У мужчины 55 лет боли за грудиной, возникающие при физической нагрузке, снимаются приемом нитроглицерина. В крови тромбоцитов 260·109/л, холестерин 10 ммоль/л. Длительность кровотечения по Дюке- 15 с, время свертывания крови по Ли-Уайту- 4 мин, АВР- 30 с, АЧТВ- 25 с, ПТИ- 100%, тромбиновое время- 9 с, фибриноген- 5 г/л, РКМФ- 45 мг/л, ПДФ- 10 мг/л, эуглобулиновый лизис спонтанный- 90 мин, эуглобулиновый лизис стимулированный- 60 с, антитромбин III-70%, протеин С- 75%, агрегация тромбоцитов: время- 10 с, процент клеток, вступивших в агрегацию,- 100; ТПГ- 4 мин.
Проба Кончаловского отрицательна.
Решение
1. Сокращены длительность кровотечения и время свертывания крови, что свидетельствует о гиперкоагуляции и литромбофилии.
2. Тромбоцитарный гемостаз: количество тромбоцитов в норме, но их функциональная активность повышена (сокращено время их агрегации и все тромбоциты принимают в ней участие).
· Коагуляционный гемостаз активирован: сокращены АВР, АЧТВ, тромбиновое время.
· Противосвертывающая система угнетена, т.к. снижено содержание антитромбина III и протеина С.
· Фибринолиз активирован, т.к. уменьшено время спонтанного эуглобулинового лизиса и удлинено время стимулированного.
3. Учитывая значения ТПГ (4 мин), у больного претромботическое состояние.
4. Возможная причина тромбофилии у данного больного – атеросклероз, на что указывают гиперхолестеринемия и коронарная недостаточность. В патогенезе претромботических состояний при атеросклерозе сосудов играют роль:
· повреждение сосудистой стенки;
· нарушение линейности и скорости кровотока;
· истощение противосвертывающей системы (гепарин используется для активации липазы).
ЛИТЕРАТУРА
|
Основная
1. Патологическая физиология /Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо и др. М.: Триада-Х, 2002. – С. 492-509.
2. Патофизиология /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – Т.II. – С. 56-79.
3. Тестовые задания по курсу патофизиологии /Под ред. Г.В. Порядина. М.: ВУНМЦ. – 1998. – С. 203-212.
4. Методические рекомендации к занятиям по патофизиологии /Под ред. П.Ф. Литвицкого М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – С. 79-84.
Дополнительная
5. Патофизиология /Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга. – Томск, 2001. – С. 428-438.
6. Черешнев В.А., Юшков Б.Г. Патофизиология. М.: Вече, 2001. – С. 585-598.
7. Патологическая физиология /Под ред. В.А. Фролова. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. - С. 74 - 76, 342 - 348.
8. Патологическая физиология /Под ред. Н.Н. Зайко, Ю.В. Быця. М.: МЕДпресс-информ, 2002. – С. 389-394
9. Патофизиология /Под ред. П.Ф. Литвицкого. - М.: Медицина, 1995.- С. 426-436.
10. Патологическая физиология /Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994.- С. 288-292.
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
Цель занятия: Уметь дифференцировать общие закономерности возникновения и основные стадии развития шока, комы, коллапса; их сходство и различия. Уметь оценить метаболические расстройства и нарушения основных физиологических функций.
Процесс изучения материалов занятия направлен на формирование у студентов следующих компетенций:
- способности и готовности проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов (ПК- 6);
|
- способности и готовности использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);
- способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16),
- способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследования (ПК-32).
В результате освоения материалами занятия студент должен:
Знать:
- Шок. Определение понятия. Виды.
- Этиология шока. Основные классификации.
- Общий патогенез шоковых состояний. Основные фазы:
· нейро-эндокринных изменений;
· гемодинамических изменений;
· метаболических изменений.
- Сходство и различия отдельных видов шока. Особенности патогенеза травматического, кардиогенного, инфекционно-токсического и анафилактического шока.
- Патогенез необратимых изменений при шоке.
- «Шоковое легкое». Патогенез. Стадии. Основные показатели.
|
- «Шоковая почка». Патогенез. Основные показатели.
- Патофизиологические основы терапии шока.
- Синдром длительного раздавливания. Этиология. Патогенез.
- Кома. Определение понятия. Виды.
- Этиология и патогенез коматозных состояний.
- Роль первичных нарушений нервной системы, эндокринного аппарата и обмена веществ.
- Стадии комы.
- Обморок. Этиология. Патогенез.
- Коллапс. Этиология. Патогенез.
- Особенности шока у новорожденного.
Уметь:
- дифференцировать общие закономерности возникновения и основные стадии развития шока, комы, коллапса; их сходство и различия,
- оценить метаболические расстройства и нарушения основных физиологических функций.
Владеть:
- навыками анализа закономерностей функционирования отдельных органов и систем в норме и при патологии;
- основными методами оценки функционального состояния организма человека, навыками анализа и интерпретации результатов современных диагностических технологий
- навыками патофизиологического анализа клинических синдромов, обосновывать патогенетические методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний.
Вопросы базовых дисциплин, необходимые для проработки темы
1. Ноцицепция. Биологическое значение боли, проекционные и отраженные боли. Зоны Г.А. Захарьина - Г. Геда. Современные представления о ноцицептивной и антиноцицептивной системах.
2. Участие эндокринной системы в интегративной приспособительной деятельности организма.
3. Гипоталамо-гипофизарная система. Нейросекреты гипоталамуса: либерины и статины. Функциональные связи гипоталамуса с гипофизом. Гормоны гипоталамуса (либерины, статины), их эффекты.
4. Гормоны аденогипофиза: АКТГ, СТГ, их влияние на обменные процессы.
5. Надпочечники. Гормоны коркового вещества надпочечников, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Функции мозгового вещества надпочечников.