Энергетика Польши традиционно базировалась на угле, причем четверть производства электроэнергии в 1990-х г. приходилась на бурый уголь. Южнее Лодзи, в Белхатуве, находятся крупнейшие в Зарубежной Европе ТЭС на буром угле, а также открытый угольный разрез, где в середине 1990-х добывалась половина бурого угля в стране (более 30 млн тонн в год). ТЭС на каменном угле обеспечивают электроэнергией Катовицкую промышленно-городскую агломерацию. Доля угля в топливно-энергетическом балансе страны в 2000-х гг. сократилась в несколько раз. ГЭС дают только 3% электроэнергии. Нефть импортируется в основном из России по нефтепроводу «Дружба» и перерабатывается в Плоцке, а также доставляется по морю к нефтеперерабатывающему заводу в Гданьске. У Польши есть собственные месторождения газа на юго-востоке в предгорьях Карпат, но импорт газа из России превышает национальную добычу и обеспечивает 75% его потребления (2018 г.).
Основные мощности черной металлургии создавались в социалистический период при помощи СССР. Главные производители стали — устаревший Катовицкий металлургический комбинат в Верхней Силезии и более современный в Ново-Гуте под Краковым (потенциальная мощность обоих более 3 млн тонн в год). Большая часть металлургических предприятий страны приватизируется под давлением Европейской комиссии, в частности крупными ТНК. В соответствии с ее требованиями, при вступлении в ЕС Польша должна значительно сократить выпуск стали, сохранив только те виды сталелитейной продукции, которые будут востребованы на общеевропейском и мировом рынках.
Цветная металлургия имеет более светлые перспективы. Польша — крупнейший в Европе производитель рафинированной меди и серебра. Главные месторождения и медеплавильные заводы находятся в Люблинском воеводстве.
|
Химическая промышленность в послевоенный период развивалась быстро, но сегодня она находится в тяжелом положении, что связано как с экономическими, так и с экологическими причинами. Здесь производится серная кислота, в частности, на базе собственных месторождений серы в Езёрко, поваренная соль, минеральные удобрения. Сегодня спрос на эту продукцию, особенно на минеральные удобрения, падает.
Машиностроение разнообразно, но по европейским меркам маломощно. Здесь есть производство локомотивов и железнодорожных вагонов, самолетов, легковых и грузовых автомобилей, морских судов. Лучше всего дело обстоит с производством автомобилей и судов. Автомобилестроение развивается прежде всего благодаря иностранным капиталовложениям и активному внедрению в польское автомобилестроение таких гигантов, как «Дженерал моторе», «Фольксваген», «ФИАТ», «Форд», «Деу», «Тойота», «Вольво». Единственный национальный автомобиль «Полонез» сняли с производства. Сегодня автомобилестроение дает 8% ВВП страны.
Неплохая на общеевропейском фоне ситуация с судостроением. В начале 1990-х гг. отрасль была на гране банкротства, но энергичные меры правительства изменили ситуацию. Была проведена приватизация и, как и в случае с автомобилестроением, кампания по привлечению иностранных инвесторов. Характерной чертой нового этапа развития отрасли стал опережающий рост производства малотоннажных судов, а также корпусов, изготавливаемых по заказам германских и других западноевропейских верфей. В стране работает восемь верфей, крупнейшие из них — Щецинская и Гданьская. Сегодня в кооперации с судостроителями работает 800 промышленный предприятий и организаций инфраструктуры, на которых занято более 130 тыс. человек.
|
Вес третичного сектора в экономике скромнее, чем в странах Запада, но он успешно развивается. В силу удачного экономико-географического положения на пересечении торговых путей между Западной и Восточной, Северной и Южной Европой Польша веками была торговой страной. В постсоциалистический период масштабы и география внешнеэкономических связей принципиально изменились. С 1991-го по 2016 гг. объем экспорта Польши вырос в 13 раз с 15 до 200 млрд. долл. США. Доля промышленный товаров составляет 4/5 экспорта. Главным торговым партнером Польши стала соседняя Германия, на долю которой приходится 35% экспорта и 25% импорта. Доля России не превышает 5% как экспорта, так и импорта. В экспорте растет доля продукции пищевой промышленности, а в импорте — промышленных товаров и топлива.
Транспортная инфраструктура в целом развита, но по западным меркам нуждается в качественном улучшении. Половина пассажирооборота и две трети грузооборота осуществляются железнодорожным транспортом. Половина железных дорог электрифицирована, но в Польше еще можно увидеть составы с углем, которые тянут паровозы. В западной части страны железнодорожная сеть гуще, чем в восточной. Лучше выглядит относительно густая сеть автодорог с твердым покрытием. Проектируется строительство автомагистрали из ФРГ через Польшу и Белоруссию в Россию, которая пройдет через Познань и Варшаву.
|
В начале нового столетия в Польше стремительно развиваются телекоммуникационные системы. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. средние темпы роста телефонной сети достигали 20% в год. В 2000-х гг. компания «Телекоммуникация Польска» заняла почетное 1-е место среди 100 ведущих компаний Восточной Европы. Так же быстро идёт внедрение современных информационный технологий.
Неплохо развивается туристский бизнес. Для культурно-познавательного туризма наиболее привлекателен «польский Рим» Краков, который более 500 лет до конца XVI в. был столицей польского государства. Это изумительный город, чудом уцелевший во время Второй мировой войны. Здесь находится Вавельский дворец польских королей, один из старейших в Европе Ягеллонский университет. Закопане, главный центр горнолыжного туризма, расположен в Высоких Татрах. В последние годы большой популярностью как у поляков, так и у иностранных туристов пользуется один из самых молодых европейских курортов на Балтийской косе, рядом с российской Калининградской областью.
Польша — страна ярко выраженных территориальных контрастов. Наиболее экономически развиты запад и юг страны, наименее — северо-восток. Столица страны Варшава представляет собой в определенной степени анклав на фоне не самой экономически развитой исторической провинции Мазовии (Мазовше). Помимо того, что Варшава — главный административный центр, Варшавская агломерация (более 2 млн человек) — самый крупный район обрабатывающей промышленности страны. К юго-западу от столицы находится второй по величине город страны — Лодзь (900 тыс. жителей). В XIX в. это был один из крупных центров текстильной промышленности. Главный промышленный регион страны — Силезия, где находится крупнейшая промышленно-городская агломерация — Верхнесилезская с центром в Катовице (около 4 млн человек). Здесь добывается практически весь каменный уголь страны, действует металлургический комбинат «Катовице», ведется добыча свинцово-цинковых руд. Из-за высокой концентрации грязных производств Верхнесилезская агломерация — самый экологически неблагополучный район Польши, мощный источник загрязнения воздушного и водного бассейнов (неподалеку от агломерации верховья Вислы и Одры). К северу от Катовице находится г. Ченстохова — центр паломничества католиков. Здесь хранится польская национальная святыня — чудотворная икона Ченстоховской Божьей Матери.
Главный город Нижней Силезии — древний Вроцлав (более 500 тыс. жителей), основанный в X в. Это важный транспортный узел, центр машиностроения.
Севернее Силезии простирается Великопольша с Куявией, восточнее — Малополыиа. Великопольша — историческое ядро страны. Здесь расположен небольшой город Гнезно («Гнездо») — первая столица польского государства. Согласно легенде, его основал в X в. князь Лех, вождь полян. Самый крупный город Великополыни — Познань. Здесь есть разнообразное машиностроение (производство железнодорожных вагонов, дизелей для судов). Это еще и крупный торгово-ярмарочный центр. Главный город Малополыпи Краков (750 тыс. жителей) — вторая после Гнезно историческая столица страны. Сегодня это прежде всего культурный и научный центр, туристическая Мекка Польши. Но в целом Малополыиа — индустриально-аграрный регион страны с высокой долей занятых в сельском хозяйстве.
Приморская полоса (Западное и Восточное Поморье) занимает территорию бывших германских Померании, Западной и части Восточной Пруссии. Здесь находятся две портово-промышленные агломерации — Щецинская (ок. 600 тыс. человек) и Гданьско-Гдынская (800 тыс.). Окружены обе агломерации преимущественно сельскими ландшафтами и лесами. Гданьск не только промышленный порт, но и один из центров туризма. Он имеет компактный, бережно отреставрированный исторический центр, богатый памятниками готической архитектуры. Недалеко от Гданьска расположен небольшой городок Мальборк с сохранившимся замком крестоносцев. Именно отсюда шли ливонские рыцари на Русь покорять Псков и Новгород, но были разбиты князем Александром Невским на Чудском озере в 1242 г.
Как уже отмечалось, северо-восток и восток — наиболее отсталые районы. Промышленно развито лишь Люблинское воеводство. Здесь есть автомобильный и вертолетостроительный заводы. Город Люблин насчитывает 350 тыс. жителей. Подлясе — аграрный район, польская часть Полесья, примыкающая к белорусскому Полесью.
Характеристика населения и качества жизни
По прогнозам демографов, численность населения страны, стабилизировавшаяся по окончании периода послевоенного роста, при самом оптимистическом сценарии в ближайшие одно-два десятилетия сохранится на уровне около 40 млн человек. Средняя продолжительность жизни — 77,5 лет (2016 г.).
Средняя плотность населения достаточно высокая (125 человек на 1 км2), выше, чем во Франции. Однако размещено оно крайне неравномерно, что связано как с природными, так и с социально-экономическими факторами. Общее направление уменьшения плотности населения — с юго-запада на северо-восток.
Еще со Средних веков в стране формировалась густая сеть городов и городков. Столица страны Варшава насчитывает сегодня более 1,5 млн жителей. Еще в четырех городах — в Лодзи, Кракове, Вроцлаве и Познани — проживает более 0,5 млн человек. Вокруг них сформировались небольшие моноцентрические агломерации. Самая крупная полицентрическая агломерация — Верхнесилезская — находится на юге страны. Главные города здесь Катовице, Бытом. Население же большинства городов (их около 800) исчисляется несколькими десятками тысяч.
Современный национальный состав страны прост — здесь живут поляки. Представители других национальностей пока составляют менее 2%, хотя вероятность изменения подобной ситуации после вступления страны в ЕС велика. Подавляющее большинство верующих поляков — католики. Влияние католической церкви на общественную жизнь в Польше традиционно сильное. Даже в период власти коммунистов, исповедовавших атеизм, костелы не закрывали. Три четверти населения — активные прихожане. Гордятся поляки и тем, что папа Иоанн Павел II, причисленный католической церковью к лику Святых — их земляк, поляк Кароль Войтыла.
Уровень жизни в Польше существенно ниже, чем в западноевропейских странах, но за последнее десятилетие был достигнут большой прогресс. Средняя заработная плата в 2019 г. составляла 2,2 тыс. злотых (4 злотых = 1 доллар США). Рабочий на частном предприятии сегодня получает зарплату в 2000—2500 злотых. Не бедствуют бюджетники — преподаватели вузов, учителя, врачи, военные. Зарплаты последних составляют предмет зависти у работающих по найму.
Нелегкие времена переживает польская деревня. Как и в России, молодежь стремится в город. Особенно сильно кризис на селе проявляется на востоке страны, где хозяйства в целом менее продуктивные, чем на западе. Многие молодые деревенские парни и девушки отправляются на заработки в соседнюю Германию, где в основном заняты нелегким физическим трудом как в городах, так и по найму у немецких фермеров.
Раздел III
Опыт развёрнутого