Действенным инструментом оценки деятельности университета и его подразделений, а также степени удовлетворенности студентов системой управления является проведение различных опросов.
Целями проведения опросов являются:
- выявление особенностей субъективной оценки студентами заданных параметров профессионализма преподавателей;
- определение требований абитуриентов и студентов, работодателей к образовательной услуге;
- контроль качества образовательного процесса;
- получение обратной связи, которая призвана направлять усилия ППС и сотрудников в нужном направлении, проясняя требования, предъявляемые к их работе, и мотивировать их к улучшению своих рабочих показателей;
- анализ сильных и слабых сторон внешней и внутренней среды университета;
- определение удовлетворенности качеством образования, образовательных услуг, трудовой жизни и материально – техническим оснащением;
- выявление проблем в университетской структуре и системе управления.
Например, результаты анкетирования «Удовлетворенность студентов качеством реализации образовательной программы» позволяют выявить степень удовлетворенности различными сторонами деятельности МОК, к примеру, условиями обучения, качеством образовательного процесса, качеством результатов обучения (Приложение 15).
Результаты анкетирования «Преподаватель – глазами студентов», свидетельствуют, что преподаватели МОК объективны в оценке учебных достижений студентов, проявляют уважение и тактичность в общении, соблюдают нормы педагогической этики. Негативных тенденций не выявлено. Внедрение новых образовательных технологий не вызывает у студентов негативной реакции. В Приложении 14 приведена форма и результаты анкетирования «Преподаватель глазами студентов».
|
Ежегодно «Ярмарка выпускников» проводится дважды: осенью и весной. При этом выполняется опрос работодателей. В 2014 году в ярмарке приняли участие 144 представителя предприятий и организаций. При анализе собранной информации установлено, что, по мнению работодателей, выпускники МОК обладают достаточно высокими знаниями и профессиональными навыками для того, чтобы самостоятельно разобраться с поставленными профессиональными задачами, затратив на адаптацию к условиям работы не слишком много времени (36,6%) Опрос работодателей за пятилетний период с 2008 по 2013 год показывает положительную динамику оценки работодателями качество подготовки выпускников.
Выводу по разделу
Анализ данных, полученных по результатам самооценки ОП 5В071100 – «Геодезия и картография» по стандарту «4 – Студенты», позволил выявить следующие достоинства и недостатки реализации аккредитуемой ОП (таблица 3.6.).
Таблица 3.6. -SWOT анализ по стандарту 3 - "Студенты"
S (strength) – сильные стороны | W (weakness) – слабые стороны |
1. Акцент на развитие общих и специальных компетенций выпускников, моделирование таких качеств как самостоятельность, инициативность, самоуважение, творческий подход к решению профессиональных задач, ориентация на обучение в течение всей жизни. 2. Эффективное использование кредитной технологии (принцип свободы выбора траекторий, накопительная функция, функция трансферта). 3. Наличие системы внутреннего мониторинга сбора и анализа информации по удовлетворенности обучающихся. | 1. Недостаточный уровень реализации внешней академической мобильности. 2. Низкий процент привлечения преподавателей из зарубежных вузов для получения пердового опыта. 3. Участие дипломных проектов студентов в различных республиканских и международных конкурсах. 4. Участие преподавателей и студентов в хоздоговорных темах, грантовом финансировнаии и т.д. |
O (opportunity) – благоприятные возможности | T (treat) – угрозы |
1. Активное участие студентов в научно-исследовательской работе. 2. Возможность выставления дипломных проектов студентов на республиканских и международных конкурсах. 3. Участие в грантовом финансировании и хоздоговорных темах. | 1. Нестабильность в экономике РК и стран СНГ |
|
Стандарт 4. Образовательные результаты, эффективность
Общие положения
4.1.Реализация программы требует эффективного использования имеющихся ресурсов и привлечения дополнительных средств, систематического обновления структуры образовательной программы, содержания и технологий обучения, повышения инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности программы.
МОК создает студентам, обучающимся по образовательной программе «Геодезия и картография» все условия для обеспечения ими запланированных образовательных целей и результатов, а именно:
а) выверенные цели, задачи и образовательные результаты программы;
б) оптимальный дизайн программы;
в) логичная и сбалансированная структура программы;
г) правильно подобранный профессорско-преподавательский состав;
|
д) эффективные образовательные технологии;
е) адекватные целям, задачам, результатам и специфике программы методы оценки учебных достижений студентов;
ж) современная и эффективно действующая инфраструктура;
з) наличие механизмов обратной связи с рынком труда для верификации образовательных результатов программы.
Образовательные результаты в рамках реализации ОП «Геодезия и картография» оцениваются по таким показателям как – уровень требований при конкурсном отборе абитуриентов, степень подготовленности выпускников к выполнению требований государственных образовательных стандартов, степень востребованности выпускников на рынке труда и отзывы работодателей.
Подготовка специалистов по образовательной программе определяется, как минимум, тремя требованиями: ГОСО; ситуацией на рынке труда; требованиями работодателей.
В МОК образовательный процесс организован по кредитной технологии.
Кредитная технология обучения – обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя.
Образовательные программы динамично развиваются и обновляются ежегодно с учётом и интересами потребителей и требованиями рынка труда.
Комплексный характер оценивания образовательных результатов предполагает оценку учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности обучающихся, сформированность социальных, правовых, информационных, коммуникативных компетентностей.
Оценка результатов образовательной деятельности включает учебную и внеучебную деятельности обучающихся, общие и профессиональные компетенции и востребованность на рынке труда. Оценка МОК носит характер внешний или внутренний.
В настоящее время МОК – один из крупнейших вузов Казахстана, ведущий центр науки и образования.
Деятельность МОК, как современного передового вуза, идущего по пути инновационного развития отмечена в республиканской прессе.
С 2009 года Центр Болонского процесса и академической мобильности осуществляет оценку по новой методологии определения рейтинга вузов, согласно которой определяются успешно реализуемые образовательные программы по специальностям бакалавриата.
По результатам рейтинга отдельных образовательных программ бакалавриата 2013 г. лидирующие позиции заняли десять образовательных программ бакалавриата, в том числе МОК.
В результатах рейтингового мониторинга, осуществляемым Центром Болонского процесса и академической мобильности МОН РК за 2012-2014 годы, ОП ГиК не указан, так как не вошел в тройку лучших специальностей. Результаты рейтингового мониторинга приведены в Приложении 22.
Эффективность реализации образовательных программ обеспечивается постоянным контролем над совершенствованием учебного процесса, актуализацией программ и учебных планов, совершенствованием системы повышения квалификации ППС.
Общая организация, структура, форма и методы управления направлением, укомплектованность, качественные характеристики профессорско-преподавательского состава, состояние учебно-методической обеспеченности дисциплин специальности, лабораторно-производственная база, организация учебного процесса, состояние научно-исследовательской работы, материально-социальная база студентов свидетельствуют о достаточности и возможности подготовки специалистов, соответствующих требованиям государственного общеобязательного стандарта высшего образования Республики Казахстан.
В своей деятельности по управлению качеством подготовки обучающихся, специальность ГиК руководствуется внедренной в МОК «Политикой в области качества», где стратегической задачей определена реализация государственной политики в области образования для обеспечения постоянных потребностей и ожиданий государства и общества по оказанию качественных образовательных услуг и развитию научной деятельности.
Ежегодно, по итогам учебного года, результативность работы кафедр по реализации ОП, по отдельным, стратегическим направлениям деятельности вуза рассматриваются и анализируются на заседаниях ректората и совета факультета.
Система менеджмента качества внедренная в МОК, в соответствии с требованиями ISO 9001, проводит мониторинг успеваемости и достижений студентов, периодически оценивает содержание и актуальность образовательных программ (включая внешнюю экспертизу), взаимодействует с работодателями, представителями рынка труда и другими организациями, привлекает студентов к процедурам гарантии качества.
Мониторинг успеваемости и достижений студентов прослеживает Офис регистратора, а взаимодействие с работодателями, представителями рынка труда и другими организациями – Центр карьеры и практики.
Критерии оценки
4.2.1 Образовательные результаты направления ГиК оцениваются по следующим показателям:
- уровень требований при конкурсном отборе абитуриентов;
- степень востребованности выпускников на рынке труда;
- отзывы работодателей.
При конкурсном отборе абитуриентов, уровень требований приёма на специальность осуществляется на основании «Типовых правил приёма на обучение в организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего образования», утвержденным приказом МОН РК от 19 декабря 2007 г. № 638, зарегистрированным в Министерстве Юстиции РК от 28 января 2008 г. № 5115 с изменениями и дополнениями Абитуриенты, поступающие на специальность «Геодезия и картография», сдавшие ЕНТ (профилирующий предмет «География»), для участия в конкурсе на присвоение гранта по государственному заказу, должны набрать не менее 85-95 балов (средний балл по Республике), в связи с чем уровень знаний студентов «на входе» достаточно высокий. Кроме того, для первокурсников проводится входной контроль знаний по языковой подготовке, что позволяет им продолжить в университете изучение языка в группах по уровню, занимаясь при этом самоподготовкой.
Трудоустройство выпускников является одним из элементов оценивания эффективности образовательной программы. В течение всего обучения кафедрой проводится большая работа для возможного распределения и успешного трудоустройства специалистов. В этом направлении работа кафедры имеет большой опыт и сформировавшиеся традиции – обучающиеся выпускного курса ОП «Геодезия и картография» ежегодно принимают участие в «Ярмарке вакансий», где знакомятся с работодателями и с имеющимися вакансиями, заполняют анкеты работодателей; некоторые студенты трудоустраиваются по месту прохождения производственной или преддипломной практик; некоторые после окончания бакалавриата продолжают обучение в магистратуре.
Выпускники 5В071100 – Геодезия и картография после окончания вуза работают в государственных и частных топографо-геодезических организациях и предприятиях строительной отрасли, в архитектуре, землеустройстве и кадастре, а также в ГИС-центрах. Показатели трудоустройства выпускников остаются неизменно высокими и за последние 3 года составляет 100% (таблица 14). (Приложение 20)
Таблица 4.1.- Позиционирование специалистов на рынке труда
Год выпуска | Общее число выпуск-ников | Из них трудо-устро-ено | Трудо-устрой-ство, % | Распределение на рынке труда, % | |||
Государственные производственные предприятия, % | Государственные организации образования, % | Частные структуры, % | |||||
5В071100 – Геодезия и картография | |||||||
2011/12 | - | ||||||
2012/13 | |||||||
2013/14 | |||||||
Ежегодно Государственная аттестационная комиссия, включающая представителей ведущих предприятий и организаций картографо-геодезической сферы отмечает хорошие теоретические и практические знания выпускников ОП 5В071100 – «Геодезия и картография». Тематика дипломных проектов соответствует современному состоянию инновационного развития геодезии и картографии, геоинформатики и дистанционного зондирования Земли.
Систематическое проведение анкетирования и опросов всех заинтересованных сторон, позволяет учитывать их интересы и осуществлять подготовку по ОП - Геодезия и картография в соответствии с современными тенденциями развития отрасли.
Эффективность подготовки специалистов подтверждается ежегодными запросами работодателей о распределении выпускников, прошедших производственную практику на предприятиях, а также положительными отзывами работодателей (Приложение 23).
Спрос на выпускников данных образовательных программ по Республике Казахстан растет с каждым годом. Это объясняется, с одной стороны широким спектром приложения данной специальности, а также с ростом объема строительных работ, где не возможно обойтись без геодезического сопровождения. С другой стороны, растущий спрос на выпускников ОП 5В071100 – Геодезия и картография обусловлен открытием новых технологий и модернизацией существующих геодезических приборов и программного обеспечения. Благодаря новым технологиям, применяемым в геодезии, растет число научно-производственных задач, которые решаются специалистами данного направления.
Ежегодно, по итогам учебного года, результативность работы кафедр по реализации ОП, по отдельным, стратегическим направлениям деятельности вуза рассматриваются и анализируются на заседаниях ректората и совета факультета.
Наличие системной профориентационной работы по направлению ГиК, нацеленной на подготовку и отбор абитуриента, сознательно выбравшего данную образовательную программу в результате работы с ним школы, вуза, знающего особенности программы, ресурсы вуза для качественного обучения по выбранной программе, перспективы трудоустройства.
Преподаватели МОК систематически проводят профориентационую работу в школах, колледжах, а также в рамках «Недели открытых дверей», устраивают для старшеклассников экскурсии по учебному корпусу вуза. В результате будущие абитуриенты получают представление о вузе и о своей будущей специальности.
В МОК проводится предметная олимпиада для школьников. Победителям олимпиад, поступившим в МОК предоставляются льготы в виде: 100 процентной Scholarships - за 1 место, 50 процентной Scholarships – за 2 место и 25 процентной Scholarships - за 3 место. К примеру, победительница олимпиады по «Географии» за 2013-2014 учебный год – Кыргызбек Айдана, в данный момент учится в группе ГиК-14 на льготной основе.
На сайте www.mok.kz представлена информация для абитуриентов, где описаны:
- кредитная система обучения;
- специальности и специализации;
- каталог образовательных программ;
- стоимость обучения;
- стипендии и гранты;
- онлайн-заявки для поступления;
- ответы на часто задаваемые вопросы.
На данном сайте, абитуриенты также могут ознакомиться с миссией вуза, его краткой историей и структурой, а также международной деятельностью вуза, административным составом и контактной информацией.