Пол и гендер. Маскулинность и фемининность.




Нам представляются наиболее емкими определения пола, сексуальности и эротичности, сформулированные В.Е. Каганом (1986).

Пол – это комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика или девочку, мужчину или женщину.

Использование терминов «биологический пол» (аналог «sex») и «социальный пол» (аналог «gender») может быть принято только как условное, служащее дидактическим целям, т.к. поиск границы между тем и другим подобен путешествию в бесконечность.

Для продвижения по этому пути необходимо решить вопрос, как “пол” концептуализируется и, как он должен концептуализироваться. "Пол" играл противоречивую роль в теориях личности. Например, согласно З.Фрейду пол занимает важное место в развитии личности, составляя ”организационный принцип” данного процесса. Однако большинство аспектов этой теории не выдержали эмпирической проверки. Вместе с тем проводившиеся исследования искали различия между полами при отсутствии ясно сформулированных представлений о возможных значениях биологического пола, маскулинности и фемининности, половых ролей, как феноменов для изучения.

Другие исследователи считают, что половые различия скорее неважны для изучения личности. Например, говорится о том, что, в таких аспектах как достижение успеха, властные мотивы и поведение, моральное развитие половые различия реr sе играют очень малую роль. Даже в тех случаях, когда принято соглашаться с половыми различиями, например с тем, что женщины более социабельны и эмоционально экспрессивны (Lewis H.B., 1985; Lykes M.B., 1985; Brody L., 1985), половые различия, как оказалось, менее существенны и более контекстуально зависимы, чем традиционно предполагалось.

В теории пола большое место занимают такие понятия как маскулинность и фемининность. Приходится сталкиваться с тем, что их содержание будто бы само собой разумеется и понятно без слов. При таком подходе, скорее всего, находит свое выражение бытовой уровень использования терминов, хотя с этим приходится встречаться и в научной литературе.

Можно выделить четыре основных этапа в формировании научных взглядов на маскулинность и фемининность (Рисунок 1). На первом этапе маскулинность и фемининность рассматривались как обобщенные образования полярно противопоставленные принадлежностью к соответствующему полу (вульгарно-социологическая модель). На втором этапе маскулинность и фемининность оценивались как обобщенные образования, имеющие взаимозависимую количественную связь у отдельного индивидуума – так называемая континуально-альтернативная модель (чем больше фемининности, тем меньше маскулинности и наоборот). Отличительной особенностью третьего этапа было то, что маскулинность и фемининность, характеризуемые как обобщенные конструкты, были наделены независимостью друг от друга – это ортогональная модель, которая предполагала сочетание маскулинности и фемининности у отдельного индивидуума в различных пропорциях, она ознаменовалась концепцией андрогинии. На четвертом современном этапе происходит критическая переоценка предшествующих представлений и предлагаются новые критерии для создания концепции маскулинности и фемининности, которые основываются на впечатлении о том, что классы психологических атрибутов и поведенческие паттерны, различающие мужчин и женщин в данное время и в данной культуре не только многочисленны, но также могут иметь различные корни и могут относительно независимо варьировать у различных индивидуумов – системная модель.

При разработке концепции психологической андрогинии проблема приспособления сохранила свое краеугольное значение. Однако вектор идей изменил свое направление. В основе представления о психологической андрогинии лежит допущение, что половое типирование дисфункционально и менее выгодно в отношении адаптации. И наоборот, постулируется, что андрогиния (скорее, чем исключительно маскулинность или исключительно фемининность) способствует адаптация. Полотипированных лиц описывали, как людей, имеющих "поведенческий дефицит" и неспособных к эффективным действиям в ситуациях определенного типа (Веm S.L. 1974, Веm S.L., Lаmеzу, 1976, Sреnсе J.T. et al., 1975).

Ряд авторов (Jones W., Chernovetz M.E., Hansson R., 1978) провели серию исследований направленных на проверку гипотезы S.L. Веm о том, что психологически андрогинные индивидуумы более приспособлены, чем полотипированные люди, в связи с предполагаемой их большей поведенческой гибкостью или более широким поведенческим репертуаром. Индекс адаптации учитывал самооценку, локус контроля, проблемы с алкоголем, уровень половой зрелости, наличие неврозов и др. Результаты показали, что маскулинность скорее, чем андрогиния является предиктором большего приспособления и гибкости для обоих полов. Они также нашли, что фемининные и андрогинные как мужчины, так и женщины выражают желание стать более маскулинными.

Индивидуумы так или иначе вовлечены в процесс переживания социального и биологического смысла своего пола, которое пронизывает психическую деятельность человека, входя структурным элементом в его самосознание и оказывая влияние на его решения. С этой точки зрения андрогинии не существует (Lосksley А., Соlten М.Е., 1979).

Такое развитие мысли привело S.L. Bem (1979) к заключению о внутренней противоречивости и неизбежном устаревании сформулированной ею концепции андрогинии. Позже сомнения сменились окончательным отказом от нее. По выражению S.L. Веm (1983) "андрогиния не выдержала серьезного экзамена в той мере, в которой пол организует как нашу перцепцию, так и наш социальный мир". Она подчеркивает, что "поддержка концепции андрогинии может означать замену предписания быть маскулинным или фемининным на дважды ущемляющее предписание быть маскулинным и фемининным одновременно. То есть индивидуум в таком случае имеет не один, а два потенциальных источника несоответствия, чтобы преодолевать их".

 

Детская сексуальность.

Взрослые склонны воспринимать маленьких детей как существ асексуальных, не зная о том, что детство является важным этапом психосексуального развития. Ошибочным также является представление о том, что до начала пубертата нет значимой секреции половых гормонов. В действительности в допубертатном периоде активно функционирует система «гипофиз-гонады», что является одним из условий полового и психосексуального развития ребенка.

Имеющиеся наблюдения позволяют заключить, что в младенческом и детском возрасте имеет место проявление сексуальных реакций, которые выявляются еще до рождения.

Данные ультразвукового исследования беременных женщин показывают, что уже в утробе матери у эмбриона мужского пола может возникать эрекция. Это свидетельствует о том, что сексуальная реакция человека возникает независимо от того, стремился ли он к ней сознательно и желательна ли такая реакция в данный момент. Младенцы мужского пола проявляют генитальную реакцию, по их поведенческим проявлениям можно предположить, что они могут испытывать оргазм. У младенцев женского пола на протяжение нескольких недель после рождения временами набухают половые губы, розовеют стенки влагалища, что обусловлено присутствием в крови половых гормонов матери. Ученые считают, что кожа младенца очень чувствительная и ее нежное стимулирование может вызвать сексуальное возбуждение. При этом надо понимать, что особенности физического возбуждения и чувственного наслаждения ребенка не аналогичны таковым у взрослого человека.

Способность человека быть чувственным, готовым к близким отношениям закладывается в младенческом возрасте. Ведущую роль в этом играют взаимоотношения ребенка и его родителей. Сразу после рождения объятия, прикосновения и ласки со стороны родителей помогают младенцу получить ощущение близости к ним. Именно в раннем возрасте ребенок начинает обращать внимание на взаимоотношения родителей и строить по отношению к ним свои догадки. В это время ребенок получает первые представления о половых ролях.

Детям свойственно сексуальное любопытство. Они любят рассматривать свои гениталии и рано начинают понимать, что собственное тело может доставлять удовольствие. В процессе общения и игр дети углубляют познания о сексе и размножении. В 2-3 года с интересом наблюдают других раздетых людей, как взрослых, так и детей. В процессе игр изучают тело других детей, может происходить взаимное разглядывание и прикосновение к гениталиям. Взаимному изучению и освоению половых ролей способствуют игры в «доктора», в «дочки-матери». С 3-5 лет дети осознают половые различия, но не могут определить их суть, связывая их с различиями в одежде или с различием поз при мочеиспускании у лиц мужского и женского пола.

По мере развития дети задают вопросы о своем происхождении, т.е. как они появились на свет, о роли отца в этом процессе. Правдивая информация по этим вопросам, соответствующая возрасту и уровню понимания ребенка, которую могут дать родители, способствует накоплению адекватных знаний о поле. Порой дети в играх имитируют сексуальные отношения. Реакция взрослых на сексуальные игры ребенка существенно влияет на формирование его отношения к сексуальности и к генитальной области. Если родители наказывают, осуждают ребенка за такие игры или за прикосновения к собственным гениталиям, он начинает воспринимать то, что связано с сексуальным, как предосудительное, постыдное, грязное. Формированию такого отношения может способствовать также тревожное отношение родителей к вопросам детей, когда они избегают, замалчивают ответы, высмеивают вопросы своих чад, направленные на удовлетворение любопытства о поле и половых отношениях. Такой подход может иметь негативные последствия для развития ребенка. В действительности описанное поведение детей является естественным и нормальным. Вместе с тем надо распознавать те случаи, когда в играх участвуют дети с преждевременным становлением сексуальности, у которых расторможено влечение, их активность может вызвать раннюю сексуальную стимуляцию других детей. Отношение детей к сексуальности во многом зависит от взглядов родителей на те или иные стороны сексуального поведения. Если родители не осуждают детей за поведение, связанное с естественным процессом познания своего пола и пола других, а воспринимают его как этапы взросления, то для ребенка это будет означать, что его сексуальность принимается, и это, в свою очередь, благотворно будет влиять на становление здоровой сексуальности взрослеющего человека.

Однако не только родители, но и сверстники оказывают существенное влияние на половую социализацию детей. Это относится к получению информации, касающейся пола и половых отношений, а также к формирующему воздействию сверстников на полоролевое поведение. В играх и во взаимоотношениях со сверстниками ребенок имеет возможность опробовать предпочтительные для него формы полоролевого поведения, в которых находят преломление установки, сформированные на примере полоролевого поведения родителей и их ожиданий по отношению к ребенку. В свободном общении дети корригируют поведение друг друга в отношении соответствия или несоответствия поведения полу. Половая роль является одним из важнейших механизмов научения детей.

Во время обучения в начальной школе поведение детей определяется их представлениями о половых ролях. Для мальчиков желанным в их поведении является проявление силы, лидерство, выносливость. Девочки приобретают популярность, добиваясь внешней привлекательности, высокой успеваемости, примерного поведения. Забота о популярности среди сверстников как со стороны мальчиков, так и со стороны девочек оказывает большое влияние на формирование их отношений и является важным механизмом кристаллизации полоролевого поведения.

Когда ребенок приближается к пубертату, он может испытывать романтические чувства, и не только к сверстникам, но и ко взрослым. Наиболее смелые из них, уже в этом возрасте могут выразить свое отношение и назначить «свидание».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: