В настоящее время МОК – один из ведущих вузов Казахстана, готовящих специалистов в области архитектуры, дизайна и строительства.
МОК ежегодно участвует в рейтингах, организованных казахстанскими агентствами: НКАОКО, Центром Болонского процесса и академической мобильности.
Согласно рейтингу Центра Болонского процесса и академической мобильности МОН РК в топе 30 лучших вузов Казахстана наш вуз занял в 2013г.- 26 место, а в 2014г.-22 место.
Согласно национальному рейтингу лучших многопрофильных вузов Казахстана (НКАОКО) МОК занял в 2013г.-17 место, а в 2014г.- 15 место.
Деятельность МОК, как современного передового вуза, идущего по пути инновационного развития отмечена в республиканской прессе.
В 2014 году МОК по образовательным программам по специальности бакалавриата две программы заняли лидирующие места (первый и второй), а по специальностям магистратуры одна программа заняла второе место.
Динамика рейтинга ОП бакалавриата 5В071100 – "Геодезия и картография" показывает стабильные результаты.
Ниже приведена показатели успеваемости по ПГК и ВОУД.
Таблица 3.1- Показатели успеваемости по ПГК и ВОУД
Шифр cпециальности | Наименование cпециальности | Контингент студентов, человек | |||||||||||
2010-2011гг. | 2012-2013гг. | 2013-2014г.г | 2014-2015гг. | ||||||||||
Всего допущенных к ПГК | Успешно прошедших, % | Ср. балл | Всего допущенных к ВОУД | Успешно прошедших, % | Ср. балл | Всего допущенных к ВОУД | Успешно прошедших, % | Ср. балл | Всего допущенных к ВОУД | Успешно прошедших, % | Ср. балл | ||
5В071100 | ГиК | 61,5 | 64,5 |
3.2.8 Прозрачность требований к выпускникам программы, перечень приобретаемых в ходе обучения компетенций (знаний, умений, навыков), возможности развития творческого потенциала.
|
Согласно требованиям государственного общеобязательного стандарта высшего образования (утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080), ГОСО РК 3.08.356-2006, Дублинских дескрипторов к выпускникам ОП 5В071100 – «Геодезия и картография» установлены требования по общим и специальным компетенциям.
Результаты обучения выражаются через компетенции и проектируются на основании Дублинских дескрипторов 1 уровня обучения (бакалавриат).
Дескрипторы первого уровня предполагают способности:
- демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области;
- применять эти знания и понимание на профессиональном уровне;
- формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области;
- осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений;
- сообщать информацию, идеи, проблемы и решения, как специалистам, так и неспециалистам.
Общие компетенции высшего образования формируются на основе требований к общей образованности, социально-этическим компетенциям, экономическим и организационно-управленческим компетенциям.
Требования к общей образованности:
- обладать базовыми знаниями в области естественнонаучных (социальных, гуманитарных, экономических) дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления;
- обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии в сфере профессиональной деятельности;
|
- владеть навыками приобретения новых знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре.
Требования к социально-этическим компетенциям:
- знать социально-этические ценности, основанные на общественном мнении, традициях, обычаях, общественных нормах и ориентироваться на них в своей профессиональной деятельности;
- соблюдать нормы деловой этики, владеть этическими и правовыми нормами поведения;
- знать традиции и культуру народов Казахстана;
- быть толерантным к традициям, культуре других народов мира;
- знать основы правовой системы и законодательства Казахстана;
- знать тенденции социального развития общества;
- уметь адекватно ориентироваться в различных социальных ситуациях;
- быть способным работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения;
- уметь находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива;
- стремиться к профессиональному и личностному росту.
Требования к экономическим и организационно-управленческим компетенциям:
- обладать основами экономических знаний, иметь научные представления о менеджменте, маркетинге, финансах и т.п.;
- знать и понимать цели и методы государственного регулирования экономики, роль государственного сектора в экономике.
Требования к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей:
|
- уметь ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и процессам в мировой экономике;
- быть гибким и мобильным в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью;
- владеть навыками принятия решений экономического и организационного характера в условиях неопределенности и риска.
Согласно требованиям к специальным компетенциям выпускник должен:
иметь представление:
- о роли геодезии в решении ряда научных, производственных задач, а также при решении задач оборонного характера;
- о теории фигуры Земли, физических и математических моделях Земной поверхности;
- о форме, размеров и внешнем гравитационном поле Земли и уровенных поверхностях;
- о системах географических и прямоугольных координат, системах отсчета высот;
- о государственных геодезических сетях, методах построения геодезических сетей и способах обработки результатов измерений;
- о наземных, воздушных и космических методах съемки Земной поверхности для решения картографических задач;
- о картографических проекциях, применяемых для отображения Земной поверхности на плоскости, проекции Гаусса-Крюгера;
- о методах обработки результатов геодезических измерений; оценке точности измерений и уравнивании обширных геодезических сетей; принципе наименьших квадратов;
- о теории и устройстве геодезических приборов, методах исследования геодезических приборов, законах оптики;
- об инженерно-геодезических изысканиях, геодезическим обеспечении строительстве;
- о геодинамическом мониторинге зданий и сооружений, а также месторождений полезных ископаемых и сейсмически опасных районов;
- о дистанционном зондировании Земли, фотограмметрической обработке аэрокосмических снимков, классификации объектов отображенных на снимке;
- о структуре и технологии создания геоинформационных систем (ГИС) и ее применении для решения задач в различных областях человеческой деятельности;
- о роли инновационных технологий в решении актуальных научно-производственных задач;
знать:
- историю возникновения и развития геодезии, задачи решаемые инженерной,
прикладной, высшей и космической геодезией;
- классификацию карт, технологию отображения Земной поверхности на карте;
- приборы и оборудования для выполнения геодезических измерений, поверки и юстировка геодезических приборов;
- технологию выполнения полевых и камеральных работ по созданию топографической карты;
- основы теории ошибок измерений, математическую обработку результатов измерений одной величины, сущность задачи совместного уравнивания нескольких измеренных величин;
- фотограмметрическую обработку снимков, ортофототрансформирование,
- геометрическую и атмосферную коррекцию и улучшающие преобразования цифровых аэрокосмических снимков;
- математические и практические основы геодезической астрономии, приборы для
Наблюдений небесных светил, приема, регистрации и хранения времени;
- методы разработки экологических, геоэкологических карт, способы отображения на картах экологических явлений, новейшие достижения науки и техники в области картографии;
- основные системы координат, особенности поверхностей относимости, особенности картографических проекций при использовании карт и выполнении исследований по картам;
- основы теории потенциала тяготения, свойства потенциала силы тяжести и его производных, характеристики гравитационного поля Земли;
- современные модели гравитационного поля Земли, состоянии планетарных геодинамических исследований, методы решений дискретной задачи Молоденского;
- средства и методы постановки высокоточных геодезических измерений на местности при построении опорных геодезических сетей;
- методы и способы математической обработки результатов полевых измерений в
гравитационном поле Земли, геометрию Земного эллипсоида и задачи;
- теоретическую основу проектирования, составления и редактирования карт, методы и приемы технического черчения и машинной графики;
- возможности и направления применения компьютерных методов, геоинформационных технологий, средств телекоммуникаций, правила работы с ГИС пакетами и основные алгоритмы выполнения стандартных процедур;
- теоретические основы разбивки подземных и прецизионных сооружений, технологию разбивочных работ на промышленной площадке, методы исполнительных съемок и составление генеральных планов;
- координатно-временное обеспечение спутниковых измерений; системы координат, времени, высот, - теорию невозмущенного и возмущенного движения ИСЗ;
- физические основы дистанционного зондирования Земли, современные сенсоры, работающие в активном и пассивном режимах;
- действующие спутники, технологию обработку космических снимков, методы улучшения изображения и дешифрирования снимков;
уметь:
- работать с топографической картой, определять географические и прямоугольные координаты точек, определять высоты точек, длины сторон, азимуты и уклоны линий;
- определять номенклатуру карты по географическим координатам точек, определять зону в проекции Гаусса-Крюгера по долготе точки;
- выполнять измерения горизонтальных и вертикальных углов с помощью теодолита, измерять расстояние и превышение между точками с помощью рулетки и нивелира;
- выполнять теодолитную съемку местности, нивелирование по квадратам, начертить ситуационный план и исполнительный чертеж;
- выполнять трассирование вдоль линейного объекта, начертить продольный профиль в программе AutoCAD, выполнить расчеты уклонов и земляных масс;
- выполнять оценку точности результатов измерений, определять необходимую точность измерений, определять наиболее вероятное значение многократно измеренной величины, уравнивать геодезические сети по методу наименьших квадратов;
- работать с множеством команд пакета MATLAB для построения графиков и редактирования двухмерных и трехмерных графиков;
- вычислять радиусы параллелей, кривизны меридианов, первого вертикала, длины дуг меридианов, параллелей и площади сфероидических трапеций, вычислять координаты на плоскости, на поверхности относимости и в пространстве, уметь осуществлять выбор проекций, расчет их параметров с целью построения, выполнять их преобразования;
- выполнять поверку и юстировку и исследования приборов, согласно инструкциям и нормативным документам, - применять геодезические приборы в производстве геодезических работ, при составлении топографических планов и карт и решении различных задач;
- обоснованно определять задания по производству астрономо-геодезических измерений при выполнении научно-исследовательских работ, производить астрономо-геодезические измерения и выполнять обработку их результатов;
- читать карту и решать различные задачи, производить их анализ, работать с программными продуктами, позволяющими создавать цифровые карты;
- проектировать и делать предварительную оценку точности опорных геодезических сетей,
- выполнять соответствующие измерения при помощи современных приборов, производить математическую обработку результатов высокоточных геодезических измерений с современных программных обеспечений;
- выполнять геодезические работы при изысканиях и строительстве подземных и прецизионных сооружений; выполнять математическую обработку геодезической основы с оценкой точности, определять направление проходки при подземных выработках;
- использовать спутниковые навигационные системы для выполнения топографо-геодезических работ, устанавливать и запускать базовую станцию и ровер, выполнять съемку;
- подбирать данные дистанционного зондирования Земли для решения конкретной задачи, - использовать данные дистанционного зондирования Земли в комплексе с другими исходными данными для решения различных задач, - выполнять обработку аэро-космических снимков с помощью специальных программ;
иметь навыки:
- проектирования и создания геодезического обоснования для крупномасштабных съемок, применения способов обработки результатов измерений при построении планово-высотного обоснования, осуществления разбивочных работ на строительной площадке;
- применения методики оформления планов, карт, графических проектных и прогнозных материалов с использованием современных компьютерных технологий;
- выполнения топографических, геодезических, фотограмметрических и картографических работ, оформления планов, карт, графических проектных и прогнозных материалов с использованием современных компьютерных технологий;
- использования спутниковых навигационных систем для выполнения топографо - геодезических работ прикладного характера, применения технологий построения опорных пространственных геодезических сетей на основе совместного использования спутниковых и традиционных геодезических измерений;
- работы на профессиональных программных обеспечениях, применение технологий фотограмметрической обработки снимков, улучшения изображения и извлечения из него необходимой информации;
- использования современных географических информационных систем для анализа явлений и процессов на основе системного подхода, работы с современными геоинформационными системами;
- вычисления элементов аномального гравитационного поля, определения влияния аномального гравитационного поля на результаты высокоточных геодезических измерений;
- выполнения всех видов геодезических измерений и выбора геодезических приборов, уравнивания всех видов геодезических сетей с предварительной и окончательной оценкой качества геодезических работ, владеть методами компьютерной обработки полевых материалов;
быть компетентным:
- в вопросах проектирования и выполнения топографо-геодезических работ для различных целей;
- в вопросах выполнения геодезических работ для обеспечения строительства, используя современные приборы и программы обработки;
- в вопросах создания опорных геодезических сетей современными методами;
- в области камеральной обработки геодезических измерений, выполнении совместного уравнивания обширных геодезических;
- в вопросах выбора наиболее часто используемых картографических проекций в общегеографическом и тематическом картографировании в мире, о тенденциях их развития, особенностях их применения и использования;
- во владении информацией о достижениях в области геодезического приборостроения, в применении новых высокопроизводительных геодезических приборов;
- в вопросах выполнения астрономических наблюдений и обработке их результатов связанные с определением географических координат точек земной поверхности и азимутов направлений по наблюдениям небесных светил;
- в вопросах использования данных дистанционного зондирования Земли для решения различных задач;
- в использовании основных положений теории гравиметрии для решения практических задач геодезии, в частности, на триангуляционных полигонах.