Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе по ОП «Геодезия и картография» активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями региональных и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не превышают 40 процентов аудиторных занятий. В учебной программе каждого модуля сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ОП.
Внедрение в учебный процесс современных методов обучения позволяет осуществить гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с ведущим преподавателем курса и групповую работу студентов, и способствует достижению планируемых результатов обучения по ОП.
Для обучения по ОП специальности бакалавриата 5В071100 "Геодезия и картография" в учебный процесс регулярно внедряются инновационные методы преподавания, такие как использование интерактивного обучения, виртуальных лабораторий, использование цифровых образовательных ресурсов (Таблица 2.8). По развитию этих направлений университет для ППС проводит обучающие семинары и курсы с выдачей сертификатов. ППС кафедры активно осваивает дистанционное обучение в сети Интернет.
|
По всем дисциплинам ППС кафедры используются активные раздаточные материалы (АРМ), а также мягкие ТСО, включающие плакаты, рабочие книги, контрольные вопросы, схемы, выставки образцов, распечатки таблиц, рисунков, схем, необходимых для ведения учебного процесса.
В процессе подготовки студентов используются компьютеры, обучающие программы, проекторы компьютерные, электронные учебники. Чтение лекций по указанным дисциплинам проводятся в аудиториях, оборудованных видеопроекторами.
Таблица 2.8.Применение интерактивных методов изучения дисциплины
Интерактивные методы обучения | ||
Метод | Дисциплина | Цель |
Круглый стол | Высшая геодезия | выбор оптимального варианта построения геодезической сети |
Фотограмметрия | выбор оптимальных параметров аэрофотосъемки | |
Кейс-стади | Дистанционное зондирование Земли | работа с аэрокосмическими снимками |
Геоинформатика | Выбор оптимального места строительства Жилого комплека | |
Дисскуссия | Космическая геодезия | обсуждение итогов выполнения заданий на практических и занятиях |
Прикладная геодезия | Сравнительный анализ точности ориентирования инструмента | |
Цифровая картография | Обсуждение возможностей улучшения созданной компановки тематических карт |
|
Характеристика вычислительной техники, имеющейся в распоряжении ОП приведена в (подробнее в п.6.2.1).
В целях обмена опытом между преподавателями, внедрения инновационных методов ведения дисциплин, на факультете проводятся ежемесячные методические семинары.
2.2.18 Наличие эффективного, непрерывного механизма внутренней оценки качества и экспертизы образовательных программ, обеспечивающих контроль выполнения учебного плана и поставленных задач, а также обратную связь для их совершенствования.
ОП разрабатывается выпускающей кафедрой, рассматривается на Совете факультета, согласовывается Председателем МС и проректором по УМР университета, утверждается Президентом-ректором МОК.
Эффективность реализации образовательных программ в университете оценивается посредством внешнего и внутреннего контроля.
Ежегодно проводится корректировка и апробация образовательных программ, что позволяет выполнять контроль выполнения учебного плана и поставленных задач, а также обратную связь для их совершенствования. В университете организован внутренний аудит работы факультетов и кафедр, используются различные механизмы контроля реализации образовательных программ через работу комиссии методического совета университета и комиссии по проверке выполнения решений Ученого совета, а также путем системы открытых занятий, взаимопосещений, проведение методических семинаров факультета.
В университете практикуется ежегодное проведение аттестации профессиональной деятельности ППС, по результатам которой выявляется качество работы ППС по учебно-методической, научной и воспитательной работе. Ежегодное анкетирование «Преподаватель глазами студентов» проводится с целью определения объективного мнения студентов о качественной работе ППС (приложение 14).
|
В целях экспертизы образовательных программ в МОК осуществляют проверку разработанных кафедрами РУПов на предмет соответствия установленным требованиям. Методический отдел университета координирует работы по экспертизе образовательных программ.
Внешний контроль эффективности реализации образовательных услуг осуществляется в процессе работы ГАК, по результатам промежуточного государственного контроля (до 2011 года) и ВОУД, при аттестации и аккредитации университета.
Для дальнейшего совершенствования образовательных программ используются механизмы, направленные на оценку эффективности методов, используемых для контроля качества реализации программ. Наряду с результатами внутреннего мониторинга академических показателей и социологических опросов обучающихся анализируются официальные отзывы практических работников и работодателей, курирующих профессиональную практику, председательствующих в процессе аттестации выпускников, рецензирующих дипломные проекты и т.д. В связи с этим зарекомендовала себя практика коллегиального обсуждения сделанных рекомендаций, которые служат основанием для принятия факультетом коррективных действий.
В рамках мониторинга образовательной программы используются результаты анализа данных, полученных по следующим видам анкет и опросных листов:
1) Анкета оценки образовательной программы через анкетирование «Удовлетворенность студентов качеством реализации образовательной программы», «Удовлетворенность студентов качеством образовательного процесса» (подробнее п.7.2.1).
2) Анкета обратной связи по дисциплине, которая заполняется всеми обучающимися после освоения отдельной дисциплины, через анкетирование «Преподаватель глазами студентов» (подробнее п.7.2.1).
3) Анализ качества проведения учебного занятия. Заполняется по результатам посещения занятий заведующим кафедрой или руководством факультета, преподавателями в рамках взаимопосещений, открытых занятий (подробнее п.5.2.9).
Анкетирование по оценке образовательной программы было введено и в 2010-2011 учебном году. В данный момент оно доступно для всех студентов на сайте www.e-learning.kazgasa.kz. Анализ результатов анкетирования показывает, что наряду с некоторыми имеющимися замечаниями, в целом, качество подготовки специалистов оценено в диапазоне «среднее» - «очень высокое».
Выводы по разделу
Анализ данных, полученных по результатам самооценки ОП 5В071100 – Геодезия и картогоафия по стандарту 2 – Содержание образовательной программы позволил выявить следующие достоинства и недостатки реализации аккредитуемой ОП (таблица 2.9.).
Таблица 2.9. SWOT – анализ по стандарту 2 – «Содержание образовательной программы»
S (strength) – сильные стороны | W (weakness) – слабые стороны |
1) Применение кредитно-модульной системы обучения 2) Эффективное использование кредитной технологии (принцип свободы выбора траекторий, накопительная функция, функция трансферта). 3) Ориентация на компетенции выпускников как результаты обучения. 4) Наличие системы поддержки и консультирования студентов. | Недостаточное количество электронных учебников, разработанных силами ППС. |
5) 100% обеспеченность учебного процесса УМКС, УМКД; 6) обеспеченность литературой; 7) Высокий уровень трудоустройства выпускников. 8) Наличие внутренней системы контроля качества образования, автоматизированная система текущего, промежуточного и итогового контроля знаний, рейтинговая оценка и контроль профессионального уровня ППС. 9) Оценка качества образовательной программы | Потери студентов при выпуске специалистов в связи с: - академической успеваемостью - несоблюдением пунктов договора, связанные с материальным затруднением. |
O (opportunity) – благоприятные возможности | T (treat) – угрозы |
1) Возможность реализации ОП с применением ДОТ. 2) Возможность подготовки специалистов по государственным грантам. 3) Возможность продолжения образования по ОП послевузовского образования. 4) Применение инновационных методов преподавания. | - снижение конкурентоспособ-ности продуктов на рынке образовательных услуг без прохождения аккредитации; |
Стандарт 3. Студенты
Общие положения
Студенты являются главными потребителями образовательной программы, поэтому основной целью при ее разработке является развитие общих и специальных компетенций, самостоятельности, стремления углубления и расширения знаний, инициирующих их интерес к дальнейшему обучению.
Реализация студент – ориентированное обучение и преподавание основаны на следующих принципах:
- уважение студентов, использование гибких траекторий обучения для разнообразной аудитории студентов;
- разработка и внедрение в учебный процесс новых педагогических методов и форм обучения;
- оценка и актуализация педагогических методов обучения;
- поощрение самостоятельности студента с одновременным обеспечением необходимого руководства и поддержки преподавателя;
- проявление взаимного уважения «обучающийся-преподаватель».
Образовательная среда направлена на усвоение и расширение багажа профессиональных знаний, развитие творческого потенциала студента, формирование профессиональных личностных качеств, таких как индивидуальность, стремление к совершенствованию, свобода выбора, самостоятельность, самоуважение, личностный и профессиональный рост.
Соответствующие структурные подразделения МОК способствуют эффективному освоению образовательной программы студентами.
Для повышения квалификации ППС и работодателей и базовой подготовки студентов действует ТОО «Профессионально-творческий центр КазГАСА».
Творческий и научный потенциал студента раскрывается при их участиий в ежегодных студенческих научно-практических конференциях «Студент и наука: взгляд в будущее» и предметных олимпиадах.
Большое внимание уделяется росту профессиональной и теоретической грамотности, расширению кругозора, владению профессиональной терминологией. Качественной основой стали библиотечный фонд, располагающий достаточным количеством литературы, обеспеченность интернет ресурсами, компьютерные классы, мультимедийные аудитории.
Коммуникативные навыки отрабатываются в группах как во внеаудиторной деятельности, так и на практических занятиях и выражаются в умении представления, защиты и отстаивания собственной или коллективной позиции во время сдачи проектов, дебатов на семинарах, в период подготовки к профессиональным конкурсам и олимпиадам, которые регулярно проводятся на факультете. Отрабатывается умение работать в коллективе под руководством опытного наставника.
Соответствующие структурные подразделения оказывают содействие студентам в освоении образовательной программы, в том числе путем создания службы поддержки студентов.
Важными этапами реализации образовательной программы являются эффективность процесса обучения и оценка компетенций студентов.
В АО МОК разработана и внедрена Система управления качеством (СМК) в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000.
Состояние учебно-методической обеспеченности студентов специальности Геодезия и картография, лабораторно-производственная база, организация учебного процесса, состояние научно-исследовательской работы, материально-социальная база студентов свидетельствуют о достаточности и возможности подготовки специалистов в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта высшего образования Республики Казахстан.
В своей деятельности по управлению качеством подготовки обучающихся, ФСТИМ руководствуется внедренной в МОК «Политикой в области качества», где стратегической задачей определена реализация государственной политики в области образования для обеспечения постоянных потребностей и ожиданий государства и общества по оказанию качественных образовательных услуг и развитию научной деятельности.
Направление «Геодезия и картография» засвидетельствовало полное понимание и выполнение требований системы управления качеством в МОК, включающей внутренние и внешние цели.
Внутренние цели:
- достижение качественного уровня выпускников МОК по специальностям;
- использование новых образовательных и информационных технологий;
- повышение профессионального уровня преподавателей и сотрудников;
-совершенствование учебного процесса с использованием ресурсов без ущерба качеству образования.
Внешние цели:
- расширение инструментов привлечения абитуриентов и рынков трудоустройства выпускников;
- повышение престижа корпорации и факультета;
- ориентация на удовлетворение требований работодателей.
для освоения образовательной программы МОК оказывает студентам помощь. Так, например, для студентов, показывающих высокие результаты успеваемости, но обучающихся на платной основе, внедрена система поощрения и финансовой поддержки в виде специальной стипендии "Scholarships", а также спонсорская помощь наиболее отличившимся в учебе студентам и т.п.
Оценка компетенций студентов является одним из наиболее важных элементов реализации образовательной программы.
Результаты процедур оценки отражают эффективность организации процесса обучения в вузе. С целью совершенствования подготовки по ОП в вузе введено и апробировано анкетирование бакалавров через образовательный портал. Систематический анализ данных журнала взаимопосещений занятий ППС и проверки занятий заведующим кафедрой свидетельствует о высоком качестве проведения учебных занятий.
Ежегодно в МОК проводятся опросы «Преподаватель глазами студентов», Опрос работодателей, «Анкетирование первокурсников» и др.
Развитие профессиональных компетенций студентов достигается использованием в учебном процессе активных методов обучения: деловые игры, проблемно-ситуационное моделирование, групповое обучение, «кейс-стади» и другие.
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе по ОП 5В071100 – «Геодезия и картография» активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций и т.д.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями региональных и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Критерии оценки
3.2.1 Наличие индивидуального учебного плана студента: студент вуза с целью освоения образовательной программы формирует индивидуальный учебный план, который определяет его индивидуальную образовательную траекторию.
Подготовка бакалавров в МОК основана на самостоятельном планировании обучающимися по ОП, выборе индивидуальной траектории обучения, мотивации повышения уровня самообразования.
Содержание, объем, логика построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося основывается на грамотно составленной модульно-образовательной программе той или иной специальности с учетом уровня образовательного цикла.
3.2.2 Уровень составления индивидуального учебного плана: студент составляет индивидуальный учебный план на каждый учебный год на основании типового учебного плана специальности и каталога элективных дисциплин.
Индивидуальная образовательная траектория обучающегося студента определяется путем выбора элективных дисциплин, входящих в компонент по выбору в рамках установленных кредитов и определяемыевузом самостоятельно при составлении КЭД.
Каждый студент на основе типовой учебной программы по специальности 5В071100-«Геодезия и картография» и КЭД по специальности с помощью эдвайзера составляет индивидуальный учебный план на каждый учебный год, который определяет его индивидуальную образовательную траекторию. В целях недопущения хаотичного выбора студентами элективных дисциплин и реализации ОП студентам предоставляется несколько образовательных траекторий: Геодезия или Картография и в КЭД даны перечень элективных дисциплин и последовательность их изучения.
Оценивание уровня знаний студентов: уровень знаний студентов должен оцениваться на профессиональной основе с учетом современных разработок в области организации контроля учебных достижений.
Подготовка кадров и оценивание уровня знаний студентов по специальности 5В071100 – «Геодезия и картография», осуществляется в соответствии с документированными процедурами по системе менеджмента качества, согласно Правилам организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (Приказ МОиН РК от 20 апреля 2011 года №152) и Типовым правилам проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (Приказ МОиН РК от 18 марта 2008 года №125) и «Регламенту учебного процесса и практики МОК».
Освоение программы: в течение одного академического семестра студент очной формы обучения должен освоить по программам бакалавриата 18-22 кредита, заочной формы обучения – 9-12 кредитов, вечерней формы обучения– 12-15 кредитов.
В течение одного академического периода (семестра) студент очной формы обучения должен освоить по программе бакалавриата специальности 5В071100 – «Геодезия и картография» не менее 18-22 кредитов, заочной формы обучения – 6-12 кредитов.
Критерием завершенности образовательного процесса по подготовке студентов бакалавриата ОП5В071100 – «Геодезия и картография» является освоение студентами 160,4 кредитов теоретического обучения. Не менее 12,4 кредитов практик, не менее 2 кредитов на написание и защиту дипломного проекта и не менее 1 кредита на подготовку и сдачу государственного экзамена.