Родионов О.В., кандидат технических наук, доцент




Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники

Российская Федерация, 162600, Вологодская обл., г. Череповец, Советский пр., 126

 

Аннотация. Задача подготовки высококвалифицированных специалистов профиля училища и соответствие их качества подготовки предъявляемым к ним требованиям государства и общества, требует разработки оптимально организованного методического сопровождения профессиональной подготовки. Данная статья рассказывает о ряде задач, которые необходимо решить до начала изучения дисциплины «Военно-технические основы построения и боевого применения комплексов беспилотных летательных аппаратов с бортовым специальным оборудованием».

Ключевые слова: высшее образование, учебный процесс, подготовка специалиста, инженера, методическое сопровождение подготовки инженера специальных радиотехнических систем.

 

П

роблема повышения качества в системе высшего образования остается актуальной постоянно, так как общество предъявляет всё более и более высокие требования к подготовке специалистов. Современная образовательная деятельность должна быть ориентирована на будущее, успешно решать задачи новой общественной и экономической формации России, тесно взаимосвязана с социокультурной средой, учить способности мыслить, саморазвитию и коммуникативности.

Качество высшего образования зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является оптимально организованное методическое сопровождение образовательного процесса. Четко встроенная в образовательный процесс методическая деятельность позволяет не только повысить уровень подготовки обучающихся, но и способствует развитию творческого потенциала самих педагогов, предупреждает так называемое «педагогическое выгорание», под которым подразумевается преждевременная потеря интереса к профессиональной деятельности.

Подготовка квалифицированных военных кадров и развитие системы военного образования являются приоритетными задачами Министерства обороны России и важнейшими направлениями деятельности для повышения обороноспособности государства. Потребность Вооружённых СилРоссийской Федерации и общества в профессионально подготовленных офицерских кадрах, в том числе в офицерах-выпускниках профиля училища, способных и готовых к выполнению задач любой категории сложности, в сложных условиях обстановки, а также к эффективному применению вверенных им вооружения, военной и специальной техники, определяют актуальность работы. Необходимость повышения качества подготовки курсантов обусловлена требованиями и указаниями органов военного управления, определенными «Стратегией социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года» [5] и «Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы» [2].

В.А. Митрахович давая определение профессионализма военнослужащего-контрактника говорит о необходимости создания таких условий для профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников, чтобы они могли научиться самостоятельно справляться с ситуацией выбора, которая в реальной боевой обстановке может носить характер непредсказуемости и экстремальности [7].

Как же организовать образовательный процесс в военном училище наиболее оптимально? Прежде всего следует определить его конечную цель и результат, который должен быть получен в ходе проведения тех или иных методических мероприятий. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основной задачей и целью образовательной организации высшего образования является обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [1].

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по коду специальности 11.05.02 специализация №7 «Радиотехнические системы и комплексы сбора и обработки информации» разработаны и утверждены квалификационные требования к специалисту-выпускнику [3]. Составлен и утвержден учебный план специальности. Учебные программы по специальности постоянно корректируются в соответствии с развитием и техническим совершенствованием использующегося в Вооруженных Силах вооружения, военной и специальной техники и указаниями органов военного управления, в ведении которых находится военное училище. Особое внимание следует уделить одному из этапов профессиональной подготовки курсантов по специальности – изучение и освоение новой дисциплины по основам построения и применения комплексов беспилотных летательных аппаратов. Данные комплексы нашли широкое применение в Вооруженных Силах Российской Федерации, в различных сферах деятельности при решении широкого круга задач.

Методическое сопровождение профессиональной подготовки курсантов в военно-учебном заведении – это сложная система, направленная на организацию управляемого образовательного процесса и его всестороннее обеспечение в соответствии с требованиями нормативных и руководящих документов, а также разрешение проблемных вопросов профессиональной деятельности педагогов и обучающихся. Необходимость обеспечения образования методическими материалами обоснована важностью качественной подготовки военного специалиста.

Цель научно-методического сопровождения образовательного процесса – обеспечить действенность системы внутреннего управления в вопросах научно-методического обеспечения, организации, совершенствования, развития образовательного процесса, реализации инновационных технологий и методик, высокопрофессионального кадрового обеспечения.

Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что чем качественнее будет подготовлен образовательный процесс по изучению и освоению новой учебной программы по основам построения и применения комплексов беспилотных летательных аппаратов, тем выше будет уровень профессиональной подготовки выпускника по данному направлению.

Основными направлениями методического сопровождения учебной дисциплины являются: подготовка преподавательского состава, формирование учебно-материальной базы, разработка методической документации [6].

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

§ научно-методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта;

§ научно-методическое обеспечение и организация активного участия членов педагогического коллектива в инновационной деятельности;

§ информационное и методическое обеспечение педагогов в соответствии с их профессиональными потребностями;

§ обеспечение условий повышения профессиональной компетентности, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала профессионально-педагогических работников с целью их готовности к процессу обучения конкурентоспособных специалистов;

§ создание единого информационного пространства, обеспечивающего своевременное поступление, обобщение и пропаганду лучшего педагогического опыта, инновационных педагогических технологий и опыта их использования, методических рекомендаций и разработок, способствующих повышению качества образовательного процесса;

§ повышение мотивации участников учебно-воспитательного процесса, направленной на постоянное совершенствование содержания образования, востребованного студентами, современной школой и работодателями.

Все это говорит об актуальности разработки методического сопровождения профессиональной подготовки инженера специальных радиотехнических систем по новой учебной программе, главной целью которого будет обеспечение профессионально-личностного роста обучающихся.

Возможная реализация поставленных цели и задач осуществляется по следующим этапам:

1. Определение ожидаемого результата методического сопровождения учебной дисциплины.

2. Уточнение структуры, критериев и уровня методического сопровождения учебной дисциплины.

3. Выявление закономерностей и принципов методического сопровождения учебной дисциплины.

4. Создание алгоритма методического сопровождения учебной дисциплины.

5. Разработка необходимых параметров для обеспечения методического сопровождения учебной дисциплины.

6. Обоснование условий эффективности методического сопровождения учебной дисциплины.

7. Выработка действенного механизма обратной связи для своевременной корректировки методического сопровождения.

В структуре методического сопровождения четко выделяется интеракция субъекта – преподавателя и объекта – обучаемого в решении задачи усвоения учебного материала (субъект-объектная интеракция). Вместе с тем методическое сопровождение с необходимостью предполагает обратную связь – взаимодействие обучаемого с обучающим (субъект-субъектную интеракцию). Исходя из данного положения методическое сопровождение можно определить, как субъект-объектную и субъект-субъектную интеракцию в процессе движения учебного материала с целью выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника (профессорско-преподавательского состава) проблем формирования профессиональных знаний, умений и владений, совершенствования, развития образовательного процесса, реализации инновационных технологий и методик формирования компетенций военного специалиста.

Результатом эффективности методического сопровождения новой учебной программы будет профессионально-личностный рост специалиста, и становлениеего как военного профессионала, отвечающего современным требованиям общества.

В заключении хотелось бы отметить, что необходимость грамотной и всесторонней проработки методического сопровождения обусловлена требованиями формирования у курсантов ответственного и самостоятельного выбора средств достижения высокого уровня профессиональной подготовки в области обороны государства, отвечающим современным условиям развития общества и способностей к самостоятельному освоению современных средств вооружения, военной и специальной техники.

 

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление правительства Российской федерации от 23.05.2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы»

3. Министерство образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) от 11.08.2016 г. № 1019 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 11.05.02 Специальные радиотехнические системы (уровень специалитета)».

4. Министерство образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) от 12.09.2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».

5. Приказ Министра обороны Российской федерации от 28.04.2008 г. №241 «О создании комиссии Министерства обороны Российской федерации по реализации стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года»

6. Приказ Министра обороны РФ №670 от 15.09.2014 г. «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»».

7. Митрахович В.А. Сущность профессионализма военнослужащих контрактной службы Вооружённых Сил России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. № 3 (43).

8. Митрахович В.А., Михеев А.Н. Об актуальности исследования педагогического сопровождения физической подготовки курсантов высших военно-учебных заведений // Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. 2014. №4. С.9-18.

 

References

1. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on July 29, 2017) «On Education in the Russian Federation».

2. Resolution of the Government of the Russian Federation of 23.05.2015 No. 497 «On the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020».

3. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of the Russian Federation) No. 1019 of August 11, 2016 «On approval of the federal state educational standard of higher education on specialty 11.05.02 Special radio technical systems (specialty level)».

4. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of the Russian Federation) No. 1061 of September 12, 2013 «On the Approval of Lists of Specialties and Directions for Preparing Higher Education».

5. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation from 28.04.2008, No. 241 «On the establishment of a commission of the Ministry of Defense of the Russian Federation to implement the strategy of social development of the Armed Forces of the Russian Federation for the period to 2020».

6. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation No. 670 of September 15, 2014 «On measures to implement certain provisions of Article 81 of the Federal Law of December 29, 2012, No. 273-FZ «On Education in the Russian Federation»».

7. Mitrakhovich V.A. Essence of professionalism contract servicemen Armed Forces of Russia // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. № 3 (43).

8. Mitrakhovich V.A., Mikheev A.N. On the urgency of the study of pedagogical support for physical training of cadets of higher military schools // Actual problems of physical training of power structures. 2014. №4. P.9-18.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: