| Продукция | Емкость рынка тонн/год | Объем продаж другими производителями, тонн/год | Нераспределенные объемы продаж (свободная доля рынка) | Возможные объемы продаж молочного завода, тонн/год |
| Молоко пакетированное | ||||
| Кефир пакетированный | ||||
| Сметана фасованная | ||||
| Творог фасованный | ||||
| Творожная масса фас. |
Эта информация позволяет дать оценку потенциальной емкости рынка, т.е. количество продукции, которое фактически продается и может быть продано в данном регионе за определенный промежуток времени, а также доли рынка, на которую может рассчитывать предприятие (разница между емкостью рынка и нераспределенными объемами продаж).
2) Прогнозирование потенциальных потребителей продукции и выявление сложившихся цен на неё.
Информация, полученная на первом этапе при оценке рынка, позволила распределить объемы продаж по каналам реализации в соответствии с их возможностями и ценами на продукцию (табл. 22).
Таблица 22
Потенциальные потребители молочной продукции (фрагмент)
| Продукция | Каналы реализации | Объемы продаж (тонн) | Сложившиеся цены, тыс. руб. за 1 тонну |
| Молоко в пакетах | Собственный магазин | 17,0 | |
| Социальная сфера | 18,0 | ||
| Торговая сеть | 16,0 | ||
| Кефир в пакетах | Собственный магазин | 20,6 | |
| Социальная сфера | 23,2 | ||
| Торговая сеть | 18,0 | ||
| Сметана в пакетах | Собственный магазин | 72,0 | |
| Социальная сфера | 74,0 | ||
| Торговая сеть | 70,0 |
3. Определение ассортимента и объемов производства молочной продукции в соответствии с объемами её продаж, а также потребности в сырье (табл.23).
Исходя из рыночного принципа: производить нужно то и в таких количествах, что и в каких количествах покупается, формируется производственная структура предприятия.
Таблица 23
Ассортимент и объёмы производства
молочной продукции
| Продукция | Объемы производства, тонн | В пересчете на молоко сырье (4% жирности) | |
| на 1 тонну | всего, тонн | ||
| Молоко пакетированное | 0,8 | ||
| Кефир пакетированный | 1,2 | ||
| Сметана фасованная | 5,0 | ||
| ИТОГО: |
Как и по сбыту продукции ассортимент и объёмы производства молочной продукции – фрагмент деятельности предприятия.
3) Для обеспечения заданного ассортимента и объёмов производства продукции по результатам расчета требуется ежегодно 10700 тонн молока-сырья. Для его поставок заключаются договора с сельхозтоваропроизводителями.
4) В качестве стоимостной нормы выступает цена за 1 тонну молока, по которой оно принимается в переработку – 10000 руб./тонну.
5) Определение себестоимости 1 тонны готовой продукции, включая затраты на реализацию (на уровне сложившихся на предприятии) (табл. 24).
Для этой цели можно использовать укрупненный вариант расчета, учитывая, что сырье в структуре себестоимости молочных продуктов занимает доминирующее место (табл.24).
Таблица 24
Расчет себестоимости молочной продукции
по доле затрат на сырье
| Продукция | Расход сырья на единицу, тонн | Затраты сырья на ед. продукции | Себестоимость, руб./тонну | ||
| руб. | % | производственная | полная | ||
| Молоко пакетированное | 0,8 | 75,5 | |||
| Кефир | 1,2 | 75,0 | |||
| Сметана | 5,0 | 76,0 |
Таблица 25
Результаты реализации продукции молочного завода
| Продукция | Каналы сбыта продукции | Цена, тыс.руб./ тонну | Выручка от реализации, тыс.руб. | Затраты, тыс.руб. | Прибыль от реализации, тыс.руб. | Доля прибыли в выручке, % |
| Молоко в пакетах | собственный магазин | 17,0 | 2002,5 | 1057,5 | 34,6 | |
| социальная сфера | 18,0 | 5562,5 | 3437,5 | 38,2 | ||
| торговая сеть | 16,0 | 48060,0 | 21060,0 | 30,5 | ||
| Кефир в пакетах | собственный магазин | 20,6 | 1680,0 | 380,0 | 18,4 | |
| социальная сфера | 23,2 | 6720,0 | 2560,0 | 27,6 | ||
| торговая сеть | 18,0 | 42000,0 | 3000,0 | 6,7 | ||
| Сметана | собственный магазин | 72,0 | 1381,6 | 58,4 | 4,1 | |
| социальная сфера | 74,0 | 5526,3 | 393,7 | 6,7 | ||
| торговая сеть | 70,0 | 27631,6 | 368,4 | 1,3 | ||
| Итого: | 140564,5 | 32315,5 |
6) Расчет результатов реализации продукции. Полученные результаты отражают эффективность производственно-сбытовой деятельности и должны контролироваться в течение хозяйственного года (табл.25).
Контрольные вопросы:
1. Основные принципы планирования
2. Методические подходы к определению объёмов производства продукции перерабатывающего предприятия.
3. Показатели, определяемые при оценке рынка сбыта продукции

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Организация сельскохозяйственного производства / Ф.К. Шакиров, В.А. Удалов, С.И. Грядов и др.; Под ред. Ф.К. Шакирова. – М.: Колос, 2001. – 504с.
2.