Научная работа обучающихся МОК организуется в соответствии с «Регламентом научной и методической работы».
НИРС и УИРС проходит в учебных и научных лабораториях кафедры «Геодезия и БЖД», научно-технических библиотеках, в компьютерных классах с выходом в Интернет.
Проведение УИРС ставит своей задачей вовлечение всех без исключения обучающихся в научные исследования.
Основные направления учебно-исследовательской работы студентов:
- углубленное изучение учебных дисциплин с написанием рефератов и подготовкой докладов, заслушиваемых в учебных группах и потоках, в научных кружках и других студенческих объединениях, проектирование и изготовление стендов, макетов, моделей и т.д.;
- исследование конкретных тем, либо выполнение нетиповых заданий научно-исследовательского характера при выполнении расчетно-графических и лабораторных работ, в курсовом и дипломном проектировании, и в период прохождения учебных и производственных практик;
- изучение теоретических основ программы, методики, организации и планирования научных исследований, менеджмента на геодезических предприятиях, техники безопасности геодезических изысканий;
- участие в предметных олимпиадах;
- участие в научно-методических конференциях.
При выполнении курсовых и дипломных проектов на кафедре формируются школы ведущих профессоров, в которых на основе индивидуального обучения в процессе НИР студенты получают глубокие инженерные и научные знания. Итогом деятельности этих школ является подготовка высококвалифицированных специалистов, которые быстро адаптируются в условиях реального производства. В процессе учебы студенты разрабатывают реальные курсовые и дипломные проекты, что позволяет внедрить их результаты в производство.
|
Среди ведущих профессоров кафедры можно выделить следующих ученых:
- Пентаев Т.П., док.техн. наук, профессор. Основное направление научной работы –Комплексное освоение недр. Геодезическое обеспечение строительства. Освоение земельных ресурсов. По этому направлению защищены одна докторская и 10 магистерских диссертаций.
- Омиржанова Ж.Т. к.т.н., доцент. Основное направление научной работы – геоинформационное картографирование. По этому направлению защищено 5 магистерских диссертаций.
- Оразбаев К.Т., к.т.н., доц.. Основное научное направление – "Геодинамический мониторинг нефтяных месторождений по данным спутниковой интерферометрии".
- Тажигулова Б.К., к.т.н., доц. Основное направление - "Безопасность и охрана труда при проведении топографо-геодезических работ".
- Шоганбекова Д.А., старший преподаватель. Основное научное направление – "Вычисление гравиметрической модели геоида и разработка ГИС приложений". По этому направлению защищены 2 магистерских диссертаций.
Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.
Со студентами специальности «Геодезия и картографии» проводится научно-исследовательская работа результаты успешных проектов представляются на ежегодной Республиканской научной студенческой конференции «Студент и наука: взгляд в будущее».
Преподаватели специальности являются участниками проекта «Темпус» «Документация по гарантии качества образовательных программ» выполняемого совместно с зарубежными вузами Университетом Генуи (Италия), Университетом Аликанте (Испания), Университетом Братислава, Азербайджанский медицинский университетом и т.д. Срок выполнения 15.10.2011- 14.10.2014 гг. Объем финансирования составляет 15 364 376,28 тенге. С 2012 года принимают участие в проекте «Темпус» под названием «По направлению к высшему образованию Средней Азии: Тюнинг структуры и создание системы культуры качества». Срок выполнения 15.10.2012 - 14.10.15 гг. объем финансирования 5454514,332 тенге.
|
Основными задачами научно-исследовательской работы обучающихся являются: формирование у обучающихся основ научного мышления и подготовка их к активной творческой инженерно-исследовательской работе для решения актуальных задач.
Научно-исследовательская работа студентов включает в себя:
– участие студентов в работе научных кружков, секций, студенческих бюро, творческих мастерских и т.д.
–участие студентов в выполнении хоздоговорных и госбюджетных финансируемых НИР;
– участие в научно-технических конференциях;
– публикация результатов научной деятельности в научных сборниках и журналах;
– подготовка студенческих научных работ для участия в Республиканских и Международных конкурсах;
– профориентационная пропаганда и агитация среди молодежи.
Результаты НИРС используются при выполнении выпускной квалификационной работы бакалавра и магистерской диссертации.
Обучающиеся, имеющие значительные научные результаты имеют возможность участвовать в ежегодной научно-практической конференции.
|
Результаты научно-исследовательских работ докладываются на ежегодных республиканских и международных конференциях. За последние 3 года на республиканских конференциях приняли участие 35 студента по специальности "Геодезия и Картография". Ими было подготовлено 29 доклада. (Приложение 18)
В 2013 году на XIV Республиканской студенческой научной конференции «Студент и будущее» студенты ОП Геодезия и картография заняли следующие места:
Тугайбаев А. (Гик – 09) - I место;
Байгесенова А. (Гик-09) II место;
Ислямбеков И. и Сейлкасымов Ж. (ГиК -11) заняли - III место.
В 2014 году на XIV Республиканской студенческой научной конференции «Студент и будущее» студенты ОП Геодезия и картография заняли следующие места:
Чернов А. (ГиК – 11) - I место;
Галиуллина Е. (ГиК -12) - II место;
Айтжанов Х. (ГиК-12) и Избасаров - III место;
Дипломы студентов занявших почетные места на вышеназванных конференциях приведены в Приложении 19
В 2011 году, в рамках ходоговорной темы, была выполнена топографическая съемка поселков «Акши», «Тау-Тургень» и «Кок-Жазык» с участием студентов группы ГиК-08: Уразалиев А, Адилов А., Сейсенбаев Е., Жайсанбаев А. и Аралбаев А.
В текущем 2014-2015 учебном году была подана заявка на выполнение проекта на основе грантового финансирования, с участием 4 студентов гр. ГиК-12: Айтжанова Х, Айтбакиева Р., Жолдасбека Т. и Касымбека З.
Перечень основных мероприятий НИРС на кафедре «Геодезия и БЖД» приведен в таблице 3.3.
Таблица 3.3. Перечень основных мероприятий НИРС
№ п/п | Наименование проведенных мероприятий НИРС | Количество мероприятий | Число студентов, принявших участие |
Предметные олимпиады | - | - | |
Республиканская студенческая НТК | |||
Количество опубликованных докладов в сборнике Республиканской студенческой НТК | |||
Общее количество публикаций с участием студентов | |||
Подано заявок на грантовое финансирование с участием студентов | |||
Получено патентов с участием студентов | - | - |
Важным аспектом подготовки специалистов является академическая мобильность, предусматривающая изучение обучающимися ряда дисциплин/ модулей учебного плана, прохождение практик и стажировок в других вузах страны и/или за рубежом.
Академическая мобильность – один из компонентов Болонского процесса.
В соответствии с миссией МОК для обеспечения качественной подготовки специалистов, конкурентоспособных на международном уровне, расширяется международное сотрудничество ВУЗа по различным научным и образовательным программам.
На настоящее время вуз имеет ряд договоров об установлении партнерских отношений с зарубежными вузами и организациями, в рамках которых предусмотрены обмены студентами, преподавателями, совместная образовательная и научно-инновационная деятельность.
Стратегическими партнерами МОК являются: университеты – Королевский технический институт КТИ (г. Стокгольм, Швеция), университет Западной Венгрии (г. Шехесрехервар, Венгрия), Технический университет Валенсии, (г. Валенсия, Испания), Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры имени Н. Исанова (г. Бишкек, Кыргызская Республика), EasternMediterraneanUniversity, Famagusta, NorthenCyprus (Кипр), Сибирская Государственная геодезическая академия (СГГА, г. Новосибирск, Россия).
На сегодняшний день в вузе ведется активная работа по расширению мобильности студентов, преподавателей и научных сотрудников по международным программам обмена. В этой связи ВКГТУ сотрудничает с Германской службой академических обменов DAAD, ACCELS, Американским советом по международным исследованиям IREX, Британским Советом в Казахстане. Существенным вкладом в развитие академической мобильности является реализация стипендии «Болашак».
В прошедшем учебном году выпускница нашей специальности Ильясова А. Выиграла грант по программе «Болашак» и поступила в магистратуру в Англию. В текущем учебном году (2014-2015) несколько студентов вуза, в том числе по специальности Геодезия и картография учувствуют в конкурсе на поездку в г. Волгоград, с целью пройти обучение в течение весеннего семестра, в Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете, в рамках программы бакалавриата.
Ведется постоянная работа по информированию, консультированию по процедуре подачи документов для участия в данных международных программах. В результате отмечается активизация участия студентов в данных программах по сравнению с предыдущими годами.
Информация о программах Европейского Союза, направленных на поддержку академической мобильности, информация о возможностях и условиях академической мобильности, предоставляемых двусторонними международными договорами; информацию о международных и национальных фондах, предлагающих (на конкурсной основе) финансирование (стипендии и гранты) для прохождения обучения, стажировок, проведения научных исследований и т.д. за рубежом можно узнать в Международном отделе МОК и на сайте МОК.
Кроме импорта образования, университет активно работает по направлению приема иностранных студентов, в частности из дальнего зарубежья. К примеру, в МОК учатся группа студентов из Афганистана.
Преимущественным способом осуществления академической мобильности обучающихся является направление их в партнерские вузы для:
- обучения в рамках совместных программ;
- включенного обучения в рамках межвузовского сотрудничества (без выдачи второго диплома), в т. ч. в рамках программ академического обмена;
- прохождения стажировки (в т.ч. языковой);
- прохождения учебной (исследовательской, производственной) практики;
- участия в летних школах (семестрах);
- участия в конференциях, семинарах, олимпиадах (спонтанная мобильность вне схем и программ).
На факультете СТИМ за организацию данного направления работы отвечает заместитель декана по научной работе. Реализация программ студенческой мобильности на уровне факультета и кафедры заключается в подготовке кандидатур, помощи в оформлении документов, в том числе, организация языковой подготовки.
Уровень организации и проведения профессиональных практик, качество базовых объектов для осуществления практик; освоение квалификационных компетенций в период прохождения профессиональных практик.
Практика студентов является одной из важнейших и обязательных форм учебного процесса и имеет своей целью закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение навыков самостоятельной работы и позволяет студентам оценить уровень приобретаемых компетенций.
Бакалавры, обучающиеся по ОП 5В071100 – «Геодезия и картография» должны пройти виды практик, представленные в таблице 3.4.
Таблица 3.4. Виды практик 5В071100 – «Геодезия и картография»
№ | Название практики | Курс | Семестр | Кол-во кредитов | Продолжительность (недель) |
Учебная | |||||
1-ая производственная | |||||
2-ая производственная | |||||
Преддипломная | 0.4 | ||||
ИТОГО | 12.4 |
Количество кредитов, отводимых на практику, составляет 16 кредитов.
Учебная практика проводится с целью получения студентами первичных представлений о технологии, организации работ на промышленных предприятиях.
Производственная практика проводится с целью ознакомления со структурой геодезических и строительных предприятий, геодезическим оборудованием и программными обеспечениями, технологией выполнения полевых и камеральных работ; с целью получения практических навыков, изучения особенностей технологии производства топографических и основных геодезических работ, исполнительной документации, участия в работах, выполняемых производственно-техническими работниками.
Преддипломная практика проводится с целью подготовки студентов к практической работе, а также для подбора необходимых материалов и документации по теме дипломного проекта (работы).
Основными учебно-методическим документом МОК, определяющим проведение практик, регулирующим учебную деятельность студентов на практике является «Регламент учебного процесса и практики» и методические указания по прохождению каждого вида практики.
Эти документы обеспечивают единый комплексный подход к организации профессиональной практики: подготовку, системность, непрерывность и преемственность обучения студентов.
Ответственность за организацию и проведение практики несет выпускающая кафедра и Центр практики и карьеры МОК. Базы практики по ОП «5В071100 – «Геодезия и картография» представлены в таблице 3.5. Приложение 21
Таблица 3.5.-Базы практик бакалавров
№ | Название организации |
РГП «Национальный картографо-геодезический фонд» | |
РГКП «ГИСХАГИ» | |
Филиал «КазГеокарт» РГКП «КазГеодезия» | |
АО «ГеоКОД» | |
АО «ГЕОКОСМОС» | |
АО «КазНИИСА» | |
ТОО «АлматыГеоЦентр» | |
ТОО «СК Базис» | |
ТОО «ПСК Азия Строй» | |
ТОО «ТопГеодезия» | |
ТОО «АлматыКалаЖер» | |
ТОО «Leica Geosystems Kazakhstan» | |
ТОО «Корпорация Литер» |
Успешное партнерство с промышленными предприятиями во время проведения производственных практик позволяет расширить возможности совместной разработки интегрированных учебно-производственных программ, сконцентрировать высококвалифицированных профессионалов-производственников к участию в учебном процессе; объединить усилия сторон в проведении научных, технологических, проектно-конструкторских разработок; повысить квалификацию работников МОК в производственных центрах и лабораториях.
Таким образом, в процессе освоения образовательной программы осуществляется непрерывный процесс самообразования обучающихся, направленный на формирование профессиональной мобильности.
Непрерывность процесса самообразования студентов, направленного на формирование профессиональной мобильности, развитие исследовательских навыков, раскрытие творческого потенциала, индивидуальных способностей и становление личности.
Самообразование студентов — личностно-регулируемая деятельность в образовательном процессе вуза, составляющая основу развития профессиональной компетентности, предполагающая профессиональное самосознание, самооценивание возможностей как будущего профессионала, развитие умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности, включающих опыт самостоятельного построения индивидуального образовательного маршрута, признание и принятие непрерывности процесса саморазвития, необходимого для успешной социальной и профессиональной адаптации будущего специалиста.
Технология, представляющая собой набор разнокачественных дидактических, психологических и методических процедур, применямая ППС кафедры при преподавании дисциплин, существенно улучшает качество подготовки специалистов, обеспечивает надлежащий уровень профессиональных, функциональных и общих знаний, настойчивости, обязательности, инициативности, развивает профессиональные способности, формирует мышление.
Комплекс педагогических условий, направленных на формирование готовности студентов к самообразованию, включает:
- создание эвристических ситуаций, инициирующих познавательную самостоятельность студентов;
- организацию технологической поддержки продуктивного обучения, предполагающего включение проблемных, продуктивных методов и методов самоконтроля при освоении способов самостоятельной познавательной деятельности;
- активизацию процесса включения интерактивных и традиционных активных способов обучения; обеспечение возможностей самостоятельного построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, первоначально с заранее заданной структурой маршрута (временная, содержательная, контролирующая);
Выполнение СРС и СРСП по изучамым дисциплинам являются неотемлемой частью учебного процесса, которые развивают способности студентов к самоорганизации и самообразованию.
Следующим важным этопом процесса самообразования студентов является выполнение НИРС, который заключаются:
- в выполнений заданий по дисциплинам "Цифровое картографирование", "Космическая геодезия", "GPS измерения", "Гравиметрия" содержащих элементы научных исследований;
- в выполнении индивидуальных заданий научно-исследовательского характера в период производственных практик;
- в участии в научных семинарах и конференциях, организуемых в МОК, в других вузах и научных организациях;
- в выполнении дипломного проектирования на актуальную тему направленных на изучение современных проблем в области геодезии и картографии.
Привлечение студентов при выполнении хоздоговорных и бюджетных тем является одним из мероприятий, направленных на развитие исследовательских навыков, раскрытие творческого потенциала, индивидуальных способностей и становление личности. Так хоздоговорная работа "GPS съемка поселков Акший, Кокжазык", 2010г. была выполнена с участием групп студентов. В дальнейшем студенты группы ГиК-11 Нурумбеков Е. и Сейлкасымов Ж. будут включены в состав исполнителей грантового проекта "Разработка ГИС высших учебных заведении РК" (при положительным решении), так как уже выполняют интересные проекты в этом направлении, и их дипломные проекты посвящены разработке ГИС.
В МОК также реализуется программа, в рамках которой предусмотрено зачисление обучающегося на штатные должности с оплатой труда в установленном порядке, при выполнении им научно-исследовательских работ и отличной успеваемости.