Параметры характерис-тик | Наименование параметра | Эталон-изделие | Предприя-тие 1 | Предприя-тие 2 | Предприя-тие 3 | Предприятие 4 |
П1 | Теплостойкость | 0,30 | 0,30 | 0,25 | 0,20 | 0,30 |
П2 | Несущая способность панелей | 0,20 | 0,23 | 0,20 | 0,17 | 0,20 |
П3 | Санитарная безопасность | 0,15 | 0,12 | 0,20 | 0,13 | 0,15 |
П4 | Непроникновение влаги в изоляционные конструкции | 0,20 | 0,20 | 0,18 | 0,25 | 0,20 |
П5 | Наличие декоративной отделки с внешней стороны панели | 0,05 | 0,05 | 0,02 | 0,10 | 0,05 |
П6 | Конструктив ность | 0,10 | 0,10 | 0,15 | 0,15 | 0,10 |
Задание. Определите коэффициенты конкурентоспособности строительных предприятий, выпускающих железобетонные стеновые панели многослойной конструкции.
Последовательность выполнения задачи. Занятие проводится в форме деловой игры. Студенты разбиваются на группы экспертов (по количеству строительных предприятий в задании). Каждый студент выступает в роли эксперта.
Критерием выигрыша является наибольший коэффициент конкурентоспособности того или иного предприятия (группы экспертов).
«Победителем» является строительное предприятие, имеющее наибольший показатель конкурентоспособности. Для оценки значимости и определения степени «весомости» потребительских характеристик стеновых панелей используется метод экспертной оценки, который заключается в переводе качественных оценок предпочтения одного параметра перед другим в количественные. Для этого используется балльная оценка значимости показателей от 1 до 10. Эксперты должны внимательно подойти к распределению «весомости» характеристик стеновых панелей, так как заниженные баллы могут повлиять на уменьшение показателя конкурентоспособности предприятия, а завышенные баллы могут необоснованно его увеличить.
|
Этапы выполнения задания
1. Каждая группа экспертов заполняет табл. 4.2 количественных характеристик панелей в сравнительной оценке друг с другом по десятибалльной шкале.
Таблица 4.2
Количественные значения характеристик
Пi | Пj | aij | |||||
П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | П6 | ||
П1 | а11 | а12 | а13 | а14 | а15 | а16 | a1j |
П2 | а21 | а22 | а23 | а24 | а25 | а26 | a2j |
П3 | а31 | а32 | а33 | а34 | а35 | а36 | a3j |
П4 | а41 | а42 | а43 | а44 | а45 | а46 | a4j |
П5 | а51 | а52 | а53 | а54 | а55 | а56 | a5j |
П6 | а61 | а62 | а63 | а64 | а65 | а66 | a6j |
2. По данным табл. 4.2 рассчитываются суммы строк, отражающие суммарный балл, набранный параметром Пi, для определения коэффициента значимости каждого параметра.
3. Рассчитывается общая сумма баллов (аобщ):
аобщ = a1j + a2j + a3j + a4j + a5j + a6j, (4.1)
где a1j- a6j – суммарные значения коэффициентов значимости по каждой i-ой строке.
4. Определяются коэффициенты значимости параметров (удельный вес в общей сумме баллов) по формуле:
аi = aij / aобщ, (4.2)
где аi – весомость каждого параметра в общем наборе параметров.
По результатам расчетов заполняется графа 2 табл. 4.3.
Таблица 4.3
Количественные характеристики коэффициентов значимости
Параметры потребительских характеристик | Значение коэффициен-та значимо-сти по результатам опроса аi | Значение коэффициентов значимости | ||||
Эталон-изделие (Э) | Предпри-ятие 1 | Предпри-ятие 2 | Предпри-ятие 3 | Предпри-ятие 4 | ||
П1 | а1 | 0,30 | 0,30 | 0,25 | 0,20 | 0,30 |
П2 | а2 | 0,20 | 0,23 | 0,20 | 0,17 | 0,20 |
П3 | а3 | 0,15 | 0,12 | 0,20 | 0,13 | 0,15 |
П4 | а4 | 0,20 | 0,20 | 0,18 | 0,25 | 0,20 |
П5 | а5 | 0,05 | 0,05 | 0,02 | 0,10 | 0,05 |
П6 | а6 | 0,10 | 0,10 | 0,15 | 0,15 | 0,10 |
5. Коэффициент конкурентоспособности (Кк) строительных предприятий 1, 2, 3 и 4 рассчитывается по формуле:
|
Кк = а1 х (П1 / Э1) + а2 х (П2 / Э2) + а3 х (П3 / Э3) + а4 х (П4 / Э4) +
+ а5 х (П5 / Э5) + а6 х (П6 / Э6), (4.3)
где а1-а6 – коэффициенты значимости по данным опроса экспертов;
П1-П6 – значения коэффициентов значимости параметров того предприятия, к которому принадлежит группа экспертов;
Э1-Э6 – значения коэффициентов значимости параметров эталонного изделия.
По результатам расчетов каждой группой экспертов заполняется табл. 4.4.
Группа экспертов 1 заполняет графу 2 по результатам своих расчетов, графы 3, 4, 5 заполняются путем занесения результатов расчетов других групп экспертов.
Таблица 4.4
Коэффициенты конкурентоспособности
Параметры потреби-тельских характеристик | Коэффициенты конкурентоспо-собности предприятия 1 | Коэффициенты конкурентоспосо-бности предприятия 2 | Коэффициенты конкурентоспосо-бности предприятия 3 | Коэффициенты конкурентоспосо-бности предприятия 4 |
П1 | ||||
П2 | ||||
П3 | ||||
П4 | ||||
П5 | ||||
П6 | ||||
Кк |
Выигрывает то строительное предприятие (группа экспертов), у которого коэффициент конкурентоспособности выше по сравнению с тремя другими строительными предприятиями.
Задача 2. Строительно-инвестиционная организация с целью повышения конкурентоспособности своей продукции проводит исследование, основной задачей которого является выявление степени значимости параметров, определяющих удовлетворенность потребителя качеством жилья, его безопасностью и комфортностью
|
В роли участников опроса (потребителей жилья) выступают сами студенты. Результаты опроса заносятся в табл. 4.5 и 4.6.
Таблица 4.5