Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой.




Содержание и методика экспериментальной работы. Констатирующий этап

Опытно- экспериментальная работа проводилась в ДОУ № 860 города Зеленограда. В нем участвовали дети 4 -5 лет средней группы детского сада. Для анализа мы отобрали работы 10 детей, которые реже всего пропускали занятия, причем шестеро из них были пятого года жизни и четверо четвёртого. Цель констатирующей части эксперимента заключалась в следующем:

- Выявить уровень сенсомоторного развития детей 4-5 лет на занятиях лепкой;

- Изучить и выявить педагогические условия сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой;

- Изучить влияние изобразительной деятельности (лепки) на развитие моторики и сенсорики детей среднего дошкольного возраста;

 

Для реализаций поставленных целей нами был осуществлен анализ литературы и выбран соответствующий комплекс занятий и дидактических игр. Целью занятий было: выявление уровня сенсомоторного развития детей 4-5 лет на занятиях лепкой.

Для привлечения всех детей к занятию лепкой, в начале работы использовались дидактических игр и упражнения по сенсорному воспитанию «Пищащий комочек», «Угадай, на что похоже?» «Ну как ребята, покажите нас щиплет гусь?», «А как собака мух ловит? », «А теперь поработаем ручками, пальчики в кулак,разжали»

Особый интерес проявляется в игре «Пищащий комочек», когда в кусочке пластилина дети с помощью воспитателя могли увидеть мышонка, цыплёнка черепашку.Все действие сопровождалось звукоподражанием, что внесло яркость в само занятие.

В занятии «Угадай на что похоже?» мы узнали как дети умеют видоизменять кусок пластилина путем прокатывания между ладонями, вдавливания, сглаживания, прищипывания, скатывание округлых форм, скатывание колбасок и т.д.

При этом внимание детей активизировалось вопросами типа:

1 Как надо лепить мышку, курочку, огурец?

2.Кто у тебя там получился?

3.Ребята, давайте мы покажем приемы лепки руками в воздухе?

4.А какой это формы?

5.А как нужно лепить овальную форму?

6.Из каких частей состоит ваша поделка?

Занятие с детьми по специально подобранной литературе позволило получить большой фактический материал, дающий возможность выявить уровень сенсомоторного развития детей 4-5 лет на занятиях лепкой.

Данные занятия показали, что дети по- разному владеют не только техническими приемами лепки, но и сенсорными эталонами (видят различие в форме, размере соотносят части и целое).

У одних ребят (Лиза М. Петя Д. Федя Н. Настя Ш.) мелкая моторика развита хорошо, движения происходят быстро, уверено, При ответе на первый вопрос. Петя Д. Лена Г. Федя Н. подробно рассказали и показали как нужно лепить огурец, мышку, и т.п.

При ответе на второй вопрос два мальчика Митя М. и Саша Д. Юля М. «Кто у тебя получился?», «Кого ты лепишь » - ответы детей были не ясными. Они не могли объяснить кого они слепили и свои действия.

В третьем вопросе ребята показывали педагогу формообразующие предметы руками в воздухе все ребята справились хорошо.

Задавая четвертый вопрос мы хотели выявить какие формы знают дети. Каждый ребенок показывал свою вылепленную фигурку и говорил какой она формы. Николай З. затруднился назвать форму своей фигурки «круглая, нет а может овальная», Лиза М. сразу ответила «у меня круглая », Саша Д. «колбаска, нет цилиндр ».

На пятый вопрос все дети показали как нужно лепить овальную форму и попутно рассказывали,что бывает овальной формы (огурец, кабачок, колбаса).

На шестой вопрос ответили не все Митя М.,Саша Д., Марина Т., Николай З. задумались и стали говорить что-то не понятное. Также смутились Юля М Боря Ж.. но с помощью педагога что- то смогла сказать. Все остальные дети ответили на вопрос.

Ниже приведены критерии оценка уровня развития движения при лепке:

 

 

№ п/п Навыки и умения Уровень структур развития по Н.А. Бернштейну
  Формообразующие движения: · скатывание колбасок · скатывание под углом · скатывание округлых форм · получение произвольных форм из шара и куба     В, С
  Владение приемами лепки: · прищипывание; · вдавливание; · сглаживание; · произвольная комбинация техник     В, С

 

Уровень В – синергий.

Уровень С – пространственного поля.

После занятия были получены следующие результаты, которые были оценены по таблице №1:

Формообразующими движениями такими как:

скатывания колбасок владеют - 7 человек.

скатывание под углом владеют - 6 человек

скатывание округлых форм владеют - 6 человек

получение произвольных форм из шара и куба владеют – 5человек

 

Владение приемами лепки:

прищипывание умеют - 7 человек

вдавливание умеют - 6 человек

сглаживание - 4 человека

произвольная комбинация техник - 5 человек

 

Итак, обобщая результаты наших занятий и дидактических игр можно сделать вывод,что у почти 55 % группы детей хорошо владеют как формообразующими движениями так и приемами лепки, остальные дети не владеют этим или просто не понимают что от них хотят.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: