Отличить научные знания от житейских помог Карл Поппер (1902-1994).
Идея – нельзя смешивать законы индивидуального познания и законы развития науки как познания, ведущие к объективному знанию. Основные пути, по которым движется наука, где теория подтверждает истину (выдвижение гипотез) предполагаемые следствия.
2 уровня:
1. Уровень общих гипотез (теоретических конструкций). Теоретические гипотезы - это положение, прямо не проверяемые, а дедуктивное полагаемые в рамках той или иной теории.
2. Уровень частных эмпирических
Научное от ненаучного отличает то, что оно может быть опровергнуто в процессе эмпирической проверки. Принцип асимметрии – доказательство от противного.
Принцип потенциальной опровержимости научной теории - > Поппер назвал принцип фальсифицируесмости – наличие принципиальной возможности для любой гипотезы претендующей на статус научной быть опровергнутой в ходе проверки. По этому критерии ненаучная теория не может быть опровергнута, поэтому она сильна. А научная потенциально опровержима.
Опровержение неправильных теорий основной путь проверки экспериментальных гипотез.
Развитие идет как превращение, а чтобы доказать (проверить) теорию надо опровергнуть.
«Бадейная теория» - теория познания – «чистая доска». Поппер критиковал, что материал который попадает к нам явл. субъективные знания. Было выделено: мир субъективного, объективного знания, надындивидуальное познание.
Субъективное – физический, предметной реальности, то, что человек воспринимает.
Объективный – психологическая реальность, которая связана с надындивидуальным познанием.
Надындивидуальный мир – догадки и объективное знание.
|
1980-хгг. – признали что его теория имеет место быть (написал её в 1934 г.)
Эволюция критериев научного знания.
Знание-продукт общественной,материальной,духовной деят-тилюдей.Идеальное выражение в знаковой форме,объектив-хсв-в,и связей,природный и человечесский фактор,совокупность усвоеных понятий.(развитие знан.ведет знание-начальн.умения-прост навыки-сложные навыки-сложн умения-мастрерство).
НАУКА-форма духовн.челов-кой деят-ти,основн.функц-выработка нов знаний.
ЭВОЛ,НАУЧН ЗНАН-предст собой формирование,конкуренцию и смену парадигм(совокупн теоретич,методологич предпосылок...)!
В 70е гг.19 века Пирсом сформулированы. Основной критерий –практические последствия, действия на основе знания.
«Позитивизм». Выражено в прагматизме.-Направление, которое рассматривает понятия суждения в терминах последствий осуществленных действий.
Польза -выгода к которым она приводит, разновидность прагматизма - Инструментализм – интеллект, средство приспособления к изменяющимся условиям среды.
Фаллибилизм – любое знание лишь приблизительно и вероятностно (Пирс). Любое научное знание может начинаться с любого даже самого бредового.
Релятивизм (Беркли) суть – существование вещей и свойств придается только в отношениях к другому (позиция от относительности истины).
Операционализм (Кембдон, 1920 г.) – автономность и относительность знаний. Научное знание не может рассматриваться без относительно психики индивида и ситуации его получения.
Номинализм – общее сводится к словамименам. Существование общих понятий в познающих их уме (концептуализм).
|
Рационализм – любое учение, согласно которому всякая реальность имеет основание для своего бытия.
Интуитивизм – высший акт разумного познания, который неисключает логического мышления и чувственного отражения (иррационален).
Критерии Эйнштейна
Любая научная теория должна
1.Не должна противоречить данным опыта и факта
2.Быть проверяемой на имеющем опытном материале
3.Отличаться естественностью, т.е. логической простатой предпосылок
4.Содержать наиболее общие определенные утверждения
5.Не являться логически произвольной выбранной среди приблизительно и аналогично построенных теорий
6.Отличаться изяществом, гармоничностью и красотой
7.Характеризовать многообразием предметов, в которую она связывает целостностью системы абстракций
8.Имеет широкую область своего применения с учетом того, что она не будет опровергнута
9.Направление дальнейших исследований. Указывать путь создания новой более общей теории, в рамках которой она остается отдельным придельным случаем
Дополнительно
1. Опытная проверяемость
2. Воспроизводимость
3. Внутреннее системное знание его формальная непротиворечивость
4. Открытость для критики
5. Свобода от предвзятости
6. Строгость