Педагогические наблюдения «по объёму »
Проблемное наблюдение направлено на несколько взаимосвязанных педагогических явлений, составляющих в совокупности одно из определяющих направлений в исследовании предмета. Например, чтобы оценить эффек-тивность новой программы по физической подготовке военнос-лужащих, требуется вести наблю-дение по разным направлениям, изучать различные факторы, тесно связанные между собой, влияющие друг на друга и, в конечном счете, определяющие уровень физической подготовленности военнослужащих
Тематическое наблюдение заключается в том, что из целостного учебно-воспитательного процесса как бы вычленяется то или иное явление и подвергается наблюдению. Это позволяет более глубоко проанализировать изучаемый объект исследования. Тематическое наблюдение широко применяется в педагогической практике, так как оно наиболее доступно при проведении индивидуальных исследований
Педагогические наблюдения «по степени определенности
Разведывательное наблюдение -проводится с целью ознакомления с предметами исследо-вания для уточнения рабочей гипотезы. Оно может предварять постановку эксперимента и основного наблюдения
Основное, или стандартизированное, наблюдение имеет четко разработанную программу фиксации результатов исследования. При этом заранее разрабатываются протоколы, в которых должны отражаться результаты наблюдения, его технология и последовательность
По стилю наблюдение делится на включенное и не включённое. Включенное наблюдение, или наблюдение «изнутри», предусмат-ривает участие самого исследователя в учебном процессе.
Не включённое наблюдение наоборот, предполагает, что исследователь не участвует в учебном процессе, а является как бы свидетелем происходящего.
|
В зависимости от осведомленности испытуемых и преподавателя о том, что за ними ведется наблюдение, последнее называют открытым или скрытым.
Открытое наблюдение не требует каких-либо дополнительных мероприятий и поэтому является наиболее распространенным в практике.
Скрытое наблюдение осуществляется, чтобы испытуемые не знали, что за их действиями наблюдают. Это позволяет добиваться, естественности в их поведении.
По времени, в течение которого ведется наблюдение, оно может подразделяться на непрерывное или прерывистое. Простейшим примером непрерывного наблюдения является наблюдение, проводимое от начала занятий по физической подготовке до конца. Прерывистое, или дискретное, наблюдение осуществляется тогда, когда изучается не все педагогическое явление, а лишь его главные этапы.
10. В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ХРОНОМЕТРИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ, КАК МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Контрольные испытания.
С их помощью определяется уровень развития отдельных физических качеств, оценивается степень технической подготовленности, выявляются преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий.
Контрольные упражнения целесообразно разделять на тесты, определяющие уровень общей и специальной физической подготовленности. В научных исследованиях, как правило, используется несколько контрольных упражнений.
Контрольные упражнения должны отвечать следующим требованиям:
|
1) быть доступными для всех исследуемых;
2) проводиться в одинаковых условиях;
3) иметь объективную шкалу оценок;
Отличаться простотой измерения
11. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ПРОФЕССИОГРАФИЯ»
Профессиография - описание конкретной профессии, отражающее цели и задачи данного вида труда, условия и организацию выполнения отдельных этапов и всей работы в целом, а также ее психофизиологическую характеристику.
12. В ЧЕМ СУТЬ ПРОФЕССОГРАФИИ КАК ОСНОВНОГО МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ профессиональной деятельности военнослу-жащих представляет собой целенаправленный и организованный процесс, в котором можно выделить три этапа:
1) сбор информации о профессиональной деятельности;
2) обработку полученной информации, составление профессиограммы;
использование профессиограммы для решения практических или теоретических задач
13. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫВ ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
При изучении и оценке профессиональной деятельности военнослужащих в практических исследованиях наиболее часто используются следующие методические приемы:
1.Изучение официальных документов
Наблюдение; хронометраж