Визуальной оценке расстояний до предметов в значительной степени способствует картинка других предметов, попадающих в поле зрения – в частности, такие «подсказки», как видимая протяжённость участка земной поверхности от наблюдателя до предмета, параллакс из-за смещения наблюдателя, перспектива, видимые размеры знакомых предметов. Если предмет – особенно дальний – наблюдается в условиях, когда названные «подсказки» отсутствуют, то возможны колоссальные ошибки в визуальной оценке расстояния до него.
Известно, например, про случаи такого рода. Самолёт летит в долине между гор. Пассажир смотрит в иллюминатор и видит конец крыла самолёта и проплывающий мимо участок горы. Пассажир пугается – ему кажется, что гора так близко, что крыло сейчас чиркнет по ней. В действительности же, до горы – один километр.
Такая ошибка в визуальной оценке расстояния возможна, как мы полагаем, благодаря тому, что стимулом, запускающим формирование чёткого визуального образа предмета, является, у смотрящего, направленность внимания на этот предмет. В обыденной жизни, мы привыкаем направлять внимание либо на ближние, либо на дальние предметы, потому и видим чёткие образы либо тех, либо других. Но, при направленности внимания сразу на ближние и дальние предметы, чётко видятся те и другие одновременно. В приведённом выше примере пассажир, глядя в иллюминатор, направляет внимание сразу на конец крыла и на видимый участок горы – и видит их одинаково чётко. А опыт, закреплённый у пассажира в подсознании, подсказывает: одинаково чёткое видение двух предметов означает, что они оба находятся на одинаковом (или почти одинаковом) удалении. Поэтому и возникает иллюзия того, что «крыло сейчас чиркнет по горе».
|
Можно возразить, что, в этом случае, оба наблюдаемых предмета (конец крыла и участок горы) попадают в категорию «дальних» предметов, и их одновременное чёткое видение обусловлено всего лишь тем, что они оба попадают в пределы глубины резкости глаз пассажира – а особенности управления вниманием пассажира здесь не при чём. Хорошо, предлагаем простой и эффектный опыт, демонстрирующий роль управления вниманием при наблюдении сразу и ближнего, и дальнего предметов.
Следует нарисовать, на двух листках бумаги, две чёткие и контрастные буквы, различающиеся по размеру шрифта в 10 раз – например, букву «М» высотой 2 см и букву «А» высотой 20 см (Рис.4). Большая из этих букв располагается от глаза на расстоянии, в 10
Рис.4. Листы с буквами для опыта (описание в тексте).
раз большем, чем расстояние от глаза до малой буквы – чтобы видимые размеры обеих букв были одинаковы. При этом, расстояния до той и другой букв должны допускать достаточно чёткое видение каждой из них по отдельности. При нормальном зрении, малую букву можно расположить на расстоянии 40 см от глаза (это будет ярко выраженный «ближний» предмет), а большую – на 4 м от глаза (ярко выраженный «дальний» предмет). Направления же на эти буквы должны различаться минимально – как будто эти буквы образуют слог «МА». Смотреть следует одним глазом, чтобы не мешали эффекты сведения-разведения зрительных осей, причём, второй глаз – не зажмурен (что вносило бы искажения), а просто прикрыт ладонью, без её контакта с глазным яблоком.
|
Итак, в область центрального зрения подопытного глаза попадают две буквы. Если смотрящий направляет своё внимание на букву «М», то она видится чётко, а буква «А» - нечётко (Рис.5, а). Если, наоборот, внимание направляется на букву «А», то она видится чётко, а буква «М» - нечётко (Рис.5, б). Но если направить внимание сразу на обе эти буквы – а для этого нужно всего лишь направить внимание на слог «МА» - то обе буквы видятся одинаково чётко (Рис.5, в). У кого-то это получается лучше, у кого-то похуже, но
Рис.5. Примерное видение букв в опыте (описание в тексте).
существенную разницу по сравнению с привычным режимом («либо даль, либо близь») отмечали все, кто честно выполнял этот тест.
У этого простого опыта – потрясающая доказательная сила. Он с полной определённостью демонстрирует, что, при одном и том же состоянии оптической системы глаза, могут формироваться чёткие визуальные образы сразу и ближнего, и дальнего предметов – которые разделены пропастью по аккомодации. Поскольку оптическая система глаза физически не может обеспечить чёткую фокусировку на сетчатке изображений сразу и ближнего, и дальнего предметов, то вышеописанным опытом бесспорно подтверждается подозрение о том, что нашему зрительному аппарату, для формирования чёткого визуального образа предмета, вовсе не требуется чёткая фокусировка его изображения на сетчатке. Похоже на то, что, без всяких «перестроек фокуса» оптической системы, наш зрительный аппарат отображает сразу всю трёхмерную картину той части внешнего мира, которая попадает в поле зрения – а, через направленность внимания на тот или иной предмет в поле зрения, для нашего сознания чётко высвечивается лишь соответствующий кусочек из этой трёхмерной картины.
|
Из такого подхода следует, казалось бы, совершенно сказочный вывод о том, что охват вниманием сразу всех предметов в центральной области поля зрения – и ближних, и дальних – позволит чётко видеть их все сразу. Но так и есть в действительности: такие состояния восприятия достижимы на основе методик деконцентрации внимания [Б3], которые уже применялись на практике и спасали людям жизни в экстремальных ситуациях.
*) После выхода этой статьи автору позвонил один из знакомых, занимающийся спортивной стрельбой и сообщил следующее: "В дополнение к опыту с буквами, хочу тебе сообщить ещё более впечатляющий факт: все стрелки во всём мире, в тирах, на соревнованиях, военные на стрельбищах смотрят через прицел (мушку) на мишени и, поскольку, они сосредотачивают внимание и на МУШКЕ, и на МИШИНИ, то они тоже видят их обоих ОДИНАКОВО ЧЁТКО. А глубина аккомодации между расстоянием до мушки и до цели тут ещё БОЛЬШАЯ пропасть, чем в твоём описанном опыте с буквами. Так что, твоя версия давно подтверждена всеми стрелками во всём мире ".