Глава 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 5 глава




Производство бытовой техники известно в мире прежде всего бла­годаря продукции компании «Мулинекс», основные предприятия ко­торой расположены в Париже.

Авиационная и космическая промышленность — предмет нацио­нальной гордости. Франция одной из первых стран выпустила на пассажирские авиалинии сверхзвуковые самолеты. И хотя судьба знаменитого «Конкорда» складывалась не просто, с самолетом слу­чались трагические аварии, французы не оставляли надежду на раз­витие сверхзвуковых полетов и до весны 2003 г. упорно продолжали эксплуатировать «конкорды». В рамках грандиозных программ «Аэ­робус» и ATR, оцениваемых миллиардами долларов, Франция вы­пускает самолеты вместе с Великобританией и Германией. Аэробус А-340 сегодня единственный в мире реальный конкурент американ­ским «боингам». Главные предприятия авиационной промышлен­ности сосредоточены в Париже и Тулузе. Совместно с другими стра­нами ЕС Франция активно участвует в космических программах и в создании международной космической станции, имеет свои спут­ники связи. Ракеты «Ариан» регулярно взлетают с французского ко­смодрома Куру в Гвиане.

Франция располагает одним из мощнейших в мире военно-промы­шленных комплексов, по экспорту вооружений входит в пятерку миро­вых лидеров. Она известна производством современных танков, ис­требителей («Мираж»), баллистических ракет средней и большой дальности. Основные заводы по производству вооружений находятся в Иль-де-Франсе, на севере в Бретани, на юге в Провансе и на Лазур­ном берегу. В Бордо размещен завод «Талез» по производству истреби­телей. Авиасалон в Бурже — мировой выставочный центр и место за­ключения коммерческих сделок по купле-продаже военных самолетов и вертолетов. Значительную часть вооружений закупают французские вооруженные силы. Примечательно, что Франция, об­ладая самой мощной армией в Зарубежной Европе, расходует на обра­зование в 1,5 раза больше, чем на армию (5,7% против 2,3% от ВВП страны в 2018 г.).

Намного хуже, чем с ВПК, дело обстоит с французским судостро­ением. За последнее тридцатилетие ушедшего века производство судов по тоннажу упало с 500 до 70 млн тонн, в 1980—1990-х гг. 80% работа­ющих в отрасли потеряли свои места. Связано это с избыточной гру­зовместимостью мирового торгового флота и конкуренцией со сторо­ны азиатских производителей, прежде всего Южной Кореи. Старинные судоверфи в Тулоне, Гавре, Сен-Назере выживают в ос­новном за счет судоремонта. Военные судоверфи традиционно распо­лагались в Тулоне и Нанте.

Среди «новейших» отраслей необходимо назвать прежде всего эле­ктронную промышленность и биоиндустрию. Первая занимает очень сильные позиции на мировом рынке телекоммуникаций (компания «Франс Телеком» и др.). Широкий спектр продукции — от электрон­ного оборудования оборонного назначения до бытовой электроаппа­ратуры — выпускает фирма «Томпсон». Размещены предприятия эле­ктронной промышленности очень дисперсно. Но тяготеют они к на­иболее живописным и экологически чистым районам побережий, в особенности юга страны, что связано с повышенными притязаниями К качеству жизни высококвалифицированных, хорошо оплачиваемых работников этой отрасли.

В условиях теснейшего взаимодействия науки и производства во Франции создаются технополисы — современные центры НИОКР, где разрабатываются наиболее перспективные научно-исследовательские проекты. Самый известный — София-Антиполис на юге страны неда­леко от Ниццы.

Во Франции широко внедряются достижения биоиндустрии в са­мые различные сферы жизни. Достижения генной инженерии ис­пользуют в медицине, фармацевтике, сельском хозяйстве, экологии. Так же как и в Германии, стремительно набирает темпы экоиндуст­рия — оборот предприятий «зеленого рынка» оценивается в миллиарды евро. Приоритетное внимание уделяется водоочистке, затем следуют очистка воздуха и переработка отходов.

В целом размещение промышленности отражает продолжающий­ся кризис внутренних старопромышленных районов, таких, как Лота­рингия и Нор, и активное хозяйственное развитие прибрежных тер­риторий, в особенности на юге.

Огромную роль в экономике страны в последние десятилетия иг­рает сфера нематериального производства, или сфера услуг: транспорт, телекоммуникации, банковские услуги, страхование, торговля, ту­ризм, а также образование, культура, спорт и др. Как уже отмечалось, этот сектор обеспечивает сегодня 70% ВВП страны.

Во Франции уже давно осознали, что такое транспорт для развития страны. За послевоенный период здесь создана одна из самых густых и эффективных транспортных сетей мира. На 100 км2 территории при­ходится 146 км автомобильных и 6,2 км железных дорог. Главная черта дорожной сети — ярко выраженная радиальная структура с центром в столице. Все ключевые магистрали сходятся в Париже.

Общая протяженность автомобильных дорог в начале века превысила 1 млн км. По ним осуществляется 60% грузоперевозок и 90% пассажироперево- зок (включая индивидуальный автотранспорт). Стабильно растут международные автоперевозки, особенно после ввода в строй автомагистралей Париж—Лилль—Брюссель, Перпиньян—Барселона йдр.

Железнодорожный транспорт почти весь послевоенный период находился в глубоком кризисе, так как не выдерживал конкуренцию автотранспорта. Длина железнодорожного полотна с 1930-х гг. к концу ушедшего столетия сократилась с 52 до 34 тыс. км. Однако Франция одна из первых в мире начала внедрять скоростные желез­ные дороги, прежде всего для перевозок пассажиров. Хотя железно­дорожным транспортом пользуются менее 10% пассажиров, скоро­стные поезда (TGV) популярны, особенно среди туристов, путешествующих по Европе. Каждый час с Северного вокзала сто­лицы отправляется поезд «Еврос;гар», прибывающий через 3 часа на вокзал Ватерлоо в Лондоне, 54 км пути он проходит по тоннелю под Ла-Маншем. Поезд «Талис» — за 1 час 25 минут (!) «долетает» до Брюсселя. Внутри страны большой популярностью пользуются ско­ростные линии TGV Париж—Лион—Марсель, Париж—Тур—Бордо и Париж—Лимож—Тулуза.

Парижский авиаузел по пассажироперевозкам занимает 2-е место после Лондона. Огромное достоинство организации транспортных уз­лов в Париже — сведение в один пункт разных видов транспорта. На­пример, прилетев в аэропорт Руасси—Шарль-де-Голль, пассажир за считанные минуты, с тележкой, успевает перейти на железнодорож­ную станцию, станцию метро (RER), автовокзал или стоянку такси.

Входя в десятку крупнейших в мире экспортёров, Франция находится всего на 27-м месте по морским перевозкам. Из 70 портов относительно крупные только два: Марсель-Фос (90 млн т) на Средиземноморье и Гавр (56 млн т) на севере в Па-де-Кале. В последние годы растут мор­ские перевозки туристов, особенно из Кале и Шербура в порты Вели­кобритании.

Грузо- и пассажирооборот речного транспорта невысокий. Несмо­тря на наличие густой речной сети, судоходная ее часть отстает от со­временных требований, плохо оборудована. Грузоперевозки по рекам в последние полвека многократно сократились из-за низкой рента­бельности. Некоторое оживление наблюдается на реках, имеющих ту­ристское значение. Например, очень популярен изумительно краси­вый речной маршрут «Замки Луары». Главные речные порты — Париж (р. Сена) и Страсбург (р. Рейн).

Во Франции зарегистрировано более 65 млн абонентов мобильной телефонной связи (2018). Компания «Франс Телеком» входит в десятку крупнейших телеком­муникационных компаний мира. Счет пользователей Интернетом также пошел с середины 1990-х гг. на миллионы. Во многом это ре­зультат целевой государственной политики, направленной на преодо­ление отставания в этой сфере от мирового лидера США. Стремитель­но растет число французских страниц в Интернете.

Банковская деятельность обеспечивает 4% ВВП, что сопоставимо с какими секторами экономики, как транспорт, энергетика и сельское хозяйство. Возрастает интернационализация банковской деятельнос­ти, отражая стремление Франции увеличить мировую финансовую роль Парижа. Свыше тысячи отделений французских банков функци­онируют в 140 странах мира. После отказа в 2000 г. от национальной валюты — франка и вхождения в зону евро французский финансовый рынок стал неотъемлемой частью рынка общеевропейского. Фран­цузская система страхования одна из наиболее развитых в мире — её обо­рот в 2000-х г. превышал 150 млрд евро.

Одна из ключевых отраслей специализации Франции — туризм. 0то самая посещаемая страна мира, за год она принимает 70—80 млн туристов, из которых почти 90% — европейцы. В стране насчитывает­ся 12 тыс. памятников, находящихся под охраной государства, и 1200 музеев. Здесь первоклассная инфраструктура туризма, гостинич­ная сеть включает 45 тыс. гостиниц (1 млн номеров). «Туриндустрия» — мощный двигатель развития страны, она обеспечивает 1,5 млн рабочих мест и приносит около 125 млрд долларов дохода. Основные курортные зоны Франции расположены на море; это аристократичес­кие Довилль на севере и Ницца на юге, а также Аркашон и Биарриц. По числу приезжающих туристов лидирует регион Прованс—Альпы— Лазурный берег. Туризм дал «новое дыхание» многим бывшим депрес­сивным приморским районам, таким, как Лангедок и Ланды, замед­лил отток населения из горных районов.

Горный туризм во Франции зародился в Шамони еще до Второй мировой войны. Здесь самая длинная горнолыжная трасса в Европе — более 20 км. Особенно популярным горнолыжный туризм стал после проведения зимних Олимпийских игр в Гренобле (1968) и Альбервил- ле (1992). В 2024 г. летние Олимпийские игры примет Париж. В последнее десятилетие растет интерес к «зеленому» — эко­логическому — туризму. Он, в частности, позволяет крестьянам полу­чать дополнительные доходы от аренды комнат и домов и оборудования кемпингов на фермах. Особенно активно «зеленый» ту­ризм развивается в долине Роны и Центральном массиве.

Франция по праву гордится тем, что создала одну из самых передо­вых и эффективных систем образования и профессиональной подготов­ки. Как уже отмечалось, государство тратит на образование в 1,5 раза больше, чем на армию. 80% учащихся оканчивают не только среднюю школу (коллеж), но и лицеи, получая дипломы бакалавров. В системе высшего образования работают 130 тыс. преподавателей и научных со­трудников. В университетах Франции обучаются более 1,5 млн студен­тов, 10% из них — иностранцы, в основном выходцы из бывших фран­цузских колоний. Выпускники парижского университета Сорбонна славятся блестящим образованием в области гуманитарных наук. Пре­стижные университеты расположены также в Лилле, Тулузе, Бордо, Гренобле, Монпелье, Нанси.

Сложная отраслевая структура и различие в факторах размещения отраслей обусловливают не менее сложный рисунок общего террито­риального устройства страны. К интегральным чертам современной территориальной структуры хозяйства можно отнести:

• сохраняющуюся ключевую роль столичного региона. Несмотря на то что вес Большого Парижа в хозяйстве страны постепенно умень­шается, он остается огромным, здесь концентрируется почти четверть производства страны;

• качественную перестройку хозяйства северо-востока и востока, связанную с глубоким кризисом традиционных отраслей экономики: угольной промышленности, черной металлургии и текстильной про­мышленности;

• стабилизацию развития центральных районов страны, стимули­рование развития экономики второго города страны Лиона;

•динамичное развитие прибискайского и средиземноморского побережий, прежде всего за счет развития здесь авангардных отраслей промышленности, интенсификации сельского хозяйства и улучше­ния инфраструктуры туризма.

Характеристика населения и качество жизни

Демографическое развитие Франции шло очень неравномерно. С начала XIX в. и до Второй мировой войны средние темпы прироста населения в стране были в четыре раза ниже, чем в соседних Англии и Германии, Франция одна из первых столкнулась с проблемой «демо­графической зимы»: уже в 30-х гг. ушедшего столетия здесь отме­чалась естественная убыль населения. В послевоенный период госу­дарство всячески стимулировало рождаемость, благодаря чему накопило огромный опыт активной демографической политики. В итоге вслед за «демографической зимой» последовал «демографиче­ский взрыв», когда население страны за 50 лет выросло почти в пол­тора раза.

В настоящее время демографическая ситуация во Франции не­сколько лучше, чем в других странах ЕС, хотя в последнее десятиле­тие показатель естественного прироста не превышал 2%. «Старение нации», типичное для развитых стран, усилило нагрузку на бюджет (более 20% населения — пенсионеры). Одним из больших достиже­ний борьбы французского общества за социальные права стала об­разцовая система государственного страхования здоровья, обеспе­чивающая большей части населения бесплатное медицинское орбслуживание и оплату государством затрат на медикаменты. Во многом благодаря этому показатель средней ожидаемой продолжи­тельности жизни к началу XXI в. превысил 83 года (для сравнения, в России — 72 года).

Из 65-миллионного населения страны 90% французы. Этногенез французской нации корнями уходит в эпоху Римской империи. До прихода римлян здесь проживали воинственные кельтские племена (римляне называли их галлами), оказавшие активное сопротивление завоевателям. Тем не менее многовековая романизация привела к формированию галло-римской народности, языком общения которой стала «народная латынь», на базе которой впоследствии развился французский язык. С приходом сюда в I тысячелетии франков, дав­ших название стране, и вестготов главным центром этнической кон­солидации стал Парижский бассейн. Влияние германских народов и фламандцев на северо-востоке и других романских народов на юге, длительный сепаратизм ряда исторических областей — все это сдела­ло этнический состав современного французского народа очень пест­рым. До сих пор многие французы идентифицируют себя как гаскон­цы, бургундцы и т.д. Бретонцы и эльзасцы вообще предпочитают не относить себя к французам. Среди коренных народов на северо-вос­токе Франции живут фламандцы (около 300 тыс. человек), на юге — каталонцы (200 тыс.) и баски (130 тыс.). Остров Корсику, родину Наполеона Бонапарта, населяют корсиканцы (около 300 тыс.). Во Франции самая многочисленная в Европе еврейская диаспора — более полумиллиона человек. Половина из них проживает в Париже, много евреев в Лионе и Тулузе.

Франция — страна традиционной иммиграции еще с начала XX в. (После Октябрьской революции 1917 г и Гражданской войны именно | сюда эмигрировали из России более 2 млн русских. Представители сотен аристократических фамилий осели в Париже и Ницце. Сотни тысяч казаков начали новую жизнь в изгнании в Марселе и его окрестностях. Несмотря на трагическую судьбу многих эмигрантов, русская I диаспора стала неотъемлемой частью французского бомонда и про­славленной французской культуры XX в. Философы Н.А. Бердяев и С.Н. Булгаков, писатели И.А. Бунин и В.В. Набоков, композитор И.Ф. Стравинский, поэты Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус, певец Ф.И. Шаляпин, художники В.В. Кандинский и М.З. Шагал, балетный импресарио С.П. Дягилев — только первые несколько строчек длин­ного списка тех, кого потеряла Россия и с радостью «подобрала» Франция. Многие из тех, кто составляет славу как России, так и Франции, теперь покоятся на знаменитом кладбище Сент-Женевьев- де-Буа в пригороде Парижа.

В послевоенный период основным контингентом иммигрантов стали итальянцы, испанцы и португальцы, а затем, в 1970—1980 гг., выходцы из бывших французских колоний. Они обеспечивали страну дешевой рабочей силой на тяжелых и непрестижных работах, от кото­рых богатевшие французы все больше «воротили нос».

В 1990-х гг. французский парламент последовательно ужесточал иммиграционное законодательство, стремясь максимально ограни­чить въезд низкоквалифицированных рабочих и псевдотрудовых им­мигрантов, которые надеялись во Франции не столько трудиться, сколько пользоваться солидными пособиями по безработице или по рождению ребенка. Поэтому неудивительно, что среди иммигрантов из Алжира, Ливии, Марокко и других африканских стран процент безработных стабильно и существенно выше, чем среди коренного населения. На начало XXI в. в стране насчитывалось около 4 млн ле­гальных иммигрантов и более 10 млн натурализованных, т.е. получив­ших французское гражданство. Так же как в Германии, французы, по-видимому, свыклись с тем, что «генофонд нации» меняется из поколения в поколение и веселые и темпераментные французские де­ти все чаще напоминают кубинских или палестинских. Как минимум каждый четвертый француз сегодня имеет иностранные корни.

Социальный состав и структура занятости населения Франции ти­пичны для постиндустриальной страны. Две трети работающего насе­ления занято в сфере нематериального производства. Самый много­численный социальный слой — «средний класс», представителей которого французы часто именуют «буржуа» («горожане»). Рабочие и строители составляют менее 30% населения, их профессиональный уровень при этом качественно повысился. Крестьяне — менее 4%. В деревне только один из пяти жителей занят непосредственно сель­ским хозяйством.

Франция — страна контрастов в размещении населения. При том, что средняя плотность здесь немногим более 100 чел. на км2, в столичном регионе Иль-де-Франс она составляет 900, тогда как в департаментах Кастеллан, Флорак и Барселоннет не достигает и 10 чел. на км2. Толь­ко в одном Иль-де-Франс проживает пятая часть всего населения страны. Малонаселенные районы опоясывают территорию страны от предгорьев Пиренеев до массива Арденн. Урбанизация во Франции!йла медленнее, чем в Англии или Германии, городское население пре­высило сельское только к 1930-м гг. Однако к концу XX в. в 360 горо­дах страны проживало уже 76,4% населения.

Во Франции сформировалось 10 городских агломераций с населе­нием более 500 тыс. чел. Крупнейшая из них — Парижская — насчи­тывает более 10 млн чел. (в 2,5 раза больше Берлинской). Париж — |гордость французов, один из красивейших городов мира. Его часто называют культурной столицей Европы. Вместе с тем это очень мно­гофункциональный город. Здесь есть и деловые, и рабочие кварталы. Неповторим архитектурный облик города, причудливо сочетающий в себе романскую, готическую, классическую и авангардистскую архи­тектуру, приправленную разнообразной эклектикой.

Относительно крупные агломерации окружают Лион — второй по численности населения город страны (1,3 млн чел.), Марсель (более [l млн чел.) и Лилль (с 1999 г. более 1 млн чел.).

Территориальная политика включает три уровня; регионы, городские агломерации и «глубинка». С тем чтобы умерить гипертрофированную роль столицы в жизни страны, вот уже несколько десятилетий предпри­нимаются активные меры по развитию французской периферии. Закон о децентрализации 1982 г. дал юридическую базу для усиления полицент­ризма в размещении населения и хозяйства. Как и в Германии, старопро­мышленные депрессивные районы — самый сложный объект для реализации градостроительной политики. Во Франции достигнуты большие успехи в реструктуризации хозяйства, улучшении инфраструктуры и перестройки да жизни в условиях постиндустриализма. Как результат — оживление жизни во многих еще недавно непрестижных промышленных городах (Лион, Дюнкерк и др.). Согласно планам, 12 крупных городов Франции должны стать крупными полифункциональными центрами европейского и международного значения, среди них: Страсбург, Бордо, Нанси, Мец, Тулуза, Клермон-Ферран.

В последние десятилетия неуклонно растёт притягательность городов и го­родков прибискайского (западного) и средиземноморского (южного) побережий. Некогда наиболее отсталые аграрные районы страны при­влекают своей живописностью и более благополучной экологической обстановкой. Напротив, в северо-восточных районах численность на­селения не меняется или сокращается. Уже с 1970-х гг. в стране актив­но идет процесс субурбанизации — французы с большим удовольствием переселяются в пригороды, особенно удобно и престижно жить в сто­личном субурбанизационном поясе.

Одновременно число жителей центра городов неуклонно сокраща­ется. Некогда престижные исторические районы центра Парижа студенческий Латинский квартал, богемный Монмартр — заселены теперь в основном семьями иммигрантов.

Очень много делается в стране для улучшения экологической об­становки в городах, из года в год ужесточаются экологические нормы городской застройки и состояния городской среды. Во Франции уже привыкли к тому, что экологические и эстетические характеристики территории — важнейшие элементы качества жизни человека. Здесь накоплен уникальный опыт искусства организации территории на ос­нове научного географического анализа, направленного на гармони­зацию взаимоотношений человека и природы.

По качеству жизни Франция относится к наиболее благополуч­ным странам, хотя по ряду формальных показателей (метраж жилья на 1 человека, число автомобилей на 1 тыс. жителей и др.) она уступа­ет США, Германии и ряду других стран. Однако интегральная оценка экспертов по социальному развитию высокая (по индексу качества жизни ОЭСР – 18-е место в мире в 2016 г.). Показатели уровня жизни во Франции з выше средних по ЕС. Душевой доход превы­шает 40 тыс. евро в год. Франция одна из первых в мире законодатель­но установила минимальную заработную плату. В 2018-м г. она составляла 1500 евро в месяц.

Средняя площадь жилья около 90 м2 на семью (2,5 чел.). Если еще в середине прошлого столетия 4/5 жилья во Франции не имело ба­зовых «удобств» (внутренних уборных и ванных комнат), то сегодня такого жилья практически не осталось. В семейном бюджете неуклон­но сокращается доля расходов (при том, что сами расходы неуклонно увеличиваются) на продукты питания, одежду, мебель и бытовые при­боры, растет доля расходов на нематериальные блага; поддержание здоровья, спорт, поездки и связь, культуру и досуг.

Конечно, как и в любой развитой стране, во Франции немало соци­альных проблем. Французы не удовлетворены многими сторонами жизни: безработицей, системой пенсионного обеспечения, ростом наркомании среди молодежи, высоким уровнем суицидов и алкоголиз­ма. Традиционно влиятельные профсоюзные организации нередко прибегают к испытанным методам давления на правительство: органи­зуют массовые демонстрации и, в крайних случаях, многодневные за­бастовки. Иногда они приносят результаты.

 

§ 6.3. Великобритания

Официальное название — Соединенное королевство Великобритании и Север­ной Ирландии. Парламентская монархия. Монарх (с 1952 г. королева Елизавета II) одновременно глава парламента, англиканской церкви и Содружества, объединяю­щего 54 государства — в большинстве своём бывшие колонии и доминионы, с общим населением более 1 млрд человек. Высший орган исполнительной власти — правительство, а его гла­ва премьер-министр — реальный руководитель страны на период полномочий.

По площади Великобритания почти в два раза меньше Франции (244 тыс. км2), а население — почти такое же, около 60млн человек. Соответственно плотность населения в два раза выше, чем во Франции, и немногим больше, чем в Германии (235 чел./км2). В состав королевства входят Англия, Уэльс, Шотландия и Север­ная Ирландия. Англия и Уэльс поделены на 54 графства, Шотландия — на 9 облас­тей, Северная Ирландия — на 26 округов. В качестве самостоятельных субъектов выделяются несколько островов, самые крупные: о. Мэн и Нормандские о-ва. Сто­лица — Лондон (около 10млн чел.).

Великобритания, вместе с Германией и Францией, стоит в ряду стран, определявших последнее тысячелетие судьбы всего человече­ства. И все же среди «великой европейской тройки» Нового времени Великобритания занимает особое положение. Связано оно прежде всего с тем вкладом, который страна внесла в общемировое экономи­ческое развитие. Без всякого преувеличения можно сказать, что именно выходцы из небольшого островного государства запустили «маховик» современной мировой экономической системы, внесли ог­ромный вклад в создание и распространение демократических инсти­тутов власти и сыграли одну из ключевых ролей в спасении демокра­тии как таковой в период Второй мировой войны. В истории Великобритании были и белые и черные страницы, а путь, которым англичане шествовали по свету, не был усеян розами. Но лучшим па­мятником англичанам служит то, что именно их язык стал общеприз­нанным средством международного общения. В нескольких десятках стран мира он является либо первым, либо вторым государственным языком.

Кто лучше выразил истинную «английскую душу»: лорд Байрон или У. Шекспир? А может быть, воплощение «всего английского» — это Шерлок Холмс? Или принцесса Диана? А что, если современ­ные англичане уже давно «не те»?.. Английский народ всегда знал себе цену. Быть настоящим англичанином сегодня, как и прежде, — значит гордиться своей страной, ее историей, традициями, своими предками.

 

Великобритания на карте мира и Европы
в прошлом и настоящем

Великобритания — островное государство, отделенное от конти­нентальной Европы узким проливом Па-де-Кале (Дуврским проли­дом). Ближайшие заморские соседи с юга и юго-востока — Франция и Бельгия. К западу находится Ирландия, занимающая большую часть одноименного острова.

Главный природный фактор, определяющий вполне приемлемые условия для жизни, — североатлантическое течение Гольфстрим, как батарея утепляющее архипелаг. Новый год в Лондоне, который расположен на широте Воронежа, чаще всего встречают на зеленых лужайках. Обилие удобных для судоходства заливов и бухт в сочета­нии со знаменитыми английскими туманами издревле делали поло­жение архипелага выигрышным с военно-стратегической точки зре­ния.

До прихода римлян в этих местах жили в основном кельтские пле­мена бриттов. Государственность здесь появилась после походов в Британию Юлия Цезаря (55—54 гг. до н.э.). Он же основал Лондиниум (будущий Лондон). Через пять столетий Британию завоевали северо­германские варварские племена: англы, саксы и др., а многие бритты бежали на п-ов Арморика (современная Бретань во Франции). Коро­левство с названием Англия появилось в IX в. В X в. был составлен первый сборник английских законов на основе «англосаксонских Правд», многие положения которого имеют силу и сегодня! Уже в те да­лекие времена «жить по закону» стало главным кредо организации ан­глийского общества. В XI в. королевство было вновь завоевано, теперь норманнами. Вильгельм I Завоеватель стал королем Англии и основа­телем Нормандской династии. С тех пор Англия остается единствен­ной страной Европы, в течение тысячелетия ни разу не подвергавшей­ся завоеваниям извне, и второй страной (наряду с Россией), никогда не подписывавшей капитуляции.

В Средние века Англия развивалась как классическое феодальное государство, однако уже в то время ее отличало от других европейских стран, говоря языком недавнего периода постсоветской перестройки, «активное внедрение рыночных механизмов хозяйствования». Двига­телем английской экономики стали товарно-денежные отношения. Повинности крестьян, самоуправление городов, межрегиональные Отношения — все организовывалось через денежные платежи. Даже Военная служба рыцарей с XII в. нередко заменялась взносами в коро­левскую казну. С XV в. английская аристократия жила уже не феодальной рентой, как это было на континенте, а использованием наем­ного труда. Английская буржуазная революция 1640—1660 гг., оконча­тельно ликвидировавшая феодальное землевладение и включившая землю в торгово-денежный оборот, послужила мощным толчком к об­разованию общенационального рынка и консолидации страны. По­сле подписания англо-шотландской унии 1707 г. за объединенным ко­ролевством утвердилось название Великобритания.

Не менее значимой, чем Английская буржуазная революция, стала последовавшая за ней революция промышленная. Бурно росли горо­да, в которых к середине XIX в. проживало уже более половины насе­ления. Именно Великобритания — родина первого, классического капитализма. Сюда ездил учиться промышленному делу и торговле Петр Великий. В Лондоне писал свой главный научный труд «Капи­тал» К. Маркс.

Многочисленные войны с Францией и Испанией, которые Англия вела в континентальной Европе в XVII—XIX вв., переросли в войны за колониальные владения в Новом Свете, Африке, Азии. Главным действующим лицом английской истории в течение нескольких сто­летий был военно-морской флот, а культовой фигурой — вице-адми­рал Горацио Нельсон, разгромивший французский флот во время еги­петской экспедиции Наполеона (1798), а затем франко-испанскую эскадру под Трафальгаром (1805), где сам он был смертельно ранен. Немалую роль в освоении Англией мировых просторов сыграли пира­ты, в частности легендарный Френсис Дрейк.

Колониальные завоевания велись прежде всего посредством воен­ных экспедиций и далеко не всегда отличались гуманностью. Были и массовые расстрелы индусов при завоевании Индии, и опиумные войны в Китае. Вместе с тем, опираясь на теоретические изыскания экономистов, прежде всего А. Смита и Д. Рикардо, англичане внедря­ли те экономические отношения, к которым сами уже привыкли и чьи преимущества уже давно оценили, — отношения рыночные, товарно- денежные. В рамках империи они создали грандиозный монополь­ный рынок своих товаров и важнейших видов сырья. Товарообмен и в самой империи, и с другими странами осуществлялся благодаря мощ­ному торговому флоту, составлявшему половину мирового и насчиты­вавшему в середине XIX в. более 20 тыс. судов. Вывоз товаров во вто­рой половине XIX в. сменился приоритетным вывозом капиталов, по объемам которого Великобритания занимала 1-е место в мире.

Феномен английского величия XVIII—XIX вв. не имеет аналогов в истории Нового времени. В период наивысшего расцвета, в Викто­рианскую эпоху (период правления английской королевы Виктории, 1837-1901 гг.), Британская империя была крупнейшей в мире, превос­ходя даже Российскую (30 млн кв. км против 20 млн кв. верст в 1899 г.). Великобритания одна давала треть промышленного производ­ства мира, а Лондон стал первым мировым городом. Но уже во второй половине XIX в. у Великобритании появился молодой конкурент — Получившие в 1783 г. независимость от английской короны Соединен­ные Штаты Америки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: