Мысль – начало всего.
Все начинается с мысли, и добро и зло. Наши мысли материализуются. По сей день мы видим, что все, что создано, и все, что существует на земном шаре и во вселенной, есть материализованная во времени и пространстве Божественная мысль, а мы созданы по образу Божиему. Великая награда досталась роду человеческому, но мы не понимаем этого и не понимаем, как наши мысли влияют на других. Можем приносить большое добро или большое зло, все зависит от наших желаний и от наших мыслей.
Если наши мысли мирные и тихие, добрые и великодушные, то это влияет не только на наше собственное состояние, но мы еще источаем этот покой всюду вокруг себя: и в семье, и в стране, и повсюду. Значит, тогда мы — работники на ниве Божией, мы создаем Небесную гармонию, Божественную гармонию, тишина и покой распространяются повсюду. Если в нас живут негативные мысли, то от этого нам бывает большое зло! Когда зло находится в нас, мы передаем его, изливаем — на родных, в семье, в любом кругу, где находимся. Мы можем нести и большое добро, и большое зло; а если так, человече, лучше быть добрым, ради собственного же блага! Потому что разрушительные мысли разрушают наш мир, и нет нам покоя.
У нас всегда неправильная точка отсчета. Вместо того чтобы начинать с себя, мы хотим исправлять других, а себя оставляем на потом. Начни каждый с себя — вот нам и будет мир повсюду! Святой Иоанн Златоуст говорит: «Если человек сам себе не навредит, никто не сможет ему навредить!» Видите, мы сами кузнецы своего будущего.
Наш человеческий род своими мыслями нарушает порядок вещей. Древнее человечество было уничтожено потопом из-за дурных мыслей и желаний, а у нас сейчас то же самое, наши дурные мысли не приносят доброго плода. Значит, нам нужно преобразиться. Каждому в отдельности нужно преобразиться, но большая трудность заключается в том, что не было у нас примера ни в семье, ни в обществе.
|
…
В духовном мире мысли понятны так же, как слова. Они слышны. Поэтому труд над своей душой драгоценней любого дара в этом мире. Если человек, не очистившись, перейдет в вечность с плохими качествами характера, то он не сможет находиться среди ангелов и святых. И он уйдет в вечность, в вечную жизнь, с этими своими недостатками.
…
…Еще будучи ребенком, я размышлял о многом; с детства я обратил внимание на силу мысли. Но сейчас, когда состарился, вижу, что еще не достиг той ступени, на которой я был тогда в детстве, потому что Сам Господь просвещает детей.
Я заметил, что мои мысли где-то блуждают в то время, когда другие дети играют. «Это нехорошо, — сказал я себе, — я должен быть здесь, сосредоточен на том, что происходит».
Но напрасно, мысли постоянно убегали. Поэтому мне хотелось узнать, а как было у святых отцов, которые еще при жизни были прославлены Церковью и на Небе.
…
Какие у нас мысли, такова и наша жизнь. Если наши мысли спокойны, тихи, благородны и кротки, такой же будет и наша жизнь. Но когда мы мысленно обращаемся к окружающим нас обстоятельствам, входим в этот крут размышлений — нет нам ни покоя, ни мира.
…
Разница между хорошими и дурными людьми только в их мыслях – добрых или злых.
…
Душа, попавшая в круг сумбурных мыслей, испытывает адские мучения. Например, мы листаем газеты или идем по улицам города и после этого вдруг ощущаем, что внутри нас, в нашей душе, что-то нарушилось, чувствуем пустоту, печаль. Это происходит потому, что при чтении о разных предметах мы потеряли собранность ума, он стал рассеянным, и в него проникла атмосфера ада.
|
…
Каким мыслям мы предаемся, такая у нас и жизнь.
…
Потрудитесь иметь добрые мысли и добрые желания и друзьям и недругам, и увидите, какой добрый плод получите и вы, и все, кто вас окружает.
…Если мы с кем-то в ссоре — родителями, братьями, ближними, простим им от всего сердца, и когда мы так сделаем, то Господь узнает об этом, что мы искренне простили. Он хочет, чтобы мы прощали искренне, а не на словах, тогда и та душа, которую мы простили, почувствует, что мы действительно простили ее. Почему почувствует? Как почувствует? Потому что мы, люди, мысленная сила, мысленный аппарат, мы мысленно связаны друг с другом. Когда мы подумаем о ком-нибудь, то тот человек воспринимает наши мысли. Но люди рассеянны и (мысленно) разбиты и не могут видеть, кто о них думает и какие мысли обращает к ним. А духовно собранная, не рассеянная, соединенная с Богом душа знает мысли, обращенные к ней, знает, какие мысли исходят от друзей, а какие — от недоброжелателей; поэтому и говорю вам, что когда мы сердечно прощаем человека, то с души прощенного спадает тяжкое бремя.
…
Нужно приложить много усилий, чтобы человек освободился от отрицательных мыслей. Кто-то нарушил его расположение, и он ничего не может сделать. Придет один родственник, что-то скажет – не помогает, придет другой, третий, четвертый – не помогает. И только когда придет к нему тихий, приветливый ребенок и обнимет его, он получает настоящее утешение. Ребенок не делает различий – добрый или нет, для него все добрые, он полон благодати Божьей. Она передается человеку, и он может освободиться от депрессии.
|
Перемена жизни
Во всех своих несчастиях виноваты мы сами. Страдаем из-за своих злых мыслей и желаний. Сами себе причиняем беды, потому что нет покаяния в нашем народе. Нет покаяния в верующих, уже не говоря о тех, кто не верит. Пятьдесят лет коммунизма принесли много зла, больше, чем пятьсот лет турецкого ига. Как отстранили людей от Бога, человече! И вот эти наши злые мысли и злые желания расстроили гармонию мира и принесли злые и тяжелые плоды. Мы сами в этом виноваты, и теперь собираем плоды своих мыслей и желаний. Должно возобновиться покаяние. А это не только исповедь у священника, хотя и это необходимо для освобождения от злых мыслей. Это еще и обращение к абсолютному добру, а значит – обращение к Господу, потому что абсолютное добро есть Бог. Необходимо обратиться к Богу всем сердцем и искать мира с Господом, чтобы он дал нам силу быть добрыми.
Покаяние, если оно искреннее – чудесный божественный удел, в котором Господь полностью очищает грех, в отличие от греха нераскаянного, который всю жизнь мучает человека.
Покаяние – перемена жизни. Необходимо изменить образ мысли, потому что жизнь очень многое повредила в нас. И теперь видим, что не только наш народ от этого страдает, но и целый мир. Если мы обратимся к Богу – источнику нашей жизни, чтобы получить от Него силу утвердить в себе благородные и мирные мысли, исполненные любви и добра, тогда только мы сможем ощутить в себе искреннее покаяние. Потому что добрые мысли, добрые желания, любовь дают мир и утешение везде. Следовательно, если мы мыслим доброе о себе и своих ближних, мы должны измениться. Наши мысли действуют не только на нас, но на все, что нас окружает. Поэтому необходимо всегда содержать в себе добрые, мирные и тихие мысли. Господь заповедал нам любить своих неприятелей не ради них, но ради нас самих. До тех пор, пока держим в себе мысль о вреде, который нам причинили неприятели, родные, ближние, у нас нет мира, нет покоя.
Мы существа, сотворенные в вечности, стремимся к бесконечному, а это бесконечное, – бесконечную радость, бесконечную жизнь, бесконечную любовь, – здесь на земле никто из наших близких и родных не может нам дать. Почему? Потому что мы ограниченные существа, мы все в борьбе, в противостоянии мыслей. Падшие духи полны зависти и злобы и воюют против всех. Бог видит нашу борьбу и ждет, будем ли мы от всего сердца просить Его о помощи. Он готов нам помочь. У нас мало жизненных примеров. Мы часто слышим прекрасные слова о том, как нужно жить, как помочь ближним обрести покой и радость. Вопрос в том, сможем ли мы это применить в своей жизни. Но когда мы видим человека, который ни на кого не обижается, всех прощает, всему радуется, когда мы видим человека тихого, мирного, полного любви, нам самим хочется обрести мир и покой. Вот видите, что значит покаяние. Покаяние – это всецелая обращенность к абсолютному добру: сердцем, чувствами, мыслями и всем существом, это стремление соединиться в безраздельной любви со своим Творцом. Поэтому мы должны пребывать в непрестанной молитве, непрестанно просить Пресвятую Матерь, чтобы Она предстательствовала за нас слабых и немощных, просить ангелов и святых, чтобы они помогли нам воспринять от Господа силу любить его также как они и Пресвятая Богородица. Тогда мы будем блаженны и здесь на земле и в вечности. Потому, что Бог – любовь, мир и радость. Он принимает всякого, кто стремится к нему всем сердцем. Настоящее покаяние – исповедание перед священником или монахом всех, даже небольших прегрешений и изменение образа жизни, когда человек уже не возвращается к старому и не грешит в том, что уже исповедал духовнику.
Как упадешь, сразу вставай, не смеешь лежать в грязи, говорят святые отцы. Необходимо иметь мир, прежде всего, с самим собою, а потом уже и с другими.
Лучше мы сами себя осудим, чем нас осудит Господь. Если мы сами себя осудим, тогда мы знаем, что мы покаялись, и не будем больше грешить. Не судим других, чтобы не судили нас. Прощаем, чтобы и нас простили.
Господь очищает грехи. Покаяние – наивысшая добродетель и человека, и народа. Господь жалеет свои создания, потому что им приходиться страдать, и страдать напрасно, если они не приносят покаяния.
Нет непрощенного греха, нет греха, который мог бы пересилить милость Божью. Святые отцы хотели знать, что такое хула на Духа Святаго. И получили ответ: Хула на Духа Святаго нераскаянное упорство и противление истине. Напрасно говорить кому-нибудь, что Бог вездесущ и Податель жизни, если человек этого не чувствует.
Только гордость и хула на Святаго Духа перед смертью уводит душу и великого праведника в ад, также как и искреннее покаяние в смертный час великого грешника ведет в рай. Болезнь, которая ведет к смерти, меняет человека, делает его зловольным, но без хулы на Бога и ропота не имеет тяжелых последствий для духа.
…
Часто у новообращенных мы находим более крепкую веру, чем у тех, кто говорит, что верит в Бога с детства.
Обратившиеся из неверия в веру знают, какими они были прежде, знают, Чья заслуга в их возрастании и Кто — Источник жизни, Кто — единственный выход из этой тленной жизни.
Внутренний мир.
(Способы приобретения. Истинная свобода. Взаимосвязь человеческой души и окружающего мира. Все попускается человеку промыслительно. Причины потери мира.)
Самое важное, я думаю, – хранение мира в сердце. Любой ценой не допускайте в сердце тревогу. В нем должны царить мир, безмолвие, тишина. Мысленный хаос – это состояние падших духов. Наш ум должен быть собран, внимателен, сосредоточен. Только в такой ум может вселиться Бог.
…
Слава Богу, что я был с русскими и смог у них читать творения святых отцов. Непревзойденный психолог среди святых отцов, святой Исаак Сирин говорит нам: «Всеми силами храни внутренний мир. Не отдавай свой внутренний мир ни за что на свете! Примирись с самим собой, и помирятся с тобой и земля и Небо!»
Видите, какие глубокие мысли?! Часто я повторяю их, но до сих пор не могу достичь этой ступени.
…
Мы выгадываем, чтобы все было по-нашему, чтобы мир плясал под нашу свирель. А нужно мириться ради своего же добра. Если человек смирится – это его спасение и телесное и душевное. Тогда освобождается его нервная система, и тогда ему все легко, все несчастия отойдут от него. Он знает, что так должно быть, полностью смиряется. Когда человек многого хочет добиться, он сам себя мучит, не зная, что его ждет, и ничего не может совершить без Божьего позволения.
…
В современном мире много депрессивных людей, людей, потерявших веру. Человек отягощает себя мыслями, которые ему не нужны и не может ничего предпринять. Человек может задумать что-то доброе, но совершить это без Бога не может. Мы можем творить добро только божественной силой, потому что только Бог – абсолютное добро. Слава Богу, что он повсюду пребывает, помогая каждому – и тому, кто слаб, и тому, кто крепок. Всем нужна помощь.
Когда вас охватит печаль не надо расстраиваться и беспокоиться. Если бы мы постоянно думали о том, что с нами будет и как будет, мы бы не знали покоя. Бог обо всем промышляет. Какая будет воля Божья так и будет, не стоит об этом думать. Если мы заняты добрыми мыслями, мы спокойны. А если начинаем предполагать, будет это, а может быть это, теряем мир и покой. Достаточно нам повседневных забот. Как бы человек не был здоров, у него все равно есть недостатки. Нет ни одного совершенного существа, а с Богом – можем быть совершенны. Без Бога – нет. Поскольку Он – любовь, когда обратимся к Нему от всего сердца, сразу почувствуем помощь.
…
Чистые и светлые мысли от Господа. Когда они открываются в нас, мы, смиряясь, начинаем относиться к людям, животным, растениям светло и радостно. Потому, что даже растения ждут от нас доброго отношения. Человек смиряется, если покоряется воле Божьей. Человек должен быть доволен всем в жизни и за все благодарен Богу. Нужно трудиться, нельзя лениться, нельзя мучить себя ленью. Нужно ревновать по совести, чисто, благородно возвышенно, чтобы никого не обидеть и не повредить ничего вокруг себя и самого себя.
…
Отчаяние – проявление гордости. Отчаяние может наступить и тогда, когда привязываешься к мирским удовольствиям, потому что в них нет Бога и человек ищет утешения в предметах. Каждый чувствует одиночество, хотя рядом родители и близкие, но когда освободится от уз мира, то получает утешение от Бога.
Душа, которая не смирилась, не может принять благодати, потому что несмиренная душа может злоупотребить Божественной силой, как было с ангелами, которые пали и стали служить злу.
…
«Не следует много думать о себе, потому что, думая о своих потребностях, мы сами себе мешаем. Мы сами себе — наибольшее препятствие. Думаем о зле, которое вокруг нас, которое ранит нас, но если бы зла не было в нас самих, оно бы нас не задевало».
…
Не придавайте такого значения внешним событиям. Больше будьте внутри, в сердце, с Господом, а их оставьте. Вы только будьте приветливы, и тихи, и ласковы со всеми, и не обращайте внимание на остальное
…
Бог может освободить нас от любого зла, но мы сами судорожно за него держимся. Почему Бог нам заповедал любить врагов? Не ради них, а ради нас, потому что, пока мы носим в себе обиду, – мы не находим покоя, а когда прощаем, то наступает мир.
...
Не обращай внимания на то, что тебе говорят, когда обижают. Ты молись Богу, чтобы Он каждому дал благого ангела, а тебе душевный покой. И когда со всеми примиришься, всем пожелаешь добра, тебя ничего не будет мучить.
А так мы сами себя поедаем и разрушаем психически и физически, и заболеваем, и все потому, что не справились с плохими мыслями. А потом намного труднее приходить в себя.
…
Мы не понимаем смысла собственной жизни и того, что всякое дело здесь, на земле, и во всей вселенной – дело Божие. А мы работаем с прохладцей, без души, а этого никто бы не потерпел, не только Бог. Мы знаем, что вселенная принадлежит Богу, что планета принадлежит Богу; и неважно, какое дело нам поручено, – все Ему принадлежит.
Хорош ли человек или нет, благочестив или нет, осознает ли свой долг или нет – он будет отвечать за это. Мы не должны обращать внимание на то, кто нам дает задание, мы должны знать, что всякое дело здесь, на земле, во вселенной – дело от Господа, и нам надлежит исполнять его от всего сердца, без остатка. Когда мы так работаем, мы освобождаемся от внутреннего сопротивления. Тогда каждый наш поступок становится на пользу каждому, начиная с членов нашей семьи, и всем, с кем бы мы ни находились. Значит, мы всегда должны быть искренними, тогда мы будем излучать мир, тишину, любовь, будем любимы. Своими мыслями мы привлекаем или отталкиваем и друзей, и недругов, родных и близких. Люди обращают на свои мысли мало внимания, и из-за этого много страданий.
…
Наши планы и интересы запутывают нам жизнь – то одно, то другое, третье, четвертое... Нам кажется, что мы ничего не добьемся, если ничего не будем планировать, продумывать, предпринимать. Конечно, мы должны по совести работать и трудиться, но без спешки, потому что именно в спешке враг берет над нами верх. В суете мы не обращаем внимания на то, что мы кого-то обидели, или ущемили чьи-то интересы, или помешали кому-то, – все нам некогда, мы заняты своими планами... И так всю жизнь согрешаем перед ближними. А когда согрешаем перед ближним, согрешаем и перед Богом, потому что Господь таинственно почивает во всякой душе. Как мы относимся к ближнему, так мы относимся и к Богу.
…
Любите малые дела и стремитесь к тому, что скромно и просто. А когда душа созреет, Бог тогда даст ей внутренний мир. Господь сейчас на вас только смотрит, и Ему дорого, что вы стремитесь к Его миру. Пока душа не созреет для Господа, Он только иногда будет давать ей видеть, что Он всюду присутствует, все наполняет, весь мир, всю тварь. Тогда душа так радостна. Тогда она все имеет. Но после Господь опять скрывается от нас, чтобы мы тосковали о Нем и искали то всем сердцем.
Тяжело жить с ближними, если мы пускаемся в мысленную войну с ними. Не достаточно только воздерживаться от открытой войны словами и делами. Не вступайте даже в мысленную войну с ними. От этого теряется мир в душе и любовь к ближним. Не нужно ближним противопоставляться, ни убеждать их. Это бесполезно. Можете вы и на голове стоять перед ними и ничего не достигнете. Ближних нужно только любить, ради Господа. Господь и в них (неверующих), ибо, если бы Он не был в них, разве бы они вообще и были живы?!
…
Делайте всякую работу, как будто она дана Богом, потому что мы должны работать для Бога, а не для себя. Выполняйте все внимательно и с любовью, отдайтесь работе полностью и только тогда сможете сделать се как положено. Люди, которые мешают вам работать, – ваши наставники, а не противники. Они развивают у вас ревность к работе. Без искушений, которые приходят к нам от так называемых противников, невозможно преуспеть в деле.
Нужно помнить, что мы работаем по желанию и по воле Божьей, и труд наш принадлежит не начальнику, а Господу. Когда мы себе это уясним, работа пойдет мирно, без недовольства, потому что нельзя противиться Господу и Его воле.
…
Дисциплина необходима, без нее нет ни материального, ни духовного роста. Человек должен знать, чего он хочет. Важно, чтобы дисциплина была строгой, но не жесткой, потому что тогда это от врага и мы этим ничего не добьемся. Подлинная дисциплина исходит от сердца, когда мы покоряемся из любви. Сегодня человек из-за ускоренного темпа жизни становится все жестче и нервозней, нервная система перегружена и появляется все больше больных.
…
Каждое наше дело – одновременно и молитва. Если наши мысли сосредоточены на работе, если мы делаем ее от всего сердца, значит, ради Бога трудимся. А когда думаем, что ради людей работаем, тогда это неправильно, получается все наоборот.
…
Люди ищут мира и свободы, но они, бедные, и не знают, что такое свобода, они думают, что свобода – это когда можно все. Но это «все» не свобода, а плен. Мы всегда в плену. Если у нас есть все на свете, то мы в плену у своего богатства, и нет нам ни мира, ни покоя. Можем ехать, куда хотим, делать, что хотим, но это опять не свобода. Свобода – это Божия свобода от тирании мысли; только тогда мы обретаем мир, только тогда человек живет в молитве, работает по совести, трудится, всякому делу предается сердцем. Ни с кем не воюет – мысленно не воюет, – со всеми живет в мире, не принимает обиды близко к сердцу. Его спрашивают: «Как ты приобрел мир, тебя как будто не волнует эта жизнь? Мы нервничаем, страдаем, а тебе ничего – не обижаешься, не переживаешь? Как ты добился этого? Разве это возможно? У нас нет таких сил!» А это Господь хранит нас.
…
Царство Небесное не появится здесь или там, оно внутри нас и среди нас, а это – праведность, мир и радость.
Вокруг нас много тяжелых событий, которые разрушают наш душевный мир. Нам и брата родного трудно простить, а тем более чужих.
Как только нас побеждают злые мысли, мы и сами становимся злыми. Мы, христиане, не должны допускать зло даже в помыслах, а тем более на деле, иначе это будет означать, что у нас нет сил ему противостоять. А между тем в нас существует Божественная Сила, Божественная энергия, Божественная жизнь, и, когда мы будем держать ответ на Страшном Суде, мы должны будем ответить и за то, как мы распорядились Божественной силой и жизнью, которые были нам дарованы. Что мы создавали во вселенной – гармонию или хаос? Наши мысли действуют не только на нас, на животный и растительный мир – они влияют на вечность. Наши мысли не только могут разрушить мир на земле, но и умножать зло во вселенной. Весь человеческий род пожинает плоды своих мыслей и желаний. Первые люди погибли в потопе из-за своих черных мыслей и злых желаний, вот и мы сейчас настолько увязли во зле, что не можем освободиться от него, и к нам снова приближается то время. Единственное спасение, единственный выход, с помощью Божией, – во внутреннем изменении, в перемене сердца.
Поскольку мы носители Божественной энергии, мы должны всем своим существом подключиться к Центральной Станции Жизни – к Господу, чтобы эта энергия действовала в нас, а не сила зла. Обратимся к добру, чтобы вокруг нас было добро. Сохраним добрые, Божественные мысли, сохраним свой душевный мир, и он будет светиться в нас и вокруг нас – вот и наступит изменение. Всякий, кто не включен во зло, в свои земные амбиции, которые лишают человека покоя и обременяют душу, почувствует этот мир. Каждый человек, где бы он ни находился, может внести в это свою лепту.
…
Как только наше внимание отвлекается от Бога, мы теряем душевный мир.
Понимаете, в каждом человеке таинственно живет Господь, независимо оттого, почитает ли Его человек или нет. Но Он здесь, в центре жизни. Он движет жизнью.
Пока внимание человека сосредоточено в сердце, до тех пор сохраняется внутренний мир и Божественная радость, которые даются новоначальным бесплатно. А позже, как только наше внимание рассеивается и обращается к каким-либо земным предметам, к мертвым вещам или живому существу, мы сразу же теряем душевный мир, потому что не может человек служить Богу и мамоне. Тот предмет, которому мы посвятили свое внимание, входит в наше сердце и занимает Божий Престол, занимает сердце. Это может быть слава, честь, богатство или красота... И если что-то земное восходит на трон, то поселяется и живет в нас. В зависимости от того, к чему обращено наше внимание. Поэтому, от того, к чему обращено наше внимание, мы зависим, оно владеет нами.
…
Невозможно сохранить внутренний мир, пока совесть в чем-то обличает нас. Следовательно, мы должны очистить свою совесть. Это условие для того, чтобы Господь посмотрел на нас и даровал благодать. И тогда Он даст нам Свою благодать, силу, которая действует всюду, а особенно в душах тех, кто сердцем взыскует Источника жизни, кто взыскует Господа, Который устами древнего пророка говорит: «Чадо, дай мне сердце твое!»
Только Бог может дать человеческой душе то, что ей необходимо.