Развитие представлений о предмете психологии




Фалес в основе и души и природы видел огненное начало. Он считал всю материю одушевленной.

Гераклит развивал идею единства природы души и физического мира. Начало всего существующего он видел в огне. Огонь – это генетическая субстанция мира. Огонь мира вечен и божественен. Материальным аналогом души явл. пар.

Орфики воспринимали жизнь как страдание, а в теле видели темницу души. После смерти душа переселяется в тела других людей, в животных или даже в растения

Демокрит –(5-4 вв. до н.э.) атомы, мельчайшие частицы (атомизм). Демокрит различал 2 рода познания: темное и истинное. Темное – это чувственное восприятие вещей: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Истинным познанием он наз. мысль или познание посредством мышления. Эйдолы – сверхтонкие невидимые пленочки, повторяющие собой форму этих предметов.

Сократ

Душа это психическое качество индивида, свойственная как разумному существу и действующая согласно нравственным идеалам. Связал нравственность с разумом. Существует абсолютное знание/истина

Платон строит иерархическую картину мира, где взаимодействуют мир телесный, или чувственный мир, и мир идеальный как действительный и реальный мир. Идеальный мир как основу устойчивости души чел-ка. Идеальный мир вечен и неизменен.

Аристотель

Душа – это энтелехия – целостное формообразующее начало, естественная дея-ть тела, определяющая принцип его существования и развития. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.

3 души: растительная, животная, разумная

Ассоционизм Р.Декарт

2 независимые субстанции душа и тело (дуализм). 3 вида идей: порожденные самим человеком, приобретенные, врожденные. Провозгласил дедукцию (от общего к частному).

Ассоцианизм – возможность обучения и формирования желательного поведения.

Сознание Дж.Локк

Говорил об опытном происхождении всех знаний ("в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях"), т.е. психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Т.Е. он отказывается от представления о наличии врождённых идей у человека. Всё идёт из личного опыта. Еще одно док-во отсутствия врожденных идей: если бы идеи были врожденными, то все люди в данном обществе придерживались бы одних и тех же моральных и политических убеждений, а этого нет. Он говорил, что психика ребенка это "чистая доска" на которой жизнь пишет свои письмена. Основой психики являются чувственные образы – сенсуализм. Основа психики – простые идеи, из которых формируются составные – сложные образы. Локк предложил различать 2 осн источника получения чел-ком знаний о мире: ощущения и рефлексия (осознание собственной душевной деят-ти).

Гештальт

Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка (1886-1941).Они делали основной акцент на целостности психич явлений. Показали наличие в психике целостных образов, несводимых к сочетанию каких-л исходных эл-тов. Считали, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), невыводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят.

Бихевиаризм

Толчком к началу бих «революции» послужило разочарование в методе интроспекции, повлияли развитие зоо- и детской?, где невозможно применить метод самонаблюдения. Бихевиористы предложили полностью отказаться от изучения сознания и сосредоточить внимание на поведении чел-ка, которое можно непоср-но наблюдать и объективно регистрировать. В своей программной статье «? с т зр бихевиориста» (1913) основатель нового направления Уотсон призвал отказаться от языка старой? и взять за основу понимания поведения только два объективно регистрируемых момента – стимул и реакцию. Ввёл объективный метод исследования. Мех-м формирования новых связей – мех-м классического обусловливания.

Мышление – это поведение, двигат акт-сть, мускульное усилие

Гуманистическая

Направление появилось в США в 40-х гг., строилась на основе философской школы экзистенциализма. Одним из основателей явл. Олпорт (открытость системы человек-общество, черты уникальны). Маслоу – иерархия потребностей, потребность в самоактуализации (развитие способностей). Роджерс – «я-концепция», личностноориентированная терапия.

Психоанализ

Метод исследования глубинных, бессознательных структур психики. Фрейд (Ид, Эго, Супер-Эго (типология личности). Врожденные стремлоения к жизни и смерти (эрос и танатос). Вытеснение, сублимация, проекция.), Юнг (архитипы (анима жен. и анимус муж.), коллективное бессознательное), Адлер (чувство общности, неполноценности, стремление к превосходству), Хорни.

Когнетивная

Способствовали работы Пиаже и Брунера. В 60е гг. 20века. Микроструктурный анализ психический процессов. Альтернатива доминирующему в то время бихевиаризму. Миллер разрабатывал новые методы позновательных процессов (восприятие, память, мышление, речь), Скиннер, Бандура (система самрегуляции – самонаблюдение, самооценка, самоответ), Доллард.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: