Психосоциальные основы сексуальности




Человеческая сексуальность в значительной степени определяется психологическими факторами (эмоциями, установками, мотивами), а не только биологией пола, гормональными влияниями, особенностями нервной системы, инстинктами. Она является социально обусловленной, поскольку тесно связана с ожиданиями и нормами социальных групп, к которым мы принадлежим. Причем пси­хологические и социальные факторы настолько тесно переплетены, что бывает трудно провести между ними границу. Возможно, люди до конца не осознают влияние на сексуальные установки и формы полового поведения общества в целом и социальных групп, к которым принадлежит тот или иной человек. Механизмы, посредством которых люди усваивают ожидания общества в отношении сексуального поведения носят скрытый характер, поэтому может создаваться впечатление врожденности или естественности наших чувств и форм поведения. Однако исследования сексуальности в примитивных обществах и даже в различных этнических, социальных и возрастных группах в современном обществе свидетельствуют о большом диапазоне социально приемлемых форм сексуального поведения. В первой половине ХХ века антрополог Малиновский провел масштабное исследование сексуального поведения жителей островов Тробриан в Меланезии. Местное население живет там по законам матриархата. Детям разрешают приобретать знания о половой жизни как наблюдая за сексуальными отношениями взрослых, так и постигая на собственной практике. Уже с раннего пубертатного возраста им позволено вступать в сексуальные отношения с многими партнерами. Для этой цели даже строят специальные постройки. Сексуальные контакты с постоянной сменой партнеров поощряются, а единственное, что должно объединять молодую пару – чувственные, оргастические переживания. Если бы юноша и девушка до заключения брака вместе пообедали – это было бы воспринято как чудовищное нарушение общественных норм, тогда как половой акт между совсем юными людьми считается обычным явлением. Только с годами, после приобретения молодыми мужчинами и женщинами изрядного сексуального опыта они могут вступать в брак. С момента его заключения прежняя нерегулируемая половая жизнь прекращается, а моногамия начинает восприниматься как идеальная норма. Любопытно, что в сексуальном поведении тробрианцев практически не встречается гомосексуальных отношений, онанизма, садизма, эксгибиционизма. Причем эти явления не осуждаются, а скорее воспринимаются в тробрианском обществе, как убогая замена «естественного» гетеросексуального полового акта, доступ к которому ограничивает лишь табу, связанное с инцестом. Таким образом, сексуальное поведение жителей островов Тробриан хорошо иллюстрирует относительность того, что мы привыкли считать нормой.

Во все века на сферу сексуальных отношений большое влияние оказывали культура, моральные требования и общественные установки. Долгое время существовало представление о том, что продолжение рода является единственным законным основанием половой активности. В США, например, одним из наиболее характерных проявлений этого взгляда явилось приравнивание понятия секса к половому акту. Согласно этому представлению, все, что не связано с пенисом, проникшим во влагалище, не имеет отношения к «сексу». В 1998 году разразился скандал вокруг американского президента Билла Клинтона и практикантки Моники Левински. Первоначальное заявление Клинтона о том, что он «не вступал в сексуальные отношения с этой женщиной», нельзя назвать ложью, если считать сексуальным контактом только по­ловое сношение. Между прочим, эта точка зрения широко распространена в США. Так, в ходе опроса студентов американских колледжей оказалось, что 60% из них не рассматривают орально-генитальный контакт как «занятие сексом». Безусловно, половой акт с введением полового члена во влагалище является наиболее полным выражением гетеросексуальной связи. Однако чрезмерный акцент на ведущей роли полового акта в сексуальном наслаждении партнеров, порой, влечет за собой непосильные требования к сексуальной активности как для мужчин, так и для женщин и порождает фантастические ожидания, связанные с самим коитусом. При этом недооцениваются иные формы сексуального поведения: поцелуи, эротические ласки, мануальная или оральная стимуляция гениталий. Второстепенная роль отводится «прелюдии» (обычно понимаемой как любая активность, предшествую­щая половому акту). Предполагается, что за прелюдией обязательно должен последовать «настоящий секс», то есть коитус. Проявление сексуальной активности между представителями одного пола также не укладывается в модель сексуальности, как средства продолжения рода. Эти и другие некоитальные формы сексуального поведения, такие как мастурбация, сексуальные фантазии и анальное сношение, считались в различные исторические периоды проявлениями безнравственности, греха и извращенности. С современных позиций следует признать, что все они являются вполне допустимыми вариантами сексуальной активности для тех, кто их выбирает.

В настоящее время меняется отношение общества к традиционному разграничению мужских и женских половых ролей. Это наследие нашей культуры имеет гораздо большие основания, чем просто физиологические различия между полами. Однако жесткое следование представлениям о гендерной роли может создавать определенные проблемы в сексуальной сфере. Например, традиционно считается, что мужчина всегда должен выступать в качестве инициатора сексуальной активности, а женщине отводится лишь пассивная роль. Но подобное «разделение труда» накладывает огромную ответственность за успешное осуществление коитуса на мужчин, а также ограничивает возможности женщин открывать для себя мир своих собственных сексуальных потребностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: