Непараметрическая социометрия




Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что испы-туемые положи-тельно относятся к обследованию.

Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц.

Перед каждым исследованием готовятся алфавитные списки членов группы по числу испытуемых. Оправа от фамилии выделяется колонка, в которой испытуемому­ предлагается про­анализировать спосо-бности или наклонности членов группы и отметить против каждой фамилии свой выбор с помощью следующих знаков: «+» (положительный выбор);

«О» (не­определенный выбор); «—» (отрицательный выбор).

Простейшими способами количественной обработ-ки социометрических карточек являются табличный, графиче­ский и индексологический метод.

Табличный способ предусматривает составление сводной социоматрицы.

24. МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И АТОМОСФЕРЫВ ВОИНСКОМ КОЛЛИКТИВЕ

Психологический климат можно рассматривать как отно­сительно устойчивое, качественно определенное состояние социально-психологической сферы жизнедеятельности кол­лектива, характеризующееся отношениями к значимым мо­ментам социальной деятельности.

Наиболее адекватным объектом, характер отношения к которому будет принят за показатель психологического климата в группе, предла­гается считать воинский коллектив как целостное образо­вание.

В отношении к нему интегрируются удовлетворен­ность военнослужащих самыми различными сторонами психологической обстановки в группе, их настроение в про­цессе совместной профессиональной деятельности и обще­ния с членами коллектива и многие другие переменные.

В. Л. Марищук и Л. К. Серова (1983) предлагают оцени­вать уровень межличностных отношений в спортивной команде по условной 5-балльной шкале. Данная шкала мо­жет применяться в различных видах спорта, но особенно удобна она в тех, которые характеризуются совместно-взаимо-связанной деятельностью партнеров по команде.

№ п\п Уровень межличностных отношений при взаимодействии спортсменов. Условные оценки.
  Взаимодействуют согласованно и слаженно, понимание друг друга с полуслова, не упрекают, а поддерживают, проявляют инициативу во взаимопомощи.  
  Взаимодействие с незначительными рассогласованием, хорошо понимают друг друга, поддержка и одобрение преобладают над упреками, помогают при необходимости.  
  Взаимодействие не согласованно, понимают друг другу с трудом, высказывают много упреков, не стремятся к взаимо- помощи, оказывая ее лишь по просьбе.  
    Взаимодействие формально, партнеры не хотят понимать друг друга, взаимные обвинения преобладают над дружескими сове- тами, высказывают явное нежелание помочь друг другу.  
  Взаимодействие практически отсутствует, оно происходит лишь случайно, партнеры конфликтуют, категорически отказы- ваются помочь друг другу.    

26. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ МЕТОД ГРУППОВОЙ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ.

Групповая оценка

личности отражает общественное мне­ние о человеке как о члене коллектива

Групповая оценка

личности - есть статисти­ческая совокупность индивидуальных представлений о чело­веке

Групповой оценке личности предшествует разработка перечня личностных качеств, необходимых для успешного овладения той или иной воинской специальностью. Объем требований может быть выражен определенным числом ка­честв личности (от 20 до 180). Труд является главной детерминантой развития личности. Следовательно, самым объек­тивным и адекватным основанием для определения перечня качеств личности военнослужащего будет функциональная структура его деятельности.

Можно выделить группы качеств, характеризующих отношение воина к своему ратному труду (трудолюбие, увлеченность, твор­чество, ответственность за порученное дело и т. д.), к лю­дям (честность, воспитанность, общительность, доброжела­тельность, коллективизм и т. д.), к себе (самокритичность, скромность, уверенность в себе и т. д.).

Неравнозначность перечисленных выше качеств в том или ином виде воинской деятельности ставит задачу выяс­нить вес каждого из них в системе требований к деятель­ности военного специалиста. Эта задача может быть решена посредством ранжирования каждого качества по пред­ложенной шкале (таблица 2)

№ п/п Качества Отсутствие качества допустимо. Качество должно быть присуще.
В большей степени в малой степени
1. Специальные знания      
2. Трудолюбие и т.д.      

27. ДАЙТЕ ОЦЕНКУ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В/С-Х В КОЛЛЕКТИВЕ

Под социально-психоло-гической адаптацией понимают взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей лич­ности и группы

Социально-психологическая адаптация предполагает ак­тивное принятие и усвоение воинами норм, ценностей и тра­диций воинского коллек-тива, включение личности в него как равноправного члена. В этом процессе можно выде-лить, прежде всего, факторы личностные и внешние

Среди внешних факторов, влияющих на адаптацию, мож­но назвать овладение военной специальностью, служебную деятельность, стиль руководства и взаимоотношения в кол­лективе

28. РАСКРОЙТЕ ПСИХОДИАГНОСТИКУ И ЕЁ МЕТОДЫВЫЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Психическое состояние – это особая психологическая категория, объединяющая большую группу психичес-ких явлений. Являясь самой живой формой актуали-зации психики, психические состояния отличаются от процессов и свойств относительной длительностью при сохранении однородности. По отношению к психологическому процессу психическое состояние выступает способом его организации и фоном для психической деятельности.

По отношению к психическому свойству оно является в определенной мере выражением и этого свойства, с одной стороны, а с другой, - образование и формирование психических свойств осуществляется через этап психического состояния (Б.Г. Ананьев, 1980)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: