Неразрешенный вопрос о соотношении влияния на психику социальных и врожденных факторов.
Подходы:
Теория конвергенции двух факторов
В.Штерн, предложивший эту теорию, писал, что его концепция представляет собой компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями «наследственности». Иными словами, В.Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, т.е. социального фактора, так и наследственных диспозиций, которые достаются человеку от рождения, т.е. биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиция организма) приводят к возникновению нового состояния личности.
Теория конфронтации двух факторов
Другой теорией, пытающейся решить вопрос о детерминации развития личности, а тем самым вопрос о взаимодействии биологического и социального, является теория конфронтации двух факторов, их противоборства. Эта теория выступила в психоанализе З.Фрейда, а затем в индивидуальной психологии А.Адлера, аналитической психологии К.Юнга, а также многих представителей неофрейдизма (Э.Фромм, К.Хорни и др.). В менее явной форме идея о конфликте между биологическим и социальным проявилась в большинстве направлений изучения личности в современной психологии.
З.Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты исходя из изучения двух принципов душевной деятельности - принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности. В соответствии с принципом реальности «душевный аппарат» человека вынужден считаться с реальными отношениями мира, а также стремиться преобразовать их.
Альфред Адлер
Позиция Адлера – промежуточная. (говорил о силе превалирующего значения творческого «Я» в формировании личности)
|
Карл Густав Юнг
Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно.
Эрик Эриксон
Согласно Эриксону, развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Особое внимание при описании развития личности он уделяет факторам родительского воспитания, культуры и истории.
Эрих Фромм
Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте. Теория Фромма пытается объяснить взаимодействие обширных социокультурных влияний с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности.
Карен Хорни
Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: в удовлетворении и в безопасности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. Если родители проявляют истинную любовь и тепло к ребенку, и тем самым, удовлетворяют эту потребность, то вероятнее всего сформируется здоровая личность, и наоборот.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Элементарные функции больше обусловлены наследственно, чем высшие. Высшие функции -продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок.
в своей концепции Ж. Пиаже не отрицает влияние социальных факторов. Но решающую роль в развитии интеллекта он отводит созреванию, т.е. биологическому фактору. Жан Пиаже считал, что благоприятные социальные условия в состоянии несколько ускорить смену одних стадий развития интеллекта другими, но не больше.
|
Основные методы диагностики и виды диагностических исследований.
Методы диагностики.
По форме организации и процедурам диагноза различают:
1. Аналитическая диагностика – проведение процедуры диагноза на основе статической информации, использования экспериментальных, функциональных, юридических доказательств, материалов, процессы художественной и документальной литературы, материалы архивов. Бесконтактная диагностика т.к исключает опросы.
2. Экспертная диагностика – получение информации методом проведения экспертных опросов и экспертизы проблемных ситуаций. Данный вид диагностики называется опросом, при этом используются методы анкетирования и интервьюирования.
3. Диагностика на модели – имитационное моделирование хотя его возможности ограничены для диагноза. Диагностическая процедура предшествует моделированию, концептуализация проблем объекта, его прогнозированию и программированию.
· срезовые методы
· лонгитюдные исследования (50 лет) включают экспертные ситуации создание моделей.
Выборка.
Цель выборки – достичь максимальной репрезентации исследования массива генеральной совокупности объектов т.е состав обследуемых по основным параметрам должен приближаться к соответствующей пропорции в генеральной совокупности.
Достигающий с помощью:
· её логичностью конструирования
· арифметически
Программные требования к выборке:
|
1. Требования репрезентативности по выделяемым параметрам (критериям) состав обследуемого должен приблизиться к соответствующей пропорции в Г.С
2. Приблизительная оценка надежности результатов.
· Повышенная надежность допускает ошибку выборки до 3 %
· Обыкновенная до 3 -10%
· Доверительный интервал 0,03 – 0.1
· Приближенная 10 – 20%
· Ориентировочная 30 – 40%
· Прикидочная 40%
Качество выборки зависит от:
· Меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам.
· Степени дробности группировок анализа, планируют по задачам исследования.
· От целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.
Содержание и структура психологического исследования
Изучение психологических явлений и процессов обычно требует больших затрат времени, тщательной подготовки и проводится в несколько этапов, среди которых выделяют следующие.
1. Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования. Этот этап предполагает, во-первых, выявление и использование психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме.
Во-вторых, составляется программа исследования, которая обычно включает:
• формулировку проблемы;
• определение объекта и предмета изучения;
• определение цели и задач;
• объяснение и анализ основных задач;
• предварительный системный анализ объекта исследования;
• выдвижение рабочих гипотез;
• составление принципиального (стратегического) плана изучения;
• составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных.
2. Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие. Сбор данных при этом должен отличаться тщательностью, систематичностью, последовательностью и планомерностью. Он может осуществляться в несколько этапов, но каждый из них должен быть правильно подготовлен. И все они должны быть взаимосвязаны друг с другом, отвечая общей цели исследования.
3. Качественная и количественная обработка данных. Качественная обработкапредполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количественная обработкаданных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.
4. Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в будущем. На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления. Если это требуется (или если это предполагают тема и программа исследования), может быть осуществлена выработка практических рекомендаций для других исследователей, которые в будущем будут заниматься изучением этого или схожего психологического феномена. И, наконец, может составляться прогноз развития изучаемого явления в будущем или в тех или иных условиях.
I. Подготовительный этап
· Постановка проблемы.
· Выдвижение гипотезы.
· Планирование исследования.
II. Основной этап
· Сбор данных.
III. Заключительный этап
· Обработка данных.
· Интерпретация результатов.
· Выводы и включение результатов в систему знаний.