На примере взрослого контингента описаны нарушения стереотипа полоролевого поведения: его трансформация и гиперролевое поведение (Маслов В.М., Ботнева И.Л., Васильченко Г.С., 1983). Последнее подразделяется на непатологический вариант и патологический - в форме садизма и мазохизма. Данная систематика представляется парциальной, но при этом охватывает принципиальные направления уклонений стереотипов полоролевого поведения.
Клиническая практика, необходимость определения поведенческих характеристик М-Ф измерения, т.е. в период, когда полоролевое поведение еще несформировано, предполагают их анализ в периоде детства. Как правило в литературе рассматриваются случаи кроссполового поведения детей, которые создают проблемы и заставляют родителей обращаться к специалистам, т.е. они составляют группу с ярко выраженными признаками такого поведения, часто соответствующих критериям DSM-III-R, DSM-IV, МКБ-10 - нарушение половой идентичности в детстве.
Вместе с тем клиническая практика и некоторые литературные данные свидетельствуют о континуальности выраженности форм поведения у детей, которые мы обозначаем в терминах половых ролей.
Представляя здоровье как собирательное понятие, включающее в себя группу разнородных состояний, отличающихся друг от друга по своей предрасположенности к развитию тех или иных форм патологии (Семичов С.Б., 1987), предлагается отграничивать акцентуацию М-Ф измерения как крайний вариант нормы от иных более глубоких девиаций данной структуры.
Ранее уже делались попытки оценивать весь широкий диапазон фемининного и маскулинного поведения у мальчиков. Опросник, разработанный Sreenivasan U. (1985) для определения женственности у мальчиков, предусматривает определение ее выраженности и подразделяет на низкий, средний и высокий уровни.
|
Pleak R.R., Meyer-Bahlburg H. F. L., O’Brien J.D. et al. (1989) при создании опросника для родителей с целью выявления полотипированного поведения у мальчиков включили шкалы, которые регистрируют не только кроссполовое поведение, но и усиленное маскулинное, которое определялось по включенности ребенка в атлетические игры (в отличие от мальчиковых неатлетических игр в солдатиков, в машинки), по драчливости и т.д. – результаты свидетельствуют о растянутом спектре "кроссполовых" и "гиперролевых" поведенческих проявлений в детстве, которые сочетаются с различными, также представленными континуально, отражениями половой идентичности.
Клинический метод позволяет очертить акцентуации М-Ф измерения. Вместе с тем предсказательную роль в отношении их существования играет теория асинхронной эволюции пола, разработанная В. А. Геодакяном (1991). Согласно теории эволюция любого признака у мужского пола начинается и кончается раньше, чем у женского пола, т.е. новый признак в филогенезе появляется сначала у мужского пола, потом через много поколений передается женскому. Сдвиг фаз формирования признака во времени - половой дихронизм - приводит к появлению полового диморфизма, наличие которого является свидетельством эволюции признака. В этом случае, если дисперсия признака больше у мужского пола, то наблюдается дивергентная фаза, если дисперсии равны - параллельная, если дисперсия больше у женского пола, то это конвергентная фаза. Индивидуальная неравномерность выраженности эволюционирующих полодиморфных признаков отражает их определенную нормальную дисперсию. Клинически это выражается в поведении, которое может быть обозначено как акцентуированное маскулинное кроссполовое - у девочек, акцентуированное фемининное кроссполовое - у мальчиков, акцентуированное гипермаскулинное у мальчиков и акцентуированное гиперфемининное у девочек
|
Акцентуации М-Ф измерения - это варианты его нормы, при которых полодиморфные признаки, составляющие крайние полюса их нормальной дисперсии, проявляются усилением или ослаблением поведенческих атрибутов, описываемых в терминах половых ролей. Данные уклонения могут предрасполагать к уязвимости в отношении определенных факторов среды, при хорошей устойчивости к другим факторам среды.
Акцентуация по типу маскулинного поведения у девочек проявляется рядом признаков: игры в машинки, казаки-разбойники, в индейцев, куклам уделяется меньше внимания, в играх в семью, дочки-матери совершенно необязательно занимают мужские роли, хотя проявляют себя активно. В общении со сверстниками достаточно легко себя чувствуют как среди мальчиков, так и среди девочек, однако с большим интересом играют с мальчиками. Нередко их привлекают занятия отцов - "помогают" в гараже, на рыбалке, в радиоделе и т.п. Не склонны к кокетству и неразборчивы в нарядах, для удобства в подвижных играх могут прибегать к "мальчишеской" одежде, например, к шортам или спортивным брюкам. Они более самостоятельны и охотно осваивают новые территории. Дети не испытывают конфликтных чувств в связи с принадлежностью к своему полу, им не свойственно переживание ощущения себя лицом другого пола.
|
Акцентуация по типу фемининного поведения у мальчиков проявляется смешанным выбором игрушек. Такие мальчики охотно играют в дочки-матери, обычно исполняя мальчиковые роли, но сам выбор игры подчеркивает их стремление к мягким условиям, защищенным от характерной мальчишеской "возни" и драк. В этих играх скорее подчиняемы, а с родителями держатся послушно и зависимо. Не проявляют заметной инициативы по освоению новых территорий вне дома и не склонны к приключениям. Такой стиль поведения не исключает игр с мальчиками, но при этом выбираются наименее агрессивные виды игр. В целом мальчики с фемининной акцентуацией М-Ф измерения комфортнее чувствуют себя среди девочек, или же в атмосфере общества опекающих взрослых женщин. Им не свойственно стремление к ношению девичей одежды. Нет конфликтных переживаний, связанных с принадлежностью к своему полу.
В рамках описанных акцентуаций поведенческие атрибуты кроссполового поведения у мальчиков и девочек выражены мягко и не могут быть источником инверсии половой идентификации.
При акцентуации М-Ф измерения по типу гиперфемининного поведения у девочек выбор игр и игрушек соответствует полу. Они предпочитают спокойные игры. Невысокая активность в "полоролевых" играх создает впечатление слабой контурированности этой формы поведения. Обладательниц данной акцентуации отличает конформный, зависимый неинициативный рисунок поведения, который в полоролевых играх проявляет себя подчиняемостью и принятием на себя тех ролей, которые оставляются или назначаются им другими детьми, что дает им возможность быть причастными игровому процессу и общению. Однако, это не означает активную способность владеть атрибутами различных ролей, скорее девочкам с гиперфемининной акцентуацией отводится роль статистов, Это домашние дети, нуждающиеся больше чем некоторые другие в опеке родителей.
Акцентуация М-Ф измерения по типу гипермаскулинного поведения у мальчиков проявляется некоторой утрированностью маскулинного рисунка поведения, который может отличаться склонностью к доминированию посредством утверждения силы в различных аспектах и соответствующим предпочтением мальчишеских игр. Для мальчиков и девочек с акцентуацией гиперролевого характера свойственно общение и игры с детьми только своего пола. Проблем, связанных с принадлежностью к своему полу не возникает.
Континуальный характер "кроссполовых" и "гиперролевых" поведенческих проявлений у детей позволяет подразделить акцентуации М-Ф измерения на акцентуации явные и скрытые. Явные акцентуации М-Ф измерения отличает несколько большая выраженность поведенческих признаков, описываемых как кроссполовые или гиперролевые. Это делает их более заметными. Их обладатели, например девочки с явной кроссполовой акцентуацией М-Ф измерения с большой вероятностью получат определение "сорванец" (tomboy), а мальчики - "неженка" или "маменькин сынок" (sissy).
Более грубые нарушения данного поведения, которое при этом отличается тотальной инверсией, устойчивостью, сопровождается формированием инверсной половой идентичности, а в будущем стремлением изменить пол уже нельзя отнести к проявлениям нормы. Таких детей целесообразно рассматривать как "претранссексуалов" (по терминологии Бухановского А. О., Ковалева А. И., 1998).
Важное отличие явных акцентуаций М-Ф измерения заключается в более отчетливом отрицательном реагировании на средовую депривацию. Параметры человеческой среды обязательно включают фактор пола. Поэтому лишение человека среды, выбираемой им как представителем пола, за которым стоят ограничения сенсорной, двигательной, эмоциональной, интеллектуальной самореализации может приводить к потенцированию стресса с вытекающими из этого последствиями. Например, мальчик с фемининной акцентуацией М-Ф измерения, комфортно чувствующий себя в обществе таких же мальчиков или в обществе девочек, будет испытывать фрустрацию, если в силу обстоятельств ему придется находиться среди "типичных" мальчиков. Фрустрация будет вызвана не только несоответствием стимулов в среде вынужденного пребывания, но и агрессивным отношением со стороны "типичных" мальчиков к отличающемуся от них по поведению "неженке".
Девочка с кроссполовой акцентуацией М-Ф измерения, лишенная возможности активной подвижной игровой деятельности, привычного стиля общения, что может произойти в среде "типичных" девочек, будет с большой вероятностью испытывать дискомфорт и фрустрацию. Для лиц с акцентуацией М-Ф измерения по типу гиперролевого поведения также будут свои предпочтительные и нежелательные варианты среды. Акцентуация этого типа предполагает сужение диапазона среды, предрасполагающей к комфортной адаптации.
Как показывает анализ психосексуального развития обследованных пациентов и характера их полоролевого поведения во взрослом периоде, у части лиц черты акцентуации М-Ф измерения, выявляемые в детском возрасте, сглаживаются в более старшем возрасте. У другой части - с возрастом атрибуты поведения, свойственные их акцентуации М-Ф измерения, могут не только сохраняться, но и усиливаться в рисунке полоролевого поведения. Например, наши наблюдения свидетельствуют о том, что у пациентов с параноидными синдромами проявления акцентуации М-Ф измерения с возрастом сглаживаются, что отражается в "типичном", нормативном для пола пациента полоролевом поведении. И, наоборот, акцентуации М-Ф измерения чаще сохраняются или же усиливаются со временем у пациентов с неврозо- и психопатоподобными синдромами, что находит отражение в полоролевом поведении.
С усложнением психосексуальной сферы при появлении отклонений в ее развитии акцентуации М-Ф измерения служат почвой, предрасполагающей к этому процессу. Акцентуации М-Ф измерения в сочетании с другими значимыми факторами, такими, например, как психическое развитие, темпы полового созревания, условия среды, в т.ч. патогенные для психосексуальной сферы ситуации, могут повышать риск расстройств половой идентификации, полоролевого поведения, направленности и стереотипов реализации полового влечения, предрасполагая к сексуальным и иным дисфункциям.
С повзрослением, когда происходит постепенная смена ведущих детерминант поведения, психологические и социально-психологические факторы приобретают главенствующее значение в регуляции полоролевого поведения. Поэтому на этом этапе правильнее говорить уже не об акцентуациях М-Ф измерения, а об акцентуациях полоролевого поведения, в структуру которого М-Ф измерение входит как базисная составляющая.
Приобретая значение и наполняясь неповторимым индивидуальным смыслом, переживание своего существования как представителя пола или связанных с этим событий наиболее отчетливо проявляется в критические возрастные периоды (пубертатный, инволюционный) и в ситуациях социольно - психологических перемен, связанные с реализацией установок человека как представителя пола (влюбленности и ухаживания, вступление в брак и брачные отношения, деторождение и др.).
Кризисное переживание этих этапов создает предпосылки для дезадаптации и психосоматической или нервно-психической декомпенсации. Недооценка рассматриваемых факторов может существенно ослабить реабилитационные усилия. Таким образом, вводятся такие понятия, характеризующие крайние варианты нормы, как акцентуации М-Ф измерения. По нашим данным, эти категории широко представлены среди больных психическими расстройствами.
Акцентуации М-Ф измерения служат в сексопатологии, психиатрии, медицинской психологии преморбидным фоном при психосексуальных и психических расстройствах. От акцентуацийможет зависеть прогноз социальной адаптации и выбор психотерапевтических программ.
При многомерной диагностике в сексопатологии и психиатрии типы акцентуаций М-Ф измерения служат дополнительной характеристикой оценки больного.
Клиническое наблюдение.
Женщина 31 года. Родилась, когда матери было 26 лет, а отцу - 25 лет. Беременность и роды протекали у матери благополучно. Раннее развитие соответствовало возрасту. Пациентке было 3 года, когда родители развелись, но ее отношения с отцом сохранились. Мать по характеру сильная, "любит свободу".
Была веселым, общительным, упрямым ребенком. В детстве предпочитала мягкие игрушки животных. К куклам относилась равнодушно. В дочки-матери играла мало, выполняла роль матери. Предпочитала мальчишеские подвижные игры с использованием соответствующих игрушек. В дошкольном возрасте не чувствовала разницы полов и не проявляла любопытства к мальчикам (имеется в виду разглядывание гениталий). Вместе с тем отмечает, что в 5-летнем возрасте была симпатия к мальчику. В школу пошла с 7 лет. Училась удовлетворительно, но по поведению бывали тройки. Была сорванцом, в связи с чем подвергалась наказаниям, в т.ч. и физическим. Со сверстниками держалась независимо, всегда давала сдачи. Ее даже побаивались некоторые мальчики, иногда приходили фантазии, что она мальчик, также бывало, что в школьных сочинениях отождествляла себя с мальчиком. Предпочитала общение с мальчиками своего двора; они были из хороших семей, "тактичными", поэтому она чувствовала себя членом этого коллектива. Подчеркивает, что в ее классе была плохая среда, парни грубые - неотождествлялась с ними. В 12 - 13 лет заметила, что отстает в созревании от сверстниц. Была “гадким утенком”. Переживала это. Чтобы скрыть этот "недостаток" одевала на физкультуру по три трико. С 14 лет стала беспокоиться, что за ней не ухаживают мальчики. Месячные с 14 лет, установились сразу, безболезненные. Знала о них от сверстниц и относилась к ним спокойно. С 16 лет ощутила себя девушкой.
Больше времени стала проводить с подругами. В этот период чувствовала себя неуверенно, была ранимой. Отмечает, что ее подруги были женственными. С 18 лет мастурбация. Сообщила, что изредка в эротических фантазиях представлялись контакты с женщинами. С 18 - 19 лет появилась удовлетворенность своей внешностью, т.к. "стала приобретать женские формы". После 10 класса закончила ПТУ по специальности швея-контролер ОТК. Два года отработала на "Красном треугольнике", затем работала барменшей, горничной в гостинице, продавцом спортивной обуви. В 30 лет, перед заболеванием работу оставила, т.к. муж хотел, чтобы она занималась домом. Половая жизнь с 20 лет, имела место многократная смена партнеров (более двадцати). В 20 лет была изнасилована. В том же возрасте был роман со сверстником; он любил и предлагал брак, но она "не была готова к браку, не могла быть хранительницей очага". До 25 лет, несмотря на то, что контрацептивами не пользовалась, беременность не наступала. Первая беременность в 25 лет, однако сделала аборт, невзирая на хронический аднексит и загиб матки - состояние чреватое бесплодием. С 26 лет находится в гражданском браке. Через год совместной жизни родился сын, которому сейчас 3 года. Муж на 4 года моложе пациентки. Он мягкий, заботливый, не хочет, чтобы жена работала.
С 20 лет отмечает спады настроения в осеннее время ("грустно"). В 25 лет перенесла депрессивный эпизод (подавленность, тяжесть на душе, чувство бесперспективности), который совпал с беременностью. Такое состояние сохранялось около полутора лет и прошло самостоятельно. Характеризует себя как человека решительного, сама принимает решения, не любит подчиняться, коммуникабельная, сама проявляет активность при знакомстве с мужчинами, предпочитает мужское общество. Говорит: "В семье у меня не было примера мужчины, но примером была сильная мама. Поэтому сейчас я чувствую себя и веду себя как сильная женщина". Сейчас пациентка удовлетворена своей внешностью. Только в самые последние годы почувствовала интерес к шитью и приготовлению пищи. С юношеского возраста стала пользоваться косметикой. До сих пор сохраняет верность одежде мужского типа.
В сексуальных отношениях с мужчинами находит радость и удовольствие, считает их очень важным компонентом жизни. При этом взаимное уважение и любовь ставит выше сексуальной гармонии.
Ранее и теперь неудовлетворена собой как женщиной, т.к. идеал женственности для нее составляют такие качества как нежность, мягкость, "способность юлить", "быть милой".
Строит планы на трудоустройство или организацию собственного дела. Не хочет видеть себя в образе домохозяйки. Переживания, вызванные тем, что пошла навстречу пожеланию мужа и оставила работу, рассматривает как одну из непосредственных причин депрессивных переживаний данного периода.
Данное наблюдение демонстрирует вариант формирования полоролевого поведения и половой идентичности у женщины с кроссполовой акцентуацией М-Ф измерения.
В раннем возрасте больной были присущи формы поведения свойственные мальчикам и девочкам, однако доминировал "мальчишеский" рисунок поведения; среда общения состояла из девочек и мальчиков, при этом больная в большей мере была вовлечена в общение с мальчиками. Больная подчеркивала, что для нее референтной группой были воспитанные мальчики из хороших семей. Вместе с тем она не признавала общества грубых мальчиков одноклассников. Также пациентка не исключала общения с девочками, в котором выступала лидером. Данная коллизия свидетельствует о том, что в выборе по полу группы общения имеет значение не только половая идентификация, но и предпочтения по интересам, ценностям, характеру совместной деятельности (в данном случае в характере игр и поведения). В данном примере ограниченное общение с девочками в качестве лидера (роль мамы в играх) и более обширное общение с культурными мальчиками.
Другие клинические примеры могут продемонстрировать более поляризованное кроссполовое поведение девочек и игры только с мальчиками, к тому же игры и поведенческие атрибуты могут отличаться большей “грубостью". Выбор для игр детей противоположного пола является результирующей ряда детерминант, как природных, которые обобщаются в М-Ф измерении, так и социальных; и те и другие, преломляясь в половой идентичности, которая является тонким психологическим регулятором поведения человека, формируют алгоритмы поведения и индивидуальные пороги его интенсивности.
В допубертатном периоде у нашей пациентки переживаний, отражающих проблему половой идентификации не наблюдалось. С пубертатного возраста данная проблема стала ощутимой и заключалась в переживании несоответствия сложившегося скорее маскулинного стереотипа поведения, а также в целом образа "Я" как представителя пола, с одной стороны, женственному образу, соответствие которому могло бы обеспечить адекватную возрасту половую социализацию, с другой стороны. Данная проблема отражается в показателях, полученных с помощью семантического дифференциала. Индексы близости понятий "Я идеальное" и "Идеальный мужчина", "Я идеальное" и "Идеальная женщина" практически равны. Т.е. больная в равной мере стремится соответствовать образу мужественности и женственности, хотя реально преобладает маскулинная идентификация (по данным семантического дифференциала) и по рисунку поведения и предпочтениям социальной направленности. Выявляемая диссоциация реального и идеального, которая прослеживается уже в раннем подростковом возрасте свидетельствует о зарождении и существовании внутреннего конфликта, усиливающего уязвимость больной. Переживание усугублялось запаздыванием формирования вторичных половых признаков - комплексом "гадкого утенка". Возможно, что эта предыстория развития, определившая место девочки-подростка как в какой-то мере оппозиционное к девичьей среде, а также идеализация женственности, которой ей не доставало, вызвали транзиторные гомосексуальные переживания, когда в эротических фантазиях фигурировали лица своего пола.
Выражением проблемности половой социализации больной явились многочисленные половые связи и имевшее место в их ряду изнасилование. Можно предполагать, что одной из причин, приведших к изнасилованию, была несформированность женского полоролевого поведения. Владение женской ролью предполагает способность улавливать нюансы поведения мужчины, потенциального партнера, и способность регулировать своим поведением дистанцию в отношениях с ним. Наша пациентка, предпочитая общение в среде сверстников противоположного пола и идентифицируя себя с ними, была лишена условий и предпосылок развития "женской интуиции" и форм соответствующего полоролевого поведения. Дефицит этих качеств способствовал созданию опасной ситуации, в результате которой произошло изнасилование.
Нельзя не отметить в данном наблюдении психогенных факторов, которые провоцировали депрессивные реакции. В первом случае это нежелательная беременность, на фоне которой возникло депрессивное состояние. Во втором случае, это изменение жизненного стереотипа - пошла навстречу пожеланиям мужа и приняла на себя роль домохозяйки. В первом случае больная еще не была готова к материнству (не нуждалась в ребенке, себя не видела в роли матери). Отчаянность, с которой она пошла на аборт, подтверждает это. Больная предприняла аборт, невзирая на предупреждение врачей о высокой вероятности последующего бесплодия.
Во втором случае также неспособность адаптироваться в рамках женского полоролевого поведения, переключиться на семью привела к стрессу и развитию депрессивного состояния.
Таким образом, данное клиническое наблюдение демонстрирует влияние дисгармонического психосексуального развития, изначальную роль в котором сыграла акцентуация М-Ф измерения и полоролевого поведения, на различные аспекты жизни пациентки.
На основе М-Ф измерения с возрастом формируется полоролевое поведение. В этом случае следует говорить об акцентуациях полоролевого поведения в кроссполовом и гиперролевом вариантах. Проявления, характеризующие кроссполовые акцентуации полоролевого поведения неброски и могут быть представлены парциально, что отличает их от клинической картины трансформации полоролевого поведения, описанной В.М. Масловым, И.Л. Ботневой и Г.С. Васильченко (1983). Трансформация полоролевого поведения означает формирование полоролевого поведения, свойственного другому полу. В качестве этиопатогенетических факторов рассматриваются нарушение половой дифференциации мозга в пренатальном онтогенезе, но менее грубые, чем при транссексуализме, а также влияние микросоциальной среды: воспитание родителями в «другом поле», нарушение половых ролей в семье (чрезмерно властная мать, играющая роль лидера, и подчиненный отец), неполная семья и др. Клиническая картина трансформации полоролевого поведения отличается крайней полярностью и тотальностью проявлений, что облегчает их распознавание. Описывая особенности лиц с трансформацией полоролевого поведения, авторы отмечают, что в период формирования полового влечения у обоих полов существует большая вероятность возникновения гомосексуальной направленности влечения. В подобных случаях часто к трансформированному поведению присоединяется стремление к переодеванию и ношению одежды противоположного пола – трансвестизм, который представляет собой одно из проявлений выраженных полоролевых нарушений. Чаще наблюдается предпочтение интерсексуальной одежды: мужские брюки у девушек и рюшечки, кружевные рубашки, яркая одежда у юношей. При трансформации полоролевого поведения переодевание и ношение одежды другого пола выступают как стремление утвердиться в другой роли, не носят сексуальной окраски и не вызывают сексуального возбуждения. Женщинам с трансформацией половой роли свойственно безразличное или негативное отношение к представительницам своего пола, нередко они не могут найти с женщинами общих интересов и даже тем для разговора. Для их облика характерна короткая стрижка, отсутствие косметики и украшений. Общение и товарищеские отношения только с противоположным полом на этапе формирования влечения, изолированность от лиц своего пола задерживают психосексуальное развитие. Запаздывает, как правило и половая осведомленность. Первая любовь также приходит поздно и нередко направлена на старших мужчин, которые не годятся в товарищи. Влюбленность часто останавливается на платонической стадии и попытки мужчины перейти к эротическим проявлениям (к ласкам) воспринимаются как оскорбление. Легче происходит адаптация со старшими мужчинами, так как в этом случае помогает возрастное подчинение. Даже при своевременном начале половой жизни сексуальность подавлена, преобладают мужской стереотип поведения, нетерпимость и агрессия к партнеру. Свойственное женщинам умение приспосабливаться оправдывать и прощать отсутствует. В браке создается нетерпимая обстановка и семья распадается в основном по инициативе женщины. Часть женщин с трансформированной половой ролью вообще не могут начать половую жизнь, несмотря на хорошую социальную адаптированность. Товарищеские, «братские» отношения с представителями противоположного пола, сложившиеся в раннем детстве и закрепившиеся в школьные годы, становятся стереотипом их поведения и тормозят сексуальность. Они немедленно прекращают дружбу даже с нравящимся человеком, как только он нарушает «правила» и начинает ухаживать.
В противоположность этому существуют варианты сочетания полоролевой трансформации с ранним началом половой жизни и беспорядочными кратковременными связями. Они начинаются в подростковом возрасте и обусловлены отсутствием барьера, тем, что короткие, «на равных» отношения со сверстниками воспринимаются правильно, а с мужчинами старшего возраста – как доступность, «самореклама». У женщин с полоролевой трансформацией наряду с мужским стереотипом поведения почти всегда выступают элементы садизма. Если им не удается физически мучить мужчин, то уж моральным унижениям они подвергают их систематически.
Мужчины с трансформацией полоролевого поведения адаптируются легче. Им с юных лет присуще предпочтение общаться в кругу лиц женского пола, разделять их интересы, что остается свойством их личности и в зрелые годы. Они отличаются мягкостью и конформностью. В рисунке поведения может присутствовать некоторое жеманство. Примером их профессионального выбора является кулинария. Оказываясь в мужском коллективе, такой человек с радостью выполняет тягостную для остальных работу по ведению всего хозяйства. В семье такие мужчины избавляют жену от домашних забот. Если жену и не устраивает пассивная роль мужа в сексуальной близости, то окружающие считают это блажью с ее стороны. Мужья терпеливо сносят обиды и унижения со стороны жены для сохранения семьи, и такие семьи обычно не распадаются.
Гипермаскулинное поведение проявляется в подчеркнуто мужском типе поведения, стремлении к получению сугубо «мужских» престижных профессий, занятиях чисто «мужскими» видами спорта. Характерно отношение к женщинам как к существам более низкого положения и пренебрежение ко всем видам «женского» труда. На этапе формирования полоролевого поведения подобная гипермаскулинность выражается в повышенной агрессивности, стремлении к неформальному лидерству. В сексуальной жизни ярко выражено стремление к получению оргастической разрядки, полное игнорирование ласк и безразличие к неудовлетворенности женщины (генитальный тип сексуального поведения мужчины). Для гипермаскулинного полоролевого поведения наряду с другими особенностями поведения характерны элементы полового тиранизма (садизма), но они не переходят границ крайних вариантов нормы и к патологии отношения не имеют. Элементы садизма проявляются принуждением к близости, грубым овладением женщиной с имитацией злобности, причинением боли щипками, укусами. Обычно вполне достаточно только разыгрывания подобных сцен и действия носят символический характер. Ведущим является ощущение власти над партнершей, чувство господства над ней в сочетании с ее подчиняемостью и пассивностью.
Как компенсаторное проявление гипермаскулинное полоролевое поведение нередко встречается у подростков, стремящихся утвердиться как в собственных глазах, так и в глазах сверстников. Нарочитая агрессивность, грубость, курение, алкоголизация и употребление наркотиков выступают лишь как средство утверждения в мужской роли. Характерно увлечение «мужскими» видами спорта, но не столько требующими силы и выносливости, сколько дающими возможность наносить телесные повреждения. Такое поведение у подростков часто бывает транзиторным и с возрастом сглаживается.
Мужчины с гиперролевым поведением крайне тяжело переживают снижение сексуальной функции, дают невротические реакции и фиксируются на сексуальной неполноценности даже при возрастном физиологическом снижении. Они проявляют большое упорство для того, чтобы восстановить половую функцию.
Гиперфемининное поведение характеризуется подчеркнутой пассивностью, подчиняемостью, полной самоотдачей, материнским заботливым отношением не только к детям, но и ко всем окружающим, домовитостью. Повышенная конформность, умение приспособиться к любым особенностям и требованиям партнера, жить интересами другого и испытывать при этом высшую радость характерны для гиперфемининного поведения. Столь же полная самоотдача происходит и в половой жизни. Все усилия и стремления направлены на удовлетворение мужчины. Этих женщин не волнует отсутствие оргазма, его полностью заменяет получение удовлетворения от того, что доставляется радость любимому человеку. Если отсутствие оргазма и приводит женщину к врачу, то на первом плане стоит не жажда наслаждения, а страх, что мужчина не получит с ней полного удовлетворения. В самом нормальном половом акте достаточно четко выступают определенные элементы мазохистических проявлений у женщины, и поэтому гиперролевое поведение женщин обычно воспринимается как естественная женственность и особого внимания не привлекает.
Как уже отмечалось, в отличие от трансформаций полоролевого поведения его акцентуации характеризуются более сглаженным и частичным проявлением.
Кроссполовая акцентуация полоролевого поведения у женщин. Их внешность в наиболее общей форме соответствует портрету деловой женщины. Одежда помогает выразить свое телесное «Я», т.е. телесную идентичность в наиболее желательной форме. Характерным является выбор стильного делового костюма или неброской традиционно женской одежды. Нет стремления сделать макияж заметным, а использование косметики может быть нерегулярным и требовать особых случаев. Отсутствие макияжа не вызывает дискомфорта. Нехарактерно ношение распущенных волос или притязательных дамских причесок. Могут использоваться отдельные украшения, что скорее соответствует определенному регламенту, чем стремлению сделать себя ярче. При описании полоролевого поведения традиционно уделяется внимание одежде, аксессуарам, косметике. Эти атрибуты половой роли наиболее доступны регулирующему влиянию половой идентичности. Вместе с тем, как показали исследования, полоролевое поведение и половая идентичность у некоторых людей могут быть рассогласованы, что рассматривается как проявление психосексуального диатеза (Алексеев Б.Е., 2001). Это означает, что в ряде случаев маскулинно акцентуированному полоролевому поведению женщины может сопутствовать традиционная по убранству внешность. Внешность (стиль в одежде, украшениях, косметике) женщин с маскулинной акцентуацией полоролевого поведения в процессе их полоролевой социализации может меняться. Например, от образа унисекса к образу женщины с экстравагантной внешностью. В этом случае чаще всего приходится сталкиваться с гиперкомпенсаторными механизмами, направленными на реализацию нормативных установок (привлечение внимания мужчин, создание семьи). Попытка описания внешнего облика личности с кроссполовой акцентуацией полоролевого поведения носит условный характер, ее цель - передать тенденцию тех проявлений, которые его формируют.
В период полового созревания у женщин с кроссполовой акцентуацией несколько чаще, чем у женщин без акцентуаций полоролевого поведения, возникает недовольство своим телом, они чаще тяготятся менструациями. Появление признаков полового созревания (изменение фигуры, появление молочных желез) не сопровождается позитивным чувством «превращения» в девушку, скорее они вызывают душевный дискомфорт. Эмоциональное принятие своего телесного «Я» происходит с некоторым запозданием. Среди девушек с кроссполовой акцентуацией часто встречаются увлеченные спортом, в том числе традиционно мужскими видами, включая агрессивные.
У них наблюдается некоторая задержка психосексуального развития, в том числе формирования гетеросексуального полового влечения. Часто половое влечение долго задерживается на платонической, эротической стадии в фазе установки или частичной реализации. Вероятно одной из причин этого являются складывающиеся с детства близкие, «товарищеские» отношения с лицами противоположного пола. Такое общение, лишенное сексуально-эротической окраски, приводит к тому, что у женщин такого склада не развивается интуиция, помогающая предчувствовать и на ранних этапах опознавать ситуации сексуальных притязаний со стороны мужчины. Данная дефицитарность оборачивается тем, что женщины с кроссполовой акцентуацией полоролевого поведения нередко в подростковом и юношеском возрасте становятся жертвами сексуального насилия.
Женщины с кроссполовой акцентуацией полоролевого поведения уверенно общаются с мужчинами, находят много общих тем, в решении которых обнаруживают общие с мужчинами подходы. Общение с мужчинами по сравнению с общением с женщинами воспринимают как более содержательное и интересное. Вместе с тем не избегают общества женщин, имея интерес к обсуждению с ними тех «женских» тем, которые они не смогли бы обговорить с мужчинами.