Шесть процессов в человеке 1 глава




РОДНИ КОЛЛИН

ТЕОРИЯ НЕБЕСНЫХ ВЛИЯНИЙ

 


MA GIS­T­RO MEO

QUI SOL FU­IT EST ET ERIT

SISTEMATIS NOS­T­RI

DICATUM

"Учителю мо­ему, ко­то­рый был, есть и бу­дет сол­н­цем на­шей сис­те­мы, пос­вя­ща­ет­ся." (лат.)

Весь мир шес­ти из­ме­ре­ний на­пол­нен Его щед­рос­тью: ку­да бы ты ни взгля­нул, вез­де ты уз­на­ешь Его…

"…Взгляни, как не­бос­вод

Весь вы­ло­жен круж­ка­ми зо­ло­ты­ми,

И са­мый ма­лый, ес­ли пос­мот­реть,

Поет в сво­ем дви­женье, точ­но ан­гел,

И вто­рит юно­оким хе­ру­ви­мам.

Гармония по­доб­ная жи­вет

В бес­смер­т­ных ду­шах."

Джаллаледдин Ру­ми, Мас­на­ви, Кни­га III (Стих 3108)

Шекспир. Ве­не­ци­ан­с­кий ку­пец (Акт V, сце­на I)

(Пер. Т. Щеп­ки­ной-Ку­пер­ник)

 

Весь прог­ресс, дос­тиг­ну­тый уси­ли­ями ра­зу­ма - это лишь уточ­не­ние ма­те­ри­аль­ных фак­тов при по­мо­щи до смеш­но­го не­со­вер­шен­ных ин­с­т­ру­мен­тов, из­го­тов­лен­ных боль­шей час­тью по при­чи­не не­дос­та­точ­нос­ти на­ших ор­га­нов чувств. Каж­дые двад­цать лет ка­кой-ни­будь нес­час­т­ный лю­бо­пыт­ный, ко­то­ро­му его лю­бо­пыт­с­т­во обыч­но сто­ит жиз­ни, от­к­ры­ва­ет, что ат­мос­фе­ра со­дер­жит газ, до­се­ле не­из­вес­т­ный, что тре­ни­ем ку­соч­ка вос­ка об одеж­ду мож­но по­лу­чить не­ожи­дан­ную, не­объ­яс­ни­мую и не­оп­ре­де­ли­мую си­лу, что сре­ди бес­чис­лен­ных не­из­вес­т­ных звезд есть од­на, ра­нее не за­ме­чен­ная в не­пос­ред­с­т­вен­ной бли­зос­ти от дру­гой, за­ме­чен­ной… Ну, и что из это­го?

Наши бо­лез­ни про­ис­хо­дят от мик­ро­бов? Очень хо­ро­шо. Но от­ку­да бе­рут­ся эти мик­ро­бы? И что из­вес­т­но об 1их бо­лез­нях? А сол­н­ца, от­ку­да они по­яв­ля­ют­ся?

Мы ни­че­го не зна­ем, ни­че­го не по­ни­ма­ем, ни­че­го не мо­жем сде­лать, ни о чем не до­га­ды­ва­ем­ся. Мы за­пер­ты, за­то­че­ны в са­мих се­бе…

ГИ ДЕ МО­ПАС­САН. ДНЕВ­НИК. 7 АП­РЕ­ЛЯ 1888(Пе­ре­вод А.Г.)

 


П Р Е Д И С Л О В И Е

 

Во все вре­ме­на лю­ди де­ла­ли по­пыт­ки объ­еди­нить все дос­туп­ное им зна­ние и опыт в еди­ное це­лое, ко­то­рое объ­яс­ня­ло бы их мес­то во все­лен­ной и их воз­мож­нос­ти в ней. На пу­ти обыч­но­го мыш­ле­ния они ни­ког­да не мог­ли дос­тичь этой це­ли, пос­коль­ку един­с­т­во ве­щей не­пос­ти­жи­мо для обыч­но­го ума, в обыч­ном сос­то­янии соз­на­ния. Обыч­ный ум, от­ра­жа­ющий бес­чис­лен­ные и про­ти­во­ре­чи­вые по­буж­де­ния раз­лич­ных сто­рон че­ло­ве­чес­кой при­ро­ды, не мо­жет не ви­деть мир та­ким же раз­но­об­раз­ным и сме­шан­ным, ка­ков сам че­ло­век. Един­с­т­во, об­щая мо­дель, все­объ­ем­лю­щий смысл - ес­ли он су­щес­т­ву­ет - мож­но поз­нать или ис­пы­тать толь­ко дру­гим умом, в дру­гом сос­то­янии соз­на­ния. Пос­тичь его мо­жет толь­ко тот ум, ко­то­рый сам стал еди­ным.

Какое един­с­т­во, нап­ри­мер, мог­ло бы быть осоз­на­но да­же са­мым блес­тя­щим фи­зи­ком, фи­ло­со­фом, те­оло­гом, ко­то­рый все еще в рас­се­ян­нос­ти спо­ты­ка­ет­ся о та­бу­рет­ку, злит­ся, ког­да ему не­до­да­ют сда­чу в ма­га­зи­не, не спо­со­бен за­ме­тить, ког­да он раз­д­ра­жа­ет свою же­ну, и во­об­ще пре­бы­ва­ет в сос­то­янии буд­нич­ной три­ви­аль­ной сле­по­ты обыч­но­го ума, ра­бо­та­юще­го с при­выч­ным от­сут­с­т­ви­ем соз­на­ния? Лю­бое един­с­т­во, ко­то­ро­го он дос­ти­га­ет в та­ком сос­то­янии, мо­жет су­щес­т­во­вать толь­ко в его во­об­ра­же­нии.

Поэтому стрем­ле­ние соб­рать все зна­ние в еди­ное це­лое всег­да бы­ло свя­за­но с по­ис­ком но­во­го сос­то­яния соз­на­ния. И оно бес­смыс­лен­но и бес­по­лез­но в от­ры­ве от это­го по­ис­ка.

Можно ска­зать да­же, что нес­коль­ко до­шед­ших до нас удач­ных по­пы­ток об­на­ру­жи­ва­ют приз­на­ки лишь по­боч­ных про­дук­тов та­ких по­ис­ков, увен­чав­ших­ся ус­пе­хом. Един­с­т­вен­но убе­ди­тель­ные из всех су­щес­т­ву­ющих на све­те "мо­де­лей все­лен­ной" - ос­тав­ле­ны людь­ми, ко­то­рые дос­тиг­ли от­но­ше­ния к ми­ру и соз­на­ния о нем со­вер­шен­но от­лич­ных от тех, что при­над­ле­жат обыч­но­му опы­ту.

Потому что та­кие ис­тин­ные "мо­де­ли все­лен­ной" дол­ж­ны не толь­ко от­к­ры­вать внут­рен­нюю фор­му и стро­ение все­лен­ной, но так­же по­ка­зы­вать от­но­ше­ние к ней че­ло­ве­ка, его нас­то­ящее и воз­мож­ное бу­ду­щее в ней. В этом смыс­ле не­ко­то­рые из го­ти­чес­ких ка­фед­раль­ных со­бо­ров яв­ля­ют­ся со­вер­шен­ны­ми мо­де­ля­ми все­лен­ной, тог­да как сов­ре­мен­ные пла­не­та­рии, со всей их кра­со­той, зна­ни­ем и точ­нос­тью, - нет, по­то­му что эта пос­лед­няя мо­дель пол­нос­тью упус­ка­ет из ви­ду че­ло­ве­ка. Раз­ли­чие, ко­неч­но, ле­жит в том фак­те, что ка­фед­раль­ные со­бо­ры, пря­мо или кос­вен­но, бы­ли соз­да­ны людь­ми, при­над­ле­жав­ши­ми к шко­лам для дос­ти­же­ния выс­ших сос­то­яний соз­на­ния и имев­ши­ми пре­иму­щес­т­во опы­та, по­лу­чен­но­го в та­ких шко­лах, тог­да как соз­да­те­ли пла­не­та­рия - это уче­ные и тех­ни­ки, та­лан­т­ли­вые и дос­та­точ­но ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные в сво­ей об­лас­ти, но не об­ла­да­ющие спе­ци­аль­ным зна­ни­ем о воз­мож­нос­тях че­ло­ве­чес­кой ма­ши­ны, с ко­то­рой им при­хо­дит­ся ра­бо­тать.

В са­мом де­ле, - ес­ли иметь оп­ре­де­лен­ные клю­чи для тол­ко­ва­ния,- са­мое уди­ви­тель­ное в этих древ­них "мо­де­лях все­лен­ной", раз­де­лен­ных меж­ду со­бой эпо­ха­ми, кон­ти­нен­та­ми и куль­ту­ра­ми, - это преж­де все­го их сход­с­т­во. Хо­ро­шим до­ка­за­тель­с­т­вом той идеи, что выс­шее соз­на­ние всег­да от­к­ры­ва­ет од­ну и ту же ис­ти­ну, мог­ло бы быть од­но лишь срав­ни­тель­ное изу­че­ние не­ко­то­рых су­щес­т­ву­ющих мо­де­лей все­лен­ной, ко­то­рые ка­жут­ся про­ис­хо­дя­щи­ми из это­го выс­ше­го соз­на­ния - нап­ри­мер, Шар­т­р­с­кий Ка­фед­раль­ный Со­бор, Боль­шой Сфинкс, Но­вый За­вет, Бо­жес­т­вен­ная Ко­ме­дия, или не­ко­то­рые кос­ми­чес­кие схе­мы, ос­тав­лен­ные ал­хи­ми­ка­ми XVII ве­ка, соз­да­те­ля­ми ко­ло­ды карт Та­ро, а так­же ав­то­ра­ми не­ко­то­рых рус­ских икон и ти­бет­с­ких зна­мен.

Разумеется, од­на из глав­ных труд­нос­тей на пу­ти та­ко­го срав­ни­тель­но­го изу­че­ния сос­то­ит в том, что все эти мо­де­ли вы­ра­же­ны на раз­ных язы­ках, и что для обыч­но­го не­под­го­тов­лен­но­го ума иной язык оз­на­ча­ет иную прав­ду. На са­мом де­ле, это ха­рак­тер­ная ил­лю­зия че­ло­ве­чес­ко­го ума в его обыч­ном сос­то­янии. И да­же не­боль­шое раз­ви­тие вос­п­ри­ятия от­к­ры­ва­ет, что, нап­ро­тив, один и тот же язык, од­на и та же фор­му­ли­ров­ка мо­жет зак­лю­чать в се­бе ди­амет­раль­но про­ти­во­по­лож­ные зна­че­ния, тог­да как язы­ки и фор­му­ли­ров­ки, на пер­вый взгляд не име­ющие ни­че­го об­ще­го, мо­гут на са­мом де­ле от­но­сить­ся к од­ной ве­щи. Нап­ри­мер, нес­мот­ря на то, что сло­ва "честь", "лю­бовь", "де­мок­ра­тия" ис­поль­зу­ют все, поч­ти не­воз­мож­но най­ти двух че­ло­век, ко­то­рые при­да­ва­ли бы им од­но и то же зна­че­ние. По­это­му раз­лич­ные упот­реб­ле­ния од­но­го и то­го же сло­ва мо­гут быть со­вер­шен­но не­со­пос­та­ви­мы. С дру­гой сто­ро­ны - как ни стран­но это мо­жет по­ка­зать­ся - Ка­фед­раль­ный Со­бор в Шар­т­ре, ко­ло­да карт Та­ро, и не­ко­то­рые мно­го­ру­кие и мно­го­го­ло­вые брон­зо­вые из­ва­яния ти­бет­с­ких бо­жеств яв­ля­ют­ся на са­мом де­ле вы­ра­же­ни­ями аб­со­лют­но од­них и тех же идей, то есть они пря­мо со­пос­та­ви­мы.

Поэтому здесь не­об­хо­ди­мо рас­смот­реть воп­рос о язы­ке в от­но­ше­нии к пос­т­ро­ению мо­де­ли все­лен­ной, к опи­са­нию схе­мы един­с­т­ва. В ос­но­ве сво­ей язы­ки или фор­мы вы­ра­же­ния раз­ли­ча­ют­ся в со­от­вет­с­т­вии с тем, к ка­кой че­ло­ве­чес­кой фун­к­ции, из­вес­т­ной или по­тен­ци­аль­ной, они об­ра­ща­ют­ся. Нап­ри­мер, ка­кая-то идея мо­жет быть вы­ра­же­на фи­ло­соф­с­ким или на­уч­ным язы­ком, то есть об­ра­щать­ся к ин­тел­лек­ту­аль­ной фун­к­ции че­ло­ве­ка, она мо­жет быть вы­ра­же­на ре­ли­ги­оз­ным или по­эти­чес­ким язы­ком для об­ра­ще­ния к его эмо­ци­ональ­ной фун­к­ции, она мо­жет быть вы­ра­же­на ри­ту­алом или тан­ца­ми для об­ра­ще­ния к его дви­га­тель­ной фун­к­ции, и она да­же мо­жет быть вы­ра­же­на за­па­ха­ми или по­за­ми те­ла, что­бы зат­ро­нуть его ин­с­тин­к­тив­ную фи­зи­оло­гию.

Конечно, на­ибо­лее пол­ные "мо­де­ли все­лен­ной", соз­дан­ные шко­ла­ми в прош­лом, име­ли сво­ей целью сов­ме­ще­ние во­еди­но са­мых раз­лич­ных спо­со­бов фор­му­ли­ро­ва­ния то­го, что они же­ла­ли вы­ра­зить, - что­бы иметь воз­мож­ность об­ра­щать­ся к нес­коль­ким или всем фун­к­ци­ям од­нов­ре­мен­но и та­ким об­ра­зом час­тич­но ком­пен­си­ро­вать про­ти­во­ре­чие меж­ду раз­лич­ны­ми сто­ро­на­ми че­ло­ве­чес­кой при­ро­ды, о ко­то­рых мы уже упо­ми­на­ли. В ка­фед­раль­ном со­бо­ре, нап­ри­мер, бы­ли ус­пеш­но сов­ме­ще­ны язы­ки по­эзии, поз, ри­ту­ала, му­зы­ки, за­па­ха, жи­во­пи­си и ар­хи­тек­ту­ры; и неч­то по­доб­ное, по-ви­ди­мо­му, бы­ло сде­ла­но в дра­ма­ти­чес­ких пред­с­тав­ле­ни­ях Элев­син­ких Та­инств. К то­му же, в не­ко­то­рых слу­ча­ях, нап­ри­мер, в Ве­ли­кой Пи­ра­ми­де, язык ар­хи­тек­ту­ры ис­поль­зо­ван не толь­ко бла­го­да­ря сим­во­лиз­му ее фор­мы, но с целью соз­дать у че­ло­ве­ка, про­хо­дя­ще­го че­рез стро­ение по оп­ре­де­лен­но­му мар­ш­ру­ту, со­вер­шен­но оп­ре­де­лен­ный ряд эмо­ци­ональ­ных впе­чат­ле­ний и шо­ков, име­ющих оп­ре­де­лен­ное зна­че­ние в са­мих се­бе, и рас­счи­тан­ных на то, что­бы от­к­рыть че­ло­ве­ку, им под­вер­га­юще­му­ся, его соб­с­т­вен­ную при­ро­ду.

Все это оз­на­ча­ет объ­ек­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние язы­ка - то есть ис­поль­зо­ва­ние оп­ре­де­лен­но­го язы­ка для пе­ре­да­чи оп­ре­де­лен­ной идеи с за­ве­до­мым зна­ни­ем о впе­чат­ле­нии, ко­то­рое бу­дет соз­да­но, фун­к­ции, ко­то­рая бу­дет зат­ро­ну­та, ти­пе че­ло­ве­ка, ко­то­рый бу­дет от­ве­чать на вли­яние. К то­му же, мы дол­ж­ны до­ба­вить, что та­кое объ­ек­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние язы­ка обыч­но не встре­ча­ет­ся в жиз­ни - за ис­к­лю­че­ни­ем, мо­жет быть, эле­мен­тар­ных форм рек­ла­мы - и это выс­шее ис­поль­зо­ва­ние мо­жет ис­хо­дить толь­ко, пря­мо или кос­вен­но, из зна­ния, по­лу­чен­но­го в выс­ших сос­то­яни­ях соз­на­ния.

Помимо этих форм язы­ка, ко­то­рые че­ло­век мо­жет вос­п­ри­ни­мать сво­ими обыч­ны­ми фун­к­ци­ями, су­щес­т­ву­ют дру­гие фор­мы, про­ис­хо­дя­щие из свер­х­нор­маль­ных фун­к­ций и об­ра­ща­ющи­еся толь­ко к ним, то есть к фун­к­ци­ям, ко­то­рые в че­ло­ве­ке мо­гут быть раз­ви­ты, но ко­то­рые он обыч­но не ис­поль­зу­ет. Нап­ри­мер, су­щес­т­ву­ет язык выс­шей эмо­ци­ональ­ной фун­ции, в ко­то­ром од­на фор­му­ли­ров­ка спо­соб­на пе­ре­да­вать - ли­бо од­нов­ре­мен­но, ли­бо пос­ле­до­ва­тель­но - ог­ром­ное чис­ло зна­че­ний. Не­ко­то­рые из са­мых прек­рас­ных сти­хот­во­ре­ний, ко­то­рые ни­ког­да се­бя пол­нос­тью не ис­чер­пы­ва­ют, и всег­да при­но­ся ощу­ще­ние све­жес­ти, ни­ког­да не мо­гут быть по­ня­ты до кон­ца, при­над­ле­жат, ве­ро­ят­но, к этой ка­те­го­рии. Нет сом­не­ния, что Еван­ге­лия на­пи­са­ны та­ким язы­ком, и по­это­му каж­дый их стих мо­жет нес­ти ста раз­ным лю­дям сто раз­лич­ных, но ни­ког­да не про­ти­во­ре­ча­щих друг дру­гу смыс­лов.

В язы­ке выс­шей эмо­ци­ональ­ной фун­к­ции и осо­бен­но в язы­ке выс­шей ин­тел­лек­ту­аль­ной фун­к­ции сим­во­лы иг­ра­ют очень боль­шую роль. По­то­му что сим­во­лы ос­но­ва­ны на по­ни­ма­нии ис­тин­ных ана­ло­гий меж­ду боЇль­шим кос­мо­сом и мень­шим, меж­ду фор­мой, фун­к­ци­ей или за­ко­ном в од­ном кос­мо­се, ис­поль­зо­ван­ных как на­мек на со­от­вет­с­т­ву­ющие фор­мы, фун­к­ции и за­ко­ны в дру­гих кос­мо­сах. Это по­ни­ма­ние при­над­ле­жит ис­к­лю­чи­тель­но выс­шим или по­тен­ци­аль­ным фун­к­ци­ям в че­ло­ве­ке; дос­ти­гая же обыч­ных фун­к­ций, нап­ри­мер, фун­к­ции ло­ги­чес­ко­го мыш­ле­ния, оно всег­да соз­да­ет ощу­ще­ние не­до­ра­зу­ме­ния и да­же по­дав­лен­нос­ти.

Еще бо­лее вы­со­кие уров­ни эмо­ци­ональ­но­го язы­ка во­об­ще не нуж­да­ют­ся ни в ка­ком внеш­нем вы­ра­же­нии, и по­это­му не мо­гут быть по­ня­ты неп­ра­виль­но.

Это от­с­туп­ле­ние о язы­ке не­об­хо­ди­мо для то­го, что­бы от­час­ти объ­яс­нить фор­му нас­то­ящей кни­ги. Пос­коль­ку она так­же, это дол­ж­но быть за­ра­нее при­ня­то, име­ет целью "быть мо­делью все­лен­ной" - то есть соб­ра­ни­ем или схе­мой все­го дос­туп­но­го зна­ния, сис­те­ма­ти­зи­ро­ван­но­го с целью по­ка­зать не­кое кос­ми­чес­кое це­лое или един­с­т­во.

Она на са­мом де­ле на­пи­са­на на­уч­ным язы­ком и по­это­му преж­де все­го об­ра­ща­ет­ся к ин­тел­лек­ту­аль­ной фун­к­ции, и к лю­дям, в ко­то­рых эта фун­к­ция пре­об­ла­да­ет. Ко­неч­но, ав­тор хо­ро­шо по­ни­ма­ет, что из всех язы­ков этот язык яв­ля­ет­ся са­мым мед­лен­ным, са­мым скуч­ным, и за­час­тую на­ибо­лее труд­ным для вос­п­ри­ятия. Язык, нап­ри­мер, хо­ро­шей по­эзии, ми­фов или вол­шеб­ных ска­зок был бы нам­но­го до­ход­чи­вее и мог бы до­нес­ти эти идеи до эмо­ци­ональ­но­го по­ни­ма­ния чи­та­те­ля с го­раз­до боль­шей си­лой и быс­т­ро­той. И поз­же, воз­мож­но, в этом нап­рав­ле­нии бу­дет пред­п­ри­ня­та не­ко­то­рая по­пыт­ка.

Вместе с тем чи­та­тель, при­вык­ший к на­уч­но­му язы­ку и мыш­ле­нию, так­же стол­к­нет­ся здесь с не­ко­то­ры­ми труд­нос­тя­ми. Сво­бод­ное ис­поль­зо­ва­ние ана­ло­гий в кни­ге по­ка­жет­ся ему не­сос­то­ятель­ным. По­это­му, имея в ви­ду та­ко­го чи­та­те­ля, луч­ше за­ра­нее сде­лать бо­лее пол­ное объ­яс­не­ние и от­к­ро­вен­ное приз­на­ние не­дос­тат­ков это­го ме­то­да.

Одна из глав­ных ха­рак­тер­ных черт сов­ре­мен­ной мыс­ли - это про­ти­во­ре­чие меж­ду тем, как че­ло­век рас­смат­ри­ва­ет ок­ру­жа­ющий его мир, и тем, как он рас­смат­ри­ва­ет внут­рен­ний мир в се­бе са­мом.

По от­но­ше­нию к внеш­не­му ми­ру он край­не объ­ек­ти­вен и уве­рен в уни­вер­саль­ном при­ме­не­нии за­ко­нов, ко­то­рые вы­ра­жа­ют­ся фор­му­ла­ми и дей­с­т­вие ко­то­рых всег­да дос­туп­но из­ме­ре­нию. В этой об­лас­ти лю­бое мне­ние, ко­то­рое при­но­сит сом­не­ние в этом прин­ци­пе из­ме­ря­емос­ти, - нап­ри­мер, лю­бое мне­ние о ра­зум­нос­ти или соз­на­тель­нос­ти су­ществ, боль­ших че­ло­ве­ка по мас­ш­та­бу,- рис­ку­ет по­пасть в раз­ряд су­еве­рий.

С дру­гой сто­ро­ны, что ка­са­ет­ся его внут­рен­не­го ми­ра, че­ло­век ред­ко бы­ва­ет бо­лее субъ­ек­тив­ным, бо­лее уве­рен­ным в ин­ди­ви­ду­аль­ной обос­но­ван­нос­ти каж­до­го сво­его кап­ри­за, меч­ты, на­деж­ды или стра­ха, и мень­ше все­го же­ла­ет приз­нать, что его внут­рен­ний мир под­чи­ня­ет­ся ка­ким бы то ни бы­ло за­ко­нам. Боль­шая часть сов­ре­мен­ной пси­хо­ло­гии и осо­бен­но пси­хо­ана­лиз ос­но­ва­ны на этой субъ­ек­тив­нос­ти. В этой об­лас­ти, нап­ро­тив, су­еве­ри­ем бу­дет наз­ва­но мне­ние о том, что мно­гое в че­ло­ве­чес­кой пси­хо­ло­гии яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том вы­чис­ля­емой вза­им­ной иг­ры ти­пов, или о том, что внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка под­чи­ня­ет­ся за­ко­нам, по­доб­ным тем, что уп­рав­ля­ют ас­т­ро­но­ми­чес­ки­ми или мик­рос­ко­пи­чес­ки­ми ми­ра­ми.

Был пе­ри­од, нап­ри­мер, в ран­нее сред­не­ве­ковье, ког­да ра­зум счи­тал­ся уп­рав­ля­ющим прин­ци­пом в обе­их об­лас­тях. И бы­ли дру­гие пе­ри­оды, ког­да та­ким прин­ци­пом счи­та­лись не­из­мен­ные за­ко­ны, нап­ри­мер, в ра­ци­она­лиз­ме 18 ве­ка. Но, ве­ро­ят­но, ни­ког­да не бы­ло пе­ри­ода, ког­да бы су­щес­т­во­ва­ло та­кое во­пи­ющее про­ти­во­ре­чие меж­ду от­но­ше­ни­ями че­ло­ве­ка к каж­дой из них.

Когда мы на­хо­дим это про­ти­во­ре­чие в обыч­ной жиз­ни, то есть ког­да мы встре­ча­ем че­ло­ве­ка, ко­то­рый су­дит об ок­ру­жа­ющем ми­ре по од­ной мер­ке, а се­бя и свои соб­с­т­вен­ные дей­с­т­вия - по дру­гой и со­вер­шен­но от­лич­ной мер­ке, мы счи­та­ем это приз­на­ком при­ми­тив­ной и не­куль­тур­ной точ­ки зре­ния. Но ког­да это же са­мое про­ти­во­ре­чие яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ной чер­той всей мыс­ли на­ше­го вре­ме­ни, мы на­зы­ва­ем это прос­ве­ще­ни­ем или ос­во­бож­де­ни­ем. Мы не ви­дим, что это яв­ля­ет­ся при­чи­ной та­кой же сле­по­ты, нес­час­тья, ра­зо­ча­ро­ва­ния и мо­раль­но­го бан­к­рот­с­т­ва, как это бы­ло бы в слу­чае от­дель­но­го че­ло­ве­ка.

Одна из це­лей этой кни­ги сос­то­ит имен­но в том, что­бы пос­та­рать­ся снять это про­ти­во­ре­чие - что­бы уви­деть че­ло­ве­ка и его внут­рен­нюю жизнь с той же точ­ки зре­ния, с ка­кой мы смот­рим на все­лен­ную. И уви­деть все­лен­ную с той же точ­ки зре­ния, с ка­кой мы смот­рим на че­ло­ве­ка и его внут­рен­нюю жизнь. Ес­ли эта по­пыт­ка пах­нет су­еве­ри­ем, то ви­ной это­му, по край­ней ме­ре час­тич­но, са­мо вре­мя, окон­ча­тель­но по­те­ряв­шее чутье и сбив­ше­еся со сле­да.

В на­шей по­пыт­ке при­ми­рить внут­рен­ний и внеш­ний мир мы стал­ки­ва­ем­ся с весь­ма рель­ной труд­нос­тью, ко­то­рая дол­ж­на быть уч­те­на. Эта труд­ность свя­за­на с проб­ле­мой при­ми­ре­ния раз­лич­ных ме­то­дов поз­на­ния.

У че­ло­ве­ка име­ет­ся два спо­со­ба изу­че­ния все­лен­ной. Пер­вый - это ин­дук­ция: он ис­сле­ду­ет яв­ле­ния, клас­си­фи­ци­ру­ет их и пы­та­ет­ся вы­вес­ти из них за­ко­ны и прин­ци­пы. Это ме­тод, обыч­но ис­поль­зу­емый на­укой. Вто­рой - это де­дук­ция: ис­пы­тав на се­бе, об­на­ру­жив или от­к­рыв не­ко­то­рые об­щие за­ко­ны и прин­ци­пы, он пы­та­ет­ся прос­ле­дить при­ме­не­ние этих за­ко­нов в раз­лич­ных спе­ци­аль­ных опы­тах и в жиз­ни. Это ме­тод, обыч­но ис­поль­зу­емый ре­ли­ги­ей. Пер­вый ме­тод на­чи­на­ет с "фак­тов" и пы­та­ет­ся по­лу­чить "за­ко­ны", вто­рой ме­тод на­чи­на­ет с "за­ко­нов" и пы­та­ет­ся по­лу­чить "фак­ты".

Два эти ме­то­да при­над­ле­жат ра­бо­те раз­лич­ных че­ло­ве­чес­ких фун­к­ций. Пер­вый пред­с­тав­ля­ет со­бой ме­тод обыч­но­го ло­ги­чес­ко­го мыш­ле­ния. Вто­рой про­ис­хо­дит из по­тен­ци­аль­ной че­ло­ве­чес­кой фун­к­ции, ко­то­рая обыч­но без­дей­с­т­ву­ет за не­име­ни­ем нер­в­ной энер­гии дос­та­точ­ной нап­ря­жен­нос­ти, и ко­то­рую мы мо­жем наз­вать выс­шей ум­с­т­вен­ной фун­к­ци­ей. Эта фун­к­ция, в ред­кие слу­чаи сво­ей ра­бо­ты, от­к­ры­ва­ет че­ло­ве­ку за­ко­ны в дей­с­т­вии, он ви­дит весь фе­но­ме­наль­ный мир как про­дукт за­ко­нов.

Все ис­тин­ные вы­ра­же­ния уни­вер­саль­ных за­ко­нов так или ина­че про­ис­хо­дят из ра­бо­ты этой выс­шей фун­к­ции - где-ли­бо и в ка­ком-ли­бо че­ло­ве­ке. В то же вре­мя, на про­тя­же­нии дол­гих пе­ри­одов вре­ме­ни и куль­ту­ры, ког­да та­кие от­к­ры­тия не­дос­туп­ны, для по­ни­ма­ния и при­ме­не­ния этих от­к­ры­тых за­ко­нов че­ло­ве­ку при­хо­дит­ся по­ла­гать­ся на обыч­ный ло­ги­чес­кий ум.

 

Фактически, сов­ре­мен­ная на­ука уже на­чи­на­ет это по­ни­мать. Фред Хойл в сво­ей "При­ро­де все­лен­ной" (1950) пи­шет: "Ме­то­ди­ка во всех об­лас­тях фи­зи­чес­кой на­уки, будь это те­ория гра­ви­та­ции Ньюто­на, те­ория элек­т­ро­маг­не­тиз­ма Мак­с­вел­ла, те­ория от­но­си­тель­нос­ти Эй­н­ш­тей­на или кван­то­вая те­ория, в ос­но­ве сво­ей всег­да од­на и та же. Она сос­то­ит из двух сту­пе­ней. Пер­вая - это уга­дать с по­мощью не­ко­го вдох­но­ве­ния не­кий ряд ма­те­ма­ти­чес­ких урав­не­ний. Вто­рая сту­пень - ас­со­ци­иро­вать сим­во­лы, ис­поль­зо­ван­ные в этих урав­не­ни­ях, с из­ме­ри­мы­ми фи­зи­чес­ки­ми ве­ли­чи­на­ми."(Перевод А.Г.) 1

1. При­ме­ры "на­уч­но­го оза­ре­ния" да­ны в При­ло­же­нии I. Не­воз­мож­но луч­ше вы­ра­зить всю раз­ни­цу меж­ду ра­бо­той двух этих ви­дов ра­зу­ма.

Но здесь воз­ни­ка­ет боль­шое зат­руд­не­ние в че­ло­ве­чес­ком по­ни­ма­нии, пос­коль­ку два эти раз­ных ра­зу­ма обыч­но ни­ког­да не по­ни­ма­ют друг дру­га. Меж­ду ни­ми су­щес­т­ву­ет слиш­ком боль­шая раз­ни­ца в ско­рос­ти. Так же, как не­воз­мож­но со­об­ще­ние меж­ду крес­ть­яни­ном, бре­ду­щим по до­ро­ге с во­зом пруть­ев, и ав­то­мо­би­лем, про­но­ся­щим­ся ми­мо не­го на ско­рос­ти во­семь­де­сят миль в час, 1из-за из раз­ни­цы в ско­рос­ти, так и связь меж­ду ло­ги­чес­ким и выс­шим ра­зу­мом обыч­но не­воз­мож­на по той же са­мой при­чи­не. Для ло­ги­чес­ко­го ра­зу­ма сле­ды, ос­тав­лен­ные выс­шим ра­зу­мом, бу­дут ка­зать­ся про­из­воль­ны­ми, су­евер­ны­ми, не­ло­гич­ны­ми, не­до­ка­за­тель­ны­ми. Выс­ше­му ра­зу­му ра­бо­та ло­ги­чес­ко­го ра­зу­ма бу­дет ка­зать­ся тя­же­ло­вес­ной, из­лиш­ней и не зат­ра­ги­ва­ющей су­щес­т­ва де­ла. - 2.

2. Неп­ри­ми­ри­мость двух этих взгля­дов на все­лен­ную и ее при­чи­на опи­са­ны П.Д.Успен­с­ким в "Но­вой мо­де­ли все­лен­ной", час­ти VI­II, стр. 341-342 (англий­с­ко­го из­да­ния).

Обычно эта труд­ность пре­одо­ле­ва­ет­ся тем, что два этих ме­то­да дер­жат от­дель­но друг от дру­га, дав им раз­ные на­име­но­ва­ния и раз­ные сфе­ры при­ме­не­ния. Кни­ги по ре­ли­гии или по выс­шей ма­те­ма­ти­ке, опи­сы­ва­ющие за­ко­ны и прин­ци­пы, воз­дер­жи­ва­ют­ся от ме­то­да ин­дук­ции. Кни­ги на­уч­ные, пред­с­тав­ля­ющие со­бой соб­ра­ния фак­тов, по­лу­чен­ных в ре­зуль­та­те наб­лю­де­ний, за­ве­до­мо воз­дер­жи­ва­ют­ся от пред­по­ло­же­ния за­ко­нов. И пос­коль­ку пи­шут и чи­та­ют те и дру­гие кни­ги со­вер­шен­но раз­ные лю­ди, или од­ни и те же лю­ди чи­та­ют их со­вер­шен­но раз­ны­ми час­тя­ми сво­их умов, эти два ме­то­да ухит­ря­ют­ся со­су­щес­т­во­вать без осо­бых тре­ний.

В нас­то­ящей кни­ге, од­на­ко, за­дей­с­т­во­ва­ны од­нов­ре­мен­но оба эти ме­то­да. Не­ко­то­рые ве­ли­кие прин­ци­пы и за­ко­ны все­лен­ной, на­хо­див­шие свое вы­ра­же­ние в раз­лич­ных стра­нах и во все вре­ме­на, и вре­мя от вре­ме­ни за­но­во от­к­ры­вав­ши­еся от­дель­ны­ми людь­ми в крат­кие мо­мен­ты ра­бо­ты выс­шей фун­к­ции, пря­мо при­ни­ма­ют­ся за ак­си­омы. Из них сде­ла­ны вы­во­ды, ве­ду­щие вниз, в мир не­пос­ред­с­т­вен­но дос­туп­ных нам яв­ле­ний, боль­шей час­тью ме­то­дом ана­ло­гии. В то же вре­мя, сде­ла­на по­пыт­ка изу­чить и клас­си­фи­ци­ро­вать ок­ру­жа­ющие нас "фак­ты" и яв­ле­ния, и на ос­но­ве по­лу­чен­ных вы­во­дов рас­по­ло­жить их та­ким об­ра­зом, что­бы эти клас­си­фи­ка­ции ве­ли вверх, к аб­с­т­рак­т­ным за­ко­нам, спус­ка­ющим­ся от­ту­да.

В дей­с­т­ви­тель­нос­ти - по той, ука­зан­ной вы­ше, при­чи­не, что они про­ис­хо­дят из раз­ных фун­к­ций с боль­шой раз­ни­цей в ско­рос­ти, - эти два ме­то­да ни­ког­да не сой­дут­ся пол­нос­тью. Меж­ду при­ем­ле­мы­ми вы­во­да­ми из об­щих за­ко­нов и при­ем­ле­мы­ми зак­лю­че­ни­ями из фак­тов всег­да ос­та­ет­ся не­ви­ди­мая по­ло­са, где те и дру­гие мог­ли бы и дол­ж­ны бы­ли бы со­еди­нить­ся, но где это со­еди­не­ние всег­да ос­та­ет­ся не­ви­ди­мым и не­до­ка­зан­ным.

По этим при­чи­нам ав­тор го­тов приз­нать, что цель этой кни­ги - стрем­ле­ние при­ми­рить эти два ме­то­да - мо­жет быть не­дос­ти­жи­мой. Он по­ни­ма­ет, что та­кая по­пыт­ка не­из­беж­но под­ра­зу­ме­ва­ет не­ко­то­рую лов­кость рук, поч­ти со­фис­ти­ку. И он так­же по­ни­ма­ет, что эта лов­кость рук ни в ко­ем слу­чае не смо­жет об­ма­нуть про­фес­си­ональ­но­го уче­но­го, пре­дан­но­го ис­к­лю­чи­тель­но ло­ги­чес­ко­му ме­то­ду.

В то же вре­мя он уве­рен, с од­ной сто­ро­ны, что сов­ре­мен­ная на­ука, не име­ющая ос­нов­ных прин­ци­пов, дви­жет­ся в нап­рав­ле­нии к все бо­лее бес­по­лез­ной спе­ци­али­за­ции и ма­те­ри­ализ­му; а с дру­гой сто­ро­ны, что ре­ли­ги­оз­ные и фи­ло­соф­с­кие прин­ци­пы, не со­от­не­сен­ные с на­уч­ным ви­дом зна­ния, от­ли­ча­ющим на­ше вре­мя, мо­гут се­год­ня об­ра­щать­ся толь­ко к мень­шин­с­т­ву. Эта уве­рен­ность убеж­да­ет его пой­ти на риск. Тех, кто поль­зу­ет­ся ис­лю­чи­тель­но ло­ги­чес­ким ме­то­дом, ни­ког­да не удов­лет­во­рят при­ве­ден­ные ар­гу­мен­ты, ко­то­рые - не­об­хо­ди­мо приз­нать - со­дер­жат ло­ги­чес­кие сла­бос­ти и про­бе­лы. С дру­гой сто­ро­ны, тем, кто хо­чет ус­во­ить оба ме­то­да, ав­тор на­де­ет­ся пред­с­та­вить дос­та­точ­но дан­ных для то­го, что­бы каж­дый чи­та­тель смог по­пы­тать­ся за­пол­нить этот про­бел меж­ду ми­ром буд­нич­ных фак­тов и ми­ром ве­ли­ких за­ко­нов - для се­бя са­мо­го.

Эта за­да­чу не­воз­мож­но вы­пол­нить ни в од­ной кни­ге, и ни боль­шее ко­ли­чес­т­во фак­тов, ни боль­шее зна­ние, дос­туп­ное на­уке обыч­ным пу­тем сей­час или в бу­ду­щем, не сде­ла­ет это воз­мож­ным. Но, с по­мощью и уси­ли­ем, она мо­жет быть вы­пол­не­на каж­дым ин­ди­ви­ду­аль­но, для до­ка­за­тель­с­т­ва са­мо­му се­бе.

При этом обыч­но­му че­ло­ве­ку, боль­ше ин­те­ре­су­юще­му­ся соб­с­т­вен­ной судь­бой, чем проб­ле­ма­ми на­уки, мож­но ска­зать толь­ко, что, воз­мож­но, при бо­лее близ­ком ис­сле­до­ва­нии он най­дет эту кни­гу на са­мом де­ле не та­кой уж "на­уч­ной", как это мо­жет по­ка­зать­ся вна­ча­ле. На­уч­ный язык - это мод­ный язык на­ше­го вре­ме­ни, так же как язык пси­хо­ло­гии был мод­ным язы­ком трид­цать лет на­зад, язык чув­с­т­ва мод­ным язы­ком во вре­ме­на Ели­за­ве­ты, а язык ре­ли­гии мод­ным язы­ком сред­них ве­ков. Ког­да лю­дей скло­ня­ют к по­куп­ке зуб­ной пас­ты или си­га­рет при по­мо­щи псев­до-на­уч­ных ар­гу­мен­тов или объ­яс­не­ний, то оче­вид­но, что это не­ким об­ра­зом свя­за­но с мен­таль­нос­тью вре­ме­ни, - и ис­ти­ны по­это­му то­же дол­ж­ны быть вы­ра­же­ны на­уко­об­раз­но.

В то же вре­мя это не дол­ж­но на­во­дить нас на мысль, что на­уч­ный язык ис­поль­зо­ван как мас­ка, прит­вор­с­т­во или фаль­си­фи­ка­ция. Все при­ве­ден­ные объ­яс­не­ния - нас­толь­ко, нас­коль­ко их воз­мож­но бы­ло про­ве­рить - впол­не пра­виль­ны и со­от­но­сят­ся с дей­с­т­ви­тель­ны­ми фак­та­ми. -13.

3. Да­же "фак­ты", од­на­ко, не свя­щен­ны. Из двух приз­нан­ных и из­вес­т­ных уче­ных, пи­шу­щих в двух кни­гах, опуб­ли­ко­ван­ных в Ан­г­лии в од­ном и том же го­ду (1950), один ус­та­нав­ли­ва­ет как "факт", что лу­на уда­ля­ет­ся от зем­ли, а дру­гой, рав­но ка­те­го­рич­но, что она приб­ли­жа­ет­ся к ней. Глав­ное, что ут­вер­ж­да­ет­ся, - это то, что ис­поль­зо­ван­ные прин­ци­пы мож­но с той же точ­нос­тью при­ме­нить к лю­бой дру­гой фор­ме че­ло­ве­чес­ко­го опы­та, с те­ми же или еще бо­лее ин­те­рес­ны­ми ре­зуль­та­та­ми. И что бо­лее важ­ны эти прин­ци­пы, чем на­уки, к ко­то­рым они при­ме­ня­ют­ся.

Откуда ис­хо­дят эти прин­ци­пы? Преж­де чем от­ве­тить на этот воп­рос, я дол­жен вы­ра­зить чув­с­т­во глу­бо­кой бла­го­дар­нос­ти од­но­му че­ло­ве­ку, и объ­яс­нить в ка­кой-то ме­ре про­ис­хож­де­ние это­го чув­с­т­ва.

Впервые я встре­тил Ус­пен­с­ко­го в сен­тяб­ре 1936 го­да в Лон­до­не, где он чи­тал час­т­ные лек­ции. Эти "лек­ции" ка­са­лись не­обыч­ной сис­те­мы зна­ния, со­вер­шен­но не по­хо­жей на что-ли­бо, с чем я до это­го стал­ки­вал­ся, вос­п­ри­ня­той им от че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го он на­зы­вал "Г". Эта сис­те­ма, од­на­ко, не бы­ла но­вой: нап­ро­тив, бы­ло ска­за­но, что она яв­ля­ет­ся очень древ­ней и в скры­той фор­ме су­щес­т­во­ва­ла всег­да, и что след ее мож­но бы­ло вре­мя от вре­ме­ни раз­ли­чать на по­вер­х­нос­ти ис­то­рии то в од­ном об­ли­ке то в дру­гом. Хо­тя она объ­яс­ня­ла не­ве­ро­ят­но мно­гое о все­лен­ной и че­ло­ве­ке из то­го, что ка­за­лось до это­го со­вер­шен­но не­объ­яс­ни­мым, ее един­с­т­вен­ным наз­на­че­ни­ем бы­ло - как пос­то­ян­но под­чер­ки­вал Ус­пен­с­кий - по­мочь от­дель­но­му че­ло­ве­ку про­бу­дить­ся до дру­го­го уров­ня соз­на­ния.

От лю­бых по­пы­ток ис­поль­зо­вать это зна­ние для дру­гих или бо­лее обыч­ных це­лей он от­го­ва­ри­вал, или пря­мо зап­ре­щал.

Однако, нес­мот­ря на по­ра­зи­тель­ное со­вер­шен­с­т­во этой "сис­те­мы" са­мой по се­бе, не­воз­мож­но бы­ло пол­нос­тью от­де­лить ее от "бы­тия" че­ло­ве­ка, ко­то­рый из­ла­гал ее, от са­мо­го Ус­пен­с­ко­го. Ког­да кто-ли­бо дру­гой пы­тал­ся объ­яс­нять эту "сис­те­му", она де­ге­не­ри­ро­ва­ла, стран­ным об­ра­зом те­ря­ла в ка­чес­т­ве. И хо­тя ник­то не мог пол­нос­тью ней­т­ра­ли­зо­вать ог­ром­ную си­лу идей са­мих по се­бе, бы­ло яс­но, что "сис­те­му" нель­зя брать от­дель­но от че­ло­ве­ка, об­ла­да­юще­го впол­не оп­ре­де­лен­ным, со­вер­шен­но не­обыч­ным уров­нем соз­на­ния и бы­тия. По­то­му что толь­ко та­кой че­ло­век мог выз­вать в дру­гих фун­да­мен­таль­ные из­ме­не­ния по­ни­ма­ния и от­но­ше­ния к ми­ру, ко­то­рые бы­ли не­об­хо­ди­мы, что­бы уло­вить ее смысл.

Эта "сис­те­ма", в чис­той и аб­с­т­рак­т­ной фор­ме, в ко­то­рой она бы­ла пер­во­на­чаль­но да­на, бы­ла опи­са­на са­мим Ус­пен­с­ким для всех в его кни­ге "В по­ис­ках чу­дес­но­го". Кто же­ла­ет срав­нить пер­во­на­чаль­ные прин­ци­пы с из­ла­га­емы­ми здесь вы­во­да­ми, пос­ту­пят пра­виль­нее луч­ше, ес­ли проч­тут спер­ва кни­гу Ус­пен­с­ко­го. Тог­да они смо­гут су­дить, обос­но­ван­но ли та­кое при­ме­не­ние и раз­ви­тие этих идей. И на са­мом де­ле, с их точ­ки зре­ния, они обя­за­ны бу­дут су­дить об этом.

Что ка­са­ет­ся ме­ня, то я в то вре­мя был на рас­путье, и при пер­вой воз­мож­нос­ти я в лич­ной бе­се­де ска­зал Ус­пен­с­ко­му - в его пе­ре­пол­нен­ных людь­ми ма­лень­ких ком­нат­ках на Гвен­дир Ро­уд - ска­зал ему, что по на­ту­ре сво­ей пи­са­тель, и спро­сил его со­ве­та о пу­тях, ко­то­рые тог­да пе­ре­до мной от­к­ры­ва­лись. Он ска­зал очень прос­то: "Луч­ше не быть слиш­ком свя­зан­ным. Поз­же мы мо­жем най­ти что-ни­будь, что вам на­пи­сать".

Настолько бы­ло ве­ли­ко то стран­ное до­ве­рие, ко­то­рое вну­шал Ус­пен­с­кий, что этот от­вет по­ка­зал­ся пол­ным раз­ре­ше­ни­ем мо­ей проб­ле­мы - или луч­ше ска­зать, я чув­с­т­во­вал, что я боль­ше не дол­жен об этом бес­по­ко­ить­ся, я был от это­го из­бав­лен. И на са­мом де­ле, в ре­зуль­та­те этой бе­се­ды, бо­лее де­ся­ти лет я прак­ти­чес­ки ни­че­го не пи­сал. Бы­ло слиш­ком мно­го дру­го­го де­ла. Но в кон­це кон­цов Ус­пен­с­кий сдер­жал свое обе­ща­ние. И чер­но­вик нас­то­ящей кни­ги был за­кон­чен за два ме­ся­ца до его смер­ти, в ок­тяб­ре 1947, как пря­мой ре­зуль­тат то­го, че­го он стре­мил­ся дос­тичь и по­ка­зать в то вре­мя. Поз­д­нее, пос­ле его смер­ти, бы­ла на­пи­са­на вто­рая кни­га, ко­то­рая на­чи­на­ет­ся с то­го, на чем эта за­кан­чи­ва­ет­ся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: