Скульптура как один из видов изобразительной деятельности (лепка)




Скульптура - это один из видов изобразительного искусства, который отличается тем, что произведения имеют объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Основными художественными средствами в скульптуре выступают осязательный, реальный объем и фактура, цвет же применяется очень ограниченно и условно. В целом художественные средства подчинены здесь передаче богатства человеческого образа. Как и живопись, скульптура в зависимости от назначения делится на станковую, декоративную и монументальную, реализующуюся в крупных монументах и их комплексах, в грандиозных многофигурных рельефах и т. д. Существует скульптура малых форм, которая преимущественно изготовляется художественной промышленностью и рассчитана на личное, бытовое потребление (жанровые статуэтки, всевозможные игрушки и т. д.) Основные материалы, применяемые в скульптуре – глина, гипс, камень, дерево, металл и др.

Существует несколько скульптурных техник. Одна из них это лепка. Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы или целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной, тестом или пластилином.

 

Лепка входит в повседневную жизнь ребенка вместе с рисованием, конструированием, разными играми, часто вплетаясь в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого. Хорошо, когда дома или в саду есть пластилин. Тогда интересно и весело лепить фигурки, рисовать или вырезать декорации и разыгрывать на столе или в большой картонной коробке представления. А если пластилина взять соленое тесто, то из него можно вылепить «вечные » пирожные для игр или игрушки для новогодней елки. Во дворе или на даче тоже найдется материал для лепки. Летом всегда можно отыскать глину или влажный песок и сооружать сказочные замки или создавать скульптуры. Если на улице мягкий снег, почему бы рядом со снеговиком не поставить пони или белого верблюда, а из снежных комков составить гигантскую гусеницу и разрисовать ее красками.

Почему все дети любят лепить, зачем современному ребенку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно найти общий ответ, на другие - очень сложно потому, что каждый ребенок воспринимает мир и лепит его по- своему.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно- пластичных образах. Маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Каждая фигурка как будто дышит и говорит. Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли. А вспомните пластилиновые мультфильмы?

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков в конструировании. Он зависит только каждый раз от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так, одни дети предпочитают миниатюрные изделия, другие тяготеют к монументальности. Пока еще не изучено, как влияет на ребенка то, что он творит «по своей руке » по своим умениям и способностям. Но можно предположить, что каждый шаг в развитии (будь то мелкая моторика или пространственное мышление) сразу отражается в лепке. В других видах изобразительного творчества должен пройти скрытый период ассимиляции, пока развившиеся способности воплотятся через изобразительную технику.

В лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Лепка- вид художественной деятельности,имеющий много аспектов. По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой: по смыслу (Серый Волк и Красная Шапочка, Лиса и колобок),по размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового и ли разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, обороняются, смотрят в одну сторону или друг на друга).

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения – всевозможные фрукты, овощи, игрушки, животных, бытовые предметы,транспорт, фантазийные существа. По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию.

 

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть:

индивидуальной, коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной),когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.

Приемы лепки:

- расплющивание

- вдавливание,загибание краев, прищипывание

- скручивание, сплетение

- вытягивание

Техника лепки:

Конструктивный способ

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

· объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);

· объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);

· объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка).

Скульптурный способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Модульная лепка

Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.

Лепка на форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.

Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: