Научное знание и научная деятельность.
Знание – это продукт общественной, духовной и материальной деятельности людей. Знания могут быть – донаучными, научными, эмпирическими.
По возрастанию:
1. Знание
2. Начальные умения
3. Простой навык
4. Сложный навык (автоматически)
5. Сложные умения (в изменяющих условиях деятельности)
6. Мастерство
Научное знание – это рациональное знание, отвечающее строгим требованиям логического (формального) описания самого знания, методов его получения, используемого инструментария, критериев для оценки его истинности и включенное в контекст той или иной научной теории.
Научная деятельность – процесс целенаправленного организованного получения нового знания в сфере исследовательской деятельности ученых и исследовательских институтов. Наука опирается на единую связь законов.
Наука – область (сфера человеческой деятельности, осн. функциями которой явл. выработка знаний о мире, их систематизация и построение возмож. мира (научной картины мира), и способа взаимодействия с ним; развитая форма знания – теория.
Конструктивная роль теории проявляется уже в выборе понятий (терминов), способов построения высказывай и в процедурах их операнализации, необходимых для верификации (подтверждение истинности) или фальсификации (доказательства ложности) знания.
• Под наукой понимают особую сферу человеческой деятельности
• Сама система знаний, полученная в результате исследовательской деятельности
• Система учреждений и организаций
• Особый способ познания мира (когда есть научные данные)
Процесс, явление, предмет познания -> зафиксированный в опыте (эксперименте). Стороны, свойства и отношения объектов.
Объект и предмет познания
Объект – это категория, выражающая то, что предстоит субъекту изучать в его предметно-практической и познавательной деятельности.
Процессы -> Групповые (внутренние, внешние) <- Свойства-> Индивидуальные (внутренние, внешние) <- Состояния
Предмет познания – зафиксированный в опыте и включенный в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношение к объекту с данными целями, законами, принципами.
Механизм научного познания – явл. исследование.
Предмет исследования включает в себя объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения.
Объект исследования – это та область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными её составляющими и закреплены в системе научных абстракций.
Средства исследования – фундаментальные понятия науки, с помощью которых расчленяются объект исследования и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.
Эмперическая область – совокупность научных фактов и описаний, на которых развертывается предмет исследования.
3.Классификация наук.
Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён античности. Так, Аристотель выделял три большие группы таких областей: теоретические (физика и философия), практические (этика и политика) и поэтические (эстетика).Классификация римского энциклопедиста Марка Варрона включала в себя следующие науки: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, астрология, музыка, медицина и архитектура.Мусульманские арабские учёные делили науки на арабские (поэтика, ораторское искусство) и иностранные науки (астрономия, медицина, математика).В 1965 г. академик Бонифатий Кедров выделил:Науки о природе – естественные, об обществе – социальные. И о познании, мышлении – логика (философия). Психология относится к философским наукам.
«Психология нужна там, где человек ценность!»
Функции методологии науки
* Катализация
* Организация, структура научного знания
* Функция мировоззренческой интерпретации науки
1. Каталиция, стимулирование процесса познания (основная функция методологического анализа). Близко к ней примыкают – проблематизация и критическое осмысление функционирующих в культуре идей, формирование творческой личности ученого за счет расширения его кругозора, восприятия культуры мышления.
2. Организация и структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтеза, разработки общенаучных средств и форм познания – общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а так же за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания (перенос в другие науки) – эвристическая функция.
3. Мировоззренческая интерпретация результатов с точки зрения той или иной картины мира.
Дескриптивная методология – рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам. (3 пункта к ней относятся)
Нормативная методология – рефлексия формально-организованной стороны исследовательской деятельности. Её результатом явл. построение норм и предписаний, соблюдение которых необходимо для обеспечения правильности постановки проблемы, как со стороны её содержания, так и формы. Она дает определенные средства для решения уже поставленных задач, улучшает организационную сторону исследования.
Наука и ее хар-ка.
Науке присущи три необходимых признака: познавательные методы, достоверность и общезначимость.
Я обладаю научным знанием лишь в том случае, если осознаю метод, посредством которого я это знание обретаю, следовательно, могу обосновать его и показать в присущих ему границах.
Я обладаю научным знанием лишь в том случае, если полностью уверен в достоверности моего знания. Тем самым я обладаю знанием и о недостоверности, вероятности и невероятности.
Я обладаю научным знанием лишь тогда, когда это знание общезначимо.Хар-ка соврем.науки:1. Современная наука универсальна по своему духу. Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все происходящее в мире подвергается наблюдению, рассмотрению, исследованию — явления природы, действия или высказывания людей, их творения и судьбы.2. Современная наука принципиально не завершена.3. Современная наука ни к чему не относится равнодушно, для нее все имеет научный интерес; она занимается единичным и мельчайшим, любыми фактическими данными, как таковыми.4. Современная наука, обращенная к единичному, стремится выявить свои всесторонние связи. Ей, правда, не доступен космос бытия, но доступен космос наук.5. Постановка радикальных вопросов, доведенная до крайности,— претендующая, однако, на то, чтобы оставаться в рамках конкретного познания, а не предаваться игре всеобщими идеями, пропуская при этом отдельные звенья,— достигла в современной науке своей высшей ступени.6. Определенные категории можно, пожалуй, считать характерными для современной науки. К ним относится бесконечное как основа антиномий, как проблема, которая, будучи доступна тончайшей дифференциации, в конечном итоге выявляет крушение мышления.