Глава 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 10 глава




Энергетика Польши традиционно базировалась на угле, причем четверть производства электроэнергии в 1990-х г. приходилась на бу­рый уголь. Южнее Лодзи, в Белхатуве, находятся крупнейшие в Зару­бежной Европе ТЭС на буром угле, а также открытый угольный раз­рез, где в середине 1990-х добывалась половина бурого угля в стране (более 30 млн тонн в год). ТЭС на каменном угле обеспечивают элек­троэнергией Катовицкую промышленно-городскую агломерацию. Доля угля в топливно-энергетическом балансе страны в 2000-х гг. сократилась в несколько раз. ГЭС дают только 3% электроэнергии. Нефть импортируется в основ­ном из России по нефтепроводу «Дружба» и перерабатывается в Плоцке, а также доставляется по морю к нефтеперерабатывающему заводу в Гданьске. У Польши есть собственные месторождения газа на юго-востоке в предгорьях Карпат, но импорт газа из России превыша­ет национальную добычу и обеспечивает 75% его потребления (2018 г.).

Основные мощности черной металлургии создавались в социалисти­ческий период при помощи СССР. Главные производители стали — ус­таревший Катовицкий металлургический комбинат в Верхней Силезии и более современный в Ново-Гуте под Краковым (потенциальная мощ­ность обоих более 3 млн тонн в год). Большая часть металлургических предприятий страны приватизируется под давлением Европейской ко­миссии, в частности крупными ТНК. В соответствии с ее требования­ми, при вступлении в ЕС Польша должна значительно сократить вы­пуск стали, сохранив только те виды сталелитейной продукции, которые будут востребованы на общеевропейском и мировом рынках.

Цветная металлургия имеет более светлые перспективы. Поль­ша — крупнейший в Европе производитель рафинированной меди и серебра. Главные месторождения и медеплавильные заводы находятся в Люблинском воеводстве.

Химическая промышленность в послевоенный период развивалась бы­стро, но сегодня она находится в тяжелом положении, что связано как с экономическими, так и с экологическими причинами. Здесь производится серная кислота, в частности, на базе собственных место­рождений серы в Езёрко, поваренная соль, минеральные удобрения. Се­годня спрос на эту продукцию, особенно на минеральные удобрения, падает.

Машиностроение разнообразно, но по европейским меркам мало­мощно. Здесь есть производство локомотивов и железнодорожных вагонов, самолетов, легковых и грузовых автомобилей, морских су­дов. Лучше всего дело обстоит с производством автомобилей и су­дов. Автомобилестроение развивается прежде всего благодаря иност­ранным капиталовложениям и активному внедрению в польское автомобилестроение таких гигантов, как «Дженерал моторе», «Фольксваген», «ФИАТ», «Форд», «Деу», «Тойота», «Вольво». Един­ственный национальный автомобиль «Полонез» сняли с произ­водства. Сегодня автомобилестроение дает 8% ВВП страны.

Неплохая на общеевропейском фоне ситуация с судостроением. В начале 1990-х гг. отрасль была на гране банкротства, но энер­гичные меры правительства изменили ситуацию. Была проведена приватизация и, как и в случае с автомобилестроением, кампания по привлечению иностранных инвесторов. Характерной чертой нового этапа развития отрасли стал опережающий рост производства мало­тоннажных судов, а также корпусов, изготавливаемых по заказам германских и других западноевропейских верфей. В стране работает восемь верфей, крупнейшие из них — Щецинская и Гданьская. Сего­дня в кооперации с судостроителями работает 800 промышленный предприятий и организаций инфраструктуры, на которых занято бо­лее 130 тыс. человек.

Вес третичного сектора в экономике скромнее, чем в странах За­пада, но он успешно развивается. В силу удачного экономико-геогра­фического положения на пересечении торговых путей между Запад­ной и Восточной, Северной и Южной Европой Польша веками была торговой страной. В постсоциалистический период масштабы и география внешнеэкономических связей принципиально изменились. С 1991-го по 2016 гг. объем экспорта Польши вырос в 13 раз с 15 до 200 млрд. долл. США. Доля промышленный товаров составляет 4/5 экспорта. Главным торго­вым партнером Польши стала соседняя Германия, на долю которой приходится 35% экспорта и 25% импорта. Доля России не превышает 5% как экспорта, так и импорта. В экспорте растет доля продукции пищевой промышленности, а в импорте — промыш­ленных товаров и топлива.

Транспортная инфраструктура в целом развита, но по западным меркам нуждается в качественном улучшении. Половина пассажирооборота и две трети грузооборота осуществляются железнодорожным транспортом. Половина железных дорог электрифицирована, но в Польше еще можно увидеть составы с углем, которые тянут паровозы. В западной части страны железнодорожная сеть гуще, чем в восточ­ной. Лучше выглядит относительно густая сеть автодорог с твердым покрытием. Проектируется строительство автомагистрали из ФРГ че­рез Польшу и Белоруссию в Россию, которая пройдет через Познань и Варшаву.

В начале нового столетия в Польше стремительно развиваются те­лекоммуникационные системы. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. средние темпы роста телефонной сети достигали 20% в год. В 2000-х гг. компания «Телекоммуникация Польска» заняла почетное 1-е место среди 100 ведущих компаний Восточной Европы. Так же быстро идёт внедрение современных ин­формационный технологий.

Неплохо развивается туристский бизнес. Для культурно-познава­тельного туризма наиболее привлекателен «польский Рим» Краков, который более 500 лет до конца XVI в. был столицей польского госу­дарства. Это изумительный город, чудом уцелевший во время Второй мировой войны. Здесь находится Вавельский дворец польских коро­лей, один из старейших в Европе Ягеллонский университет. Закопане, главный центр горнолыжного туризма, расположен в Высоких Татрах. В последние годы большой популярностью как у поляков, так и у ино­странных туристов пользуется один из самых молодых европейских курортов на Балтийской косе, рядом с российской Калининградской областью.

Польша — страна ярко выраженных территориальных контрастов. Наиболее экономически развиты запад и юг страны, наименее — севе­ро-восток. Столица страны Варшава представляет собой в определенной степени анклав на фоне не самой экономически развитой исторической провинции Мазовии (Мазовше). Помимо того, что Варшава — главный административный центр, Варшавская агломерация (более 2 млн чело­век) — самый крупный район обрабатывающей промышленности стра­ны. К юго-западу от столицы находится второй по величине город стра­ны — Лодзь (900 тыс. жителей). В XIX в. это был один из крупных центров текстильной промышленности. Главный промышленный регион страны — Силезия, где находится крупнейшая промышленно-город­ская агломерация — Верхнесилезская с центром в Катовице (около 4 млн человек). Здесь добывается практически весь каменный уголь страны, действует металлургический комбинат «Катовице», ведется добыча свинцово-цинковых руд. Из-за высокой концентрации грязных произ­водств Верхнесилезская агломерация — самый экологически неблаго­получный район Польши, мощный источник загрязнения воздушного и водного бассейнов (неподалеку от агломерации верховья Вислы и Од­ры). К северу от Катовице находится г. Ченстохова — центр паломниче­ства католиков. Здесь хранится польская национальная святыня — чу­дотворная икона Ченстоховской Божьей Матери.

Главный город Нижней Силезии — древний Вроцлав (более 500 тыс. жителей), основанный в X в. Это важный транспортный узел, центр машиностроения.

Севернее Силезии простирается Великопольша с Куявией, восточ­нее — Малополыиа. Великопольша — историческое ядро страны. Здесь расположен небольшой город Гнезно («Гнездо») — первая столица польского государства. Согласно легенде, его основал в X в. князь Лех, вождь полян. Самый крупный город Великополыни — Познань. Здесь есть разнообразное машиностроение (производство железнодорожных вагонов, дизелей для судов). Это еще и крупный торгово-ярмарочный центр. Главный город Малополыпи Краков (750 тыс. жителей) — вто­рая после Гнезно историческая столица страны. Сегодня это прежде всего культурный и научный центр, туристическая Мекка Польши. Но в целом Малополыиа — индустриально-аграрный регион страны с вы­сокой долей занятых в сельском хозяйстве.

Приморская полоса (Западное и Восточное Поморье) занимает тер­риторию бывших германских Померании, Западной и части Восточ­ной Пруссии. Здесь находятся две портово-промышленные агломера­ции — Щецинская (ок. 600 тыс. человек) и Гданьско-Гдынская (800 тыс.). Окружены обе агломерации преимущественно сельскими ландшафтами и лесами. Гданьск не только промышленный порт, но и один из центров туризма. Он имеет компактный, бережно отрестав­рированный исторический центр, богатый памятниками готической архитектуры. Недалеко от Гданьска расположен небольшой городок Мальборк с сохранившимся замком крестоносцев. Именно отсюда шли ливонские рыцари на Русь покорять Псков и Новгород, но были разбиты князем Александром Невским на Чудском озере в 1242 г.

Как уже отмечалось, северо-восток и восток — наиболее отсталые районы. Промышленно развито лишь Люблинское воеводство. Здесь есть автомобильный и вертолетостроительный заводы. Город Люблин насчитывает 350 тыс. жителей. Подлясе — аграрный район, польская часть Полесья, примыкающая к белорусскому Полесью.

Характеристика населения и качества жизни

По прогнозам демографов, численность населения страны, стаби­лизировавшаяся по окончании периода послевоенного роста, при са­мом оптимистическом сценарии в ближайшие одно-два десятилетия сохранится на уровне около 40 млн человек. Средняя продолжитель­ность жизни — 77,5 лет (2016 г.).

Средняя плотность населения достаточно высокая (125 человек на 1 км2), выше, чем во Франции. Однако размещено оно крайне нерав­номерно, что связано как с природными, так и с социально-экономи­ческими факторами. Общее направление уменьшения плотности на­селения — с юго-запада на северо-восток.

Еще со Средних веков в стране формировалась густая сеть городов и городков. Столица страны Варшава насчитывает сегодня более 1,5 млн жителей. Еще в четырех городах — в Лодзи, Кракове, Вроцла­ве и Познани — проживает более 0,5 млн человек. Вокруг них сфор­мировались небольшие моноцентрические агломерации. Самая круп­ная полицентрическая агломерация — Верхнесилезская — находится на юге страны. Главные города здесь Катовице, Бытом. Население же большинства городов (их около 800) исчисляется несколькими десят­ками тысяч.

Современный национальный состав страны прост — здесь живут поляки. Представители других национальностей пока составляют ме­нее 2%, хотя вероятность изменения подобной ситуации после вступ­ления страны в ЕС велика. Подавляющее большинство верующих по­ляков — католики. Влияние католической церкви на общественную жизнь в Польше традиционно сильное. Даже в период власти комму­нистов, исповедовавших атеизм, костелы не закрывали. Три четвер­ти населения — активные прихожане. Гордятся поляки и тем, что па­па Иоанн Павел II, причисленный католической церковью к лику Святых — их земляк, поляк Кароль Войтыла.

Уровень жизни в Польше существенно ниже, чем в западноевро­пейских странах, но за последнее десятилетие был достигнут большой прогресс. Средняя заработная плата в 2019 г. составляла 2,2 тыс. злотых (4 злотых = 1 доллар США). Рабочий на частном предприятии сегодня получает зарплату в 2000—2500 злотых. Не бедствуют бюд­жетники — преподаватели вузов, учителя, врачи, военные. Зарплаты последних составляют предмет зависти у работающих по найму.

Нелегкие времена переживает польская деревня. Как и в России, молодежь стремится в город. Особенно сильно кризис на селе прояв­ляется на востоке страны, где хозяйства в целом менее продуктивные, чем на западе. Многие молодые деревенские парни и девушки отправ­ляются на заработки в соседнюю Германию, где в основном заняты нелегким физическим трудом как в городах, так и по найму у немец­ких фермеров.

 


 

Раздел III

 

 

Опыт развёрнутого



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: