Рыночные связи доминируют. В сетевых структурах это не гарантирует того, что они всегда будут эффективными для каждой из сторон, но они направляют стороны к некоторому равновесию, паритету, компромиссу.
Аксиома. Признание субъектами рыночного пространства рациональности и коммерческой перспективности действий определенного агента открывает возможность подключения рыночных ресурсов к данному проекту. Рынок – это борьба за признание. Сетевой рынок – это признание через совместное партнерское участие в потоке взаимосвязанных событий.
Аксиома. Сетевой рынок предполагает сетевую конкуренцию. Сети могут вести агрессивные войны в различных отраслях и регионах, используя ресурсы других отраслей и региональных звеньев. Повышение накала конкурентной борьбы, расширение спектра конкурентных сил и действий означает реанимацию ряда свойств рынка совершенной конкуренции, в котором основные действующие лица имели органические структуры управления, альянсы выстраивались как мультиагентные системы.
Аксиома. Сетевое признание предполагает взаимосвязанные процессы формирования сетевых компетенций, усиливающих позиции каждого участника процесса. Конкурентные преимущества развиваются как элемент сетевой матрицы взаимосвязанных конкурентных преимуществ. Признание – это осознание данной связности.
В целях сохранения равноправного партнерства и исключения властного доминирования/подчинения в СО используется широкий спектр противовесов вертикальным, бюрократическим конструкциям. Это напоминает американскую систему трех ветвей власти, исключающей доминирование/подчинение одной ветви другой. Данная система использует различные демократические механизмы равновесия трех сил на федеральном, региональном и местном уровнях. То же самое в СО. Система организационного развития устроена так, что локализует и нейтрализует эффекты разрушения партнерских отношений. Важнейшим элементом организационной демократии является дуальность лидерства. Присутствие равновесия лидеров-организаторов и лидеров-инноваторов является основой устойчивого организационного горизонтального равновесия. Лучшим механизмом поддержания равновесия партнерских сил является конкуренция, воспроизводящая многообразие и равенство, и рынок.
|
Аксиома. Сетевая организация развивается как органическая структура в направлении повышения многомерности внутренних связей. Это предполагает развитие внутреннего рынка с предпринимательскими группами, повышением их ответственности, рыночной ориентацией функциональных подразделений, продающих свои услуги. Внутренний рынок наполняет многообразием и ответственностью горизонтальные отношения. Постепенно стираются границы между внутренней и внешней средой сетевой организации с доминирующими внутренними рыночными связями.
Развитие внутреннего рынка – стратегический процесс сетевой организации. В СО существует два внутреннего рынка: внутрисетевой и внутрифирменный. Если организация использует рыночные отношения как часть бизнес-процессов, это создает благоприятные условия для инкубации новых продуктов. Внутренние предпринимательские ячейки принимают самостоятельные управленческие решения и ответственны за результат. Конкурентоспособные команды остаются, неконкурентоспособные автоматически отсеиваются. В результате организация формирует портфель устойчивых конкурентоспособных преимуществ. Другим преимуществом является активизация развития молодых сотрудников, формирование обучающих систем, позволяющих эффективно и быстро решать сетевые проблемы. Данная организация позволяет по-другому контактировать с внешним рынком, перестроить работу бизнес-центра. Вспомогательные подразделения отдельных компаний могут обслуживать как контрагентов сети, так и других игроков рынка.
|
Примером успешной сетевой структуры с внутренним рынком (рост прибыли – 30% ежегодно) является Hewlett-Packard, в которой 100 тысяч сотрудников объединены в небольшие многофункциональные подразделения.
Сетевые процессы формируются и развиваются в рыночном пространстве в соответствии с рыночным генетическим кодом. Сетевые организации при всей открытости не являются «распахнутым настежь» сообществом. Постоянно развивающаяся уникальность конкурентных преимуществу сети предполагает особые формы коммуникаций, которые отсеивают дилетантов и недостаточно компетентных игроков и являются барьером для деструктивных процессов агрессивного поведения. В этом ключе действуют конкурентные и партнерские отношения, приобретающие относительность в процессе обучения, обретения новых компетенций как физических, так и юридических лиц.
Сетевые организации не только включают в свою среду рынок, но и развивают рыночные отношения, расширяя пределы ресурсных обменных трансакций. Системная субстанция обмена включает интерактивную реакцию потребителя на действия производителя. Ресурсный обмен теперь имеет другие временные рамки. Он начинается с моделирования и изготовления продукта и завершается его потреблением.
|
Поскольку современный рынок глобален, перед компанией, имеющей высокие темпы роста, рано или поздно встает задача выхода на мировые рынки. Это предполагает использование сетевых технологий партнерства, в частности, формирование совместных предприятий с компаниями, добавляющими стоимость в дамках данной стратегии. Рыночная проблема выбора приобретает сетевой аспект. Важно правильно выбрать как рынок, так и сетевого партнера, сетевую технологию (степень сетевой интеграции).
Сетевой рынок характеризуется более динамичной конкуренцией.
Аксиома. Сетевая организация не только не исключает конкурентных отношений, но базируется на них. Конкурентные преимущества за рамками конкурентных отношений угасают.
Примером присутствия конкурентных отношений в сетевой мезосистеме является автомобилестроительный кластер Детройта, в котором конкурирующие компании создают сети в рамках совместных проектов, цепочек поставок.
Аксиома. Каждые шаги децентрализации экономической системы усиливают конкурентные силы. Как сетевые мезосистемы, так и организации с внутренними рынками, характеризуются жесткой внутренней конкуренцией, переходящей в ряде случаев в противостояние. Параллельно выстраиваются сетевые партнерские ассоциации, использующие сетевые коммуникации. Наличие внешних и внутренних конкурентных механизмов повышает значимость процессов сетевого организационного обучения.
Формирование новых сетевых альянсов, других сетевых структур способно изменить конкурентные позиции любого рыночного игрока. Поэтому важно исследовать развитие новых сетевых рыночных союзов. Данный мониторинг возможен при использовании сетевых подходов. В сети эксперты различных областей постоянно отслеживают новые тенденции, информируя об угрозах и возможностях все сетевое сообщество. Таким образом, конкуренция сетевых экосистем нацеливает агентов сети не только на развитие сетевых форм сотрудничества, но и изменение методов конкурентной борьбы.
Большую роль в развитии сетевых отношений сыграли товары-заменители, усиливающие позиции потребителей и минимизирующие возможности диктата производителей. В результате последние вынуждены выстраивать особые отношения с покупателями, чтобы удержать рыночные позиции. В то же время, появление новых товаров-заменителей способно радикально перестроить цепочки добавленной стоимости сетевых организаций, ограничить их масштаб.
В сетевом пространстве стремительно расширяются инновационные ареалы, в которых конкурентные отношения приобретают исключительно острый характер. Здоровые инновационные звенья, СБЕ выживают, слабые сметаются новыми инновационными потоками. Система жесткого соперничества действует по законам дарвиновского отбора. «Конфликты и агрессивность являются необходимыми элементами адхократии и распространяются на межорганизационные отношения». [95]
Сетевой спрос, сетевое потребительское поведение
В сети на покупку сложных, особенно информационных, инновационных продуктов оказывают влияние многие игроки сети, особенно входящие в соответствующую цепочку добавленной стоимости. Информационные стандарты и инновационные эталоны, а также их смена вызывают когерентную реакцию потребительского поведения. Сами процессы формирования нового статуса и инновационного и информационного бренда воздействуют на потребительский выбор.
2. Развитие цепочек добавленной стоимости (ДС)
По мере движения от линейно-функциональной к дивизиональной, далее матричной и сетевой структуре меняются базовые цепочки ДС.
На ранних стадиях развития цепочек ДС в сетевой экосистеме, они «расширены» и включают в себя производства различных продуктов или рынков при ограниченности соответствующих нематериальных активов и секторов обслуживания. Переход в развитое состояние характеризуется «сужение» звеньев цепочек одновременно с их удлинением и расширением нематериальных активов. Успех здесь предполагает наличие «узкой» (переход к ограниченному ассортименту продуктов) и «глубокой» (множество модификаций продукта) стратегии.
Аксиома. По мере развития организации, трансформации ее структуры повышается многомерность цепочки ДС, разнообразие сопровождающих ее функциональных звеньев. Происходит расширение спектра и разнообразия таких функций, как НИОКР, инновации, развитие, финансы, маркетинг, дистрибуция.
Аксиома. Инновационная цепочка ДС отражает процесс рождения – открытия окна возможностей.
Появление фундаментальных организационных инноваций происходит параллельно с достраиванием целого блока цепочек ДС. По мере движения вверх по цепочкам ДС повышается сложность и многоаспектность менеджмента, методов управления организацией.
Аксиома. Основу сетевой организации составляет бизнес-процесс, соединяющий проектные группы, функциональные звенья их обслуживающие, нацеленные на развитие цепочки ДС или создание новой.
Аксиома. Сетевой бизнес-процесс развития цепочки ДС в качестве координационных использует не вертикальные, а рыночные связи. Изучение спроса в одних звеньях и операционная деятельность в других тесно взаимосвязаны и взаимопереплетены. Рынок вторгается во все сферы сетевых отношений.
Закономерность. В зависимости от того, какой степени ДС соответствует, на каком уровне цепочки ДС находится сетевая организация, формируются ее фундаментальные свойства, качество межсетевых связей. Сети более высокого уровня «собирают сливки» сетей более низкого.
Примером такого типа перераспределительных процессов является производство айфона, который собирается в Китае, но его производители получают лишь 5% его цены.
Данные условия и факторы изменения среды функционирования организаций, искаженные образы реальной и виртуальной действительности создают необходимость эволюционировать способы достижения организационных целей. В связи с упрощением организационных структур управления, появились новые векторы развития методов самоуправления и самоорганизации. Классический анализ и контроль как методы и функции управления постепенно вытесняются системой мониторинга и контроллинга, при одновременной минимизации инструкций, предписаний и правил. В целом, можно заметить, что современные инструменты менеджмента развиваются от административных и дисциплинарных в сторону креативных, самоорганизующих, от опеки и формализованности к раскрепощению и самоответственности.
Сетевая организация встроена в экосистему, в которой в цепочках ДС выстраиваются прямые и обратные интеграционные связи. Прямые связи с потребителем приобретают многосторонность, обратные связи с поставщиками учитывают перспективы развития экосистемы. Экосистема включает множество разнообразных участников, которые в координатных системах отдельных сетевых организаций могут быть как производителями, так и потребителями. Поэтому объектом маркетинговых исследований является цепочка ДС, ее отдельные звенья и узлы, образуемые на перекрестках различных цепочек ДС. Традиционный маркетинг становится неэффективным, на смену ему приходит теория и практика рыночной ориентации.
Аксиома. В сетевой экономике цепочки добавленной стоимости способны эффективно работать при управляемом взаимодействии искусственного интеллекта участников цепочки с использованием «больших данных», позволяющем интегрировать прогнозирование планирование и принятие управленческих решений в единый модуль управленческих действий.
3 .Технологии
Аксиома. Современные открытые инновации возможны при сетевом взаимодействии множества технологических потоков, интеграции технологий и новых технологических идей, находящихся в стадии разработки. Преодоление изолированности технологических областей и переход к технологической открытости в ходе сетевого технологического взаимодействия – одна из основных проблем сети. Она преодолевается с помощью применения особых технологий сотрудничества, связанных с лицензированием, аутсорсингом, сетевыми исследованиями и сетевой разработкой продукции.
Аксиома. Сети могут вытягиваться как потребителем, так и технологическим потоком. С точки зрения движущих сил существует два вида сетей: сети, ориентированные на потребителя и сети, ориентированные на технологию. Последние прежде всего развиваются в условиях развития прорывных технологий, которые еще не сформировали спрос и соответствующие ниши рынка. Технологии предыдущих технологических укладов являются одним из движителей сети, подчиненным фактору потребителя.
Технология, по Винодому Кумару (Университет Карлтон, Канада), - включает два компонента: - физический, то есть такие элементы, как произведенные продукты, оборудование, инструменты, чертежи и схемы, производственные процессы;
- информационный – это ноу-хау в сфере менеджмента, маркетинга, контроля качества продукции, система обеспечения ее послепродажного обслуживания, а также специально обученная рабочая сила и техперсонал. [96]
Технологии первого поколения связаны с изобретением механических устройств, второго – с налаживанием массового производства Генри Форда, третьего – с электронизацией и автоматизацией управления.
Аксиома. Технологические системы сырьевой и индустриальной экономики имеют отраслевую схему воспроизводства, инновационной и сетевой экономики – межотраслевую. Современные технологии развиваются, двигаясь в инновационных самоперестраивающихся, самоорганизующихся технологических экосистемах.
Аксиома. Технологическое развитие индустриального общества с доминирующими дивизиональными структурами предполагает конкуренцию за стандарт, соответственно отраслевое лидерство. Чтобы это произошло, «…компания должна поделиться стоимостью, созданной технологией с другими сторонами (потребителями, конкурентами, производителями комплементарных товаров и поставщиками. Если компания пытается завладеть слишком большой долей созданной стоимости, она не сможет примкнуть к победителям…». [97]
Аксиома. В индустриальном обществе важнейшей предпосылкой технологического развития является конкуренция.
Аксиома. Региона/страны с низким уровнем конкуренции способны только копировать (в худшем варианте) образцы технологий, созданном в регионах с высоким уровнем конкуренции.
Аксиома. В ареалах высокой технологической конкуренции, в которых работают стратегические альянсы, формируются оазисы сетевой экономики, сетевых мезоструктур.
Аксиома. Новые индустриальные технологии производятся в ареалах высокого разнообразия и интенсивного обмена нематериальными активами, а также развитого института интеллектуальной собственности.
Аксиома. В конкуренции за технологическое лидерство участвуют стратегические альянсы, в которых «…владелец делает стандарт открытым и предлагает привлекательные условия лицензирования для поставщиков комплементарных товаров и потенциальных конкурентов». [98]
Аксиома. Сетевая экономика предполагает развитие сетевых технологий. Последние развиваются в сетевом пакете, технологическом кластере, в котором конкурентными преимуществами обладают те их них, которые обладают в рамках данного пакета свойствами гибкой, многовариантной совместимости с другими технологиями.
Аксиома. При переходе к сетевой экономике конкурентные отношения перестраиваются в направлении конкуренции технологических кластеров и соответствующих им сетевых экономических экосистем. Качество технологической связности, соответствие стандартов на высокий уровень связности здесь имеют фундаментальное значение.
Таким примером является совместимость OCWindows с операционной системой DOS.
Технология Industry 4.0 (четвертое поколение) позволяет машинам обмениваться данными, что в производственный уклад привносит сетевые цепочки технических связей. Машины наделяются способностью понимать свое окружение и общаться по интернет-протоколу. Данные технологии включают в себя сетевые межмашинные коммуникации, налаживающие сетевые связи между машинами, продуктами и системами управления. Их использование позволяет создать интернет вещей, когда все домашние приборы можно подключать к интернету. Новая технология, автоматизировав рутинные операционные действия, позволяет существенно изменить экономику труда, повысить удельный вес высококвалифицированного труда. Это изменит контуры глобальные индустриальных сетей, сделает их более компактными, сплоченными мировой инженерной элитой. В условиях модернизации российской индустрии эта новая волна индустриализации сегодня должна быть в центре внимания технологов, инженеров, экономистов, социологов.
Технологии Industry 4.0 включают в себя схемы мониторинга отклонений и изменений от допустимых параметров и мобильное восстановление соответствующего технологического элемента без остановки операционного процесса. Данный процесс является сетевым, поскольку на основе информационных технологий и коммуникаций регулируется производителем. Таким образом, технологические взаимодействия приобретают сетевой характер и действуют в автоматическом или живом режиме.
Аксиома. Технологии Industry 4.0 формируют сетевую технологическую систему, действующую в автоматическом режиме. Сервисное обслуживание оборудования ее производителем осуществляется как совместный с потребителем инновационный процесс.
Аксиома. Технологическая сингулярность кардинально перестраивает ДНК инновационных сетей, работающих в сфере новых технологических укладов.
В настоящее время прохождение реперной точки связано с развитием нейросетей обучаемых компьютеров и формированием искусственного интеллекта. Одним из сигналов реперной точки является прохождение теста Тьюринга.
В системе QRM, делающей ставку на разнообразие и многовариантность, технологической основой являются технические модули, позволяющие многофункциональным ячейкам функционировать как итрапренерскиим проектным командам, самостоятельно принимающим решение.
Для РФ, ее регионов актуально развитие технологий переработки углеводородных ресурсов. В тоже время, данное направление не развивается. Вот как говорит о положении дел в отечественной нефте- и газохимии Дмитирий Санатов (руководитель проектного направления Центра стратегических разработок «Северо-Запад»): «Россия почти не обладает правами на передовые технологии переработки, мы практически не вели НИОКРы в этой сфере». [99]
Технологические трансформации отражаются в смене технологических укладов. Технологический уклад (ТУ) – комплекс прорывных революционных инноваций, обеспечивающих качественный скачек в развитии производительных сил. ТУ предполагает наличие ключевого фактора и ядра.
Аксиома. Переход ТУ от начального этапа развития к более зрелому связан с развитием соответствующих ему новых отраслей ряда регионов. Данные регионы превращаются в движители глобальной экономики, влияющие на темпы ее развития и процессы социальной стабильности.
Аксиома. Для формирования в регионе элементов нового ТУ требуется определенная критическая масса ресурсов. Поэтому для формирования соответствующих отраслей специализации необходим аутсорсинг в другие регионы элементов предыдущих технологических укладов, соответствующих производств.
Аксиома. Каждому ТУ соответствует особая форма пространственной организации. Для ТУ4 - это ТПК. Для ТУ5 это кластер матричного типа. Для ТУ6 – кластер сетевого типа.
Аксиома. Формирование технологий ТУ5 происходит в принципиально новых цепочках ДС, в облаке организационных инноваций. Те регионы, которые создают инфраструктуру поддержки данных процессов, приобретают конкурентные преимущества, соответствующие ТУ5.
Аксиома. Любые задержки перехода к новому ТУ порождают кризис, обесценивающий старые ТУ и социальные катаклизмы.
В ТУ5 РФ безнадежно отстала, поскольку он предполагает наличие инновационного пространства с сетевыми формами организации, отвергает жесткие схемы планирования. Задержка в развитии сетевой организации привела к технологической деградации страны, ее регионов. На смену отраслевым системам должны были придти межотраслевые комплексы (кластеры), но этого не произошло.
Закономерность. ТУ5 создается в сетевых организациях, где партнерские сетевые многосторонние живые связи свободных людей являются фундаментальной основой действия. В обществе, где нет свободного человека нет и ТУ5. В настоящее время мир переходит от пятого к шестому технологическому укладу (6ТУ), который составляет основу сетевой экономики. Эксперты считают, что ключевые факторы и ядро 6ТУеще не определились. Тем не менее, существует гипотеза отнесения к ключевым факторам 6ТУ нанотехнологий, клеточных технологий и методов генной инженерии, а к ядру – наноэлектронику, молекулярную и нанофотонику, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, оптические наноматериалы, наносистемную технику, нанооборудование; генную инженерию и клеточные технологии. [100]
Ряд экспертов относит к ключевым технологиям ТУ6 квантовые технологии. В РФ в целях развития последних создан Российский квантовый центр, в состав которого входит шесть научно-исследовательских групп. В квантовую сеть входят МГУ, ФИАН, Институт физики твердого тела в Черноголовке, лаборатория МФТИ.
Закономерность. При переходе от одного ТУ к другому происходит обесценение тех технологий, которые стали традиционными. В этот период возможны кризисы, создающие процессы такого обесценения. С другой стороны, возможны задержки в смене технологических укладов. Это вызывает кризисы, связанные с отсутствием новых локомотивов, обеспечивающих положительную динамику.
Таким образом, технологии являются важнейшим фактором появления кризисов.
Поскольку новые технологии, обесценивают предыдущие, влияют на процессы капитализации компаний, финансовые менеджеры должны учитывать их как стратегический фактор. Сам процесс инвестирования погружается в схему или раскручивающейся или скручивающейся спирали технологического развития. Первыми, кто реагирует на технологические новинки, являются финансисты. Их реакция или запускает процессы новой индустриализации и стоящие за ней драйверы роста или приводит к появлению токсичных активов и кризису. Далее волна изменений наполняет процессы общественной самоорганизации и институционального развития. Несостоятельность новых технологий и процессов индустриального развития приводит к социальным аномалиям, взрывам, агрессии (внутренней, внешней). Политические процессы и функции государства ведомые/не ведомые новыми лидерами также трансформируются. Переход к новой технологической стадии запускает многомерные переходные процессы, происходящие на протяжении одного-двух поколений.
Мониторинг технологий систематически проводится компанией Garther, публикующей «Циклы зрелости технологий».
В инновационных сетях используются перспективные технологии (advancedmanufacturing), современные информационные продукты, новые материалы и глубокая автоматизацию операционной деятельности. Стратегическая роль отводится робототехнике, аддитивным технологиям (3D-технологии) и композиционным материалам. Аддитивные технологии настроены на вариативность формы изготавливаемых изделий и их качества и могут моментально быть переданы в любую точку планеты. Это создает возможность исключительно быстрого развертывания глобального сетевого производства, формирования его локальных площадок в депрессивных регионах. Специалисты в связи с этим говорят о новой промышленной революции и новой волне глобализации. Производство аддитивных технологий характерно для регионов и глобальных сетей первого уровня технологического развития.
Закономерность. Реализация радикальных технологий предполагает смену моделей инновационного менеджмента, систем разработки и принятия инновационных управленческих решений. Формирование новой модели инновационного менеджмента происходит в ходе проб и ошибок, в процессе сложного и непредсказуемого сетевого мультиагентного взаимодействия.
Использование технологий BigData приводит к революционным преобразованиям сетевой организации. В соответствии с ними владелец сети магазинов, так финансовых структур и т.д. может анализировать действия своих покупателей, персонально предлагать им наиболее ценное, отслеживать стратегические процессы поставщиков, оптимизировать логистический комплекс. Математика победила экономику. BigData отказывается от простейших аксиоматичных подходов, анализа причинно-следственных взаимосвязей в пользу нейросетевых математических методов обработки гигантского количества информации. Данную технологию уже применяют крупнейшие игроки российских финансовых рынков.
Закономерность. Новые технологические потоки опережают сформированные потребности и потребительские ожидания, поэтому необходимы особые инструменты их продвижения, отличные от традиционных маркетинговых подходов. Новые технологические потоки формируют новые цепочки добавленной стоимости, раскручивающиеся как спирали, в которые вовлекаются традиционные виды промышленности (эффект локомотива). Новые технологические потоки формируют новую ситуацию динамического спиралеобразного экономического равновесия, в которой взаимодействие производителя и потребителя имеет инновационную основу.
Исключительно важно, чтобы в компании был специалист, способный прогнозировать приоритетные направления развития технологий. Ярким примером этого является Джек Уэлч (GE). Региональный менеджмент также успешен при наличии компетентных экспертов в области регионального технологического развития.
Аксиома. Пояс высоких технологий характеризуется высокоспециализированными покупателями, имеющими схожий стиль технологического и потребительского поведения, общее видение развития, склонными к определенному типу сложного сетевого взаимодействия. Данный тип покупателей используют схожие символы общения, склонны к кластерному характеру взаимоотношений с производителями и другими потребителями.
Технологии анализируются в различных аспектах:
- позиции в технической системе;
- ключевые технологии;
- взаимодействие технологий;
- технологические позиции.
Закономерность. Технологии фундаментального уровня создаются в малых организационных формах, а массово производятся крупными инновационными гигантами (сетями). В то же время, данные технологии чаще всего появляются в компаниях малого и среднего бизнеса, далее они или поглощаются инновационными гигантами, или быстро меняют свой масштаб, используя инновационные финансовые схемы. Технологиями узкой направленности обладают компании среднего бизнеса (средние чемпионы).
Аксиома. Первые этапы рыночного продвижения технологии характеризуются максимальным разнообразием ее вариантов, диверсификацией дизайнов, что проявляется в широком использовании стратегии дифференциации. По мере вхождения в стадию зрелости происходит формирование доминирующих ограниченных форм дизайна и переход к стратегии лидерства, ограничивающей технологическое разнообразие и усиливающей эффект масштаба.
Аксиома. На стадии технологической зрелости количество окон возможностей ограничено, разнообразие технологических траекторий резко уменьшается, неопределенность уступает место определенности. Сеть перестраивается, ее многомерность исчезает.
Аксиома. Сложные технологии по мере развития требуют особых, разнообразных схем работы, что нацеливает соответствующий бизнес-процесс на неординарность. Потоки времени при этом каждый раз перестраиваются в зависимости от сложности технологических комбинаций и операционных задач. В результате гибкий график рабочего времени становится единственно возможным вариантом.
Аксиома. Высокие технологии и индивидуализация сложных операционных процессов усиливают роль вспомогательного высококвалифицированного персонала, комбинации которого выстраиваются под сложные проектные действия. В результате в сетевом пространстве формируется пояс высококвалифицированных специалистов, привлекаемых по схемам инсорсинга-аутсорсинга.
Стратегия опережающего развития как компании, так и региона может быть основана на использовании только передовых технологий. «…на периферийный территориях имеет смысл реализовывать стратегию «динамического наверстывания», которая предполагает широкое заимствование технологических и продуктовых инноваций, в том числе в рамках региональных и межрегиональных кластеров (виртуальных консорциумов), их освоение и, возможно, дальнейшее совершенствование». [101]
Неравномерность развития технологий характерна и для мировой экономики. Проблема преодоления технологической отсталости является глобальной. Специалисты выделяют 50 макротехнологий, из которых 46 производятся в семи развитых странах. Россия в данном списке отсутствует. Стратегия развития предполагает прежде всего технологический прорыв. Важно определить технологические заделы для выхода в группу технологических лидеров. В этом направлении должны работать национальные исследовательские университеты, региональные инженерно-технические вузы, исследовательские центры. Одним из способов поддержания технологического лидерства являются технологические платформы.