Психосоциальная пнроблема в психологии.




Неразрешенный вопрос о соотношении влияния на психику социальных и врожденных факторов.

Подходы:

Теория конвергенции двух факторов
В.Штерн,
предложивший эту теорию, писал, что его концепция представляет собой компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями «наследственности». Иными словами, В.Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, т.е. социального фактора, так и наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения, т.е. биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиция организма) приводят к возникновению нового состояния личности.

Теория конфронтации двух факторов
Другой теорией, пытающейся решить вопрос о детерминации развития личности, а тем самым вопрос о взаимодействии биологического и социального, является теория конфронтации двух факторов, их противоборства. Эта теория выступила в психоанализе З.Фрейда, а затем в индивидуальной психологии А.Адлера, аналитической психологии К.Юнга, а также многих представителей неофрейдизма (Э.Фромм, К.Хорни и др.). В менее явной форме идея о конфликте между биологическим и социальным проявилась в большинстве направлений изучения личности в современной психологии.

З.Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты исходя из изучения двух принципов душевной деятельности - принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности. В соответствии с принципом реальности «душевный аппарат» человека вынужден считаться с реальными отношениями мира, а также стремиться преобразовать их.

Альфред Адлер
Позиция Адлера – промежуточная. (говорил о силе превалирующего значения творческого «Я» в формировании личности)

Карл Густав Юнг
Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно.

Эрик Эриксон
Согласно Эриксону, развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Особое внимание при описании развития личности он уделяет факторам родительского воспитания, культуры и истории.

Эрих Фромм
Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте. Теория Фромма пытается объяснить взаимодействие обширных социокультурных влияний с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности.

Карен Хорни
Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: в удовлетворении и в безопасности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. Если родители проявляют истинную любовь и тепло к ребенку, и тем самым, удовлетворяют эту потребность, то вероятнее всего сформируется здоровая личность, и наоборот.

Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Элементарные функции больше обусловлены наследственно, чем высшие. Высшие функции -продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок.

в своей концепции Ж. Пиаже не отрицает влияние социальных факторов. Но решающую роль в развитии интеллекта он отводит созреванию, т.е. биологическому фактору. Жан Пиаже считал, что благоприятные социальные условия в состоянии несколько ускорить смену одних стадий развития интеллекта другими, но не больше.

 

Основные методы диагностики и виды диагностических исследований.

Методы диагностики.

По форме организации и процедурам диагноза различают:

1. Аналитическая диагностика – проведение процедуры диагноза на основе статической информации, использования экспериментальных, функциональных, юридических доказательств, материалов, процессы художественной и документальной литературы, материалы архивов. Бесконтактная диагностика т.к исключает опросы.

2. Экспертная диагностика – получение информации методом проведения экспертных опросов и экспертизы проблемных ситуаций. Данный вид диагностики называется опросом, при этом используются методы анкетирования и интервьюирования.

3. Диагностика на модели – имитационное моделирование хотя его возможности ограничены для диагноза. Диагностическая процедура предшествует моделированию, концептуализация проблем объекта, его прогнозированию и программированию.

· срезовые методы

· лонгитюдные исследования (50 лет) включают экспертные ситуации создание моделей.

Выборка.

Цель выборки – достичь максимальной репрезентации исследования массива генеральной совокупности объектов т.е состав обследуемых по основным параметрам должен приближаться к соответствующей пропорции в генеральной совокупности.

Достигающий с помощью:

· её логичностью конструирования

· арифметически

Программные требования к выборке:

1. Требования репрезентативности по выделяемым параметрам (критериям) состав обследуемого должен приблизиться к соответствующей пропорции в Г.С

2. Приблизительная оценка надежности результатов.

· Повышенная надежность допускает ошибку выборки до 3 %

· Обыкновенная до 3 -10%

· Доверительный интервал 0,03 – 0.1

· Приближенная 10 – 20%

· Ориентировочная 30 – 40%

· Прикидочная 40%

Качество выборки зависит от:

· Меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам.

· Степени дробности группировок анализа, планируют по задачам исследования.

· От целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.

Содержание и структура психологического исследования

Изучение психологических явлений и процессов обычно требует больших затрат времени, тщательной подготовки и проводится в не­сколько этапов, среди которых выделяют следующие.

1. Изучение состояния проблемы, разработка программы иссле­дования, формулировка гипотез, выбор методов исследования. Этот этап предполагает, во-первых, выявление и использование психо­логом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме.

Во-вторых, составляется программа исследования, которая обыч­но включает:

• формулировку проблемы;

• определение объекта и предмета изучения;

• определение цели и задач;

• объяснение и анализ основных задач;

• предварительный системный анализ объекта исследования;

• выдвижение рабочих гипотез;

• составление принципиального (стратегического) плана изучения;

• составление наброска основных процедур сбора и анализа пер­вичных данных.

2. Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследова­тель с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобра­зие. Сбор данных при этом должен отличаться тщательностью, систе­матичностью, последовательностью и планомерностью. Он может осуществляться в несколько этапов, но каждый из них должен быть пра­вильно подготовлен. И все они должны быть взаимосвязаны друг с дру­гом, отвечая общей цели исследования.

3. Качественная и количественная обработка данных. Качествен­ная обработкапредполагает предварительное определение показате­лей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследу­емых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количественная обработкаданных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.

4. Интерпретация данных, формулирование выводов, практиче­ских рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в буду­щем. На этом этапе на основе качественной и количественной обработ­ки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, де­лает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. Если это требуется (или если это предполагают тема и программа исследования), может быть осущест­влена выработка практических рекомендаций для других исследова­телей, которые в будущем будут заниматься изучением этого или схо­жего психологического феномена. И, наконец, может составляться прогноз развития изучаемого явления в будущем или в тех или иных условиях.

 

I. Подготовительный этап

· Постановка проблемы.

· Выдвижение гипотезы.

· Планирование исследования.

II. Основной этап

· Сбор данных.

III. Заключительный этап

· Обработка данных.

· Интерпретация результатов.

· Выводы и включение результатов в систему знаний.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: