Материалы для экзамена по сексологии из книги
Б. Е. Алексеева, В. А. Доморацкого
Ювенильная сексология
Сексуальность человека
Что такое сексуальность человека?
Сексуальность является одним из основных факторов, побуждающих людей к общению друг с другом. Она является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Сексуальность обусловлена интегрированным взаимодействием биологических, психических и социокультурных факторов. И. С. Кон (2004) определяет сексуальность, как стержневой аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни, включающий пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, эротизм, удовольствие, интимность и репродукцию.
Глобальным феноменом человеческой сексуальности является половой диморфизм (раздельнополость), проявляющийся в анатомо-физиологических и поведенческих различиях между мужчиной и женщиной, и обеспечивающий процесс полового размножения. Пол – свойства, совокупность которых биологически отличает мужские и женские особи. У людей хромосомный (генетический) пол (ХХ – женщина, XY – мужчина) создается при оплодотворении. Он определяет будущую генетическую программу организма в частности развитие мужских или женских половых желез (гонадный пол). Процесс половой дифференцировки, приводящий к рождению особей мужского или женского пола весьма сложен. Американский сексолог Д. Мани (1955) выделил ряд его закономерностей, которые представил в виде следующих принципов:
Принцип дифференцировки и развития означает, что развитие организма одновременно является процессом его дифференцировки, в ходе которого первоначально бипотенциальный зародыш становится особью мужского либо женского пола.
|
Принцип стадиальной (последовательной) дифференцировки: процесс индивидуального развития имеет свои закономерные этапы, где каждая последующая дифференцировка основывается на предыдущей (генетический диморфизм половых хромосом, предшествует дифференцировке гонад, которая в свою очередь определяет гормональный пол зародыша и т. д.).
Принцип критических периодов подчеркивает, что каждому этапу половой дифференцировки соответствует определённый период развития, когда организм наиболее чувствителен к специфическим воздействиям. Если критический период по какой либо причине пропущен, то последствия обычно необратимы. Так, дифференцировка зародышевых гонад, которая управляется половыми хромосомами, происходит нормально только в тех случаях, когда генетический код, записанный в хромосомах, может полностью проявиться в отведенный для этого критический период (6 – 7 неделя внутриутробного развития). Нарушения генетического кода могут уже на этом этапе изменить весь процесс половой дифференцировки.
Принцип Адама (дополнительности маскулинной дифференцировки означает, что природа в первую очередь заботится о создании женской особи. Поэтому на всех критических стадиях развития, если организм не получает дополнительных сигналов или команд, дифференцировка автоматически идет по женскому типу. Чтобы на свет появился мужчина, на разных стадиях развития плода необходимо подавить исходное фемининное начало. Вначале это H-Y антиген, который помогает превращению зародышевых половых желез в яички. Они, в свою очередь, начинают производить тестостерон, обеспечивающий преобразование вольфовых протоков во внутренние половые органы мужчины. Кроме того, особый SRY - ген активирует яички зародыша на выработку антимюллерова гормона, который подавляет превращение мюллеровых протоков в женские половые органы. Поскольку для создания мужской особи природе требуются дополнительные усилия, она чаще делает при этом ошибки, т. е. мужской путь развития более уязвим в отношении изменений и воздействий окружающей среды. Известно, например, что отставание в умственном развитии, проблемы в обучении, некоторые формы патологии речи и девиаций сексуального поведения встречаются у мужчин достоверно чаще, чем у женщин. Кроме того, это – ещe одно из объяснений повышенной смертности мужчин и их восприимчивости к целому ряду заболеваний.
|
Половым диморфизмом объясняют более высокую адаптивность (пластичность) женских особей, их лучшую обучаемость, воспитуемость, конформность. Мужчин же отличают находчивость, сообразительность, изобретательность. Поэтому задачи, которые ставятся впервые, но в их решении основные требования предъявляются к новизне, а не к безупречности выполнения, больше по плечу мужчинам, тогда как со знакомыми задачами, требующими минимум новизны, но максимум совершенства, лучше справляются женщины. Половые различия проявляются также в полодиморфическом (полоролевом) поведении. Хорошо известно, что мальчики, как правило, более подвижны, драчливы, менее ласковы, чаще участвуют в силовых, соревновательных играх, из игрушек предпочитают конструкторы, машинки, оружие и т. д. В то же время девочки более спокойны, любят играть в куклы, семью, охотнее помогают матери по хозяйству, ухаживают за младшими детьми и т. д. В последующем полоролевые различия сохраняются. Мужчины выбирают профессиональную деятельность чаще связанную с техникой, абстрактными понятиями, карьерой, престижем, высокими заработками. Они более рациональны в своих поступках, не склонны к сентиментальности. Женщины гораздо чаще нуждаются в удовлетворении эмоциональных потребностей: нежности, любви, уважении и др. Однако было бы неправильно связывать формирование поведения людей исключительно с биологическими различиями между мужчинами и женщинами. Например, закономерности общественного разделения труда и связанные с ними психологические особенности полов во многом историчны и не вытекают из особенностей их психофизиологии. М. Мид на протяжении длительного времени исследовала жизнь трех племен в Новой Гвинее и убедительно показала, что в каждом из них мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли, порой диаметрально противоположные общепринятым стереотипам. По-видимому, половые роли складываются не только и не столько вследствие биологических различий мужчин и женщин, сколько на основе культурных и социальных особенностей эпохи и общества.
|
Сексуальность одинаково значима для лиц обоего пола. Она во многом определяет активность человека, которая может направляться не только на поиск источника сексуального удовлетворения, но и обуславливать иные формы поведения, которые не ведут к половым контактам. Польский ученый А. Кепински (1973) считает, что «в биологическом смысле половую связь следует рассматривать как реализацию человеческого стремления к выходу за пределы своей индивидуальности и к объединению с окружающим миром; трудности в создании подлинной связи с другим человеком являются причиной сексуальных расстройств и межчеловеческих конфликтов на сексуальной почве». Сексуальность играет большую роль в межличностных отношениях, Она является одним из основных двигателей, объединяющих людей друг с другом для совместной жизни. Развитие речи (в качестве второй сигнальной системы) и культуры обусловили существенные различия между сексуальностью человека и сексуальностью животных. Человеческую сексуальность можно рассматривать как специфический язык тела, как форму невербальной коммуникации. В этом смысле половая связь выражает увлеченность, привязанность, безопасность и удовлетворение. Обнаженность в свою очередь обозначает искренность, доверие и преданность. Поскольку близкий контакт, доверие и чувство безопасности являются универсальными потребностями человека, они являются желательными элементами в любых межчеловеческих отношениях, в том числе сексуальных. В этом смысле сексуальность становится не столько источником «изолированного» чувственного наслаждения, сколько средством выражения сущности и глубины любовных отношений. Таким образом, сексуальная связь может иметь более глубокое значение, не ограничиваясь лишь функцией достижения сиюминутного удовлетворения. Сексуальность создает необходимые предпосылки для наиболее тесных межчеловеческих контактов и их большей гуманизации.
Место сексуальности в иерархии ценностей человека может меняться в зависимости от степени развития личности и накопленного жизненного опыта, изменения мировоззрения, индивидуальных личностных особенностей и сексуальных потребностей, а также возраста. На сегодняшний день имеется несколько концепций сексуальности: а) узкая, трактующая сексуальность, как источник напряжения и чувственной разрядки; б) более широкая, согласно которой сексуальность представляет собой не только источник разрядки сексуального напряжения, но и источник удовлетворенности в связи с удовлетворением иных психических потребностей (например, в лидерстве); 3) наиболее широкая, трактующаяся сексуальность в категориях редукции сексуального напряжения, удовлетворения несексуальных потребностей и создания связи с другим человеком. Эти концепции, в общем, соответствуют трем основным подходам к проблеме сексуальности: биологическому, психологическому и психосоциальному. Однако следует признать, что ни одна из них в полной мере не отражает сущность такого сложного, многоаспектного явления как человеческая сексуальность.
В обиходной речи для обозначения половой активности людей широко используется слово «секс». Например, «они занялись сексом». В зависимости от контекста половой контакт выполняет различные функции. Секс может быть средством:
- размножения;
- проявления любви;
- общения и установления интимных отношений между партнерами;
- получения удовольствия;
- улучшения физического и эмоционального состояния;
- религиозной или мистической практики;
- получения дохода (занятие проституцией).
У подростков можно выделить еще две функции сексуальной активности:
- Удовлетворение полового любопытства.
- Средство сексуального самоутверждения
В ряде случаев сексуальный контакт может быть вынужденным (изнасилование), а также являться способом передачи венерических заболеваний.
В любом обществе половая жизнь людей является предметом социальных, идеологических и уголовных ограничений. Как правило, чем авторитарнее общество, тем эти ограничения сильнее. Например, в Советском Союзе и фашистской Германии мужской гомосексуализм был уголовно наказуем. В целом ряде стран (как исламских, так и христианских) супружеская неверность также признается преступлением, за которое может быть назначена либо материальная, либо уголовная ответственность, вплоть до смертной казни. Сегодня внешний социальный контроль сексуальной активности человека все больше уступает место самоконтролю. «Воспитание чувств» означает не только и не столько умение контролировать свои чувства и подчинять их разуму, сколько способность адекватно понимать и выражать их, прислушиваться к голосу сердца.
В современном обществе существует представление о сексуальности, как о явлении, тесно связанном с любовью, интимностью, близостью между двумя людьми. Действительно, сегодня сексуальность ассоциируется не столько с размножением, сколько с любовью. По мнению многих, именно любовь узаконивает сексуальное общение, а половая близость является ее наиболее ярким выражением. Распространению и широкому общественному признанию любви в качестве идеологической основы для сексуальных контактов между людьми способствовали либерализация взглядов на сексуальность, укрепление равноправия полов, появление в последние десятилетия эффективных, простых в обращении и доступных методов контрацепции. Поскольку страх беременности ослаб, а любовные отношения стали восприниматься как достаточный повод для перехода к сексуальной активности, изменились условия сексуальной социализации современных подростков. Исследования показывают, что даже совсем юные подростки могут иметь сексуальный опыт. Так, согласно данным проведенного нами в 2008 году анонимного опроса студентов двух белорусских вузов 26 % юношей и 6 % девушек свой первый половой акт совершили в возрасте 14 лет и младше.Но общество не может допустить, чтобы люди начинали половую жизнь в сколь угодно раннем возрасте. Ибо совсем юные подростки по определению слишком молоды для того, чтобы совершать половые акты. Они уверены в собственной неуязвимости и весьма склонны к рискованному сексуальному поведению. Эта возрастная группа в наибольшей степени подвержена риску заражения венерическими заболеваниями, включая ВИЧ. Установлено, что чем раньше юноши вступают в половую жизнь, тем реже они пользуются презервативами. По данным одного из американских исследований каждая десятая сексуально активная несовершеннолетняя девушка страдает заболеваниями, передаваемыми половым путем. Кроме того, большинство подростков вступают в сексуальные связи из любопытства, чтобы почувствовать себя более взрослым, подчиняясь требованиям референтной группы сверстников, уступая «натиску» более старшего партнера и т. п. В подобных случаях вряд ли приходится говорить о зрелом, ответственном отношении молодых людей к собственной сексуальности. Большинство девушек-подростков начинает половую жизнь без истинного влечения к близости и не испытывают оргазма и удовлетворения от интимных контактов.
В настоящее время во многих странах в качестве инструмента оценки социально приемлемой подростковой сексуальности широко используется критерий зрелости / незрелости. По данным шведского социолога Г. Хельмиус (2003) сексуальная социализация подростков в норме осуществляется поэтапно и последовательно проходит путь от образования постоянной пары, легкого петтинга к половому акту и, наконец, завершенному петтингу. По достижении уверенности в выполнении определенных действий, соответствующих каждому этапу подросток готов и созрел для перехода на новый этап, который прибавляет новый тип сексуального опыта. Таким образом, типичный шведский подросток эволюционирует от платонических ухаживаний, поверхностных а затем более глубоких эротических ласк, к совершению полового акта и, наконец, петтинга с оргазмом у одного или обоих партнеров). Следует отметить, что полученные нами данные о половом поведении белорусской молодежи показывают, что переход к коитальной активности у наших подростков происходит практически одновременно с началом практики глубокого петтинга.
По мнению Г. Хельмиус (2003), созревшим для сексуальных отношений может считаться тот юный человек, который делает свободный выбор в пользу сексуальных переживаний и находит удовлетворение в этих переживаниях. Причем под удовлетворением здесь понимается нечто большее, чем чисто сексуальное удовлетворение. В подростковые годы удовлетворение дает в первую очередь приобретение принципиально нового опыта сексуальных действий, а не ощущения, возникающие при выполнении этих действий.