ЗАКОН
О ТАМОЖЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Принят Постановлением Народного Совета 25 марта 2016 года
(С изменениями, внесенными Законами
от 23.03.2017 № 164-IНС,
от 10.02.2017 № 166-IНС,
от 07.04.2017 № 171-IНС)
РАЗДЕЛ 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖ ЕНИЯ
Глава 1. Основы таможенного дела
Статья 1. Таможенное законодательство Донецкой Народной Республики
1. Таможенное законодательство Донецкой Народной Республики состоит из Конституции Донецкой Народной Республики, настоящего Закона, иных Законов, нормативных правовых актов Главы Донецкой Народной Республики, Совета Министров Донецкой Народной Республики, республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, касающихся реализации таможенного дела, а также международных договоров Донецкой Народной Республики, регулирующих вопросы осуществления таможенного дела.
2. Таможенное законодательство Донецкой Народной Республики действует на таможенной территории Донецкой Народной Республики.
3. При таможенном регулировании применяется таможенное законодательство Донецкой Народной Республики, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
4. При перемещении товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Донецкой Народной Республики, применяется таможенное законодательство Донецкой Народной Республики, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы.
|
5. Если день фактического пересечения товарами, транспортными средствами и иными предметами таможенной границы не установлен, применяется таможенное законодательство Донецкой Народной Республики, действующее на день выявления нарушений правил, установленных таможенным законодательством Донецкой Народной Республики.
6. В случае если международный договор Донецкой Народной Республики содержит иные правила осуществления таможенного дела по сравнению с теми, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила соответствующего международного договора Донецкой Народной Республики.
Статья 2. Особенности вступления в силу законов Донецкой Народной Республики и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики по вопросам таможенного дела
1. Законы Донецкой Народной Республики, а также нормативные правовые акты Совета Министров Донецкой Народной Республики и республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, по вопросам таможенного дела, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
2. Официальным опубликованием нормативного правового акта республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, по вопросам таможенного дела, после процедуры его обязательной государственной регистрации в республиканском органе исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере юстиции, считается опубликование его полного текста на официальном сайте республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, если иное не предусмотрено законами Донецкой Народной Республики.
|
3. Закон Донецкой Народной Республики или другой нормативный правовой акт по вопросам таможенного дела, который вступает в силу со дня официального опубликования, считается действующим с 00 часов дня, следующего за днем официального опубликования указанного закона Донецкой Народной Республики или нормативного правового акта.
4. Если для вступления в силу нормативного правового акта законом Донецкой Народной Республики или другим нормативным правовым актом по вопросам таможенного дела установлен определенный срок со дня его официального опубликования, определенный в днях, этот срок начинается с 00 часов дня, следующего за днем официального опубликования указанного закона или нормативного правового акта, и заканчивается в 24 часа последнего дня соответствующего срока.
5. Если день вступления в силу закона Донецкой Народной Республики или другого нормативного правового акта по вопросам таможенного дела определен конкретной датой, этот закон или нормативный правовой акт считается действующим с 00 часов указанной даты.
Статья 3. Порядок исчисления сроков, устанавливаемых таможенным законодательством Донецкой Народной Республики
1. Срок, установленный таможенным законодательством Донецкой Народной Республики, определяется календарной датой или периодом времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить, или на действие, которое должно быть совершено.
|
2. Если таможенным законодательством Донецкой Народной Республики не установлен специальный порядок исчисления сроков, для определения начала и окончания сроков, определенных периодом времени, в таможенном законодательстве Донецкой Народной Республики применяются правила, предусмотренные частями 3–8 настоящей статьи.
3. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
4. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
6. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
7. Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 (двадцати четырех) часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, учреждении, то срок заканчивается тогда, когда в этой организации, учреждении по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
8. В случае если срок исчисляется рабочими днями, под рабочими днями понимаются дни недели с понедельника по пятницу, на которые не приходятся праздничные дни, объявленные нерабочими в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 4. Особенности применения законов и других нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики по вопросам таможенного дела
1. Нормы законов Донецкой Народной Республики, которые смягчают или отменяют ответственность лица за нарушения таможенных правил, предусмотренных настоящим Законом, имеют обратное действие во времени, то есть их нормы распространяются на правонарушения, совершенные до принятия этих законов. Нормы законов Донецкой Народной Республики, которые устанавливают или усиливают ответственность за такие правонарушения, обратного действия во времени не имеют.
2. В случае если нормы законов Донецкой Народной Республики или других нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики по вопросам таможенного дела допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей субъектов хозяйствования и граждан, которые перемещают товары, транспортные средства и иные предметы через таможенную границу Донецкой Народной Республики, прав и обязанностей должностных лиц таможенных органов, вследствие чего существует возможность принятия решения как в пользу таких субъектов хозяйствования и граждан, так и в пользу таможенных органов, решение должно приниматься в пользу указанных субъектов хозяйствования и граждан.
При этом уполномоченный руководитель сотрудника таможенного органа, который принял такое решение, обязан в течение 10 рабочих дней в письменном виде уведомить республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, о принятии такого решения с указанием, в чем именно состоит неоднозначность (множественность) трактовки спорных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.
Статья 5. Государственная политика в сфере таможенного дела
1. На территории Донецкой Народной Республики осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Донецкой Народной Республики.
2. Таможенная политика – это система принципов и направлений деятельности Донецкой Народной Республики в сфере обеспечения своих экономических интересов и безопасности с помощью таможенно-тарифных и нетарифных мероприятий регулирования внешней торговли, а также по средствам применения мер, направленных на борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
3. Государственное таможенное дело осуществляется на основе принципов:
1) исключительной юрисдикции Донецкой Народной Республики на ее таможенной территории;
2) законности;
3) признания равенства и правомерности интересов всех субъектов хозяйствования, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также граждан;
4) гласности;
5) исключительной компетенции республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела, в осуществлении таможенного дела;
6) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
7) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
8) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
9) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля;
10) совершенствования таможенного контроля, внедренияпрогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Донецкой Народной Республики.
4. Таможенную систему составляет непосредственно таможенное дело, а также система организации и функционирования таможенных органов республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере налогообложения и таможенного дела.
Статья 6. Таможенное дело
1. Таможенное дело – это совокупность мер, определяющих таможенное регулирование, связанное с установлением порядка перемещения товаров через таможенную границу Донецкой Народной Республики, взиманием таможенных платежей, процедурой осуществления таможенного контроля и оформления, борьбой с контрабандой и нарушениями таможенных правил, направленное на реализацию таможенной политики Донецкой Народной Республики.
2. Порядок перемещения через таможенную границу Донецкой Народной Республики товаров, транспортных средств и иных предметов, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, контроль и другие средства осуществления таможенной политики составляют таможенное дело и осуществляются в соответствии с действующим таможенным законодательством Донецкой Народной Республики.
3. Основы таможенного дела, в том числе размеры таможенных платежей и условия их взимания, таможенные режимы, перечень товаров, экспорт, импорт и транзит которых через территорию Донецкой Народной Республики запрещается, определяются законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 7. Действие Закона
Нормы настоящего Закона действуют на всей территории в пределах государственной границы Донецкой Народной Республики и распространяются на всех юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и граждан Донецкой Народной Республики, граждан иностранных государств, лиц без гражданства.
Статья 8. Порядок исполнения норм Закона
Нормы настоящего Закона подлежат обязательному исполнению и в полном объеме.
Статья 9. Таможенная территория и таможенная граница Донецкой Народной Республики
1. Территория Донецкой Народной Республики, на которую распространяется государственный суверенитет и которая фактически контролируется органами власти Донецкой Народной Республики,составляет единую таможенную территорию Донецкой Народной Республики.
2. Пределы таможенной территории Донецкой Народной Республики являются таможенной границей Донецкой Народной Республики.
3. Таможенная граница Донецкой Народной Республики совпадает с государственной границей Донецкой Народной Республики.
4. Земельные участки для строительства и обслуживания таможенных органов передаются в порядке, установленном действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
5. Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, связанные с изъятием сельскохозяйственных угодий и лесных земель для строительства и обслуживания таможенных постов, не возмещаются.
Статья 10. Действие таможенного законодательства других государств
На территории Донецкой Народной Республики, определенной статьей 9 настоящего Закона, не распространяется действие таможенного законодательства других государств.
Статья 11. Основные термины, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:
1) авария – вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств непреодолимой силы;
2) валютные ценности – валюта, платежные документы и другие ценные бумаги;
3) ввоз товаров на таможенную территорию Донецкой Народной Республики – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Донецкой Народной Республики любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами;
4) владелец товаров, транспортных средств и иных предметов – собственник или иное лицо, которое на соответствующем правовом основании фактически осуществляет право владения товаром, транспортным средством или иным предметом;
5) вывоз товаров с таможенной территории Донецкой Народной Республики – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи до фактического пересечения таможенной границы;
6) выпуск товаров – действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленного таможенного режима;
7) граждане –граждане Донецкой Народной Республики, граждане иностранных государств, лица без гражданства;
8) грузовое отправление – товары, транспортные средства и иные предметы, которые поступают в Донецкую Народную Республику в адрес лицили отправляются ими за пределы Донецкой Народной Республики, или перемещаются транзитом через таможенную территорию Донецкой Народной Республики, кроме товаров, которые принадлежат гражданам и перемещаются ими в ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже;
9) грузовая таможенная декларация– письменное заявление установленной формы, которое подается таможенному органу на бумажном носителе с электронной копией и содержит сведения о товарах и транспортных средствах и иных предметах, которые перемещаются через таможенную границу Донецкой Народной Республики, таможенном режиме, в который они заявляются, а также иную информацию, необходимую для осуществления таможенного контроля, таможенного оформления, таможенной статистики, начисления и оплаты налогов, сборов и иных платежей;
10) грузовая таможенная декларация, заполненная в обычном порядке – грузовая таможенная декларация, которая содержит объем сведений, достаточных для завершения таможенного оформления товаров;
11) декларант – лицо, которое декларирует товары, транспортные средства и иные предметы либо от имени которого декларируются товары, транспортные средства и иные предметы;
12) драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;
13) драгоценные камни – природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере финансов. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней;
14) заинтересованные лица – лица, интересы которых в отношении товаров, транспортных средств и иных предметов затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально, если из норм настоящего Закона не вытекает иное;
15) запреты и ограничения – комплекс мер, применяемых в отношении товаров, транспортных средств и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу, включающий в себя: меры нетарифного регулирования; меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые с учетом национальных интересов; особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами; меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения; технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные, экологические и радиационные требования, которые установлены нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики;
16) зона таможенного контроля – место, определенное таможенными органами в пунктах пропуска (пунктах контроля) через таможенную границу Донецкой Народной Республики или в других местах таможенной территории Донецкой Народной Республики, в пределах которого таможенные органы осуществляют таможенные процедуры;
17) иностранные товары – товары, которые не являются товарами Донецкой Народной Республики, а также товары, утратившие таможенный статус товаров Донецкой Народной Республики в соответствии с настоящим Законом;
18) коммерческие документы – счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеэкономической и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Донецкой Народной Республики;
19) конфискация – административное взыскание за нарушение таможенных правил, суть которого состоит в принудительном изъятии товаров, транспортных средств и иных предметов и безвозмездной передаче их в собственность государства.
Конфискация товаров, транспортных средств и иных предметов за совершение нарушений таможенных правил, предусмотренных настоящим Законом, применяется независимо от того, являются ли эти товары, транспортные средства и иные предметы собственностью лица, совершившего правонарушение;
20) культурные ценности — имущественные ценности светского или религиозного характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение (произведения искусства, книги, рукописи, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства), иные категории предметов, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.
21) лицо – физическое и (или) юридическое лицо,организация, не являющаяся юридическим лицом, если иное не вытекает из настоящего Закона;
22) международные почтовые отправления – почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Донецкой Народной Республики, поступающие на таможенную территорию Донецкой Народной Республики либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза;
23) меры нетарифного регулирования – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики;
24) международные экспресс-отправления – надлежащим образом упакованные международные отправления с документами или товарным вложением которые принимаются, обрабатываются, перевозятся любым видом транспорта по международному транспортному документу с целью доставки получателю ускоренным образом в определенный срок;
25) незаконное перемещение товаров через таможенную границу –перемещение товаров, транспортных средств и иных предметов через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированиемтоваров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение;
26) нерезиденты:
а) юридические лица, зарегистрированные согласно законодательству других государств, которые осуществляют свою деятельность за пределами Донецкой Народной Республики, а также их отделенные подразделения с местонахождением на территории Донецкой Народной Республики, которые не осуществляют хозяйственную деятельность согласно законодательству Донецкой Народной Республики;
б) расположенные на территории Донецкой Народной Республики официальные представительства иностранных государств и международных организаций, которые имеют дипломатические привилегии и иммунитет;
в) физические лица: иностранцы и лица без гражданства, граждане Донецкой Народной Республики, которые имеют постоянное местожительство за пределами Донецкой Народной Республики, в том числе те, которые временно находятся на территории Донецкой Народной Республики;
27) несопровождаемый багаж – товары и иные предметы, которые отправляются их владельцами (гражданами) с оформлением багажных или других перевозочных документов и перемещаются через таможенную границу Донецкой Народной Республики отдельно от этих граждан;
28) партия товара– в качестве партии товара понимается:
а) при ввозе товаров на таможенную территорию Донецкой Народной Республики –товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя на таможенной территории Донецкой Народной Республики в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки или по односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки, при одновременном выполнении в отношении этих товаров следующих условий:
товары в пределах сроков, установленных на подачу таможенной декларации (в один и тот же день или в течение периода времени), предъявлены одному и тому же таможенному органу;
товары находятся (находились) на временном хранении в одном и том же месте, если в отношении декларируемых товаров применялась процедура временного хранения;
б) при вывозе с таможенной территории Донецкой Народной Республики –товары, одновременно отгружаемые (или отгружаемые в течение определенного периода времени при применении периодического временного декларирования) в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории Донецкой Народной Республики, в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки, либо по односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки;
в) при перемещении трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи–товары, перемещаемые одним и тем же лицом в течение определенного периода времени в счет исполнения обязательств по одному договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки, или по нескольким внешнеторговым договорам (в том числе по разным условиям поставки, ценообразования и оплаты) при подаче временной таможенной декларации;
г) при изменении или завершении действия ранее заявленного таможенного режима без перемещения товаров через таможенную границу Донецкой Народной Республики–товары, помещенные под один и тот же предшествующий таможенный режим по одному договору, если при совершении внешнеэкономической сделки заключался соответствующий договор (или по одному разрешению на переработку товаров), находящиеся под таможенным контролем одного и того же таможенного органа или выпущенные в сроки, установленные на подачу таможенной декларации, декларантом которых будет являться то же лицо, которое поместило товары под предшествующий таможенный режим, либо лицо, получившее имущественные права на декларируемые товары после их помещения под предшествующий таможенный режим.
29) перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку товаров, транспортных средств и иных предметов и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Донецкой Народной Республики, или являющееся ответственным за использование транспортных средств;
30) перемещение товаров через таможенную границу – ввоз товаров на таможенную территорию Донецкой Народной Республики или вывоз товаров с таможенной территории Донецкой Народной Республики;
301) предмет – перемещаемые через таможенную границу товары, не подпадающие под определение пункта 47 настоящей статьи;
(Пункт 301части 1 статьи 11 введен Законом от 07.04.2017 № 171-IНС)
31) представитель таможенного брокера – физическое лицо-резидент, который находится в трудовых отношениях с таможенным брокером и непосредственно выполняет в интересах лица, которого представляет таможенный брокер, действия, связанные с предъявлением таможенным органам товаров, транспортных средств, а также документов, необходимых для проведения таможенного контроля и таможенного оформления;
32) предупреждение (как вид взыскания за нарушение таможенных правил) – официальное предупреждение правонарушителя о недопустимости совершения таких деяний в будущем. Решение о предупреждении принимается руководителем таможенного органа или его заместителем в форме постановления о наложении административного взыскания;
33) резиденты:
а) юридические лица, филиалы юридических лиц – нерезидентов и физические лица-предприниматели, которые зарегистрированы в Донецкой Народной Республике в установленном порядке и осуществляют деятельность на территории Донецкой Народной Республики;
(Подпункт «а» пункта 33 части 1 статьи11 изложена в новой редакции в соответствии с Закономот 23.03.2017 № 164-IНС)
б) физические лица – граждане Донецкой Народной Республики, иностранцы и лица без гражданства, которые имеют постоянное местожительство в Донецкой Народной Республике, в том числе те, которые временно находятся за границей;
34) ручная кладь – товары, которые принадлежат гражданам и перемещаются через таможенную границу Донецкой Народной Республики вместе с этими гражданами или уполномоченными ими лицами без оформления багажных или других перевозочных документов;
35) свободное обращение – обращение товаров без ограничений со стороны таможенных органов;
36) сопровождаемый багаж – товары и иные предметы, которые принадлежат гражданам и перемещаются через таможенную границу Донецкой Народной Республики в багажных отделениях транспортных средств, которыми следуют эти граждане, с оформлением багажных или других перевозочных документов;
37) субъект хозяйствования – юридическое лицо, физическое лицо-предприниматель;
38) таможенный брокер – субъект хозяйствования (юридическое лицо, физическое лицо-предприниматель), совершающий от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица (прямое представительство) или от своего имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица (непрямое представительство) таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Донецкой Народной Республики;
39) таможенная декларация – документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранном таможенном режиме и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;