в Деметрий (337 - 283 гг. до н. э.) - один из "эпигонов" - полковод- цев, ведших войны за раздел и передел державы Александра Македонского и его наследников. За изобретение осадных машин был прозван Полиоркетом - разрушителем городов. Эпизод со Стильпоном пересказывает также Плутарх ("Деметрий", IX), по версии которого, Стильпон ответил Деметрию: "Я не видел, чтобы кто-нибудь из твоих воинов унес мое знание".
10 В некоторых изданиях далее следует слово "воздержность", от- сутствующее в рукописях.
П Изречение Публилия Сира.
Письмо Х
' Кратет из Фив (2-я половина IV в. до н. э.) - философ-киник, ученик Диогена. Раздав свое имущество, вел жизнь странствующего философа-пропо- ведника. Его учеником был Зенон.
Афинодор (I в. до н. э.) - философ-стоик, сначала - хранитель Пер- гамской библиотеки, затем (с 70 г.) живший в Риме, в доме Катона Утичес- кого (см. прим. 2 к письму XIII).
Молиться во всеуслышанье - одно из правил пифагорейцев.
Письмо XI
1 Ср. у Диогена Лаэрция (VII, 54) рассказ о кинике Диогене, который сказал при виде покрасневшего юноши: "Верь в него: это цвет добродете- ли!"
2 Слова "или души" некоторые издатели нового времени опускают, как противоречащие общему смыслу учения Сенеки.
Фабиан Папирий - один из учителей Сенеки, сперва оратор, затем фи- лософ, близкий к стоицизму.
4 О понятии "человека добра" у Сенеки см. в статье, стр. 343 - 344.
Письмо XII
' Гением римляне называли духа-покровителя каждого мужчины, вместе с ним рождавшегося и умиравшего.
Прозвище Гераклита - Темный.
8 Пакувия как командира легиона в Сирии в 19 г. н. э. упоминает Тацит ("Анналы", II, 79). Видимо, был впоследствии (до 32 г.) наместником этой провинции.
4 Вергилий. Энеида, IV, 654 (здесь и далее многочисленные цитаты из Вергилия приводятся по изданию: Вергилий. Буколики, Георгики, Энеида. М., 1971. "Буколики" и "Георгики" цитируются в переводе С. Шервинского, "Энеида" - в переводе С. Ошерова). Письмо XIII
1 Текст переведен по исправлению Швейгехойзера. Бюхелер предлагает другое исправление: "Мы отдаемся на волю уносящих нас ветров".
Катан - Марк Порции Катон Младший (95 - 46 гг. до н. э.), прозван- ный Утическим. Философ-стоик и государственный деятель, страстный защит- ник традиционной республики и противник Помпея и Цезаря в пору их союза. С началом их вражды, после вторжения Цезаря в Италию, присоединился к Помпею, а после его разгрома пытался организовать сопротивление Цезарю в Северной Африке. Потерпев неудачу, покончил с собою в Утике (Ливия), бросившись на меч, а потом сорвав повязку со своей раны. Катон - любимый герой писателей стоической оппозиции.
Письмо XIV
' Сицилийское море - часть Средиземного моря у восточного берега Си- цилии. Харибда локализовалась в Мессинском проливе (между Сицилийским и Тирренским морем).
Жреческие повязки - убор жреца во время священнодействий; жрец был лицом неприкосновенным.
Сенека метафорически изображает позицию Катона в начале гражданской войны (январь 49 г. до н. э.), когда тот категорически требовал от Цеза- ря роспуска войск и поддерживал намерение Помпея удалиться в Испанию, также распустив легионы.
4 Имеется в виду эпизод борьбы Катона против закона о раздаче земель, предложенного Цезарем в год его консульства (59 г. до н. э.). Ср. Плу- тарх. Катон, XXXIII:
"Цезарь предложил еще один закон - о разделе почти всей Кампании... Ему не противоречил никто, кроме Катона. Цезарь приказал прямо с ора- торского возвышения отвести его в тюрьму, но и тут Катон не пал духом и не умолк - напротив, по дороге в тюрьму он продолжал говорить о новом законе".
6 Некоторые издатели принимают конъектуру Мадвига, предлагающего чи- тать это место так: "...надо ли мудрому стараться о делах государства".
Перевод по конъектуре Гроновия.
Письмо XV
' Ср. Гораций. Сатиры, II, 2, 77 - 78 (пер. М. Дмитриева):
Тело, вчерашним грехом отягченное, дух отягчает И пригнетает к земле часть дыханья божественной силы.
"Аристон остроумно уподобил атлетов колоннам в гимнасии, ибо они та- кие же гладкие и каменные. И Диоген-киник на вопрос, почему атлеты почти что лишены чувств или разума, ответил: "Потому что состоят из свиного и бычьего мяса". Был и стих-пословица: "Желудок полон - тонким уж не будет ум"" (Примечание Юста Липсия).
Маслом атлеты умащали тело.
8 Салии - коллегия жрецов Марса; ежегодное празднество их сопровожда- лось бегом по городу с пением и пляской-прыжками. Само название коллегии связывали со словом salire - "прыгать".