Сексуального поведения подростков




Наряду с инстинктивной, генетически заданной организму программой нормальное половое поведение обеспечивается посредством научения, через общение со сверстниками, родителями и др. Формирование здоровой сексуальности — сложный, порой противоречивый процесс. Человеку свойственны многообразные заместительные формы секса и сексуальные символы, которыми могут служить зрительные образы, нагота, интимные предметы одежды и др. В норме они играют вспомогательную роль, провоцируя или усиливая половое влечение, интенсифицируя любовные переживания. Однако в случае устойчивой или исключительной фиксации на них эти дополнительные элементы сексуального репертуара могут приобретать доминирующий характер при определенных условиях достигающий патологического уровня.

Одна из главных особенностей человеческой сексуальности состоит в том, что переживания, связанные с удовлетворением половой потребности отделены от ее первоначальной биологической цели — продления рода. Это создало принципиальную возможность гуманизации полового чувства, превращения элементарного полового инстинкта в человеческую любовь, когда взаимоотношения между партнерами служат не только средством продолжения рода и источником чувственного наслаждения, но и дают высочайшее счастье глубокой психологической, душевной близости. У человека в понятие полноценной половой жизни наряду с телесным, генитальным взаимодействием в качестве обязательного компонента входит межличностное, духовное общение. Отсюда вытекает громадное многообразие способов выражения человеческой сексуальности.

Выделяют экстрагенитальные формы половой жизни: платоническая любовь, поверхностные эротические ласки, танцы и ее генитальные формы. К последним относятся: заместительные (викарные) формы половой активности (поллюции, эротические сновидения, эротические фантазии, маструбация, виртуальный секс, петтинг); суррогатные формы коитуса (наварсадата, коитус между бедер, в преддверье влагалища, в анус и др.); нормативный генитально-генитальный половой акт; орогенитальные контакты (минет, кунилингус); сексуальные действия с животными и неодушевленными предметами.

Мастурбация – это преднамеренное вызывание оргазма путем стимуляции эрогенных зон, чаще собственных половых органов, хотя практикуется и взаимная мастурбация (например, между гомосексуалами).Близок к взаимной мастурбации петтинг – преднамеренное получение оргазма путем стимуляции эрогенных зон в условиях двухстороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий партнеров. Различают поверхностный петтинг – раздражение тех эрогенных зон, которые в повседневной жизни обычно обнажены, либо стимуляция только через одежду других эрогенных зон, включая генитальные. Глубокий петтинг предполагает прямое мануальное раздражение эрогенных зон, обычно прикрытых одеждой. Фактически, взаимная мастурбация, равно как и орально-генитальные ласки − разновидности глубокого петтинга. Орально-генитальные контакты. К ним относят: кунилингус – вызывание полового возбуждения вплоть до оргазма путем воздействия на вульварную область (главным образом, клитор) губами и языком. Феллация (минет) – стимуляция полового члена с использованием губ, языка и всей полости рта (до оргазма у партнера либо для усиления полового возбуждения и эрекции с целью последующего перехода к половому акту).

Нормативный половой акт предполагает генитально-генитальный контакт двух индивидуумов с целью получения полового удовлетворения и/или зачатия. И. С. Кон подчеркивает, что речь идет о гетеросексуальном половом акте, т. е. введении мужского полового члена во влагалище. Г. С. Васильченко (1977) наряду с нормативным гетеросексуальным коитусом выделяет его суррогатные формы, к которым он относит:

Вестибулярный коитус, когда половой акт проводится в преддверьи влагалища ( мужской член располагается между половыми губами женщины). Обычно практикуется в следующих случаях: 1) как способ предотвратить нарушение девственной плевы и наступление беременности; 2) когда недостаточная эрекция не позволяет осуществить интроитус; 3) если оргазм у женщины наступает исключительно при интенсивном воздействии на клитор и малые половые губы, а вагинальные фрикции ей безразличны или даже неприятны.

Коитус между бедер, коитус между грудей (наварсадата), подмышечный коитус обычно используют для достижения описанных выше первых двух целей, а также при высокой эрогенной чувствительности у женщины соответственно молочных желез, внутренних поверхностей бедер, подмышечных впадин либо при половом контакте в менструальный период.

Коитус в задний проход (может быть гетеросексуальным и гомосексуальным). Иногда считают, что такой половой акт практикуют преимущественно гомосексуалы. Однако значительное число гетеросексуальных пар применяют анальный секс как весьма возбуждающий вариант полового контакта, способный вызвать оргазм как у мужчин, так и у женщин. Тем не менее, многие люди отвергают эту форму коитуса, как негигиеничную, неестественную и просто неприятную. Действительно, при стимуляции анальный сфинктер обычно сильно сжимается, поэтому попытки быстрого и энергичного введения полового члена в прямую кишку могут быть весьма болезненными, а порой приводить к травмам. Чтобы свести риск травматизации до минимума анальное отверстие обильно смазывают каким либо кремом.

По особенностям проведения нормативного коитуса выделяют его следующие варианты: прерванный коитус, при котором мужчина, чувствуя приближение эякуляции, с целью предупреждения беременности извлекает половой член из влагалищаи семяизвержение происходит вне половых органов женщины; пролонгированный коитус (произвольно затягиваемый с целью получения наибольшего удовлетворения); неполный коитус, при котором отсутствуют эякуляция и оргазм.

При проведении гетеросексуального коитуса взаимное расположение тел партнеров может меняться в зависимости от индивидуальных предпочтений и взаимных пожеланий.

Типичные варианты сексуального поведения подростков

Мастурбация (онанизм) является типовым феноменом подростковой сексуальности. По мнению многих исследователей, мастурбация пубертатного периода у юношей является следствием разрыва между биологическим созреванием (половой зрелостью) и созреванием социальным. Долгое время браки заключались по достижению половой зрелости (согласно иудейско-христианской традиции этот возраст произвольно устанавливался в 12 лет для женщины и 13-14 лет для мужчины). В современном обществе брачный возраст заметно повысился, поэтому подростки, уже имеющие сексуальные потребности, ни социально, ни юридически еще не могут вступать в брак. Не являются социально одобряемыми и половые контакты в раннем подростковом возрасте. Поэтому мастурбация для подростка − наиболее простой и безобидный способ снизить нарастающее сексуальное напряжение и добиться разрядки. Так, при опросе французских подростков от 15 до 18 лет мастурбационный опыт имели 93% юношей (средний возраст первой мастурбации коррелирует у них с ломкой голоса и пиком роста) и 45% девушек (M. Lagrange, 1997). У 2/3 мальчиков первая мастурбация предшествует первому поцелую и, фактически, знаменует вступление в половую жизнь. Подавляющее большинство девочек, напротив, начинают целоваться раньше, чем мастурбировать. Пик мастурбационной активности у мальчиков приходится на 15 лет, после чего частота ее постепенно снижается, у девушек она, наоборот, растет. Несмотря на столь широкое распространение этого явления, чувство вины, тревоги и другие отрицательные эмоции в связи с мастурбацией «иногда» или «часто» испытывают 57% девочек и 45% мальчиков подросткового возраста. С другой стороны, мастурбация удовлетворяет ряд существенных потребностей подростков: она ослабляет половое и психическое напряжение, служит безопасным способом сексуального экспериментирования, повышает степень уверенности при сексуальном общении, контролирует сексуальные импульсы, помогает преодолевать чувство одиночества, снимает общий стресс (Sorenson R., 1973; Kolodny R., 1980).

Петтинг. Согласно данным, полученным группой А. Кинзи, к 15-ти летнему возрасту 39 % девочек и 57 % практиковали различные варианты петтинга. Тем не менее, до 19-летнего возраста ласки завершались оргазмом только у 21 % мальчиков и 15 % девочек. Более поздние опросы, проведенные среди студентов-первокурсников нескольких американских колледжей, показали, что еще в период обучения в школе 82 % из них приобрели опыт взаимной стимуляции наружных половых органов. Занимаясь петтингом, подростки начинают постигать особенности сексуальных реакций (как своих собственных, так и партнера) в контексте межличностных отношений. Они разрабатывают «репертуар» сексуального взаимодействия, который позволяет получать удовольствие без риска нежелательной беременности.

Орально-генитальные контакты весьма популярны в подростковой среде. По обобщенным данным частота орального секса в возрасте 15-16 лет такова: кунилингус практиковали от 31 до 51 % подростков мужского пола, а 34-42 % девушек сообщили, что партнер стимулировал их гениталии ртом. К фелляции (минету) прибегали 31-32 % девушек, а 33-58 % юношей указали, что партнерша проводила оральную стимуляцию их полового члена. Интересно, что эта форма половой активности зарегистрирована у четверти мальчиков-девственников и у 16% девственниц. Следовательно, по крайней мере, в отдельных случаях ее можно рассматривать как относительно безопасную альтернативу половому акту (следует помнить, что исключая возможность наступления беременности, орально-генитальные контакты не защищают от заболеваний передающихся половым путем). Для некоторых подростков эта форма половой активности безопасна и в психологическом плане, поскольку позволяет сохранить девственность и одновременно обеспечивает возможность в высшей степени интимного полового контакта. Многие девочки-подростки рассказывают, что прибегают к орально-генитальному сексу лишь потому, что этого хочет партнер. Они не находят в этом ничего хорошего, а порой даже испытывают негативные эмоции или ощущения. Впрочем, в очень небольшом проценте случаев сексуально возбудимые девушки с высокой чувствительностью эрогенных зон ротовой полости способны даже испытывать оргазм при оральной стимуляции полового члена партнера. Для многих юношей оральная стимуляция женских гениталий не является привлекательной, но мальчики-подростки, нередко, делают то, что им не нравится, чтобы потом получить то, что им нравится. Другие юноши и девушки положительно относятся к орально-генитальному сексу и рассматривают его как средство установления в высшей степени интимных отношений с партнером и отличный способ получить сексуальное удовлетворение.

Половое сношение. Результаты проведенных исследований показывают, что возраст, в котором происходит первое половое сношение, на протяжении нескольких десятилетий снижался, особенно у девушек, а в последнее 10-15 лет практически стабилизировался. В 1950-х годах во всех западноевропейских странах средний возраст начала сексуальной жизни у женщин (поколение родившихся в 1930-х годах) был как минимум на два года выше, чем в 1990-х годах (поколение родившихся в начале 1970-х годов). В Швеции процент женщин, начавших половую жизнь в 13 лет и ранее, с 1967 по 1996 увеличился в 6 раз, с 1% до 6%, а у мужчин - в 2,5 раза, с 2% до 5%. Доля тех, кто сделал это между 14 и 15 годами, выросла у женщин с 7% до 32%, а у мужчин с 17% до 29%. (Lewin, 1996, Helmius, 1998). По данным немецкого национального опроса среди немецких девочек в возрасте 14-17 лет коитальный опыт имели в 14 лет − 11%, в 15 лет − 29%, в 16 лет − 45%, в 17 лет − 67%, а у мальчиков − соответственно 10, 13, 36 и 54% (Youth sexuality 1998). То есть мальчики заметно отстают от девочек. Это верно и относительно других форм сексуальных контактов − поцелуев, петтинга и т.д. Объясняя причины отсутствия у них сексуальных контактов и близких отношений с противоположным полом, девочки и мальчики чаще всего называют «отсутствие партнера» и «застенчивость». Кроме того, почти каждый третий мальчик боится обнаружить свою неловкость и неопытность. 23% опрошенных мальчиков сталкивались с тем, что девочки им отказывали. Несмотря на свободное обсуждение вопросов связанных с сексуальной жизнью и даже на половое просвещение, проводимое в немецких школах, первый половой акт оказался «полной неожиданностью» для 22% девочек и 33% мальчиков. Заранее планировали это событие только 33% девочек и 28% мальчиков. При этом в младших возрастах, вопреки традиции, сексуальное сближение часто инициируют не мальчики, а девочки. Среди опрошенных в 1998 г. немецких школьников, 70% мальчиков и 55% девочек оценили свой первый сексуальный опыт положительно («это было приятно»). Однако 18% мальчиков и 16% девочек не пережили при этом "ничего особенного", а 14% девочек и 2% мальчиков сказали, что это было им неприятно. Кроме того, 13% девочек и 12% мальчиков испытывали потом угрызения совести (Youth sexuality 1998). По обобщенным данным к факторам, предрасполагающих младших подростков к вступлению в первый половой акт относятся: плохое материальное положение, разрушение семей, проживание в воссозданных семьях (с мачехой или отчимом) или в неполных семьях, низкий образовательный уровень родителей, недостаток опеки и контроля со стороны родителей, употребление подростками психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, средства бытовой химии, психотропные препараты и т. п.), низкая самооценка, плохая успеваемость, терпимость к асоциальному поведению сверстников, сексуальное преследование или сексуальное насилие в прошлом (Крукс Р., Баур К., 2005).

Мальчики в подростковом возрасте охотнее сообщают, что ведут половую жизнь, чем девочки-подростки. Юноши и девушки по-разному смотрят и на первое половое сношение. Несмотря на то, что молодые люди обоего пола в равной степени нервничают в связи с первым половым актом, девушек, по-видимому, больше беспокоит, правильно ли они поступают, а юношей − правильно ли они действуют. Для девушки мотивацией вступления в половую связь обычно служит стремление обрести или укрепить привязанность мужчины и мотивировать его к выполнению сопутствующих обязательств, тогда как юноши в большей степени руководствуются стремлением к сексуальному успеху и физическому наслаждению. Поскольку средний возраст сексуального дебюта подростков приходится на 16-17 лет, а в брак они вступают после двадцати (причем в промежутке между этими событиями неоднократно меняют своих половых партнеров), первый сексуальный опыт следует рассматривать как событие, в абсолютном большинстве случаев не имеющее отношения к поиску спутника жизни и браку. Многие потерявшие девственность подростки имеют весьма нерегулярные половые контакты. Некоторые из них, будучи разочарованные первым сексуальным опытом с партнером, к которому не было сильных чувств, ищут встречи с человеком, соответствующим их идеалу. У части подростков интерес к половой жизни ослабевает, как только спадает завеса таинственности, особенно если первый коитус был связан не с пылкой влюбленностью, а рассматривался всего лишь как эксперимент. Регулярную половую жизнь чаще ведут молодые люди, которые длительно сохраняют влюбленность друг в друга. По некоторым данным до 30% всех подростков, ведущих половую жизнь, испытывают разочарование и неудовлетворенность своими сексуальными отношениями, чувствуют себя несчастными (Kolodny R., et al., 1984). В одних случаях это связано с неадекватными представлениями о том, что секс – это море удовольствия и сплошной экстаз. В других – подростки имеют сексуальные дисфункции, которые создают серьезные проблемы в интимных отношениях (например, преждевременная эякуляция). Молодые люди могут быть недовольны тем, что секс быстро становится доминирующим компонентом отношений с партнером: «Теперь ему от меня ничего другого и не надо». Жестокое разочарование может постигнуть подростка, когда отношения прерываются и приходит понимание, что им просто манипулировали или использовали в корыстных целях. Большинство из них избирает половое воздержание в качестве способа защиты от новых потрясений, надеясь, что когда-нибудь им встретится достойный человек и ситуация изменится к лучшему. Другие продолжают половую жизнь, не испытывая от нее большого удовлетворения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: