числе и в наиболее отсталых.

 

 

Таблица 11

 

Центры НИОКР Зарубежной Европы с наивысшей

экономической продуктивностью

 

 

Научное направление Ведущие центры
Биохимия и молекулярная биология Лондон, Париж, Амстердам, Стокгольм, Базель, Мангейм, Оксфорд, Копенгаген, Упсала
Фармакология и фармацевтика Лондон, Париж, Амстердам, Милан, Базель, Стокгольм, Эдинбург, Копенгаген, Франкфурт-на- Майне, Берлин
Тонкая химия Париж, Лондон, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Амстердам, Прага, Базель, Дортмунд, Цюрих
Биотехнология и прикладная микробиология Лондон, Париж, Амстердам, Копенгаген, Эдинбург, Мадрид, Оксфорд, Стокгольм, Хельсинки

Синтез интеллекта и производства породил новые структуры: кон­салтинговые, маркетинговые, инжиниринговые и венчурные фирмы, которых сегодня в Зарубежной Европе тысячи.

Европейские университеты сочетают в себе фундаментальное обра­зование с прикладным. Например, в Великобритании насчитывается 83 университета и политехнических института, имеющих статус уни­верситетов. Их деятельность финансируется парламентом. В политех­нических вузах научные знания, получаемые студентами, ориентирова­ны на их применение в промышленности. Множество технологических и профессионально-ориентированных вузов предлагают обучение без отрыва от работы. С появлением диверсификации в сфере высшего об­разования возрастает количество вузов, ограничивающихся четкими профессиональными задачами, как, например, высшие профессио­нальные школы в Германии или высшие профессиональные учебные заведения в Голландии.

В рамках общеевропейской программы уже давно функциониру­ют два учреждения постуниверситетского образования: Европейский колледж в Брюгге (открыт в 1949 г.), выпускающий высококвалифи­цированных специалистов в самых разных областях, и колледж во Флоренции (1972), который ставит своей целью способствовать раз­витию культурного и научного наследия Европы в его единстве и многообразии.

В странах Европейского союза есть четкое понимание того, что интеллектуальный потенциал — основа экономики XXI в. Поэтому образование и наука здесь уже давно стали главными приоритетами в рамках как общей политики ЕС, так и внутренней государственной политики стран-участниц.

§ 4.3. Отраслевая структура хозяйства

Для современного периода развития отраслевой структуры хозяй­ства высокоразвитых стран Зарубежной Европы характерны следую­щие важнейшие черты:

— широкая полиспециализация сельского хозяйства, индустрии и сферы услуг;

— доминирование в индустрии отраслей обрабатывающей промы­шленности;

— доминирование в индустрии производства товаров потребления (сектор Б) над производством средств производства (сектор А).

— опережающее развитие наукоемких производств;

— переход на постиндустриальную стадию развития, когда веду­щей в экономике становится сфера нематериального производства.

Отрасли хозяйства, базирующиеся на эксплуатации природно-ре­сурсного потенциала, по доле в ВВП постепенно «уходят в тень». Однако абсолютные показатели производства во многих из них по- прежнему высоки.

Сельское хозяйство, отрасль первичного сектора* экономики, отлича­ется высокой интенсивностью и огромным разнообразием выпускае­мой продукции. Несмотря на то что в большинстве стран доля аграрно­го сектора в общем ВВП невелика, например, в Германии — менее 3%, Франции — 5%, в Европейском союзе одна из острейших проблем — пере­производство сельскохозяйственной продукции. Экономическим орга­нам ЕС приходится тратить огромные средства на сдерживание роста производства и вводить жесткие таможенные ограничения на ввоз про­дуктов питания из-за рубежа, кроме продукции тропического земледе­лия. Зато снятие таможенных границ внутри самого Союза резко обост­рило конкуренцию между европейскими производителями и позволило сильнейшим из них значительно расширить свой рынок сбыта. В ре­зультате углубилась специализация отдельных стран в рамках ЕС. На­пример, Испанию называют общеевропейским «садом и огородом», Данию — «животноводческой фермой».

Растениеводство в значительной степени обслуживает нужды жи­вотноводства, во многих странах площади посевов кормовых культур превышают площади продовольственных. Важнейшие зерновые — пшеница и ячмень. Урожайность зерновых (60—80 ц/га) выше, чем в США. Треть урожая зерновых в ЕС дает Франция — один из крупных мировых экспортеров пшеницы.

В целом в валовом продукте сельского хозяйства Зарубежной Евро­пы доминирует животноводство. Здесь производится каждый пятый в мире килограмм мяса (в два раза больше, чем в США) и каждый третий литр молока. Средние удои на корову в Голландии превышают 6 тыс. литров в год. Европейцы потребляют в больших количествах не только говядину, но и свинину, баранину (особенно в Средиземноморье).

Вторичный сектор представлен мощнейшей и разнообразнейшей промышленностью. Наибольших масштабов он достиг в Германии, Великобритании, Франции и Италии.

Традиционные базовые отрасли, с которых в послевоенный период начиналась европейская экономическая интеграция, — угольная про­мышленность и черная металлургия («Союз угля и стали», 1956 г.) — в последнюю четверть ушедшего века переживали не лучшие времена. Европейский уголь становился все менее и менее рентабельным. В ре­зультате в Великобритании, Германии, Франции происходило массо­вое закрытие угольных шахт и переориентация энергетики и промы­шленности на импорт, в частности, из США и ЮАР.

Зарубежная Европа обладает мощной топливно-энергетической системой, хотя по душевым показателям энергопотребления она все еще значительно отстает от США. Почти половина энергоносителей импортируется. В процессе европейской интеграции создана единая электроэнергетическая сеть ЕС. В топливно-энергетическом балансе Доля угля неуклонно сокращается, зато растет доля газа, который им­портируется, в частности из России. До энергетического кризиса 1973 г. Западная Европа импортировала нефть в основном из стран Персидского залива и Северной Африки. В последнюю четверть века значительно возросла доля своей, европейской нефти, 90% которой добывается в Северном море Великобританией и Норвегией.

После Чернобыльской аварии 1986 г. в Европе было заморожено большинство проектов по развитию атомной энергетики, а в ряде стран (в Италии, Австрии, Швейцарии, Польше и др.) полностью от­казались от использования энергии «мирного атома». Но, например, Франция продолжает реализацию своих ядерных программ, так как для нее отказ от атомной энергетики неприемлем — как уже отмечалось, она дает более 70% всей электроэнергии страны.

На волне экологизации активно развивается альтернативная энерге­тика. В Германии, Франции, Испании и других странах в конце прошлого века на­чалось массовое строительство ветряных электростанций, которые уже обеспечивают электроэнергией тысячи европейских деревень и даже небольших го­родков. Производство биотоплива стало одной из отраслей специализации сельского хозяйства ЕС. Здесь производится половина биодизеля мира.

На базе имеющихся энергетических мощностей и преимуществен­но привозных руд развивается цветная металлургия, обслуживающая европейское машиностроение. Особо выделяется производство алю­миния в Норвегии, Германии и Франции, рафинированных свинца, цинка и меди в Италии, свинца и цинка в Испании.

В Европе создана разнообразная химическая промышленность. Здесь следует прежде всего отметить Германию (разнообразная про­дукция неорганической и органической химии) и Францию (произ­водство минеральных удобрений, синтетического каучука и др.). Уже завоевала мировой рынок продукция германской и швейцарской фармацевтической промышленности.

Ведущая отрасль индустрии — машиностроение. Оно дает около тре­ти всей промышленной продукции Зарубежной Европы, обеспечивает почти половину экспорта. Номенклатура выпускаемых изделий широ­чайшая: от ядерных реакторов (Франция) и горно-шахтного оборудо­вания (Норвегия) до видеомагнитофонов (Нидерланды) и часов (Швейцария). Западноевропейское автомобилестроение успешно кон­курирует с американским и японским. Здесь выросли такие всемирно известные транснациональные гиганты, как «БМВ», «Фольксваген», «Даймлер-Крайслер» в Германии, «Рено» и «Ситроен» во Франции, «ФИАТ» в Италии и др. Лидеры европейского авиастроения — Фран­ция и Великобритания — тесно сотрудничают, объединив усилия для борьбы за «место под солнцем» на мировом рынке авиапродукции, прежде всего против американского «Боинга». Франция обладает на­циональной космической промышленностью и самым мощным в Зару­бежной Европе военно-промышленным комплексом.

Намного хуже обстоит дело с судостроением. Из-за падения спроса на крупно- и среднетоннажные суда и появления мощных конкурен­тов в лице Японии и Южной Кореи производство судов на верфях Франции, Великобритании, Германии и Испании сократилось в не­сколько раз.

В тесной связи с центрами НИОКР работают тысячи предприятий электроники, которая в основном находится в руках транснациональ­ных компаний. Страны Западной Европы выступают в роли «мозго­вых» центров, а массовое производство продукции нередко осуществ­ляется за тысячи километров от Европы, прежде всего в странах Юго-Восточной Азии. В Германии находятся штаб-квартиры таких
компаний, как «Сименс», «Телефункен», в Нидерландах — «Филипс».

Третичный сектор — это сфера нематериального производства, ко­торая включает торговлю, систему жилищно-коммунального и быто­вого обслуживания, управленческие и банковские структуры, науч­ные организации, социальные институты (системы образования, здравоохранения и т.д.). В последние десятилетия сектор развивался опережающими темпами, что и дало основание говорить о переходе высокоразвитых стран Зарубежной Европы на постиндустриальную стадию развития. К концу XX в. третичный сектор стал ведущим в экономике стран ЕС. Как уже отмечалось, доля ВВП, получаемого от третичного сектора, во всех странах Западной Европы уже составляет не менее 60% от общего ВВП, а в наиболее развитых (Германия, Франция) — достигает 70% и более. В странах ЦВЕ этот показатель пока ни­же, хотя тенденция развития та же.

Особое место в третичном секторе Зарубежной Европы занимает система образования. Планка европейского образования традицион­но очень высока. Подготовка высококвалифицированных кадров как для традиционных, так и для самых инновационных сфер дея­тельности стала одной из главных отраслей специализации региона. Старинные университеты и высшие школы Великобритании, Герма­нии, Франции, Испании ежегодно выпускают десятки тысяч дипло­мированных специалистов, которые затем работают во всех странах мира.

Еще одна отрасль европейского хозяйства, имеющая мировое значе­ние, — туризм. Именно в Европе сходятся пути более половины всех путешест­вующих за границу. Наиболее успешно туристский бизнес развивается в Южной и Восточной Европе. Мировые лидеры по приему иностранных туристов — Франция (87 млн в 2017 г.), Испания (82 млн) и Италия (58). Прибыли от туризма в этих странах исчисляются миллиар­дами евро.

§ 4.4. Территориальная структура хозяйства и
транспортные связи

Сложившаяся территориальная структура хозяйства (ТСХ) Зару­бежной Европы отражает не только современное размещение произво­дительных сил, но и служит своеобразным «отпечатком» предыдущих этапов ее социально-экономического развития. Как результат этого развития, она обладает высоким уровнем зрелости, что определяется:


— интенсивностью экономического использования территорий, высокой долей освоенных земель в общей площади территории, вы­сокой плотностью промышленного и сельскохозяйственного произ­водства;

— развитостью системы экономических центров, хозяйственным полицентризмом;

— обеспеченностью территории производственной и непроизвод­ственной инфраструктурой (высокое производство электроэнергии на душу населения, густая транспортная сеть, интенсивные грузопе­ревозки).

Территориальная структура хозяйства региона отличается исклю­чительной сложностью. Старопромышленные районы — наследие пе­риода индустриализации, который прошли все европейские страны в XVIII—XX вв. Большинство из них сформировалось на основе уголь­ных и железорудных месторождений и их удачных сочетаний. В За­падной Европе более 20 металлургических районов. Самый крупный из них — Рурский (Рейнско-Рурский, Рейнско-Вестфальский) в Гер­мании. Крупные старопромышленные районы Европы: Мидленд­ский, Южно-Уэльский, Северо-Восточный и Шотландский в Вели­кобритании, Лотарингский и Северный во Франции, Льеж-Шарлеруа в Бельгии, Саар-Люксембургский на границе Германии и Люксембур­га, Силезско-Краковский в Польше, Остравский в Чехии.

С 1980-х гг., периода мирового кризиса сталелитейного производ­ства, многие старопромышленные районы превратились в депрессив­ные и наиболее проблемные. Однако в 1990-х гг. наметилась стабили­зация их экономического положения. Наличие сложившейся инфраструктуры, техническое переоснащение и успехи в решении ос­трейших экологических проблем вернут этим районам привлекатель­ность для инвестиций и развития в них новых производств. Это уже дало «второе дыхание» Дюссельдорфу, Дуйсбургу, Эссену и другим крупным промышленным центрам Рура.

Традиционно важную роль во многих европейских странах играют столичные агломерации. Наиболее крупные из них Лондонская и Па­рижская, в каждой из которых проживает более 10 млн человек и где со­средоточена значительная часть всего экономического потенциала этих стран. Лондон — один из так называемых мировых, т.е. «каркас­ных», городов, городов глобальной экономической системы. В лондон­ском Сити находится знаменитая Лондонская биржа, а также конторы крупнейших мировых банков и представительства транснациональных компаний.

Контраст между столичным регионом и провинцией — один из


индикативных признаков уровня зрелости территориальной структу­ры хозяйства. Чем он более выражен, тем обычно уровень развития ТСХ и страны в целом ниже. Наиболее яркие контрасты — в странах ЦВЕ: Венгрии, Болгарии, Сербии и Черногории, Румынии и др. По своему «весу», т.е. по ключевым показателям социально-экономичес­кого развития, Будапешт, Братислава, София, Белград, Бухарест рез­ко и диспропорционально выделяются на экономической карте стран ЦВЕ.

В экономической жизни региона всегда исключительно важную роль играли портовые комплексы. Крупнейшие порты Европы — Рот­тердам (450 млн тонн грузооборота в 2016 г.), Антверпен, Марсель, Гам­бург, Генуя, Барселона. Через европейские порты проходит больше половины мирового товарооборота. Развитие портовых комплексов связано прежде всего с непрерывно углубляющейся интеграцией За­рубежной Европы в мировое хозяйство.

С 1990-х гг. быстро возросла роль технопарков и технополисов, осо­бенно в Западной Европе. Сегодня они составляют организационную основу инновационных процессов, играют решающую роль во внед­рении высоких технологий в производство. Наиболее эффективные из них: Парк бизнеса и науки в г. Энсхеде в Нидерландах, Мюнхен­ская агломерация в ФРГ, София-Антиполис во Франции.

В территориальной структуре НИОКР растет роль крупнейших аг­ломераций. Например, в Германии в условиях приоритетного значе­ния науки усилились позиции агломераций Франкфурта-на-Майне, Гамбурга и даже Рейнско-Рурской конурбации, где в староиндустри­альных ядрах с прежней гипертрофией тяжелой промышленности. Произошло резкое и прогрессивное обновление функциональной структуры. Теперь в Рурской области насчитывается больше студен­тов, чем шахтеров.

Современная сеть НИОКР отличается очень большой территори­альной дисперсией. Предприятия компании «Сименс», крупнейшего в ФРГ разработчика и производителя компьютерного оборудования, -размещены преимущественно на юге, юго-западе страны, а также в Берлине. Это связано с широкой сетью поставщиков в этих районах с сотнями узкоспециализированных городков (у «Сименса» более i 30 тыс. поставщиков).

Транспортная система Зарубежной Европы — одна из лучших в мире, а ее значение для развития региона трудно переоценить. Она создает одно из важнейших условий эффективной работы всех эконо­мических субъектов в условиях современной глобальной экономики, которая базируется на сложнейшем переплетении связей между субъ


ектами экономических отношений, когда «ближайшие» коллеги по бизнесу, так же, как и оптовые склады товаров, находятся за тысячи километров друг от друга. Европа — регион самой развитой, террито­риально насыщенной транспортной инфраструктуры на планете. Ис­торически развитие разнообразных коммуникационных сетей стало одним из ключевых факторов общеевропейской интеграции.

Наиболее густая и качественная транспортная сеть — в Западной Европе, особенно в Германии и Великобритании. Современной «фи­лософией» функционирования транспорта стала широко внедряемая на Западе концепция работы под лозунгом «точно в срок». Главный вид транспорта — автомобильный, который обеспечивает 2/3 грузообо­рота (табл. 15) и 4/5 пассажироперевозок.

В большинстве стран Западной Европы на одну семью приходится более одного автомобиля (в Германии 450 автомашин на 1000 жите­лей). Хорошо развит и общественный транспорт, где в последнюю четверть века ключевую роль играют автобусы.

Железнодорожный транспорт, один из символов индустриальной эпохи, постепенно сдает свои позиции. Традиционные железнодорожные перевозки дороги, медленны и не выдерживают конкуренции с авто- и авиаперевозками. В Великобритании, например, за вторую половину прошлого века разобрали тысячи километров железнодо­рожного полотна. Правда, одновременно прокладывались скорост­ные железнодорожные магистрали, особенно большое внимание это­му уделяли Франция и Германия. Сегодня в Европе функционирует разветвленная сеть скоростных и высокоскоростных железных дорог. Наибольшую протяженность высокоскоростных железных дорог в Зарубежной Европе имеют Испания (6000 км в 2018 г.), Германия (3368 км) и Франция (3345 км).

После Второй мировой войны велось активное строительство неф- те-, газо- и продуктоводов, в том числе из России (прежде — из СССР) и арабских стран Средиземноморья, продолжающих играть важную роль в энергоснабжении региона.

 

 

Глава 5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

§ 5.1. Экологический кризис

Экологическая обстановка в Зарубежной Европе на начало XXI в. может быть оценена как сложная и противоречивая. С одной сторо­ны, длительная масштабная антропогенная нагрузка на природную среду, особенно в период индустриализации, сделала Европу самым экологически неблагополучным регионом мира. Здесь наиболее ши­рокий спектр экологических проблем, все естественные экосистемы в той или иной степени изменены или практически разрушены. С дру­гой стороны, именно в Зарубежной Европе, и прежде всего в Запад­ной, раньше, чем в других регионах, пришло осознание степени опасности экологической угрозы для природы и человека и были предприняты первые серьезные шаги, направленные на борьбу с этим злом.

Среди факторов экологического кризиса в регионе можно назвать:

¾ высокую плотность населения;

¾ высокую степень разнообразной хозяйственной нагрузки на тер­риторию;

¾ высокий уровень жизни и большие экологические издержки «общества потребления».

Обрисовать общую картину экологической обстановки в Зарубеж­ной Европе очень сложно не только в силу огромного многообразия экологических проблем: наиболее серьезные из них зачастую не вид­ны обывателю. Речь идет прежде всего о деградации естественных ландшафтов, упрощении или полной деградации мезо- и микроэко­систем, сложнейших геохимических процессах, технолитоморфных изменениях окружающей среды.

Территориально очаги экологического неблагополучия как на ма­терике, так и в акваториях морей, омывающих Зарубежную Европу, размещены неравномерно. К континентальным очагам наиболее не­благополучной экологической обстановки традиционно относились европейские старопромышленные районы, где экологические пробле­мы связаны прежде всего с выбросами ТЭС на угле и «грязными» произ­водствами черной, цветной металлургии, химической промышленно­сти. В период активной индустриализации так называемая «Черная Англия», Рур в Германии, Лотарингия во Франции, Верхняя Силезия в Польше превратились в зоны экологического бедствия. Пиковых зна­чений выбросы серного ангидрида, вызывающего кислотные дожди, в Зарубежной Европе достигли в конце 1960-х — 1970-х гг.

С началом массовой автомобилизации на первый план вышли эко­логические проблемы, связанные не с промышленными выбросами, а с автотранспортом. Стремительно росло загрязнение воздуха в круп­ных городах и агломерациях. Как в США и Японии, в странах Запад­ной Европы экологическая обстановка в городах стала представлять реальную угрозу для здоровья людей и для окружающей города приро­ды. Воздух городов был насыщен угарным газом, нитратами, различ­ными бензолами и окислами тяжелых металлов, серным ангидридом.

Выбросы промышленных предприятий, размещенных на берегах рек, использование рек и каналов как транспортных артерий превра­тили многие из них в «сточные канавы». Особенно неблагополучная ситуация к 1970—1980-м гг. сложилась в бассейнах крупных рек: Рей­на, Дуная, Одера, Вислы. Как говорили в то время, в водах Рейна «плавает вся периодическая таблица Менделеева». Акватории мор­ских портов, особенно Роттердамского в дельте Рейна, Лондонского в эстуарии Темзы, представляли собой черно-синие грязевые потоки. Механизация, а затем и химизация сельского хозяйства резко усили­ли антропогенную нагрузку на сельские ландшафты.

Колоссальные выбросы экологически опасных веществ в атмосфе­ру и в воду породили проблему трансграничных переносов и спровоци­ровали напряжение во взаимоотношениях между европейскими стра­нами. В условиях западного переноса воздушных масс и в силу других особенностей атмосферных процессов над Европой от выбросов рур­ских заводов страдала не только ФРГ, но и ГДР, Польша, Скандинав­ские страны и даже западные территории СССР. Обострились эколо­гические конфликты из-за загрязнения водных бассейнов между ирирейнскими (ФРГ, Франция, Нидерланды) и придунайскими стра­нами (ФРГ, Австрия, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария).

Еще одним фактором ухудшения экологической обстановки стал стремительный рост потребления. Всего за первые два послевоенных Десятилетия в странах Западной Европы объемы бытовых отходов Многократно превзошли объемы промышленных отходов. Критика общества потребления стала главным тезисом, объединившим молодые западноевропейские общественные движения «зеленых» и левые политические силы в борьбе с «ужасами» капитализма.

 

§ 5.2. Экологизация территории

За последние десятилетия в Зарубежной Европе произошли серьезные подвижки к лучшему. Среди факторов смягчения остроты экологической проблемы и качественного улучшения экологической обстановки в регионе необходимо выделить:

— непрерывное усиление экологических притязаний населения по мере роста его благосостояния;

— большие финансовые, технологические и организационные возможности для реализации программ по модернизации и экологи­зации хозяйства и экологическому оздоровлению территорий;

— европейские культурные традиции, дающие большие возможно­сти для воспитания экологической культуры и организации эффек­тивной системы экологического образования.

Наиболее впечатляющие успехи в экологизации экономики и жизни достигнуты на Западе. Со времен знаменитого «горохового супа» в Лондоне 1952 г., когда в результате смога погибло более 2 тыс. человек, в экологической обстановке Западной Европы произошли позитив­ные изменения. Теперь «экология» здесь — органическая часть циви­лизованных условий повседневной жизни. Экологическое благополу­чие стало неотъемлемой частью благосостояния людей.

Рост экономической мощи западноевропейских стран в послед­ние десятилетия создал реальные предпосылки и возможности для удовлетворения растущих экологических притязаний населения и для решения многих злободневных экологических проблем. Пока речь идет о широко известных проблемах. Это воздух на городских улицах и в производственных помещениях, питьевая вода, т.е. важнейшие компоненты окружающей человека среды. В Западной Европе уже созданы юридические, экономические и политические условия для улучшения качества жизни населения. Например, в ЕС разработана система норм оценки состояния окружающей среды, отлажено эко­логическое законодательство, регулирующее механизм их реализа­ции. Доказал свою эффективность метод «кнута и пряника», сочета­ющий фискальные и поощрительные меры в экологической политике.

На новом, постиндустриальном этапе развития стран Зарубежной Европы впервые ломается прямая корреляция между остротой экологических проблем и такими показателями антропогенной нагруз­ки, как плотность населения и индустриальная насыщенность терри­тории. В Рейне, бывшей «европейской клоаке», теперь можно ку­паться, а в его притоках разводят хариуса. При этом Рейнско-Рурская промышленная агломерация и прирейнские земли в целом остаются основной базой индустриальной мощи Германии, где работают де­сятки нефтеперерабатывающих и металлургических заводов. В Ни­дерландах, где находится крупнейший в Европе водно-транспортный узел Нижнего Рейна и Шельды с гигантскими нефтеперерабатываю­щим и химическим комплексами, масштабы загрязнения акватории по сравнению с 1970-ми гг. сокращены в несколько раз.

Экологизация стала неотъемлемой составляющей научно-техни­ческого прогресса. Каждое новое поколение автомобилей качествен­но более экологично, чем предыдущее. Любой немецкий или фран­цузский автомобиль сегодня выбрасывает в несколько десятков раз меньше соединений азота и СО, чем машины четвертьвековой давности. Примечательно, что российских автотуристов часто не пропуска­ют в страны Евросоюза из-за недопустимо грязных выхлопов отечест­венных автомобилей.

Ужесточаются экологические требования к са­молетам, прежде всего по уровню их шумности, что стало одной из причин отказа российских авиакомпаний от использования отечест­венных самолетов на международных авиалиниях. Под лозунгом «Превратим отходы в доходы!» повсеместно внедряются сепарация и глубокая утилизация мусора. Дисциплинированные немцы в отдель­ные секции мусорных контейнеров отправляют пищевые отходы, стекло, бумагу, элементы питания. Это позволяет значительно умень­шить экологическую угрозу, исходящую от городских свалок, нала­дить производство электроэнергии, строительных материалов.

Огромную роль в экологизации жизни играют финансовые воз­можности. Расходы на экологию составляют от 3 до 5% бюджетов за­падноевропейских стран. Постоянно увеличивается финансирование экологических программ по линии ЕС. Государственные затраты не уходят «в песок». Например, во Франции создана общенациональная система очистки сточных вод, образцовая система мониторинга со­стояния бассейнов всех крупных рек.

Качественно меняется и характер промышленного природопользова­ния. Одна из знаковых положительных тенденций — экологизация энергетики. Например, в Великобритании не только по экономичес­ким, но и по экологическим причинам уже давно проводится целена­правленная политика сворачивания угольной промышленности, од­ной из старейших отраслей индустрии страны. После воссоединения Германии канцлер Г. Коль заявил, что на территории бывшей ГДР вредные предприятия и многочисленные ТЭС, работающие на угле, будут закрываться или модернизироваться. Значительная часть ТЭС переоборудуется для работы на газе — намного более рентабельном и экологически более чистом топливе. Закрыты все АЭС, построенные с помощью СССР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: