Цель контрольного этапа опытно – экспериментальной работы заключалась в изучении динамики развития сенсомоторных особенностей детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой.
Проводя контрольный этап констатирующей части эксперимента, мы использовали следующие методы:
1. Дидактические игры по сенсомоторному развитию
2. Различные задания для выявления сформированости сенсомоторных навыков.
3. Анализ детских работ.
Исходя из анализа дидактических игр и выполнения заданий, мы смогли сделать следующие выводы:
· У детей значительно расширились представления о приемах и техниках в лепке.
· Дети научились самостоятельно создавать различные поделки
· Дети научились применить полученные знания в собственной продуктивной деятельности
Анализ и сравнение детских работ позволило нам сделать вывод об эффективности проведённых занятий для развития сенсомоторики детей на занятиях лепкой.
Формообразующими движениями такими как:
скатывания колбасок владеют - 9 человек.
скатывание под углом владеют - 7 человек
скатывание округлых форм владеют - 8 человек
получение произвольных форм из шара и куба владеют – 7 человек
Владение приемами лепки:
прищипывание умеют - 9 человек
вдавливание умеют - 7 человек
сглаживание - 6 человека
произвольная комбинация техник – 6 человек
Проведя итог контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что наша воспитательно - образовательная работа способствует динамики развития сенсомоторных способностей в процессе занятия лепкой.
Выводы
Теоретическая и экспериментальная работа позволили выявить следующие психологические и педагогические основы развития сенсомоторики детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой.
· Обучение детей активному обследованию предмета перед лепкой способствует усвоению детьми сенсорных эталонов.
· Формирование детского творчества невозможно без развития эстетического восприятия, образных представлений, воображения. В основе этого лежит формирование сенсорных процессов и постоянное обогащение сенсорного опыта детей.
· Скульптура,как вид изобразительного искусства и лепка как техника данного искусства, действительно доступна и интересна детям среднего дошкольного возраста.
· По мере накопления ребёнком сенсорного опыта, пластические формы ассоциируются у него с предметами и явлениями окружающего мира.
· Осознание образности и пластических форм помогает детям в развитии их способностей запомнить разные формы предметов, самостоятельно создавать отдельные формы по представлению.
· Ребенок в процессе продуктивной деятельности, а именно лепки получает удовольствие, наслаждается процессом, что является показателем эстетического развития.
Анализ экспериментальной работы позволил выделить следующие особенности:
· Специально разработанные занятия при систематическом проведении способствовали развитию сенсомоторики у детей 4-5 лет на занятиях лепкой.
· В процессе лепки у ребёнка формируются навыки работы двумя руками, появляется координация движений, развиваются техничес-
кие навыки.
· Знакомство с разнообразным материалом лепки и действия с ним наталкивают ребёнка на «открытие» в самом материале, что развивает стремление ребенка изобразить что-либо.
· Формы, созданные в процессе лепки вызывают у детей элементарные эстетические эмоции, побуждающие на дальнейшее действие с ними.
· В лепке дети быстрее дают образное название полученным формам
· Яркость, эмоциональность, непосредственность детских реакций в процессе лепки способствует развитию сенсомоторных особенностей в лепке.
.
На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного для малыша изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка. Лепить можно из воска, глины, гипса и даже из бумаги (папье-маше). Но самым удобным материалом для лепки, вне всякого сомнения, является пластилин.
Таким образом можно сделать вывод, что занятия лепкой и приемы, которые используются на них, способствуют сенсомоторного развитию и творческо - всестороннему развитию ребенка.
Список используемой литературы.
1.. Венгер Л. А, 1969; Структурно- функциональная организация развивающегося мозга,// 1990; Т.С. Осипенко, 1996 и др.
2. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» // Москва 2000 год 342 стр.
3. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (Программа и методические рекомендации для занятия с детьми 2-7 лет)// Издательство Мозаика – Синтез Москва 2006 год 188 стр.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.// – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
5. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество: [воспитание и обучение детей ран. и дошк. возраста: задачи, содерж., методика работы с детьми 2-7 лет]: метод. пособие для специалистов дошк. образоват. учреждений // Т.Г. Казакова. - М.: Карапуз-Дидактика
6. Лебедев С.М., А.С. Большев, Ю.Р. Силкин, Ю.А. Лебедев, Л.В. Филиппова «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» // Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС » 2001 год 220 стр.
7. Э.Г, Пилюгина "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М.,
8. Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г.Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал // Дошкольное воспитание. – 1986. - 4. – С.13-19. 18. Печора К.Л.,
9. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.// – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.
10. Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. "Лепка в детском саду" // Москва, "Просвещение"