- это психологические методы, направленные на изучение личности отдельного человека или определенной группы обсле-дуемых лиц. При этом исследуются, с одной стороны, разные аспекты личностных свойств, с другой – состояние обследуемого
В свою очередь, это могут быть и состояния эмоциональной напряженности, связанные с жизненными проблемами, профес-сиональной деятельностью и затрудненной адаптацией к внешним условиям, и болезненные расстройства, относящиеся к сфере пограничной (неврозы, психопатии, патохарактерологические развития) или более глубокой психопатологии.
Для измерения способностей применяются различные психофизиологические и психологические тесты, чаще по типу опросников
Вербальные
(словесные) Стимульный материал методик когда, испытуемый старается понять, как его ответы могут отразиться на конечных результатах. Поэтому позволяет представить личностные особенности или в сглаженном (улучшенном) или заостренном (ухудшенном) варианте.
Невербальные
(стандартизированные) Методы, стимульный ма-териал которых не является прогностичным, что позволяет избежать таких результатов, которые были бы искажены установкой испытуемого на процедуру тестирования.
29. НАЗОВИТЕ МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Характеристики внимания
-Устойчивость
(Кольца Ландольта)
-Концентрация внимания
- Сосредоточенность внимания
- Распределение внимания
(метод «Расстановка чисел)
- Переключение внимания
|
«Сложение чисел с переключением»
30. ОХАРАКТИРИЗУЙТЕ МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ
Память – это форма психического отражения, заклю-чающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возмож-ным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
В памяти выделяют три процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение.
По времени сохранения информации различают кратковременную и долговременную память.
По характеру психической активности (в зависи-мости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют н а: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.
31. ДАЙТЕ ОЦЕНКУ МЕТОДАМ ИССЛЕДОВАНИЯМ МЫШЛЕНИЯ
Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс открытия нового
Этапы мышления
Первый этап мышления – предметно-действенное мышление (характерно для возраста от 1 до 3-х лет), то есть, мышление в виде практических действий (пробуя предметы руками и порой ломая их т.е.-изучая…)
Второй этап – наглядно-образное мыш-ление в виде об-разов и пред-ставлений (зрительных, слуховых, тактиль-ных). Оно наибо-лее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохра-няется и у взрос-лых людей.
Третий этап -Образное мышле-ние воссоздается воображением.
Преобладающую роль в этом виде мыш-ления играет правое полушарие человека. Используются от-влеченные поня-тия, вербальные конструкции.
|
Четвёртый этап - абстрак- тно-логическое (понятийное мышление).
В этом случае человек оперирует понятиями, не имея опыта, полу-ченного при помощи органов чувств.
Методика «Исключение понятий»
Методика «Исключение понятий» предназначена для исследования мышления. Позволяет оценить сформированность понятийной сферы испытуемого, способность к классификации и анализу | |
Может быть использована для диагностики патологии мышления, встречающейся при различных психических заболеваниях (шизофрении, органическом расстройстве., | |
Данная методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу. | |
Вам предлагается 17 рядов слов. В каж-дом ряду четыре слова объединены об-щим родовым понятием, пятое к нему не относится. В каждом случае вам необходимо указать в списке лишнее слово, а также назвать родовое понятие для оставшихся четырех. |
32. МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Эмоционально-волевая сфера – это свойства личности, характеризующие особенности проявления ее эмоций и чувств. Эмоциональная составляющая неразрывно связана с мировоззрением личности, ее ценностными установками, коммуникабельностью. Волевой компонент выражается в самоопределении и поведенческой регуляции, адекватной мобилизации физических и психических резервов в различных ситуациях, оценке и прогнозировании предстоящей деятельности человека.