Категория когнитивности.




Категориальная система психологии — система категорий, с помощью которых осуществляется структурирование и содержательное описание психосферы. Психосфера представляет собой специфическую предметную область психологии, охватывающую богатство и многоплановость феноменов этой науки (Н.Н. Ланге). При соотнесении представления Н.Н. Ланге о психосфере с фундаментальными идеями В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере возникает перспектива понять и описать подлинное место психосферы в едином пространстве, образуемом природой и социумом. По В.И. Вернадскому, биосфера представляет собой активную оболочку Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в т.ч. человека) проявляется как фактор планетарного масштаба и значения. В.И. Вернадским (вслед за Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом) ноосфера понимается как новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и общества. Отсюда очевидно, что психосфера (сохраняя собственную уникальную предметность) интегрирует в превращенном виде процессы, совершающиеся в биосфере и ноосфере. Это дает возможность построить категориальную систему психологии, расположив категории на пяти уровнях. Нижний уровень детерминирован биосферой, значение которой убывает по мере перемещения в направлении к социоцентрическому уровню. В свою очередь, верхний — социоцентрический — уровень детерминирован ноосферой и значимость этой детерминации убывает в направлении к биоцентрическому ряду. Между биоцентрическим и социоцентрическим уровнями расположены три собственно психологических уровня: протопсихологический, базисный и метапсихологический. Каждый из этих уровней содержит плеяды из семи категорий.

 

Биоцентрический уровень образует плеяда: "Организм", "Нужда", "Метаболизм", "Сигнал", "Избирательность", "Синергия", "Среда".

Протопсихологический уровень включает плеяду: "Индивид", "Потребность", "Рефлекс", "Ощущение", "Аффективность", "Сосуществование", "Предметность".

Базисный психологический уровень включает: "Я", "Мотив", "Действие", "Образ", "Переживание", "Интеракция", "Ситуация".

Метапсихологический уровень: "Личность", "Ценность", "Деятельность", "Сознание", "Чувство", "Общение", "Персоносфера".

Социоцентрический уровень - плеяда, состоящая из категорий: "Человек", "Идеал", "Свобода", "Разум", "Смысл", "Соучаствование", "Эйкумена".

 

Каждая из категорий плеяды каждого уровня входит в один из семи столбцов матрицы категориальной системы психологии.

Эти столбцы представляют собой кластеры, объединяющие категории психологии по определенному признаку, составляющему то или иное фундаментальное психологическое измерение бытия человека.

Кластер когнитивности: "Сигнал", "Ощущение", "Образ", "Сознание", "Разум".

По мере продвижения вверх по вертикали категории во всех кластерах переходят от сущности к явлениям и последние выступают в качестве сущности по отношению к явлениям более высокого уровня. Переход между категориями мыслится согласно схеме восхождения от абстрактного к конкретному.

 

 

Действительность.

 

Кластер действительности: "Среда", "Предметность", "Ситуация", "Персоносфера", "Эйкумена".

По мере продвижения вверх по вертикали категории во всех кластерах переходят от сущности к явлениям и последние выступают в качестве сущности по отношению к явлениям более высокого уровня. Переход между категориями мыслится согласно схеме восхождения от абстрактного к конкретному. Так, например, протопсихологический ряд отвечает в известной степени идее преформизма, в нем в свернутом виде содержится все богатство, обнаруживающее себя на более высоком категориальном уровне. При этом определяющую роль играет та категория, которая находится непосредственно ниже по вертикали; она носит характер примата по отношению к категории, находящейся "выше", имеющей, соответственно, характер деривата. Т. о. в К. с. п. мы имеем дело со встречной детерминацией социокультурного и биологического факторов.

 

Категория сознания.

 

Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку, как культурно-историческому существу.

Сознание характеризуется:

- активностью, -интенциональностью (направленность на предмет), -способностью к рефлексии, мотивационно-ценностными харак-м, самонаблюдению (осознание самого сознания),. –различной степенью ясности.

[коллек-й труд+ручь и язык = сознание]

Категория мотива.

 

Мотив – может трактоваться след.образом:

1) мотив – это психическое явление, становящееся побуждением к действию.

2) мотив – это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

3) мотив, отражаясь в голове, побуждает деятельность, направляя ее на удовлетворение определенной потребности.

Мотив – опредмеченная потребность. Мотив – это побудительная сила человека, существующая в форме сознательного принятия решений на выпонение конкретного целевого действия или деятельности.

Категория переживания.

Переживание - испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.

Переживание выступает как внутренние сигналы, посредством которых осознается личностный смысл происходящих событий, осуществляется выбор возможных мотивов и регуляции поведения личности

Категория деятельности.

Деятельность – проц.активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообр-х потр-й и освоение общественного опыта.

Деят-ть – совокупность действий, объединенных одним мотивом.

Д-ть – это форма психической акт-ти субъекта, заключающаяся в мотивации, сознательно поставленным целям познания или преобразования объекта.

Продуктивная Дея-ть по преобразованю мира отличает человека от всех других живых существ.

Предметная Дея-ть – обладает след.основными св-ми, отраженными в ее структуре:

1) соц.происхождение и строение (выраж.в ее соц.регламентации, в опосредованности орудиями и знаками).

2) разделенностью между двумя субъектами.

3) направленностью на объект.

Действия всегда осознанно,, операции – нет.

Структура Дея-ти порождает структуру сознания, опред.его основные свойства: *соц.характер, *спос-ть к рефлексии и внутр.диалогизм, предметность.

Цель –Мотив – Условие (это внешняя часть Дея-ти) | Смысл – Значение – Материальная част ь (внутр.часть Дея-ти)

 

Виды деятельности:

- Игра, -Труд, -Учение, -Общение.

1.Игра – особый вид Дея-ти, в условных ситуациях, в которых воссоздается исторически закрепившиеся типичные способы действия и взаимодействия людей.

Особ.знач-е имеет Ролевая игра, в ходе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Мех-м усвоения социальных ролей обеспечивает возможность социализации личности.

2. Учебная дея-ть – способ присвоения предметных и познават-х дей-й, в основе которого лежат мех-мы преобразования усваемого материала, выделение базовых отношений между предметными условиями задач в измененных условиях.

Учебная дея-ть имеет уровневое строение и состоит из: действий, операций, условий, мотивов, потр-й, целей, задач.

3. Трудовая дея-ть – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создание различных ценностей.

Предмет – психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую дея-ть человека, а так же его личностные свойства. Личностные св-ва определяют специфику дея-ти.

Важнейшим положением психологических теорий деятельности явл-ся утверждение об общности строения д-ти внешней и дея-ти внутренней, психической, осуществляемой в идеальном плане.

4. Ориентировочная дея-ть – дея-ть, направленная на решение стоящих перед субъектом задач. При этом внешнее действие, прежде чем стать умственным проходит 6 этапов, на каждом из которых претерпевает существенные изменения и приобретает новые свойства.

П.Я.Гальперин и его сотрудники предложили уточнить понимание предмета психологии, сузив его до ориентировочной дея-ти. В качестве орудий выступает система знаков (язы), котор.не изобретаются индивидом, а усваиваются им.

 

 

Категория отражения.

 

Отражение - свойство высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятия, представления, мыслей и чув-в) с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношениядругих объектов в процессе активной дея-ти.

Материя – философская категоримя для обозначения объективной реальности, данная нам в ощущениях, которые копир-ю, отображ-ся и существуют независимо т них.

 

Низшим уровнем отражения явл-ся – механическая форма отражения->биологическое оражение->раздражимость(чувствительность)* ->БУР (психофизиол.основа знаний)->УР->ЦНС (высшая форма отраж-я).

*Чувствительность – способность организма реагировать на биологич.нейтр-й раздражитель. (низний ур.сознательного отражения)

 

Высшим уровнем сознательного отражения – является целенаправленная творческая деятельность. (практически-обыденное, научное, техническое, художественное творчество). Субъектом сознания психического отражения является личность.

Сознательно отражение, имеющее форму воли, представляет собой высший регулятор и организатор д-ти чел-ка.

Созн.отраж-е формир.и развив-ся в совместной практической дея-ти и общении людей друг с другом. Отражение человека активируется мотивационной сферой. Отражение носит характер взаимодействия.

Подходы к отражению:

1. Отражение – объективно существующая и необходимо присутствующая сторона любого взаимодействия материальных тел.

2. Отражение как отображение – это тождество 2-хобъектов, возникающее в результате их взаимодействия.

3. Отражение – такая сторона взаимодействия, которая связана с выделением из суммарного результата взаимодействия отражающего и отражаемого объектов особенностей оригинала и соотнесение этих особенностей на оригинал.

4. Отражение – такой момент взаимодей-я, который играет активную роль в развитии материального мира.

Отражение заключается в способности развивать определенные внутренние состояния в ответ на внешние воздействия, а так же воспроизводить этими состояниями характеристики внешнего воздействия.

Категория психики.

 

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и дея-ти.

Определяющие признаки психики:

-отражение, дающее образ предметам среды, в котором действуют живые существ и их ориентация в этой среде,

- удовлетворение потребности в контактах с средой.

 

Категория образа.

Образ – преимущественно симультативныйконструкт, обеспечивающий единство и целостность разворачивающиеся в во времени дея-ти.

Сознание-образ и сознание-деятельность – это 2 формы бытия человеческой психики, 2 аспекта ее существования, которые будучи взаимосвязаны, в тоже время качественно не сводимые к др.другу.

Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, др.людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Образ – то субъективный феномен (продукт) целостного интегрального психического отражения как познания реальной действительности, возник.в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности.

Особенности психического изображения:

- предметность (отражает св-ва предмета, как принадлежащие ему; мы восприним.предмет не изолированно).

- объективированность (в образе объект изображается находящимся вне воспринимающей системы)

- Субъективность образа.

Образ – многомерное психологическое образование («квазиизмерение»)

Леонтьев выдвинул гипотезу об образе как многомерном психологическом образовании. К числу 5 его «квазиизмерений» относятся координаты пространства-времени и «квазиизеряемые» значения.

Различают 2 порядка образов:

- сенсорные (чув-е)

- умственные (мыслительные).

Образ на чувственной ступени познания – озщещения, восприятие, представления.

Образ на уровне мышления: - понятие, умозаключение, суждения.

 

Деление образов на первичные (органы чувств) и вторичные (орг-я мышл-я) связано с разграничением органов.

По степени соответствия: - подобен первоисточнику, - существенно отличается от него.

Образы представлений никогда не локализуются во внешнем пространстве окружения.

Исключения – эйдетические образы у детей и художников, а так же истинные галлюцинации, возникающие при некоторых психич-х расстройствах. Образы могут возникать в сновидениях и гипнозе.

 

Категория отношения.

Отношения – момент взаимосвязи всех явлений (психол., философии, социологи…)

Выделяют:

- общественные отношения – безликий характер, не могут быть раскрыты без психики человека.

- Производственные отношения.

 

1) психич-е отнош-я – проявляются в чувственном тоне и настроении чел-ка, в стремлении к объекту или избеганию его.

2) психологические отн-я – система индивид-х, избирательных, сознательных связей личности с различным строением объективной дея-ти, отражающая потребности, мотивы, чув-ва, волю.

3) Социально-психол.отн-я – формы взаимосвязи людей, возникающие в процессе совместной жизнедеятельности. (МЛО; взаимоотношения – проявл-ся в групповых эффектах сотрудничества, соревноания, сплоченности, дружбы).

4) Самоотношения – выраж-ся в принятии или непринятии себя как целого.

Категория действия.

Действие - одна из единиц деятельности человека, побуждаемая мотивом и соотносимая с определенной целью. Это произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Категория общения.

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.

Категория личности.

Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.

А.Н.Леонтьев писал: "Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... ".

Особенности изучения личности

1. трудности при попытках очертить сферу эмпирических фактов, относящихся к психологии личности. В исследованиях по психологии личности переплетаются столь различные проявления человека как: мотивы деятельности, социальные роли, типы высшей нервной деятельности, физическая внешность, идеалы, способности, аффекты, мировоззрение, самосознание, самооценка, воображение, одаренность, установки, ценностные ориентации, образ Я и т.д

2. необходимость учета междисциплинарного статуса проблемы личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: