1. о роли наследственности и среды в формировании личности
2. об отношениях индивидуума и общества
3. о свободе и необходимости в регуляции поведения человека
В отечественной психологии в соотношении фактора среды / наследственности акцент делался на факторе среды. Идеология требовала научного обоснования биологического равенства людей, развивались исследования влияния социума на личность. В западной психологии напротив преобладал взгляд на наследственность как ведущий фактор формирования личности. Для западного общества характерна наследственная передача права принадлежности к привилегированным социальным группам на фоне декларирования «общества равных возможностей».
Принцип детерминизма в психологии.
Принцип детерминизма заключается в причинной обусловленности психических явлений.
По Демокриту: на организм механистически действуют потоки атомов. Истечение от предметов пленок – ощущения.
Виды детерминизма:
1. Оптический детерминизм – подчиняется законам оптики.
2. Механистический детерминизм – обладает свойством необратимости во времени т.к механика, статика, динамика не обладает теоретическим аппаратом для описания развития и эволюции.
Формы детерминизма:
1. Системный детерминизм – зависимость отдельных компонентов в системе от свойств целого.
2. Детерминизм типа обратной связи – следственное воздействие на вызвавшую его причину.
3. Детерминизм статический – при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статической закономерности.
4. Целевой детерминизм.
Детерминация (причинность) – генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия), принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличии от иных типов закономерностей, связывает явления, например корреляции.
|
Причинная связь ассиметрична, она приводит к порождению нового и как процесс развития необратима.
Принцип развития в психологии.
Принцип развития (психики) предлагает рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порожденных их причин. Т.е психическая реальность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, или её рассматривают статично.
Рубинштейн – развитие психики является не только более или менее интересной частной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем в психологии.
Теплов – развитие реализуется в процессе деятельности, а сама способность не может возникать вне соответствии конкретной деятельности.
Выготский – обучение формирует психическое развитие. Он считал, что при этом создаются совершенно особые формы сознательной деятельности. Он назвал свой метод экспериментально – генетическим. В том смысле, что он искусственно вызывает и создает генетические процессы психического развития.
Под развитием в широком смысле обычно понимается изменение или функционирование системы, сопровождающиеся появлением нового качества.
Особенности:
· необратимость
· неравномерность
· зигзагообразность
· переход стадий развития в уровни
· наряду с тенденцией к качественным изменениям всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранением достигнутого и воспроизведением типов функционирования.
|
Специфика объекта, предмета и задач психологической диагностики.
Задачи диагностики:
- осуществить оценку состояний объекта; выявление проблемной ситуации.
- произвести сравнительный анализ проблемных ситуаций, которые выстраивают их иерархию, выделяя приоритетные, актуальные и возможные для их поэтапного решения.
- диагностика должна прослеживать процесс изменения до конструктного результата, тем самым из инструмента научного познания диагностика превращается в процедуры формирования, преобразования, конструирования практической деятельности.
Объект исследования для диагностики – это всегда процесс и все его основные параметры:
-человеческий (личности, группы, общности..)
- организационный (действенность форм организации и самоорганизации)
- управленческий (использование эф-х мех-в развития и саморазвития).
- психологический (созд-е мех-в в адаптации в реальной ситуации).
- информационный.
- экономический.
Предмет диаг-ки – изучение действия механизмов и факторов, обуславливающих процессы изменений.
Проблема диаг-ки – идентификация объекта в зависимости от степени его изученности.