Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что испы-туемые положи-тельно относятся к обследованию.
Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц.
Перед каждым исследованием готовятся алфавитные списки членов группы по числу испытуемых. Оправа от фамилии выделяется колонка, в которой испытуемому предлагается проанализировать спосо-бности или наклонности членов группы и отметить против каждой фамилии свой выбор с помощью следующих знаков: «+» (положительный выбор);
«О» (неопределенный выбор); «—» (отрицательный выбор).
Простейшими способами количественной обработ-ки социометрических карточек являются табличный, графический и индексологический метод.
Табличный способ предусматривает составление сводной социоматрицы.
24. МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И АТОМОСФЕРЫВ ВОИНСКОМ КОЛЛИКТИВЕ
Психологический климат можно рассматривать как относительно устойчивое, качественно определенное состояние социально-психологической сферы жизнедеятельности коллектива, характеризующееся отношениями к значимым моментам социальной деятельности.
Наиболее адекватным объектом, характер отношения к которому будет принят за показатель психологического климата в группе, предлагается считать воинский коллектив как целостное образование.
В отношении к нему интегрируются удовлетворенность военнослужащих самыми различными сторонами психологической обстановки в группе, их настроение в процессе совместной профессиональной деятельности и общения с членами коллектива и многие другие переменные.
В. Л. Марищук и Л. К. Серова (1983) предлагают оценивать уровень межличностных отношений в спортивной команде по условной 5-балльной шкале. Данная шкала может применяться в различных видах спорта, но особенно удобна она в тех, которые характеризуются совместно-взаимо-связанной деятельностью партнеров по команде.
|
№ п\п | Уровень межличностных отношений при взаимодействии спортсменов. | Условные оценки. | |
Взаимодействуют согласованно и слаженно, понимание друг друга с полуслова, не упрекают, а поддерживают, проявляют инициативу во взаимопомощи. | |||
Взаимодействие с незначительными рассогласованием, хорошо понимают друг друга, поддержка и одобрение преобладают над упреками, помогают при необходимости. | |||
Взаимодействие не согласованно, понимают друг другу с трудом, высказывают много упреков, не стремятся к взаимо- помощи, оказывая ее лишь по просьбе. | |||
Взаимодействие формально, партнеры не хотят понимать друг друга, взаимные обвинения преобладают над дружескими сове- тами, высказывают явное нежелание помочь друг другу. | |||
Взаимодействие практически отсутствует, оно происходит лишь случайно, партнеры конфликтуют, категорически отказы- ваются помочь друг другу. |
26. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ МЕТОД ГРУППОВОЙ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ.
Групповая оценка
личности отражает общественное мнение о человеке как о члене коллектива
Групповая оценка
личности - есть статистическая совокупность индивидуальных представлений о человеке
Групповой оценке личности предшествует разработка перечня личностных качеств, необходимых для успешного овладения той или иной воинской специальностью. Объем требований может быть выражен определенным числом качеств личности (от 20 до 180). Труд является главной детерминантой развития личности. Следовательно, самым объективным и адекватным основанием для определения перечня качеств личности военнослужащего будет функциональная структура его деятельности.
|
Можно выделить группы качеств, характеризующих отношение воина к своему ратному труду (трудолюбие, увлеченность, творчество, ответственность за порученное дело и т. д.), к людям (честность, воспитанность, общительность, доброжелательность, коллективизм и т. д.), к себе (самокритичность, скромность, уверенность в себе и т. д.).
Неравнозначность перечисленных выше качеств в том или ином виде воинской деятельности ставит задачу выяснить вес каждого из них в системе требований к деятельности военного специалиста. Эта задача может быть решена посредством ранжирования каждого качества по предложенной шкале (таблица 2)
№ п/п | Качества | Отсутствие качества допустимо. | Качество должно быть присуще. | |
В большей степени | в малой степени | |||
1. | Специальные знания | |||
2. | Трудолюбие и т.д. |
27. ДАЙТЕ ОЦЕНКУ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В/С-Х В КОЛЛЕКТИВЕ
Под социально-психоло-гической адаптацией понимают взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы
Социально-психологическая адаптация предполагает активное принятие и усвоение воинами норм, ценностей и традиций воинского коллек-тива, включение личности в него как равноправного члена. В этом процессе можно выде-лить, прежде всего, факторы личностные и внешние
|
Среди внешних факторов, влияющих на адаптацию, можно назвать овладение военной специальностью, служебную деятельность, стиль руководства и взаимоотношения в коллективе
28. РАСКРОЙТЕ ПСИХОДИАГНОСТИКУ И ЕЁ МЕТОДЫВЫЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
Психическое состояние – это особая психологическая категория, объединяющая большую группу психичес-ких явлений. Являясь самой живой формой актуали-зации психики, психические состояния отличаются от процессов и свойств относительной длительностью при сохранении однородности. По отношению к психологическому процессу психическое состояние выступает способом его организации и фоном для психической деятельности.
По отношению к психическому свойству оно является в определенной мере выражением и этого свойства, с одной стороны, а с другой, - образование и формирование психических свойств осуществляется через этап психического состояния (Б.Г. Ананьев, 1980)