ПРИМЕР РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ




 

У мужчины 55 лет боли за грудиной, возникающие при физической нагрузке, снимаются приемом нитроглицерина. В крови тромбоцитов 260·109/л, холестерин 10 ммоль/л. Длительность кровотечения по Дюке- 15 с, время свертывания крови по Ли-Уайту- 4 мин, АВР- 30 с, АЧТВ- 25 с, ПТИ- 100%, тромбиновое время- 9 с, фибриноген- 5 г/л, РКМФ- 45 мг/л, ПДФ- 10 мг/л, эуглобулиновый лизис спонтанный- 90 мин, эуглобулиновый лизис стимулированный- 60 с, антитромбин III-70%, протеин С- 75%, агрегация тромбоцитов: время- 10 с, процент клеток, вступивших в агрегацию,- 100; ТПГ- 4 мин.

Проба Кончаловского отрицательна.

 

Решение

1. Сокращены длительность кровотечения и время свертывания крови, что свидетельствует о гиперкоагуляции и литромбофилии.

2. Тромбоцитарный гемостаз: количество тромбоцитов в норме, но их функциональная активность повышена (сокращено время их агрегации и все тромбоциты принимают в ней участие).

· Коагуляционный гемостаз активирован: сокращены АВР, АЧТВ, тромбиновое время.

· Противосвертывающая система угнетена, т.к. снижено содержание антитромбина III и протеина С.

· Фибринолиз активирован, т.к. уменьшено время спонтанного эуглобулинового лизиса и удлинено время стимулированного.

3. Учитывая значения ТПГ (4 мин), у больного претромботическое состояние.

4. Возможная причина тромбофилии у данного больного – атеросклероз, на что указывают гиперхолестеринемия и коронарная недостаточность. В патогенезе претромботических состояний при атеросклерозе сосудов играют роль:

· повреждение сосудистой стенки;

· нарушение линейности и скорости кровотока;

· истощение противосвертывающей системы (гепарин используется для активации липазы).

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Патологическая физиология /Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо и др. М.: Триада-Х, 2002. – С. 492-509.

2. Патофизиология /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – Т.II. – С. 56-79.

3. Тестовые задания по курсу патофизиологии /Под ред. Г.В. Порядина. М.: ВУНМЦ. – 1998. – С. 203-212.

4. Методические рекомендации к занятиям по патофизиологии /Под ред. П.Ф. Литвицкого М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – С. 79-84.

Дополнительная

5. Патофизиология /Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга. – Томск, 2001. – С. 428-438.

6. Черешнев В.А., Юшков Б.Г. Патофизиология. М.: Вече, 2001. – С. 585-598.

7. Патологическая физиология /Под ред. В.А. Фролова. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. - С. 74 - 76, 342 - 348.

8. Патологическая физиология /Под ред. Н.Н. Зайко, Ю.В. Быця. М.: МЕДпресс-информ, 2002. – С. 389-394

9. Патофизиология /Под ред. П.Ф. Литвицкого. - М.: Медицина, 1995.- С. 426-436.

10. Патологическая физиология /Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994.- С. 288-292.


 

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

 

Цель занятия: Уметь дифференцировать общие закономерности возникновения и основные стадии развития шока, комы, коллапса; их сходство и различия. Уметь оценить метаболические расстройства и нарушения основных физиологических функций.

 

Процесс изучения материалов занятия направлен на формирование у студентов следующих компетенций:

- способности и готовности проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов (ПК- 6);

- способности и готовности использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

- способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16),

- способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследования (ПК-32).

 

В результате освоения материалами занятия студент должен:

Знать:

- Шок. Определение понятия. Виды.

- Этиология шока. Основные классификации.

- Общий патогенез шоковых состояний. Основные фазы:

· нейро-эндокринных изменений;

· гемодинамических изменений;

· метаболических изменений.

- Сходство и различия отдельных видов шока. Особенности патогенеза травматического, кардиогенного, инфекционно-токсического и анафилактического шока.

- Патогенез необратимых изменений при шоке.

- «Шоковое легкое». Патогенез. Стадии. Основные показатели.

- «Шоковая почка». Патогенез. Основные показатели.

- Патофизиологические основы терапии шока.

- Синдром длительного раздавливания. Этиология. Патогенез.

- Кома. Определение понятия. Виды.

- Этиология и патогенез коматозных состояний.

- Роль первичных нарушений нервной системы, эндокринного аппарата и обмена веществ.

- Стадии комы.

- Обморок. Этиология. Патогенез.

- Коллапс. Этиология. Патогенез.

- Особенности шока у новорожденного.

Уметь:

- дифференцировать общие закономерности возникновения и основные стадии развития шока, комы, коллапса; их сходство и различия,

- оценить метаболические расстройства и нарушения основных физиологических функций.

Владеть:

- навыками анализа закономерностей функционирования отдельных органов и систем в норме и при патологии;

- основными методами оценки функционального состояния организма человека, навыками анализа и интерпретации результатов современных диагностических технологий

- навыками патофизиологического анализа клинических синдромов, обосновывать патогенетические методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики заболеваний.

 

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для проработки темы

1. Ноцицепция. Биологическое значение боли, проекционные и отраженные боли. Зоны Г.А. Захарьина - Г. Геда. Современные представления о ноцицептивной и антиноцицептивной системах.

2. Участие эндокринной системы в интегративной приспособительной деятельности организма.

3. Гипоталамо-гипофизарная система. Нейросекреты гипоталамуса: либерины и статины. Функциональные связи гипоталамуса с гипофизом. Гормоны гипоталамуса (либерины, статины), их эффекты.

4. Гормоны аденогипофиза: АКТГ, СТГ, их влияние на обменные процессы.

5. Надпочечники. Гормоны коркового вещества надпочечников, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Функции мозгового вещества надпочечников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: