Глава 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 6 глава




Двадцатый век стал для Великобритании эпохой «достойного заката». С одной стороны, шаг за шагом она сдавала свои позиции, окон­чательно уступив в первой половине столетия мировое экономичес­кое и геополитическое лидерство США, а во второй — уйдя на третью позицию и на европейском пространстве. Но это не означало фиаско некогда великой сверхдержавы. Скорее, наоборот. Переход Велико­британии в качественно другое состояние и на другое место на геопо­литической и экономической карте мира — один из поучительных Примеров новейшей истории, особенно полезный для осмысления в современной России, Роль вожатого на этом нелегком, особенно пси­хологически, пути выпала на долю сэра Уинстона Черчилля, потомка легендарного герцога Мальборо. Посвятив всю жизнь сохранению и приумножению достоинства родной Британии и ее империи, он был признан своим народом величайшим англичанином всех времен. Во многом благодаря его стараниям английская колониальная империя, распавшись, образовала не несколько десятков злопамятных незави­симых государств, «сбросивших ненавистное колониальное иго», а Британское Содружество наций (ныне Содружество). Примечатель­но, что регулярные поездки английской королевы по многим бывшим британским колониям скорее напоминают триумфальные шествия, в память о которых даже устанавливаются памятники, как, например, в Кении. Это не случайно. Не считая США, главной мировой сверхдержавы, многие из бывших английских владений преврати­лись в развитые богатые государства: Канада, Австралия, Новая Зе­ландия, Сингапур, Южноафриканская республика. Для Индии и г Пакистана, получивших независимость в 1947 г., Великобритания была и остается главной «кузницей кадров», поскольку современная ин­дийская и пакистанская элита в большинстве своем — выпускники английских вузов.

Судьбоносным для Великобритании оказался и тот факт, что в пе­риод двух мировых войн ключевой фигурой английской политики

был опять же Черчилль — один из самых последовательных борцов с мировым экстремизмом, национал-социалистическим и коммунис­тическим. Во времена наивысшего могущества Третьего рейха, после позорной капитуляции Франции в 1940 г., он единственный в Европе занял непримиримую позицию в отношении «герра Гитлера», как он его с издевкой называл, и это в то время, когда ведущие политики «от Атлантики до Урала» произносили здравицы в честь германского фю­рера. Смертельная схватка с нацистской Германией в воздухе и на мо­ре в очередной раз принесла Великобритании славу, а английскому народу — чувство гордости за свою родину. Но вместе с этим — фи­нансовое банкротство и долговое бремя, так как для ведения войны правительство Великобритании многократно брало огромные креди­ты у США. Значительно ослабила геополитические позиции и вынуж­денная продажа Великобританией своих военных ядерных техноло­гий Соединенным Штатам.

Экономическое развитие послевоенного периода отмечено мень­шим динамизмом, чем в ФРГ. По-видимому, сказались и долги, и тра­диционный — «не ко времени» — английский консерватизм, и потеря колоний, и усиливавшееся давление конкурентов на мировом товар­ном и финансовом рынках. Политическая доктрина «блестящей изо­ляции», эффективная в Викторианскую эпоху, не только не сработала в XX в., но и усугубила ситуацию. Только через 15 лет после образова­ния Европейского экономического сообщества Великобритания включилась в общеевропейский интеграционный процесс, который был одним из главных катализаторов послевоенного экономического развития Западной Европы. И хотя в зону евро она вступать пока не торопится, в геополитической сфере Великобритания стремится мак­симально сблизиться с США, а потом уже со странами континенталь­ной Европы.

В последние два десятилетия прошлого века экономика Велико­британии получила «второе дыхание», во многом благодаря энергич­ной и твердой политике премьер-министра 1980-х гг. «железной леди» Маргарет Тэтчер. Радикальные реформы в духе либерализма и моне­таризма дали положительные результаты: начался рост производства, снизилась инфляция, возрос уровень жизни населения.

Сегодня Великобритания входит в семерку наиболее экономичес­ки развитых стран мира, является одной из четырех ведущих стран Европейского союза.

 

 

 

Отрасли специализации и территориальная
организация хозяйства

Общий ВВП 3 — трлн долларов (2018 г.). Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) превысил 45 тыс. долларов в год.

Спектр отраслей хозяйства Великобритании огромен и сопоста­вим в Зарубежной Европе только с германским. Отраслей специали­зации на мировом рынке — несколько десятков, г Сельское хозяйство дает около 2% ВВП страны, в нем занят 1% ра­ботающего населения. Хотя эти цифры с первого взгляда «не впечат­ляют», аграрный сектор экономики Великобритании сегодня один из самых высокопродуктивных в Зарубежной Европе. Две трети его про­дукции дает животноводство. Оно базируется на великолепных паст­бищах и сенокосах, которыми издревле богата Великобритания бла­годаря мягкому океаническому климату. История разведения овец в Йоркшире насчитывает более тысячи лет. Второй овцеводческий ре­гион — Уэльс. Крупный рогатый скот мясо-молочного на­бавления разводят на юге Англии и в Уэльсе. До середины 1990-х гг. Великобритания была крупным поставщиком говядины на рынок ЕС, но вспышка эпизоотии (коровьего бешенства) в 1996 г. эту от­расль сильно подорвала. Северная Ирландия известна своим коне­водством. Выведенные здесь скаковые породы лошадей пользуются всемирной славой.

Растениеводство, также как и животноводство, — высокоинтен­сивная отрасль. Площади посевов здесь обычно большие (от несколь­ких десятков до нескольких тысяч гектаров), что облегчает механизация. До сих пор сохранились лендлорды — крупные землевладельцы, дающие из поколения в поколения свои владения в аренду. Основные Земледельческие районы: юг и юго-восток Англии, где урожаи пшени­цы достигают 70-80 центнеров. Тради­ционно много выращивается овса. В Северной Ирландии и Шотландии обширные площади заняты посевами ячменя, который Используется для производства виски, по большей части на экспорт.

В 1990-х гг. одним из ключевых направлений модернизации сель­ского хозяйства стал переход на экологически чистые технологии. Выращивание и производство экологически чистых продуктов пита­ния означает прежде всего отказ от применения химических удобре­ний, гербицидов, гормонов и других современных методов выращивания растений и откорма животных. Поразительно, но «дедовские» технологии ведения сельского хозяйства оказались эффективны и в XXI в. Хотя экологически чистые продукты на 20—30% дороже обыч­ных, спрос на них стабильно растет, и в начале столетия они составля­ли уже четверть всего продуктового рынка страны.

Пищевая промышленность современна и конкурентоспособна. На внутренний и мировой рынок Великобритания поставляет пище­вые концентраты, алкогольные напитки (лондонский джин, шот­ландское виски), табак.

Энергетическое обслуживание хозяйства базируется как на тради­ционных, так и на новых отраслях энергетики. По обеспеченности энергоносителями Великобритания занимает 1-е место в Зарубежной Европе. Со времен промышленной революции английская энергети­ка работала на угле, вплоть до середины прошлого века его доля в энергобалансе страны превышала 90%. К началу XXI в. она упала до 28%. Основная добыча энергетических углей традиционно ведется в Йоркширском каменноугольном бассейне, но вот уже несколько де­сятилетий национальная добыча нерентабельна и потребности в энергетическом угле все больше удовлетворяются за счет более деше­вого импорта, в частности из США и Канады.

Почти половину энергопотребления обеспечивает нефть, в основ­ном своя. После открытия в 1970-х гг. месторождений нефти и газа на шельфе Северного моря Великобритания входит в десятку главных нефтедобывающих стран мира. Добыча ведется на нескольких десят­ках месторождений с платформ. Крупнейшие месторождения — Брент и Фортис, добываемые здесь сорта нефти имеют эти же назва­ния. Значительная доля нефти по трубопроводам поставляется в кон­тинентальную Европу, хотя Великобритания сама также импортирует некоторые сорта нефти. Объемы нефтепереработки достигают 100 млн тонн в год. Ведущая английская нефтяная компания «Бри­тиш петролеум» входит в десятку крупнейших европейских ТНК. Са­мые известные заводы; в Фоли около Саутгемптона на юге Англии и в Грейнджмуте в Шотландии рядом с Глазго. Доля газа в энергобалансе превышает 20% и имеет тенденцию к увеличению. Компании «Бри­тиш петролеум» и «Бритиш гэс» относятся к наиболее прибыльным в стране.

В электроэнергетике более половины производства электроэнергии дают ТЭС. Крупные ТЭС на угле до сих пор действуют в Йоркшире, вокруг Лондона и в Южном Уэльсе, что делает эти районы экологически про­блемными. Атомные электростанции дают пятую часть электроэнергии, В 2017 г. здесь работало 7 АЭС суммарной мощностью 9 млн КВт. АЭС расположены в основном вдоль побережий — в районах, удален­ных от крупных городов.

Как и угольная промышленность, черная металлургия относится к классическому наследию индустриальной эпохи. Сто лет назад метал­лургия размещалась в «черной» Центральной Англии, в основном на базе месторождений руды в Нортгемптоне. За последние два десяти­летия английская металлургия пережила «позитивный кризис». В от­расли произошли качественные изменения: многократно сократи­лось производство чугуна и двукратно — стали (с 30 млн тонн в 1970 г. до 15 млн тонн в конце 1990-х гг.); отрасль переориентировалась на более дешевую импортную руду и коксующиеся угли; проведена де­монополизация отрасли и приватизация государственной корпора­ции «Бритиш Стил», некогда производившей 90% английской стали; осуществлена технологическая модернизация (внедрение кислород­но-конверторного производства и электроплавки), обеспечившая пе­реход «от количества к качеству» в условиях новой конъюнктуры рын­ка. Изменилась география черной металлургии. Из пяти современных металлургических районов страны только один находится в централь­ной части — Шеффилд-Ротерем, где располагаются электроплавиль­ные заводы. Остальные — в портах: Порт-Толбот в Южном Уэльсе, Сканторп около Гулля и др.

Среди базовых направлений промышленности выделяется химическая промышленность — отрасль мировой специализации Великобри­тании: 40% продукции идет на экспорт. Это прежде всего продукция тонких химических технологий, искусственные материалы для аэро­космической промышленности и электроники, фармацевтика. Хоро­шей репутацией на рынке пользуются английские краски и другие строительные химматериалы. Предприятия неорганической и орга­нической химии расположены в основном на юго-востоке страны в Лондонской агломерации и около Саутгемптона, а также в Ланкаши­ре. Нефтехимия размещается вдоль побережий, много химических предприятий на северо-востоке Англии (Биллинген-Норт-Тис) и в Шотландии (Грейнджмут),

Машиностроение — один из предметов национальной гордости. Англия первой в мире начала переход от ручного труда к массовой ме­ханизации производства. «Англичанин мудрец, чтоб работе помочь, изобрел за машиной машину, а наш русский мужик...» — поется в ста­ринной русской народной песне.

Было время, когда Великобритания одна производила больше ма­шин и станков, чем весь остальной мир, вместе взятый. Сегодня по большинству количественных показателей она уступает многим про­мышленно развитым странам. Но настоящее английское качество не­зыблемо. В процессе модернизации и реструктуризации некогда гран­диозного машиностроительного комплекса приоритетное развитие получили производства высокоточной и наукоемкой продукции. Ве­ликобритания занимает одно из первых мест в мире по патентам на изобретения, особенно в сфере радиоэлектроники и телекоммуника­ций. Компания «Бритиш Телеком» — одна из крупнейших на рынке связи.

В транспортном машиностроении главенствующие позиции зани­мает автомобилестроение и авиастроение. После глубокого кризиса английского автомобилестроения, которое не выдержало ужесточе­ния конкуренции на мировом автомобильном рынке, большая часть предприятий перешла в руки иностранных компаний — «БМВ», «Форд», «Ниссан», «Тойота», «Хонда» и др. После того как «БМВ» приобрела в 1994 г. «Ровер», из британских компаний только «Роллс- Ройс» продолжает сохранять сильные позиции. Это общепризнанный производитель элитных автомобилей. Главные заводы компании на­ходятся в городах Кру и Дерби. В лучших английских традициях здесь до сих пор используется ручная сборка узлов и индивидуальный, а не конвейерный контроль качества. Производство автомобилей некото­рых моделей исчисляется не миллионами и даже не тысячами, а сот­нями и десятками штук в год. К элитным относятся также машины марок «Бентли», «Ягуар». Помимо выпуска элитных авто, «Роллс- Ройс» специализируется на выпуске авиационных двигателей. Корпу­са автомобильных заводов «Форда», «БМВ» и других ТНК размести­лись в агломерациях Большого Лондона и Бирмингема, а также в Ковентри, Оксфорде. Здесь же есть мощные предприятия сельскохо­зяйственного машиностроения: Великобритания один из крупных мировых производителей и экспортеров тракторов.

Одно из наследий былого величия Великобритании — судострое­ние. Как уже отмечалось, с королевским флотом связаны лучшие страницы истории страны. Вплоть до первой половины XX в. глав­ным министерством было Адмиралтейство, а пост министра Адми­ралтейства — ключевым в правительстве. Сегодня роль флота, как военного, так и коммерческого, несоизмеримо меньше. Как и в большинстве европейских стран, английское судостроение послед­ние десятилетия находится в глубоком кризисе. Частично сохрани­лось производство специализированных судов-сухогрузов и воен­ных кораблей. Крупнейшие судостроительные верфи находятся в Шотландии на р. Клайд близ Глазго и на северо-востоке Англии в Саут-Шилдс.

Текстильная промышленность, так же как и судостроение, — «на­следие былого величия». Именно со знаменитых текстильных ману­фактур начиналась английская промышленная революция. С XIV в. сукноделие стало ведущей отраслью хозяйства. В XVII—XIX вв. Анг­лия была крупнейшим в мире производителем шерстяных и хлопчато­бумажных тканей. За вторую половину XX в. производство тканей со­кратилось в десятки раз (с 3,5 млрд м2 в 1930-х гг. до 150 млн м2 в 1990-х). Особенно резко упало производство хлопчатобумажных тканей из-за конкуренции со стороны азиатских стран. Сегодня в Ве­ликобританию текстильной продукции больше ввозится, чем выво­зится. Сохранившиеся предприятия отрасли размещены в основном в исторических текстильных районах: шерстяная промышленность сконцентрирована, как и прежде, в Йоркшире, хлопчатобумажная — в Ланкашире, льняная — в Северной Ирландии, трикотажная — в Восточном Мидленде.

Совершенно иное положение занимает биотехнология, в которой Великобритания, наряду с США и Японией, являет­ся мировым лидером. Государство вкладывает большие суммы денег в научные фундаментальные и прикладные разработки в этой области. Особенно сильны позиции Великобритании в генетике и генной ин­женерии. Крупнейшие центры биотехнологических исследований — Эдинбург, Лондон.

В третичном секторе — главном в структуре ВВП Великобритании (около 90%) — ведущие места принадлежат финансам, торговле, ту­ризму и шоу-бизнесу, транспорту.

Одна из ключевых ролей Великобритании в мировой экономике — финансовая. В течение нескольких столетий вплоть до второй полови­ны XX в. она была мировым финансовым лидером, крупнейшим ин­вестором и кредитором. Сегодня лидерство пришлось уступить дру­гим странам, в частности Японии и США. Тем не менее Лондон остается одним из крупнейших центров международных финансовых операций. В лондонском Сити размещены представительства 300 иностранных банков из 150 стран. Большое значение в финансо­вой жизни страны традиционно имеют страховые компании, пенси­онные и инвестиционные фонды, которых здесь также сотни. Глав­ный банк страны — Банк Англии — контролирует коммерческие банки и имеет право выпускать банкноты национальной валюты — фунты стерлингов. Шотландский банк входит в число крупнейших мировых инвесторов.

Прибыли от экспорта капиталов в два раза превышают прибыли товарного экспорта. Изменилась структура и география английских инвестиций. Если в середине прошлого века они шли в основном в сырьевые отрасли стран третьего мира, то теперь их направляют в от­расли нематериального производства развитых стран, прежде всего США и ЕС. Помимо Лондона крупные мировые финансовые центры — Брайтон и Оксфорд.

Великобритания остается одним из важнейших торговых центров мира. Ее доля в мировой торговле за послевоенный период упала с 12 до 5%, но и это не мало для одной страны в современном мировом хозяйстве. В XX в. через Лондон проходила биржевая торговля прак­тически всего мира нефтью, цветными металлами, золотом, драго­ценными камнями, шерстью, чаем, мехами и многими другими това­рами, география торговли которыми формировалась во времена колониального раздела мира. Как говорят сами англичане: «империи нет, торговля осталась». Сама Великобритания экспортирует четверть всей производимой материальной продукции. Главные торговые партнеры — Германия и США.

Неуклонно растет доля невидимой торговли (гонорары и плата за финансовые услуги, проценты по вкладам, дивиденды), которая уже достигла трети всех доходов государства от внешнеэкономической де­ятельности.

Транспорт обеспечивает как внутренние, так и внешние экономи­ческие связи страны. 90% грузооборота приходится на морской флот. Он обслуживает ввоз в страну угля, железной руды, других видов сы­рья, а также поставки нефти и продукции машиностроения на экс­порт. По побережьям Великобритании функционируют сотни портов, но по общему грузообороту она не входят даже в первую десятку стран. Самый крупный порт — Лондон-Медуэй (60 млн тонн). Кон­тейнерные перевозки осуществляются через Лондон, Саутгемптон и Феликстоу. Нефтяные порты — Милфорд-Хейвен и Саутгемптон (по 30 млн тонн).

Авиационный транспорт, так же как и морской, «плоть от плоти» английского пути развития. Огромную роль в его создании сыграли научно-исследовательские институты, а также взятая в годы Второй мировой войны ставка на военную авиацию, которая целиком себя оправдала. Гражданская авиация сегодня обеспечивает большинство внешних пассажироперевозок. Компания «Бритиш Эйруэйз» — одна из крупнейших авиакомпаний мира, так же как лондонский аэропорт Хитроу — один из крупнейших аэропортов мира.

Во внутреннем грузо- и пассажирообороте 4/5 приходится на автомобильный транспорт. Страна покрыта очень густой сетью автодорог, исторически на них левостороннее движение. Главная автомобильная артерия страны — автострада Лондон—Бирмингем—Манчестер— Глазго.

Железнодорожный транспорт, классическое наследие индустриаль­ного периода развития страны, вот уже полвека находится в глубоком кризисе. Значительная часть дорог нерентабельна и мешает созданию современной транспортной инфраструктуры. За послевоенный период здесь разобрана почти половина железнодорожного полотна (несколь­ко десятков тысяч километров). Как и на континенте, в последние де­сятилетия XX в. развитие получили скоростные железнодорожные ма­гистрали. С 1994 г. действует тоннель под Ла-Маншем и скоростной экспресс Лондон-Париж.

Растет значение трубопроводов, по которым транспортируется бо­лее 70% нефти, добываемой в Северном море, к нефтеперерабатыва­ющим заводам на побережье.

Общая территориальная структура хозяйства Великобритании сложная. Несмотря на высокий уровень экономического развития, территориальные контрасты здесь ярче выражены, чем в Германии и даже во Франции. Экономически традиционно наиболее развита Анг­лия, наименее — Северная Ирландия. Центр экономической активнос­ти — Большой Лондон. Реструктуризация экономики, минимизация промышленных функций и наиболее быстрое развитие третичного сектора (более 90% жителей здесь занято в непроизводственной сфе­ре) меняют облик столицы, способствуют децентрализации населе­ния и производства. Лондон — мировой город. В нем размещены штаб-квартиры 30 транснациональных корпораций. Усиливается научная деятельность: здесь расположены головные офисы и научно-исследо­вательские центры фирм и лабораторий, работающих в сфере новей­ших производств.

Юг Англии отличается наиболее благоприятным для жизни клима­том, и он ближе других регионов к общеевропейскому экономическо­му пространству. Это обусловило опережающее развитие электрони­ки, электротехники и других современных отраслей хозяйства. Главные промышленные регионы страны — Западный и Восточный Мидленд, расположенные в центре Англии. Столица Западного Мид- ленда — Бирмингем (около 3 млн жителей). Здесь же находятся Ковент­ри, Сток-он-Трент. Главный город Восточного Мидленда — Ноттин­гем — в 10 раз меньше Бирмингема (около 260 тыс.).

Севернее Мидленда находятся Ланкашир и Йоркшир, В свое время именно в Ланкашире, где на текстильных фабриках было внедрено машинное производство, началась английская промышленная рево­люция. Главный промышленный центр Ланкашира — Большой Ман­честер (около 2,5 млн жителей). Здесь же расположены города Мер- сейсайд и Ливерпуль — второй по значимости порт страны. Во всем мире Ливерпуль знают также как родину знаменитого английского ансамбля «Битлз».

Йоркшир с Хамберсайдом — исторический текстильный район, специализировавшийся на выращивании овец и производстве шер­сти. Центр района — конурбация Лидса (свыше 600 тыс. жителей), где сегодня есть разнообразное машиностроение, полиграфия. Второй по значимости город — Шеффилд (500 тыс.) — крупный центр черной металлургии, известный производством высококачественной стали, а также центр ВПК.

Крайний север Англии относительно более отсталый район стра­ны. Главный город — Ньюкасл (260 тыс. человек), центр тяжелого ма­шиностроения, родина первого английского паровоза.

Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия считаются окраинными районами Великобритании. Хотя, конечно, это окраины по англий­ским меркам. Например, в Шотландии находится британская «Сили­коновая долина» — один из мировых центров НИОКР и электронной промышленности. Эдинбург — столица Шотландии — один из глав­ных научных и культурных центров страны. Глазго — мощный центр ВПК. Восточное побережье Шотландии стало базой нефте- и газодо­бычи на шельфе Северного моря.

Столица Уэльса — Кардифф (270 тыс. жителей) — деловой, уни­верситетский и промышленный центр. В горах занимаются овцевод­ством и разводят крупный рогатый скот.

Наиболее бедный и проблемный регион Великобритании — Се­верная Ирландия. Столица — Белфаст (около 300 тыс. жителей). По­мимо упомянутого выше этнорелигиозного конфликта, ситуацию усугубляет кризис в ряде традиционных отраслей хозяйства, в частно­сти в судостроении.

 

Характеристика населения и качество жизни

По демографическим характеристикам Великобритания — ти­пичная западноевропейская страна с низкими показателями рожда­емости и смертности и почти нулевым естественным приростом. Эта современная ситуация резко контрастирует с XIX в., когда, не­смотря на массовую эмиграцию во все концы Света, население стра­ны почти утроилось. Продолжительность жизни высокая — 81 год (2016 г.).

Соединенное королевство сегодня — мультинациональное и мно­горасовое государство. Англичане составляют 82% населения (при­мерно столько же, сколько русские в России). Около 10% — шотланд­цы, по 2% — уэльсцы и ирландцы. Около 3% населения приходятся на натурализованных выходцев из британских колоний.

Этнически англичане формировались в процессе смешения рим­лян, кельтских и германских (англосаксонских) племен. Английский язык входит в северо-западную группу германских языков. Англичане славятся любовью к традициям и бережливостью. Воспитываемый ве­ками индивидуализм, воплощенный в принципе «Мой дом — моя крепость», сочетается с тягой к общению: в жизни англичан большую роль всегда играли всевозможные общества и клубы, а также многоча­совое времяпрепровождение в пабах (английских барах). Англия — родина многих спортивных игр, в частности футбола.

Уэльсцы, шотландцы, а также шотландские «горцы» гэлы относят­ся к кельтским народам. Во всем мире шотландцы-мужчины известны оригинальными национальными атрибутами: ношением юбок (килт) и игрой на волынке. Примечательно, что многие шотландцы до сих пор носят юбки в повседневной жизни. По их орнаменту можно уз­нать не только историческую родину владельца, но и принадлежность к тому или иному роду. Англичане считают себя разумными, спокой­ными, терпеливыми, хорошо воспитанными и обладающими тонким юмором, а «кельтов» (шотландцев и ирландцев) — романтичными, легко возбудимыми и импульсивными. «Кельты» полагают, что англи­чане чрезмерно высокомерны и холодны.

Если среди шотландцев и уэльсцев сепаратистские настроения не находят поддержки большинства, то с ирландцами у англичан отноше­ния напряженные. Дело в том, что Северная Ирландия была присое­динена к Великобритании только в 1922 г., когда остальная часть Ир­ландии получила независимость. Судьба распорядилась так, что на одной территории были определены к совместному проживанию три народа разных конфессий: католики ирландцы, протестанты шотланд­цы (пресвитериане) и англичане (англикане). При этом коренное на­селение, ирландцы, оказалось в меньшинстве. Тлеющий религиозный конфликт на самом деле представляет собой сложный узел не только и не столько межконфессиональных противоречий, сколько борьбы экономических, социальных, политических и клановых интересов.

Обостряется и проблема иммигрантов, которых в стране более мил­лиона. В основном это выходцы из Индии, Пакистана, стран Карибского бассейна. Больше половины иммигрантов осела в Большом Лон­доне. Все более значимым в политической и экономической жизни английского общества становится «исламский» фактор. В стране созда­на разветвленная сеть различных исламских организаций, часть из ко­торых вызывает повышенное внимание британских спецслужб, осо­бенно после взрыва 11 сентября 2001 г. торгового центра в Нью-Йорке.

Структура занятости населения типична для современной разви­той страны, причем постиндустриальные тенденции здесь прояви­лись особенно ярко. Более 80% работающего населения занято в нематери­альной сфере — это так называемые «белые воротнички», из которых большая часть трудится в финансовом секторе, в сфере материально­го производства занято менее 20% работающих, в аграрном секторе — менее 1%. Уровень безработицы переменчив, во втором десятилетии нынешнего века она снижалась и в 2018 г. составляла около 3%.

Социальный состав населения также имеет свои особенности. В по­следние столетия в Великобритании не было таких грандиозных по­трясений, как Великая французская или Октябрьская революции. До сих пор здесь сохранилась старинная родовая аристократия, хотя роль ее в жизни страны уже давно стала третьестепенной. После лишения пэров пожизненных мест в палате лордов влияние аристократии све­дено почти на нет. Зато именно в Великобритании раньше других стран ключевым сословием стал средний класс, объединяющий сего­дня более половины населения страны. «Middle class» — опора совре­менной английской экономики и уже несколько десятилетий самый массовый из классов. Средний он действительно во многих смыслах, в том числе и по доходам.

Рабочий класс, главное действующее лицо времен промышленной революции, сегодня составляет менее {/5 населения. А о том, что кре­стьянство в Англии прекратило свое существование как класс к нача­лу XIX в., писал еще К. Маркс.

Великобритания — густонаселенная страна. Плотность населения в Англии свыше 350 чел. на км2, Уэльсе — 130, Шотландии и Северной Ирландии — около 100. Еще одна отличительная черта — сверхвысо­кий уровень урбанизации, в городах проживает 90% населения, почти половина из них — в городах с численностью более 100 тыс. человек. Наиболее крупные агломерации (более 1 млн человек): Лондонская, Западно-Мидлендская с центром в Бирмингеме, Мерсейсайд вокруг Ливерпуля, Большой Манчестер, Западно-Йоркширская (Лидс-Брэд- форд), Южно-Йоркширская (Шеффилд-Ротерем) и Клайдсайд во­круг Глазго. Большой Лондон насчитывает около 10 млн человек.

Лондон — не только столица Великобритании, но и, как уже гово­рилось, один из мировых городов — важнейших узлов в каркасе со­временной глобальной экономической системы. Основан он был почти две тысячи лет назад (более чем вдвое старше Москвы). Каж­дый исторический район города имеет свою историю и свои функции. Древнейшие из них Вестминстер и Сити. Вестминстер — политиче­ский, административный и религиозный центр королевства. Здесь находится здание английского парламента со знаменитым Биг Беном и Вестминстерское аббатство, где покоятся И. Ньютон, Ч. Дарвин, Ч. Диккенс. Сити — главная деловая часть Лондона, при этом грани­цы Сити проходят по линии крепостных стен римского Лондиниума. Вестэнд — традиционно был богатым аристократическим районом столицы, а Истэнд — расположенный ближе к докам на Темзе, — рабо­чим. Застроен он неказистыми однотипными добротными домами. Сегодня визуальные границы между центральными районами во мно­гом стерты. Это связано, во-первых, с бурной послевоенной застрой­кой города, в том числе и центра. Во время Второй мировой войны Лондон был сильно разрушен в результате массированных немецких бомбардировок. Во-вторых, существенно изменилась и усложнилась его функциональная структура, что способствовало размыванию ста­рой, более жесткой территориальной организации. В последние деся­тилетия XX в. многие лондонцы переехали из центра города в более экологически благополучный субурбанизационный «бублик», а центр все больше стали заселять иммигранты всех мастей. Много в центре и иностранных туристов. Прогуливаясь по Пикадилли или Трафальгар­ской площади, невольно вспомнишь библейское вавилонское стол­потворение. Особое внимание привлекают неповторимые элементы знаменитого английского консерватизма: телефонные будки начала XX в., такси дизайна 1930-х гг., двухэтажные автобусы. При этом все они оснащены ультрасовременной «начинкой».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: