Исторический ретроспективный взгляд на проблему сексуальных меньшинств свидетельствует об относительности данной проблемы. Например, в античные и более древние времена гомосексуалы и бисексуалы принадлежали к сексуальному большинству, что имело место, согласно литературным источникам, на различных континентах Земли.
А. Кинзи с соавт.(1953) предложил шкалу рейтинга гетеросексуализма-гомосексуализма, в которой полярные позиции занимают, с одной стороны, люди, которые имеют исключительно гетеросексульное поведение, с другой стороны,- исключительно гомосексуальное поведение. Промежуточным градациям соответствуют лица, сексуальное поведение которых составляет гетеросексуальное и гомосексуальное поведение в разных пропорциях. Современные ученые считают недостатком этой шкалы допущение того, что выраженность гетеросексуальной ориентации индивида обратно пропорциональна выраженности гомосексуальной ориентации, и наоборот, то есть, чем больше одного, тем меньше другого. В настоящее время распространено мнение, что эти характеристики во многом независимы. Люди могут проявлять сильные гетеросексуальные чувства наряду со столь же сильными гомосексуальными чувствами; также могут проявляться слабые гетеро- и гомосексуальные чувства или же эти чувства могут быть представлены в различных пропорциях. На протяжении жизни характер сексуального поведения и сексуальной идентичности может изменяться. Кроме того, согласно опросам, люди испытывают сексуальную симпатию к лицам того же пола гораздо чаще, чем открыто проявляют свои чувства.
Вне зависимости от степени сексуальной активности и влечения к лицам своего пола, гомосексуалами и бисексуалами считают себя лишь около 2,8% опрошенных мужчин и 1,4% женщин (Laumann E.O., Gagnon J.H. et al., 1994). При этом 4% женщин и 6% мужчин ответили, что в сексуальном плане их привлекают лица одного с ними пола. 2% опрошенных женщин сообщили, сто в предшествующие годы вступали в сексуальные отношения с лицами своего пола, около 4% мужчин сообщили, что вступали в подобные контакты после 18-летнего возраста. В сексуальные отношения с мужчинами после пубертатного периода вступали 9% мужчин, около 40% этих респондентов (или 5% всех опрошенных) отметили, что имели подобные контакты лишь до 18-летнего возраста. Оказалось, что большая часть гомосексуальных контактов у мужчин приходилась на подростковый возраст, между тем как женщины чаще всего вступали в подобные сексуальные отношения после достижения 18-летнего возраста. Это означает, что для подростков мужского пола характерно гомосексуальное экспериментирование, которое часто носит транзиторный характер.
|
В наше время распространенность гомосексуализма в среднем, по данным разных авторов, составляет среди мужчин от 1 до 4%, среди женщин от 1 до 3%
Происхождение гомосексуализма современные исследователи рассматривают с позиций концепции многофакторной модели. Сексуальная ориентация формируется в результате взаимодействия целого комплекса факторов: биологических процессов и предрасположенности, жизненного опыта, особенностей строения нервной системы и развития головного мозга, а также наследственности.
Гомосексуалы живут в обществе основанном на гетеросексуальной культуре, поэтому они чувствуют себя частью меньшинства. В связи с этим происходит изменение системы ценностей, перестраиваются представления о допустимом поведении. Как только человек осознает свою гомосексуальную ориентацию и связанные с ней чувства в нем начинается масштабный процесс своего самоопределения, гомосексуальной идентификации. В качестве примера приведем этапы гомосексуальной идентификации согласно модели В. Касса (1990):
|
1. Нарушение сексуальной идентичности. В этой стадии человек начинает осознавать собственный гомоэротизм, что приводит к чувству отчуждения от общества;
2. Сравнение идентичности. Решается дилемма «кто я есть на самом деле», появляется стремление различными путями преодолеть социальную стигматизацию и изоляцию;
3. Терпимость к собственной гомосексуальной или бисексуальной идентичности. На этой стадии человек, скорее, мирится со своей гомосексуальностью, чем принимает ее, нередко ведет бисексуальный образ жизни и даже своим гомосексуальным партнерам он склонен заявлять о своей бисексуальности, а не гомосексуальности. При этом он пытается осторожно установить новые социальные и сексуальные контакты. На данной стадии для человека наиболее важным является качество этих контактов;
4. Принятие идентичности. Благодаря включению в гомосексуальную субкультуру у человека появляется новая социальная поддержка. На этом этапе человек уже может избирательно демонстрировать свою гомосексуальность;
5. Гордость за собственную гомосексуальную идентичность. Данная стадия характеризуется полным признанием своей гомосексуальности. На этой стадии появляется убеждение, что негативное общественное отношение к гомосексуальности является ошибкой, происходит подразделение общества на враждебных гетеросексуалов и «своих» гомосексуалов;
|
6. Синтез идентичности. Человек переходит на эту стадию, когда начинает осознавать, что подразделение людей на «своих» и «чужих» теряет смысл. Это происходит благодаря общению с гетеросексуалами, которые с пониманием относятся к представителям сексуальных меньшинств и оказывают им дружескую поддержку.
Случай из практики.
Обратился молодой человек 18-ти лет. Учится на стоматолога в медицинском институте. Живет с родителями и старшей сестрой. Взаимоотношения в семье хорошие.
Изложение проблемы начал с констатации: «Я гомосексуал. Меня возбуждают мужчины и у меня есть гомосексуальный опыт. Попытки сексуальных отношений с девушками оказывались безуспешными, т.к. не возникало сексуального возбуждения.»
В детстве был подвижным ребенком. Дружил с девочками и мальчиками. Детский сад не любил и посещал его с «истериками», там дружил только с одной девочкой. В 5-6 лет было взаимное разглядывание гениталий со сверстницей. Любил рисовать, игры в догонялки, прятки, с плюшевыми игрушками, со старшей сестрой играл в куклы. В играх в «семью» с девочками исполнял роль папы, сына. В школу пошел с интересом. В 6-7 лет симпатизировал однокласснице – переглядывались, хотелось сделать что-то хорошее, сказать, что она нравится, дергал ее за косички. С 1-го по 7-ой класс дружил с одним одноклассником, имел приятелей. С 7 лет дружил с соседом по квартире, которому было 9 лет. Вместе на даче вместе воровали картошку, везде лазали, в шутку возились. «Я был слабее. Он был большой.» Когда возились с другом и он побеждал (10-11 лет) – это нравилось, «он скрутит, навалится», но возбуждения не было. Нравились сверстницы «внешностью худенькие, с правильными чертами лица». В 13 лет симпатизировал однокласснице сестры, которой было 16 лет. «Любовался ее фигурой и грудь». Увлечение девочками тянулось до 13 лет. О сексуальных отношениях узнал в 13 лет из книги. Однажды с другом смотрел эротический фильм – было любопытно посмотреть на обнаженную женщину. «У друга была эмоциональная реакция, у меня волнения не было». «В 12 лет из книги узнал о гомосексуализме и о том, что это плохо. В себе такого не находил, но читать было интересно. Привлекало читать про то, что можно быть со взрослым мужчиной». Первая эякуляция произошла в 13 лет. Снилось как он «возится» с соседом. Бывали эротические сны, в которых он видел себя с девочкой, но «ничего с ней не получалось». С 13 лет стали привлекать сайты гомосексуального содержания. Стал осознавать, что нравятся мужчины. В этот момент испытал сильное переживание: «Почему я!? Неужели таких больше нет?» Был подавлен, ничего не хотелось, смотрел в одну точку. Это настроение отступало, когда для преодоления гомосексуального влечения общаться с девочкой. С этой же целью пытался смотреть натуралистические сайты. При мастурбации старался думать о девочке, но во время оргазма представлялись мужчины. В 14-15 лет, когда он нравился девочкам, шел им навстречу – целовал, обнимал их, но это не волновало. Этими попытками пытался себя успокоить, что будто бы все впорядке.
В 15-16 лет сказал себе: «Я гей». Перестал бороться с собой. Посещал гомо-сайты. Но, чтобы не заподозрили встречался с девушками. В 16 лет познакомился по интернету с мужчиной 25 лет. «Влюбился очень сильно. Летал!». В течение месяца между ними дважды был сексуальный контакт. Однако партнер изменил. Последовали острые переживания из-за предательства. В дальнейшем были сексуальные контакты с мужчинами. Секс приносил удовольствие, но больше никого не любил.
Эротических снов нет уже 1,5 года. Продолжает мастурбировать один раз в два дня, что сопровождается гомосексуальными фантазиями.
В 16-17 лет обращался к психологу. Хотел избавиться от гомосексуальности, т.к. доминировали семейные ценности. Сейчас перед ним стоит проблема, как совместить семью и гомосексуальность. Он говорит: «Я вырос на семейных ценностях, на любви. Хочу иметь свою семью – жену, детей.»
Это наблюдение в полной мере показывает то, что направленность полового влечения не выбирают, а обнаруживают.
Гомосексуальная ориентация и гомосексуальные отношения в той или иной степени являются частью любой культуры. В некоторых странах к геям относятся с терпимостью и благосклонностью, в других – осуждают и подвергают гонениям. Тем не менее гомосексуальная субкультура возникает в любом обществе. В прежние годы российское законодательство предусматривало уголовное преследование за мужские гомосексуальные действия; сексуальные отношения между женщинами не принимались во внимание. В ходе политических изменений эта статья была изъята из Уголовного кодекса. Однако в обществе сохраняется негативное отношение к геям. По данным соцопроса (2008) 84% россиян резко отрицательно относятся к однополым отношениям. Только 4% респондентов рассматривают гомосексуализм как морально приемлемое явление, 5% не видят в нем вопроса морали, а 2% − склонны оценивать «в зависимости от обстоятельств».
Гомофобия и бифобия особым образом влияет на восприятие себя и людей вне зависимости от принадлежности человека к гомосексуалам или гетеросексуалам. Например, многих молодых людей, невзирая на наличие или отсутствие влечения к лицам своего пола, пугает призрак гомосексуальности. Среди гомосексуалов высокий процент суицидов, в 5 – 7 раз выше чем в общей популяции. Вероятно наиболее важной причиной этому является проблема неприятия обществом людей с гомосексуальными предпочтениями.
Переживания, связанные с гомосексуальным влечением, как известно, могут привести к психологическим проблемам и могут спровоцировать психические расстройства. Т.е. гомосексуальное влечение и поведение являются фактором риска.
Принято считать, что эгодистонический гомосексуализм (личность не принимает данной направленности влечения) может приводить к декомпенсации психического состояния. Но оказывается, что и при эгосинтоническом гомосексуализме (личность принимает данную направленность влечение) возникают психологические проблемы, связанные с половым влечением и обусловленным им образом жизни. Молодые гомосексуалы с эгосинтоническим отношением к своему влечению обращаются за помощью, формулируя свою проблему так: «Я воспитан на семейных ценностях, в условиях, где есть родители и дети. Как же мне строить свою жизнь?», или с вопросом: «Пройдут годы. И кто мне в конце жизни подаст стакан воды?» Видимо это говорит о том, что эволюционно сложившийся образ жизни человечества, предполагающий создание семьи, продолжение рода, а через это и своего существования в потомках имеет важнейшее смыслообразующее значение.
Как при эгодистоническом гомосексуализме, так и при эгосинтоническом выявляются общие проблемы – проблемы экзистенциального характера, источником которых является гомосексуальное половое влечение. С этими проблемами гомосексуалы справляются с разной степенью успешности. О больших психологических трудностях говорит высокий уровень суицидальности.
Бисексуальная идентичность.
Данный феномен еще недостаточно изучен. Однако существуют гипотезы отн6осительно этого явления. Например, считают, что для некоторых гетеросексуалов бисексуальность является переходным этапом в формировании гомосексуальной идентичности. Многие люди считают себя бисексуалами, прежде чем окончательно определить свою идентичность в качестве геев и лесбиянок. Такая динамика идентичности отражает конфликтные чувства по отношению к своей сексуальной ориентации. Другая модель усматривает взаимосвязь между формированием бисексуальной идентичности и личностным ростом, расширением возможностей самореализации. Существование бисексуальной идентичности указывает на то, что сексуальные склонности людей весьма разнообразны и зависят от многих факторов.
Задача специалистов состоит в том, чтобы помогать людям с гомо- и бисексуальной ориентацией адаптироваться в жизни, а также способствовать формированию в обществе принимающего, недискриминирующего отношения к лицам с иной сексуальной ориентацией.