Маркетинговая информация.




Одной из важнейших и трудоемких составляющих маркетинговой деятельности предприятия является формирование массива информации, эффективность которой, зависит от степени системности ее организации. Проведение комплексного маркетингового исследования рынка позволяет получить достоверную информацию о рынке и разработать тактические действия и оптимальную маркетинговую стратегию предприятия. В этом смысле маркетинговое исследование является информационной деятельностью.

Маркетинговую информацию можно понимать как совокупность аккумулируемых, снижающих неопределенность данных, характеризующих состояние всех субъектов рынка за определенный период и его внешней среды, и позволяющих дать прогноз их развития.

Рассмотрим более подробно маркетинговую информацию – как один из объектов исследования, ее можно классифицировать как первичную (априорную) и вторичную (рисунок 2).

Источники информации
Источники первичной маркетинговой информации Источники вторичной маркетинговой информации
Внутренние Внешние Внутренние Внешние
Внутренние процессы, изучаемые в реальном режиме     Менеджеры и специалисты Внешние процессы и события, изучаемые в реальном режиме   Субъекты маркетинговой деятельности Внутренние документы     Отчеты предыдущих исследований Официальные издания и документы Неофициальные источники Специфические источники Синдикативные источники
Полевые исследования Кабинетные исследования

Рисунок 2 – Виды источников маркетинговой информации[2]

Основные источники маркетинговой информации включают:

- официальные источники – основной источник - отчетность, сдаваемая предприятиями в различные государственные органы (основные виды отчетности: статистическая, бухгалтерская, налоговая отчетность и др.;

- иные доступные источники: доступные (за плату) базы данных, БИЗНЕС-КАРТА и др., Интернет-сайты (такая информация носит коммерческий или рекламный характер, ориентирована на потенциальных потребителей, поставщиков и инвесторов), СМИ (опасность использования СМИ – искажение картины вследствие ориентации на отдельные модные вопросы, наличие заказных статей и т.п., что требует детальной проверки фактов);

- специально собираемая информация – опросы, интервьюирование руководителей предприятий, других категорий работников, которые позволяют получить релевантную информацию, формализовать качественные характеристики.

С точки зрения характера получаемых данных можно выделить количественную и качественную информацию. Соответственно, ее сбор предполагает использование разных методов, хотя граница между “qualitative” и “quantitative” подвижна (например, при проведении опросов). Классическим примером количественной информации является отчетность предприятий.

Информация, используемая при принятии управленческих решений, должна обладать основными свойствами: достоверностью, актуальностью, полнотой, релевантностью, сопоставимостью, доступностью для восприятия и экономичностью (таблица 4).

Таблица 4 - Основные свойства маркетинговой информации

Свойства Характеристика
Достоверность Информация должна правдиво, без искажений отражать состояние объекта.
Актуальность Свойство отражает определенную степень новизны информации, ее своевременность. Неактуальная, устаревшая информация бесполезна или обесценена в значительной степени, поэтому разрыв времени от момента получения информации до ее использования должен быть минимальным.
Полнота Содержание информации должно обеспечивать как необходимые, так и достаточные условия для принятия какого-либо решения. Отсутствие необходимого круга показателей приводит к затруднению и не возможности принять решение, в этом заключается необходимое условие полноты информации. В то же время наличие избыточной информации не должно затруднять принятие решения вследствие большого объема, в этом заключается достаточность условия полноты информации. Требование полноты информации определяется исходя из принципов системности и комплексности принятия требуемого решения.
Сопоставимость Определяет возможность сравнения данных за счет единства предмета исследования, круга включенных показателей и объектов, методологии проведения исследования и методик измерения характеристик.
Релевантность Означает, что предлагаемая информация соответствует решаемой проблеме
Доступность Для восприятия информации пользователем означает, что информация должна быть понята, иметь вид, приемлемый для того субъекта, которому она предназначена, и представлена на удобном для него носителе.
Экономичность Означает, что затраты на получение и переработку информации не должны превышать получаемый от ее использования результат.

 

Анализ перечисленных основных требований к свойствам маркетинговой информации показал, что они должны соблюдаться в общей системе и не могут быть ранжированы, отсутствие какого-то одного свойства равнозначно отсутствию информации как таковой.

Полезность информации определяется тем, насколько она уменьшает неопределенность ситуации, и связана с оценкой ее необходимого количества.

Все критерии отбора, которым должно соответствовать качество поступающей информации, ориентируются на экономическую рациональность выбора источника - минимизацию времени извлечения информации из источника или сокращение времени предварительной обработки информации.

Источники информации многообразны, что усложняет деятельность по ее сбору и поиск. В связи с постоянным обновлением информационных массивов, необходимых для управленческого процесса, циклы получения и преобразования информации сокращаются, что ограничивает время на проведение маркетингового исследования. Следствием этого, является перерасход ресурсов из-за постоянного инициирования усилий по сбору и обработке сведений о состоянии рынка и обострение проблемы достоверности и надежности получаемых данных.

Рассматривая маркетинговые исследования как объект управления, отметим, что информация является основным содержанием элементов «входа» и «выхода». На «входе» - это исходные данные, которые характеризуют состояние проблемы. На «выходе» - это информация необходимая для принятия управленческих решений.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА УСЛУГ

ЛЕКЦИЯ 3

Инструментарий поисковой базы маркетингового исследования. Формирование современных маркетинговых информационных систем: основные тенденции, методы построения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: