Капустин Д.З.
К 20 МОЛОДЕЖНЫЙ СЕКС - Мн.: МП "Редакция газеты "Частный детектив", 1997.— 166 с
ISBN-5-88468-076-7
Книга известного белорусского сексопатолога посвящена актуальным проблемам детско-подростковой сексуальности. И родители, и их дети найдут в ней ответы на самые волнующие вопросы.
ББК 74.90
ISBN-5-88468-076-7
© Д.З. Капустин, 1997 г.
© Оформление МП
"Редакция газеты "Частный детектив", 1997
Моим дочерям Маше и Кате посвящается
Б авторе
Капустин Дмитрий Зиновьевич, главный сексопатолог Министерства здравоохранения Республики Беларусь, руководитель Минского городского сексологического центра, родился в 1946 году. После окончания Минского государственного медицинского института служил в армии, работал врачом скорой помощи.
С 1974 года - врач-сексопатолог.
Инициатор создания и первый президент Белорусской сексологической ассоциации. Член правления Евро-Азиатской ассоциации сексологов.
Вместе с безвременно ушедшим из жизни В.Владиным (В.Солоухиным) является автором книг "Гармония брака", "Интимный мир семьи", "Гармония семейных отношений".
Им написан ряд статей по сексологии и сексопатологии в энциклопедиях "Молодая семья", "Здоровье", "Сексология".
Главный редактор газеты Белорусской сексологической ассоциации "Эрос".
Женат. Имеет двух дочерей и внука.
ПРЕДИСЛОВИЕ
С первых дней моей работы как врача-сексопатолога и в последующем, встречаясь с тысячами людей, испытывающих трудности в половой жизни, я постоянно испытывал два чувства: удивление и сочувствие. Удивление - потому, что вне зависимости от уровня образования практически все пациенты демонстрировали вопиющую сексологическую безграмотность, полное незнание специфической терминологии, объясняясь жестами или нецензурщиной. Сочувствие - потому что понимая, как нелегко им было решиться прийти к врачу такой специальности, я не мог сразу и открыто сказать, что многие жизненные коллизии, которые пациенты связывали со своими сексуальными проблемами, ничего общего с сексопатологией не имеют. В основе множества семейных трагедий, которые прошли передо мной за эти годы, лежала низкая сексуальная культура, дефицит сексологических знаний, неумение правильно интерпретировать нормальные сексуальные проявления (в т.ч. и возрастные) и множество укоренившихся в нашей жизни сексуальных мифов. В подавляющем большинстве случаев прием заканчивался микролекцией о норме и патологии в сексе. Во многих случаях этого было достаточно, чтобы пациент "выздоровел". Запомнилась фраза одного из пациентов: "И почему я не знал этого раньше? Ведь все оказывается так просто". Проведя несколько тысяч таких "сексликбезов", я понял, что нужно что-то делать. Так возникла идея книги, получившей впоследствии название "Гармония брака".
|
Судьба подарила мне встречу с замечательным человеком, ученым, прекрасным семьянином и крупным популяризатором медицинских знаний Владиславом Зиновьевичем Солоухиным (Владиным), обладавшим универсальными энциклопедическими знаниями. Будучи уже автором почти десятка научно-популярных изданий, Владислав Зиновьевич живо откликнулся на идею совместного труда.
Книга, как выразился В.Солоухин, "получилась", т.к. была не только поощрена дипломом за лучшее научно-популярное издание, но и выдержала почти десять переизданий в ряде издательств бывшего Советского Союза.
|
Не скрою, и сейчас приятно слышать от своих новых пациентов о том, что кому-то книгу подарили на свадьбу, кто-то прочитал ее позже и нашел ответ на волнующие его вопросы, кто-то прочел ее, беспокоясь о проблемах уже своих повзрослевших детей.
Все это еще раз доказывает, что сфера сексуальных взаимоотношений волнует людей не меньше, чем зарабатывание денег. Однако секс, на мой взгляд, не может и не должен становиться единственной и глав-
ной целью человеческого бытия, превращая жизнь лишь в поиск сексуальных удовольствий.
Все, как известно, начинается с детства. В раннем детстве мы осознаем себя представителем того или иного пола, в младших классах усваиваем в играх мужские и женские половые роли, в старших - апробируем и закрепляем на всю жизнь разученное. Это и составляет основу полового воспитания, воспитания личности Мужчины и личности Женщины. Не удивительно, что ошибки, заблуждения, неправильные установки в этом важном, продолжающемся почти два десятка лет процессе отзываются в зрелом возрасте массой трудноразрешимых проблем.
Уже несколько лет специалисты - сексологи Минского городского сексологического центра успешно претворяют в жизнь разработанную Белорусской сексологической ассоциацией программу полового просвещения школьников. В составлении программы, основной целью которой является научно обоснованная современная информация об основных проявлениях детско-подростковой сексуальности, принимали участие врачи, педагоги, психологи, юристы, искусствовед. Программа рассчитана на учащихся с первого по выпускной классы и уже получила положительную оценку как самих учащихся, так и педагогов школ.
|
Слабым местом многих программ по половому просвещению было отсутствие учебного пособия, рассчитанного, в первую очередь, на самих учащихся. Ссылки авторов на десятки первоисточников заранее обрекали саму идею самопознания в сексологии на неудачу. Данное издание есть попытка объединить разрозненные, но важные для формирования сексуальной культуры личности сексологические знания под одной обложкой. Насколько это удалось, судить читателю.
Естественно, что этот пятилетний труд не смог бы увидеть свет без помощи и поддержки друзей, коллег, спонсоров.
В первую очередь я хочу выразить глубокую благодарность журналисту и спонсору издания Александру Николаевичу Усене, чья поддержка оказалась решающей.
Значительный вклад в разработку книги внесли сотрудники Минского городского сексологического центра и в первую очередь заведующая кабинетом педагогической сексологии Ирина Леонидовна Бокуть.
Хочу также выразить искреннюю признательность за ряд ценных замечаний и предложений при подготовке издания, высказанных юристом, профессором Порубовым Н. И., акушер-гинекологом, руководителем Республиканского Центра планирования семьи Жуковской Л. А., доцентом кафедры кожвенболезней Белорусского института усовершенствования врачей Ходюковым Э.Я.
Автор.
КНИГА, КОТОРУЮ ЖДАЛИ
Много лет назад, еще до того комического, вернее, трагикомического эпизода, который случился во время телемоста СССР — Великобритания, когда на вопрос англичанки о сексе наша представительница категорически заявила: "У нас секса нет", мне рассказали одну из тех педагогических историй, которые, несмотря ни на что, очень похожи на правду. Учительница словесности проводила в классе урок, посвященный биографии А.С.Пушкина. "Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, — начала она, — родился в Москве, в 1799 году. А теперь, ребята, посмотрите на чучело Пушкина..." С этими словами она сдернула салфетку с предмета, который принесла с собой. Это был... гипсовый бюст великого поэта. Когда присутствоваший на уроке коллега выразил удивление по поводу столь странной и малоэстетичной терминологии, учительница убежденно возразила: "А вы хотели, чтобы я произнесла это неприличное слово "бюст"? Все-таки у меня восьмой класс!"
При обсуждении вопроса о сексуальной осведомленности подростков и юношей оппоненты чаще всего делятся на два лагеря: одни считают, что дети (все еще дети!) не знают об этом ничего и пусть остаются в состоянии невежественной невинности подольше, другие (их сегодня, пожалуй, большинство) думают, что они знают "все" и даже больше, чем нужно. И те, и другие дружно отвергают необходимость систематического курса сексологии для старшеклассников. Правда, по разным причинам. Первые считают, что не надо "будить спящую собаку", что в этой сфере "во многой мудрости много печали". Нам приходилось и приходится встречать немало в общем-то просвещенных людей, в том числе и педагогов, которые присоединяются к известному призыву древних греков "познай самого себя", так сказать, частично. Познавать, конечно, следует, но до определенных, чаще всего, сексологических границ... В качестве аргументации привлекается испытанный тезис: вот мы сексологии (впрочем, и психологии тоже!) не обучались, а вот не хуже других. Никто не считает себя "хуже (глупее, бессовестнее и т.д.) других". Но вот когда психологу приходится распутывать сложный узел их семейных неприятностей, неудач во взаимоотношениях с окружающими, просчетов в воспитании детей и т.д., он то и дело сталкивается с причинами, которые кроются в психологической и сексологической безграмотности. Если во многой мудрости впрямь, может быть, причина некоторой печали, то уж в сексологическом (и психологическом!) невежестве, несомненно, кроются будущие семейные несчастья и межличностные поражения.
Вторые — те, кто считает, что "они и так все знают" — сегодня не без некоторых оснований ссылаются на мутный сексо-порнографический поток, который безустали с экранов телевизоров обрушивается на бед-
ные, неокрепшие головы телезрителей всех возрастов. Но вот в этой-то ситуации бессистемного неконтролируемого информационного разбоя как никогда необходима спокойная, разумная, научно обоснованная и педагогически выверенная книга по сексологии, которую можно было бы использовать как учебное пособие. Такую книгу давно ждут в школе и в семье. Дождались. Эту книгу вы держите в руках.
Д.З.Капустин — автор, которому веришь. Известный сексолог-практик, президент Белорусской сексологической ассоциации, он последовательно осуществляет большую просветительскую работу. Мне довелось рецензировать его книги "Интимный мир семьи" и "Гармония брака", написанные в соавторстве с В.З.Владиным, который, к сожалению, рано ушел из жизни. В этих книгах (они и сегодня могут прекрасно дополнить данное пособие) было показано, что формирование личности подрастающего человека и счастье взрослого в огромной степени зависят от психологического климата, который складывается в семейной микросреде. "Невидимые миру слезы" семейных конфликтов отравляют жизнь и больших, и маленьких. Во многом трагедии и драмы частной жизни вызваны межличностными переживаниями, которые проистекают из непросвещенности молодых (и не очень молодых!) супругов. У парня и девушки, которые решили создать семью, достаточно знаний и умения, чтобы быть возлюбленными, но совершенно недостаточно, чтобы принять и осуществить прекрасные и ответственные социальные роли — мужа и отца, жены и матери. Они порой совершенно не знают фундаментальных и в то же время весьма элементарных психофизиологических принципов совместной семейной жизни и репродуктивной деятельности.
Новая книга Д.Капустина написана в строгой научной манере. Лишь изредка (может быть, слишком редко!) автор ссылается на свой богатый жизненный и клинический опыт. Деловитость и спокойствие автора создают у читателей ощущение серьезности и объективной значимости научных фактов и положений, которые говорят сами за себя. Достоинством книги, на мой взгляд, следует считать и то, что автор почти никогда не вторгается в сопредельные, соблазнительные, но чужие информационные пространства психологии и этики. Так, он избежал соблазна деклараций о любви и морализаторских наставлений. Это из "другой оперы", и писать об этом должны не врачи и сексологи, а совсем другие специалисты. Говорить о любви следует на уроках литературы и психологии. Да и то с большой осторожностью и тактом. Здесь всегда надо помнить предупреждение великого лирического поэта Сергея Есенина: "О любви в словах не говорят..."
Правда, между сексом и любовью есть один мостик, о котором, может быть, все-таки стоит рассказать. Это влюбленность. Чтобы сразу стало ясно, что имеется в виду, напомню, что Наташа Ростова — пленительная героиня романа Льва Толстого "Война и мир" — испытала состояние влюбленности, вызванное Анатолием Курагиным, но любила она Андрея Болконского. Мне кажется, что понимание юношами и девушками различий этих эмоциональных состояний очень важно не только и столько в теоретическом, сколько в прямом практическом аспекте. Может быть, некото-
рые психологические рассуждения на этот счет помогут читателю более обоснованно ответить на вопрос: "А если это любовь?" Может быть, есть смысл этот вопрос переформулировать следующим образом: "А если это не любовь, а всего лишь влюбленность?" Есть шутливый по форме, но очень серьезный по содержанию совет, как уберечься от любви с первого взгляда: внимательно посмотреть второй раз. Так что же такое влюбленность?
• Прежде всего, это острое эмоциональное переживание, сильное влечение к объекту сексуального выбора. В отличие от более постоянного и устойчивого чувства любви, влюбленность имеет тенденцию к быстрому насыщению и угасанию. Это как вспышка магния — яркая, но кратковременная. Некоторые люди склонны к такого рода переживаниям: неоднократно обжигаются, но готовы рискнуть еще раз. Им свойственна особая характеристика личности — влюбчивость, которая зависит от особенностей ее восприятия партнером по интимному общению. При этом в объекте влюбленности выделяются преимущественно внешние черты и качества. Влюбленность может перейти в устойчивое чувство любви. При этом порой утрачиваются новизна и острота непосредственных переживаний. Любимый человек теперь воспринимается не только и не столько как сексуальный партнер, сколько как симпатичный, надежный друг, в личности которого ценятся качества ума, нравственные черты, способность и готовность к сочувствию, сопереживанию, сотрудничеству. Разумеется, здесь нет какой-то роковой альтернативности: либо ты испытываешь пылкую, но неустойчивую и ненадежную влюбленность, либо это спокойное, надежное, но буднично-трезвое и, может быть, скучноватое состояние. Еще великий Зигмунд Фрейд заметил: не говорите "или... или" — лучше "и... и". Длительные интимные отношения, основанные на нравственно-психологической, психофизиологической совместимости и совместной заботе о детях, могут сочетаться с влюбленностью, пылкостью чувств и свежестью влечения. Недаром о таких супружеских союзах говорят: "они были влюблены друг в друга до старости". В некоторых случаях влюбленность, склонность на короткое время кем-то другим или другой увлечься могут проявляться на фоне глубокого, устойчивого отношения к другу или возлюбленной, к мужу или жене. В это время любовь может как бы отступить, уйти в тень... Недаром в таких случаях говорят: "потерял голову". Такие ситуации могут дать повод для ревности, привести к разладам в межличностных отношениях и даже распаду семьи. Вот здесь-то и надо проявить осмотрительность, выдержку, самодисциплину и чувство ответственности, терпение и такт. Влюбленность, увлечение проходят, а семья, проверенные временем серьезные отношения остаются. Семейный очаг спасен, любовь выдержала серьезное испытание.
Влюбчивость может рассматриваться и как своеобразная возрастная особенность, связанная с динамикой эмоционально-сексуального развития личности. В начале полового созревания у подростков возникают своеобразные избирательные влечения к лицам противоположного пола. Это чаще всего бескорыстная, платоническая влюбленность, окрашенная романтическим чувством, с идеализацией объекта влюбленности.
Первые юношеские чувства нуждаются в бережном и тактичном отношении со стороны учителей, родителей и других взрослых. Здесь недопустимы высмеивание, а особенно стремление унизить парня или девушку, ставших самым дорогим существом друг для друга. Не будем с высоты нашего опыта спешить разрушить их романтические мечтания. Но дать старшеклассникам определенные знания, побудить их к раздумьям и самоанализу, сформировать требовательность и определенную осторожность необходимо. И этот материал содержится в данной книге.
Когда речь идет о столь тонкой материи, как сексуальное просвещение и воспитание, одной из главных проблем, наряду с определением содержания — что рассказывать, является вопрос о том, как это делать. какой должна быть методика преподавания. В данном случае я хочу высказать некоторые соображения, связанные с использованием этой книги в школе. Прежде всего, и сексологию, и психологию нельзя излагать так, как, например, математику, физику или химию. Те, кто рассказывают или пишут по первым двум "предметам", должны учитывать особое состояние ученика и читателя, которое я называю личностной вовлеченностью. Конечно, математика, физика, химия и т.д. — тоже очень интересно. Но это не о тебе! Мой опыт показывает, что и слушатели, и читатели воспринимают сексологическую и психологическую информацию как что-то глубоко личное, связанное с их собственными мыслями и переживаниями. Отсюда возникает особое состояние: ученики и читатели беспрерывно связывают то, о чем говорит учитель, и то, о чем говорится в книге, со своим собственным жизненным опытом, своими переживаниями и знаниями, которые у них накопились независимо от сегодняшних уроков или прочитанных страниц книги. Следовательно, объяснение, которое звучит на уроках, только тогда доходит "до ума", когда оно проходит через сердце. Этот "материал", эта информация не только, а порой и не столько осознается, сколько переживается. Она воспринимается (или отвергается!) и умом, и сердцем. Очень важной особенностью восприятия сексологических (и психологических!) знаний является особое состояние ученика (читателя, слушателя), которое я называю психотерапевтическим ожиданием. Юноши и девушки ждут не просто холодной, объективной информации, они надеются получить квалифицированные ответы на жгучие вопросы о своем внутреннем мире, о своих отношениях друг к другу, о том, как жить дальше.
Уроки сексологии — это уроки жизни. Они могут проходить успешно только в атмосфере взаимного доверия, доброжелательности и такта. Учитель сексологии — не просто информатор. Он, прежде всего, выступает как консультант и психотерапевт, который готов ответить на самые сложные вопросы. Это требует не только сексологических знаний, но "хорошей психологической подготовки".
Уроки по этой книге, наверное, будут проводиться по-разному в зависимости от темы, а также от возраста и пола учеников. Иногда это урок-лекция для всего класса, иногда — беседы с мальчиками и девочками по отдельности, иногда — разговор с глазу на глаз. Хорошо, если на некоторые темы с мальчиками будет беседовать мужчина, а с девочками — жен-
половой хромосомой — мальчика. Но, оказалось, это лишь только начало того длинного и сложного пути, который проходит человек от зиготы до Личности мужчины или Личности женщины.
Науке теперь известно, что первые 6 недель беременности зародыш развивается абсолютно одинаково, вне зависимости от того, какое генетическое начало он несет. Но на седьмой неделе, когда зародыш имеет длину почти полтора сантиметра, под влиянием специального белка (H-Y антигена), содержавшегося в ядре сперматозоида с Y-половой хромосомой, образуется очень важная железа, так называемая первичная мужская половая железа, начинающая продуцировать мужские половые гормоны. Это дает возможность зародышу дальше развиваться по мужскому типу: формировать к 8-10 неделе внутренние, а к 15-20 неделе и наружные половые органы, произвести дифференцировку мозга по мужскому типу и т.д. Если по какой-либо причине первичная мужская половая железа не сформировалась, то вне зависимости от набора половых хромосом, XX или XY, зародыш будет развиваться по женскому типу. Иными словами, у генетического мальчика могут быть дефекты в строении половой системы вплоть до полного отсутствия каких-то мужских признаков, или часть половых органов может быть мужскими, часть —женскими. Гормональная активность первичного яичка является важнейшим условием и происходящей с третьего по седьмой месяц беременности половой дифференциации мозга по мужскому или женскому типу. Например, определенный дефицит мужских гормонов в этот период развития мозга у мальчиков, по мнению ученых, может воплотиться в последующем в гомосексуальном поведении мужчины или в транссексуализме. Такой же результат можно предполагать, когда имеет место случайное или сознательное введение тех же мужских половых гормонов при беременности женским плодом.
Как известно, пол ребенка определяют по строению его наружных половых органов (так называемый акушерский или гражданский пол), что в свою очередь и закладывает начало мужской или женской направленности полового воспитания ребенка.
ПОЛОВОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Самым близким и дорогим человеком на Земле является мама. Еще до нашего появления на свет мы слышим ее сердцебиение, волнуемся вместе с ней, слышим ее голос. Видимо, это самое беззаботное время, лишенное множества проблем, которые подстерегают и обрушиваются на нас после рождения. Некоторые психологи утверждают, что все самое страшное в своей жизни мы уже пережили. Это — момент рождения, когда на фоне полной благодати нас выталкивают в никуда, отделив от самого близкого человека. Этот момент, записанный в недрах нашей памяти, момент разрыва физической привязанности, перерастает в привязанность духовную на всю оставшуюся жизнь. Недаром даже старый человек в тяжелые моменты своей жизни зовет мать.
Те же психологи рекомендуют, чтобы сделать момент родов минимально психотравмирующим для ребенка, тотчас же положить его обнаженное тельце на грудь матери, дав ему возможность вновь убедиться, что он не покинут и мама рядом. Он слышит вновь биение ее сердца, чувствует тепло ее тела.
Родившийся ребенок, естественно, не знает, к какому полу он относится, и осознание своей половой принадлежности идет постепенно, под воздействием, в первую очередь, имени (мужского или женского), которое ребенок получает в зависимости от гражданского пола, одежды, которую он носит, игр, в которые он играет, и, что очень важно, от поощрения или наказания, если его внешний облик или форма поведения не соответствуют общепринятому стандарту для данного пола. Нередко родители ждут от ребенка поведения, которое было в их детстве или к которому они сами стремились. К тому же родитель одного пола с ребенком невольно считает себя образцом поведения для сына или дочери и более жестко настроен в вопросах воспитания.
Первые 1,5-2 года авторитет родителей, и в первую очередь матери, чрезвычайно высок. "Мама сказала" — и это не подлежит сомнению во всех случаях, в том числе когда ребенку отвечают, кто он: мальчик или девочка.
Маленький ребенок необычайно наблюдателен, и, зафиксировав взглядом разницу в одежде, телосложении, походке, актах мочеиспускания, мимике, уловив разный тембр голоса, он делает вывод, что весь окружающий мир делится на мужчин и женщин, и ищет свое место в этом мире. Если еще в 2-3 года ребенка можно уговорить "стать хоть на день" лицом другого пола, то ближе к 4-5 годам сделать это становится все труднее и даже невозможно. За этот срок жизни практически все дети удовлетворяют свое естественное детское любопытство, направленное на исследование всего того, что его окружает. Невольно он обращает внимание и на свое тело, его строение и предпринимает попытки сравнить свое тело с телом сверстников, не пропуская детали. Рано или поздно возникает потребность изучить особенности строения тела лица противоположного пола, и, как правило, это осуществляется с 2-х до 4-5 лет. Причем чем позже это будет сделано, тем выше вероятность эмоционально-негативной оценки увиденного, как чего-то постыдного и грязного.
Ученые считают, что только сравнив строение своих наружных половых органов со строением наружных половых органов лица противоположного пола, мы навсегда утверждаемся в осознании себя как представителя определенного пола.
Как факт экспериментирования со своим телом, апробации и утверждения себя в выбранном поле следует рассматривать и так называемые сексуальные игры детей, более правильно называемые как ролевые игры с сексуальным содержанием. Трех-пятилетние дети играют в "доктора", "папу и маму" и т.п., где присутствует обследование тел, что очень волнует родителей, наблюдающих интимные игры своих детей. Обычно после
5-6 лет, если ребенок уже "проиграл" эти игры и удовлетворил свои глубоко интимные чувства, интерес к обнаженному телу проходит, по крайней мере до пубертатного возраста.
Другой причиной, заставляющей родителей не спать ночами и обращаться к врачам за помощью, является детский онанизм (мастурбация). Чаще его возникновение объясняют глистами, тесной одеждой, нарушением правил личной гигиены или просто дурной привычкой. И хотя единого мнения о природе детской мастурбации не существует, ученые пришли к выводу, что манипуляции ребенка в области своих эрогенных зон (в том числе и половых органов) у ряда детей, имеющих некоторые особенности головного мозга, вызывают приятные переживания, вплоть до оргазма.
Сексопатологическая практика показывает, что мастурбация —это удел детей робких, легко ранимых, впечатлительных и главное — одиноких, несмотря на возможное присутствие рядом родственников. Именно поглаживая себя в области тех или иных эрогенных зон, ребенок находит удовлетворение от недостатка тепла, внимания, любви самых близких ему людей, и в первую очередь — матери. Врачи поэтому все чаще находят, что детская мастурбация — это не болезнь самого ребенка (хотя не исключен и такой вариант), а показатель неблагополучия в эмоционально-психических взаимоотношениях в семье, где растет данный ребенок.
Среди множества незримых нитей, связывающих ребенка с матерью, важнейшую роль играет телесный контакт между ними, ласка в любой форме. Испытывая периодически приступы страха и одиночества, мы каждый раз хотим убедиться, что мы любимы, не покинуты, нужны и желанны, и сделать это можно лишь при физическом контакте, прикосновении, ласке, исходящей от самого близкого тебе человека.
Чрезвычайную важность для полноценного развития, в т.ч. и сексуальности, убедительно доказали в своих экспериментах на обезьянах американские психологи Гарри и Маргарет Харлоу.
Обезьянок, изолированных от матерей сразу после рождения, кормили "искусственные мамы": одна в виде проволочного каркаса, другая же была из плюша или какой-нибудь другой мохнатой, похожей на шерсть материи. Сосали детеныши от обеих мам одинаково, но время в промежутках между кормлениями они проводили рядом с мохнатой мамой или прижавшись к ней и не подходили к проволочной. Возясь с игрушками в вольере, обезьянки время от времени прекращали игру, бежали к мохнатой маме, дотрагивались до нее или какое-то время проводили уцепившись за ее тело и затем вновь возвращались к своим играм. Если в клетку вносили какие-то новые или необычные предметы, обезьянки также бросались к "матери" и, забравшись на нее, разглядывали новую вещь. Затем с превеликими предосторожностями обезьянки начинали обследовать новый предмет, временами вновь возвращаясь к "маме" с "подробным отчетом". Если же мохнатую маму заменяли проволочной, то поведение детеныша менялось кардинально: он сидел в углу, уткнувшись мордочкой в пол, и дрожал от страха, царапал себе лицо и тело, криком и
плачем выражал свое отчаяние.
"Мохнатая мама" кормила обезьянку, была спокойна и терпелива, никогда ее не наказывала, не ласкала и не баловала. Но, как оказалось, это и привело к печальным последствиям. Повзрослели обезьянки, и выяснилось, что они не умеют спариваться и вообще вели себя так, будто были бесполыми. Даже будучи искусственно оплодотворенными и родив себе подобных, они не проявляли к собственным детям никакого интереса, сторонились их, не пытались играть с ними, прижимать к себе, что делали все нормальные мамы-обезьяны контрольной группы. Иными словами, эти мамы вели себя так же индифферентно по отношению к своим детям, как было и с ними, с их искусственными мамами. Если все же детеныш был чрезмерно настойчив в поисках материнской ласки, мамы отвечали агрессией, в результате чего одна из мам откусила пальцы настырному сыну, а другая просто раскусила ему голову.
Однако поведение обезьянок, выросших с искусственными мамами, но имевших возможность с самого раннего детства общаться со сверстниками, оказалось нормальным и ничем не отличалось от поведения обезьян, выросших с обычными мамами. Сравнивая итоги эксперимента с нормальными условиями жизни обезьян, ученые пришли к выводу, что "исключительно важная фундаментальная функция материнской любви — это направлять игру малышей так, чтобы они играли со сверстниками вместе, а не порознь. Материнская любовь оказалась важным этапом в развитии любви к сверстникам".
Видимо, и человеческий ребенок ищет материнской ласки, обретая уверенность и подавляя собственный страх. Чрезвычайно важная функция материнской любви — регулировать первые младенческие игры по исследованию живой и неживой природы. Зарождается новая, более развитая форма любви —любовь к сверстникам, возникающая на основе любопытства и исследовательской деятельности и достигающая своего пика в процессе общения, игр.
П0Л0Р0ЛЕВ0Е ПОВЕДЕНИЕ
Общение друг с другом происходит, как правило, в однополых группах, тех знаменитых уличных компаниях, через которые прошли все или почти все взрослые. В этих группах мы не только получали самую разнообразную информацию по любым аспектам нашей жизни, но и апробировали, закрепляли или отбрасывали те мужские или женские качества и стили поведения, без которых было затруднено или вообще невозможно наше общение с противоположным полом. Объединяясь в играх и разъединяясь в войнах, наши разнополые компании учились главному — умению общаться друг с другом. Ведь на наших глазах, с нашим порой непосредственным участием развертывались самые немыслимые сценарии знакомств, влюбленностей, ссор, ревности, разлук. Пропуская все увиденное и услышанное через собственную систему морально-нравственных, этических и эстетических ценностей, мы невольно давали свою оценку, отбирая в свой арсенал будущих действий с противоположным
полом наиболее полно отвечающие нашей личности. И чем больше в нашем багаже оказалось такого опыта, тем шире и богаче был выбор наших возможностей познакомиться и поддержать знакомство. Отсюда вполне естественно можно предположить, что если ребенок в силу каких-то причин был лишен роскоши общения со сверстниками, то он многое потерял и этот пробел в будущем будет восстановить довольно трудно. Ведь он так и не стал свидетелем знакомств, разочарований, влюбленностей своих друзей, не пережил все это эмоционально за друзей, не дал оценки того или иного стиля отношений людей разного пола при контактах. И поэтому самое главное и трудное, что ему предстоит, — это научиться самому, без подсказки, не обладая положительным или отрицательным опытом своих друзей, приобрести свой собственный опыт знакомства, поддержания отношений, особенно первых самых трудных шагов после знакомства с понравившимся человеком. Сделать это в одиночку сможет все же не каждый. Испытывая естественное желание любить и быть любимым, желая общаться с любимым человеком, предаваясь безумным фантазиям, некоторые так и не рискуют раскрыться, обратить внимание на свои чувства. Молча вздыхая и коря себя за очередную нерешительность, человек порой переживает не одну влюбленность, но так и остается в одиночестве.
Самоутверждение себя как представителя того или иного пола практически всегда происходит полноценно лишь в однополой группе, будь то дворовая компания, спортивная секция или коллектив одноклассников. В этих группах, имеющих, как правило, небольшую возрастную разницу, и формируются мужские и женские идеалы физической привлекательности и форм поведения. Проживая со своей группой большую часть свободного времени, подросток получает самую сокровенную информацию о различных аспектах окружающей его жизни, в том числе и того, что касается всеобъемлющих отношений между мужчиной и женщиной. Обычно в группах существуют различные точки зрения, и каждый член группы свободен в выборе способа реагирования на то или иное событие, обсуждаемое или переживаемое группой. Важно, что он становится не только участником чисто теоретических споров, но и эмоциональным свидетелем различных стилей знакомств, ухаживаний, влюбленностей, ссор, переживаний членов группы. Это во многом способствует формированию личности будущих мужчины и женщины, позволяя общаться с лицами противоположного пола на основе усвоенного опыта и собственных морально-этических установок.
Спору нет, микроклимат этих групп самый различный, вплоть до криминального. Но и это ставит перед подростком проблему выбора: либо принять установки данной группы, ее психологию, либо расстаться по моральным соображениям.
Возраст 12 лет —возраст во многом критический. С колебанием в два года в обе стороны от этой цифры большинство детей вступают в возраст полового созревания. И если до этого возраста оценка происходящего шла на чисто рассудочном уровне, то теперь на процесс взросления все
активнее влияют половые гормоны, резко обостряя эмоциональную сторону общения между полами.
Желание любить и быть любимым — естественное желание, которое с нами начиная с момента рождения. Любовь к матери, отцу, сверстникам дополняется с возрастом неясным влечением к лицам другого пола. Хочется найти человека, тебя понимающего, интересного внешне и внутренне. Это желание заставляет нас быть внутренне готовыми к подобной встрече, которая может произойти через пять минут или пять лет.
ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
(формирование платонического, эротического и сексуального либидо)
Чем старше становится школьная или дворовая компания мальчиков или девочек, тем чаще заводятся разговоры о противоположном поле, обсуждаются их поступки, вырабатываются планы встреч или мести. Здесь ярче и четче проявляется степень психосексуальной зрелости сверстников, когда взгляды одних еще практически детские, другие же проявляют все более зрелый интерес.
Рано или поздно, но у всех у нас появляется потребность в друге противоположного пола. Наши фантазии по этому поводу мы часто не доверяем даже лучшему другу, но они есть. Мы фантазируем о романтических встречах, прогулках, беседах, знаках внимания и т.д. Если в своем, развитии подросток вступил в этот этап дальнейшего развития своей сексуальности (так называемый этап формирования психосексуальных ориентации), то первая его стадия — формирование платонического либидо — характерна увлечением романтической литературой, поэзией, воспевающей чувства влюбленных. То, над чем мы смеялись еще 2-3 года назад, сейчас у нас вызывает неподдельный интерес, заставляет переживать за героев, ставить себя на их место.
Постепенно вырабатывается своеобразный, индивидуальный для каждого из нас эталон желанного "рыцаря" или "принцессы", который мы сознательно или подсознательно начинаем искать вокруг себя.
Предстоит очень важный и для многих почти непреодолимый этап — знакомство с понравившимся тебе человеком.