Классификация видов педагогических наблюдений По Б.А.Ашмарину (1978)




Педагогические наблюдения «по объёму »

Проблемное наблюдение направлено на несколько взаимо­связанных педагогических явлений, составляющих в сово­купности одно из определяющих направлений в исследова­нии предмета. Например, чтобы оценить эффек-тивность но­вой программы по физической подготовке военнос-лужащих, требуется вести наблю-дение по разным направлениям, изу­чать различные факторы, тесно связанные между собой, влияющие друг на друга и, в конечном счете, определяющие уровень физической подготовленности военнослужащих

Тематическое наблюдение заключается в том, что из целостного учебно-воспитательного процесса как бы вычле­няется то или иное явление и подвергается наблюдению. Это позволяет более глубоко проанализировать изучаемый объект исследования. Тематическое наблюдение широко применяется в педагогической практике, так как оно наи­более доступно при проведении индивидуальных исследо­ваний

Педагогические наблюдения «по степени определенности

Разведывательное наблю­дение -проводится с целью ознакомления с предметами ис­следо-вания для уточнения рабочей гипотезы. Оно может предварять постановку эксперимента и основного наблюде­ния

Основное, или стандартизированное, наблюдение име­ет четко разработанную программу фиксации результатов исследования. При этом заранее разрабаты­ваются протоколы, в которых должны отражаться резуль­таты наблюдения, его технология и последовательность

По стилю наблюдение делится на включенное и не включённое. Включенное наблюдение, или наблюдение «изнутри», предусмат-ривает участие самого исследователя в учебном процессе.

Не включённое наблюдение наоборот, предполагает, что исследователь не участвует в учебном процессе, а является как бы свидетелем проис­ходящего.

В зависимости от осведомленности испытуемых и препо­давателя о том, что за ними ведется наблюдение, последнее называют открытым или скрытым.

Открытое наблюдение не требует каких-либо дополни­тельных мероприятий и поэтому является наиболее рас­пространенным в практике.

Скрытое наблюдение осуществляется, чтобы испытуемые не знали, что за их действиями наблю­дают. Это позволяет добиваться, естественности в их пове­дении.

По времени, в течение которого ведется наблюдение, оно может подразделяться на непрерывное или прерывистое. Простейшим примером непрерывного наблюдения является наблюдение, проводимое от начала занятий по физической подготовке до конца. Прерывистое, или дискретное, наблю­дение осуществляется тогда, когда изучается не все педаго­гическое явление, а лишь его главные этапы.

10. В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ХРОНОМЕТРИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ, КАК МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Контрольные испытания.

С их помощью определяет­ся уровень развития отдельных физических качеств, оцени­вается степень технической подготовленности, выявляются преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий.

Контрольные упражне­ния целесообразно разделять на тесты, определяющие уро­вень общей и специальной физической подготовленности. В научных исследованиях, как правило, используется несколько контрольных упражнений.

Контрольные упражнения должны отвечать следующим требованиям:

1) быть доступными для всех исследуемых;

2) про­водиться в одинаковых условиях;

3) иметь объективную шка­лу оценок;

Отличаться простотой измерения

11. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ПРОФЕССИОГРАФИЯ»

Профессиография - описание конкретной профессии, от­ражающее цели и задачи данного вида труда, условия и организацию выполнения отдельных этапов и всей работы в целом, а также ее психофизиологическую характеристику.

12. В ЧЕМ СУТЬ ПРОФЕССОГРАФИИ КАК ОСНОВНОГО МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анализ профессиональной деятельности военнослу-жа­щих представляет собой целенаправленный и организован­ный процесс, в котором можно выделить три этапа:

1) сбор информации о профессиональной деятельности;

2) обработку полученной информации, со­ставление профессиограммы;

использование профессиограммы для решения прак­тических или теоретических задач

13. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫВ ОЦЕНКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

При изучении и оценке профессиональной деятельности военнослужащих в практических исследованиях наиболее часто используются следующие методические приемы:

1.Изу­чение официальных документов

Наблюдение; хронометраж



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: