А. Теоретические положения




Н.А. Ушанова, О.А. Веревкин

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра управления городским хозяйством и строительством

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Методические указания к практическим занятиям

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

СГАСУ ______________________ г.

 

 

Самара

 

УДК 69.003/075.8

 

 

Управление качеством: метод. указ. к практическим занятиям / Сост. Н.А. Ушанова, О.А. Веревкин. – Самара: СГАСУ, 2016. – 54 с.

 

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов по соответствующим направлениям.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлениям 27.03.02 «Управление качеством», 08.03.01 «Строительство» и 38.03.02 «Менеджмент» всех форм обучения.

Содержание и объем указаний соответствуют типовой программе курса «Управление качеством».

Методические указания «Управление качеством» включают в себя практические работы и задачи.

Основная цель занятий состоит в углублении знаний студентов по овладению методами управления и улучшения качества.

 

 

Рецензент – д.э.н. А.Г. Плеханов.

 

 

УДК 69.003/075.8

 

 

© Н.А. Ушанова, О.А. Веревкин, составление, 2016

© СГАСУ, 2016

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
  1. Потребительское понимание термина «качество».
 
  1. Анализ качества жизни.
 
  1. Показатели качества продукции.
 
  1. Конкурентоспособность продукции.
 
  1. Разработка политики и целей организации в области качества.
 
  1. Построение «Петли качества».
 
  1. Создание кружка качества в организации.
 
  1. Обеспечение качества продукции по методу Э. Деминга.
 
  1. Построение диаграмм Парето.
 
  1. Построение причинно-следственной диаграммы Исикавы.
 
  1. Определение затрат на качество.
 
  1. Эффективность внедрения системы менеджмента качества в организации
 
  1. Влияние качества на экономические показатели организации.
 
  1. Использование контрольного листка для сбора информации о качестве.
 
  1. Оценка качества работ.
 
Заключение  
Библиографический список  

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время строительство и жилищно-коммунальный комплекс являются одними из важнейших видов экономической деятельности в России. Их развитие во многом определяет эффективное функционирование других видов деятельности, повышение благосостояния граждан. Вместе с тем, имеется немало нерешенных проблем. К ним относятся, в том числе, неудовлетворительное качество строительной продукции и предоставления услуг. Это во многом обусловлено несовершенством менеджмента качества в организациях, недостатками технического регулирования, недостаточным вниманием со стороны руководства вопросам управления затратами предприятия.

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, эффективное управление качеством продукции является определяющим фактором конкурентоспособности организаций и остается важнейшим направлением в их деятельности на современном этапе.

В последние годы в нашей стране резко возрос спрос на специалистов по управлению качеством на производстве, однако в России в настоящее время отсутствует система непрерывного обучения кадров в области качества. Знание теоретических закономерностей, отечественного и зарубежного опыта в управлении качеством строительства и жилищно-коммунального комплекса, действующей нормативно-законодательной базы, позволит эффективно выполнять обязанности, которые возлагаются на профессионалов в области качества. Но чтобы быть квалифицированным и компетентным работником, выпускник должен быть подготовлен и практически. В связи с этим, студенты должны уметь анализировать и применять теоретический материал для реализации конкретных практических задач, выполнять необходимые расчеты и делать грамотные выводы.

К основным составляющим качества относятся такие факторы, как показатели качества, вопросы менеджмента качества, основные аспекты стандартизации и сертификации. Остаются актуальными проблемы управления бизнес-процессами с целью повышения качества их результатов, в том числе и экономических.

Целью дисциплины «Управление качеством» является усвоения обучающимися следующих основных вопросов:

- современные концепции управления качеством, отечественный и зарубежный опыт управления качеством;

- эффективность внедрения систем менеджмента качества;

- инструменты и методы управления качеством в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе;

- взаимосвязь конкурентоспособности строительной продукции с качеством;

- учет и оценка затрат на качество.

Компетенции, которыми овладевает студент в результате изучения дисциплины:

- владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;

- готовность к работе в коллективе, способность осуществлять руководство коллективом, подготавливать документацию для создания системы менеджмента качества производственного подразделения;

- способностью вести подготовку документации по менеджменту качества и типовым методам контроля качества технологических процессов на производственных участках, организацию рабочих мест, способность осуществлять техническое оснащение, размещение и обслуживание технологического оборудования, осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины, требований охраны труда и экологической безопасности;

- владением методами осуществления инновационных идей, организации производства и эффективного руководства работой людей, подготовки документации для создания системы менеджмента качества производственного подразделения;

- способность применять знание этапов жизненного цикла изделия, продукции или услуги;

- способность применять знание задач своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач;

- умение идентифицировать основные процессы и участвовать в разработке их рабочих моделей.

Дисциплина «Управление качеством» тесно взаимосвязана с такими дисциплинами, как «Менеджмент», «Технология и организация производства», «Экономика строительства и жилищно-коммунального хозяйства».

Задачами практических занятий являются:

- закрепление знаний, полученных в процессе лекционного обучения и самостоятельной работы;

- расширение объема профессионально значимых знаний, умений, навыков;

- формирование необходимых общепрофессиональных и профессиональных компетенций;

- свободное владение терминологией в области менеджмента качества.

 

Условные обозначения:

ИСО 9000 – международные стандарты международной организации по стандартизации серии 9000.

СМК – система менеджмента качества.

СМР – строительно-монтажные работы.

ЖКК – жилищно-коммунальный комплекс.

 

 

1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА «КАЧЕСТВО»

А. Теоретические положения

В экономике и управлении объектом исследования в первую очередь является качество продукции и услуг, причем его восприятие каждым человеком во многом зависит от роли, которую он играет в процессе их производства и потребления. Авторы книги «Что такое качество?» в 60-х годах 20-го века провели исследование 232 литературных источников. Только в отечественной научной литературе было выявлено более 100 различных формулировок качества продукции. При этом термину «качество» люди дают разные понятия, даже если они будут говорить об одной и той же вещи. Для кого-то «качество» будет в стоимости, для кого-то в дизайне, для кого-то в надежности и т.д.

Существует стандартное определение термина «качество».

Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям (ИСО 9000).

В этом определении даны основные направления к пониманию термина «качество». В первую очередь должны быть определены «требования», с которыми будут сравнивать результат, и только в этом случае термин «качество» будет применен корректно.

Рассмотрим понятие «удовлетворенность потребителя» (ИСО 9000).

Удовлетворенность потребителя – восприятие потребителем степени удовлетворения его ожиданий.

Из определения видно, что здесь доминируют требования потребителей. Однако измерить их удовлетворенность достаточно сложно. Если есть жалобы, то понятно – потребитель неудовлетворен, но если их нет, то возникает нехватка информации – может, все хорошо, а может быть, и нет. Оценка «удовлетворенности потребителя» является одной из важнейших задач менеджмента качества и требованием стандарта ИСО 9001.

Для производства существует несколько этапов, на каждом из которых определяются свои параметры «качества»:

1. Качество планирования: необходимо учитывать требования потребителя при производстве продукции. Здесь важно качество поступающей информации. При планировании следует учитывать все ресурсы, включая финансовые, людские и др.

2. Качество разработки: необходимо учитывать все проблемы, чтобы в дальнейшем корректировок было как можно меньше. В результате проектирования разрабатывается не только продукция, но и все процессы её производства.

3. Качество производства: неукоснительное исполнение параметров и требований, разработанных при проектировании.

4. Качество эксплуатации: относится как к эксплуатации продукции потребителем, так и к послепродажному обслуживанию.

5. Качество утилизации и переработки: относится как к экономическим, так и к экологическим факторам.

Б. Задание

1.1. Дайте самостоятельное определение термина «качество».

1.2. Обозначьте для объектов, названных преподавателем, совокупность характеристик, составляющих, по вашему мнению, качество услуг и продукции (надежность, долговечность, наличие сервиса и т.д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: