Три вопроса теории личности




1. о роли наследственности и среды в формировании личности

2. об отношениях индивидуума и общества

3. о свободе и необходимости в регуляции поведения человека

В отечественной психологии в соотношении фактора среды / наследственности акцент делался на факторе среды. Идеология требовала научного обоснования биологического равенства людей, развивались исследования влияния социума на личность. В западной психологии напротив преобладал взгляд на наследственность как ведущий фактор формирования личности. Для западного общества характерна наследственная передача права принадлежности к привилегированным социальным группам на фоне декларирования «общества равных возможностей».

Принцип детерминизма в психологии.

 

Принцип детерминизма заключается в причинной обусловленности психических явлений.

По Демокриту: на организм механистически действуют потоки атомов. Истечение от предметов пленок – ощущения.

 

Виды детерминизма:

1. Оптический детерминизм – подчиняется законам оптики.

2. Механистический детерминизм – обладает свойством необратимости во времени т.к механика, статика, динамика не обладает теоретическим аппаратом для описания развития и эволюции.

Формы детерминизма:

1. Системный детерминизм – зависимость отдельных компонентов в системе от свойств целого.

2. Детерминизм типа обратной связи – следственное воздействие на вызвавшую его причину.

3. Детерминизм статический – при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статической закономерности.

4. Целевой детерминизм.

Детерминация (причинность) – генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия), принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличии от иных типов закономерностей, связывает явления, например корреляции.

 

Причинная связь ассиметрична, она приводит к порождению нового и как процесс развития необратима.

Принцип развития в психологии.

Принцип развития (психики) предлагает рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порожденных их причин. Т.е психическая реальность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, или её рассматривают статично.

Рубинштейн – развитие психики является не только более или менее интересной частной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем в психологии.

Теплов – развитие реализуется в процессе деятельности, а сама способность не может возникать вне соответствии конкретной деятельности.

Выготский – обучение формирует психическое развитие. Он считал, что при этом создаются совершенно особые формы сознательной деятельности. Он назвал свой метод экспериментально – генетическим. В том смысле, что он искусственно вызывает и создает генетические процессы психического развития.

 

Под развитием в широком смысле обычно понимается изменение или функционирование системы, сопровождающиеся появлением нового качества.

 

Особенности:

· необратимость

· неравномерность

· зигзагообразность

· переход стадий развития в уровни

· наряду с тенденцией к качественным изменениям всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранением достигнутого и воспроизведением типов функционирования.

Специфика объекта, предмета и задач психологической диагностики.

Задачи диагностики:

- осуществить оценку состояний объекта; выявление проблемной ситуации.

- произвести сравнительный анализ проблемных ситуаций, которые выстраивают их иерархию, выделяя приоритетные, актуальные и возможные для их поэтапного решения.

- диагностика должна прослеживать процесс изменения до конструктного результата, тем самым из инструмента научного познания диагностика превращается в процедуры формирования, преобразования, конструирования практической деятельности.

Объект исследования для диагностики – это всегда процесс и все его основные параметры:

-человеческий (личности, группы, общности..)

- организационный (действенность форм организации и самоорганизации)

- управленческий (использование эф-х мех-в развития и саморазвития).

- психологический (созд-е мех-в в адаптации в реальной ситуации).

- информационный.

- экономический.

Предмет диаг-ки – изучение действия механизмов и факторов, обуславливающих процессы изменений.

Проблема диаг-ки – идентификация объекта в зависимости от степени его изученности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: