Поляев Б.А., доктор медицинских наук, профессор




Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова,

117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1

Аннотация. Сочетание понятий «образование» и «здоровье» наполнено глубоким нравственным, социальным, экономическим и политическим смыслом, так как в здоровье отражается наша жизнь, воспитание и образование. Насколько мы сумеем использовать богатейший потенциал образования для оздоровления подрастающего поколения студенческой молодежи, во многом зависит наше будущее.

Ключевые слова: спорт, физическое воспитание, здоровье, образование, воспитание, занятия, здоровый образ жизни.

 

У

силия, предпринимаемые нашим государством для укрепления здоровья нации, не могут быть полностью реализованы, в связи с отсутствием в социальной структуре общества, конкретных носителей идеи здорового образа жизни. Во многом, это связано с отсутствием практической реальной и эффективной программы преподавания и соответствующего воспитания здорового образа жизни у подрастающего поколения в системе дошкольного, школьного, средне-специального и высшего образования.

По нашему мнению, особенно огорчает неблагополучное положение с подготовкой в этом плане студентов педагогических и медицинских вузов. Именно они и должны быть первыми проводниками в повседневную жизнь населения физической культуры, знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни наряду с общей культурой. Однако, преподавание физической культуры в медицинских институтах, как и в большинстве других вузов сведено к общефизической подготовке и не содержит в себе достаточных теоретических знаний современного многообразия форм и методов развития физических качеств у здорового человека. Вместе с тем, динамика заболеваемости среди учащихся и студентов свидетельствует о неуклонном росте хронической патологии – по данным института возрастной физиологии 30 – 35% выпускников средних школ имеют ослабленное здоровье. Среди выпускников вузов этот процент достигает 40%. Более того по медицинским критериям до 90% юношей призывного возраста не готовы к службе в вооруженных силах.

Резюмируя изложенное, можно утверждать, что действующая программа учебных занятий по физическому воспитанию в средней и высшей школе не выполняет своей основной задачи по оздоровлению и физическому совершенствованию граждан России.

Нам представляется, что альтернативой существующему подходу к физическому воспитанию в медицинских вузах должна быть такая научно обоснованная система преподавания, когда в ее основе будет лежать не стандартная программа и нормативы общей физической подготовки, а воспитание и развитие культуры здорового образа жизни с использованием широкого спектра средств и методов – от современных методик реабилитации (в том числе гидрокинезотерапия, фитнесс-программы и др.) до применения популярных среди молодежи видов спорта.

Именно воспитание и развитие культуры здорового образа жизни подразумевается при использовании понятия «фитнес» (fitness). В нашем сознании фитнес больше всего ассоциируется с нашими представлениями о здоровье и здоровом образе жизни. В содержание понятия фитнес также входят: планирование жизненной карьеры, гигиена тела, общая физическая подготовленность, рациональное сбалансированное питание, профилактика заболеваний, сексуальная активность, психоэмоциональная регуляция, в том числе борьба со стрессами и другие факторы здорового образа жизни. Фитнесс рассматривается как оптимальное состояние показателей здоровья, дающих возможность иметь высокое качество жизни. Фитнес связан с уровнем общей физической подготовленности. Фитнес ассоциируется с целью достижения определенного уровня результатов выполнения специальных двигательных тестов и созданием условий для снижения риска развития заболеваний. Фитнес, как формы двигательной активности, специально организованные в рамках фитнес-программ: занятия бегом, аэробикой, танцами, аквааэробикой, занятия по коррекции массы тела…

Учитывая изложенное выше, и понимая, что Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова – это ведущий вуз страны и,что он имеет известную автономию при решении вопросов, связанных с составлением и разработкой учебных планов и программ обучения, мы предлагаем реорганизовать систему подготовки студентов вуза по физическому воспитанию, реабилитации и спортивной медицине и руководствоваться в этом важном деле рядом положений, которые определяют смысл и содержание всего врачебно-физкультурного воспитания и образования студентов.

Мы полагаем, что целью физического воспитания является формирование у студентов физических и моральных качеств будущего врача, специалиста, обладающего единством знаний и убеждений, ориентированного на физическое совершенствование, сохранение и укрепление здоровья (как личного, так и общественного), способного применять приобретенные знания и в своей будущей профессиональной, общественной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Поставленная цель реализуется на протяжении всех лет обучения в вузе путем решения ряда воспитательных, образовательных задач, программ физического тренинга, проведения реабилитационных мероприятий.

Прежде всего, это активизация познавательной деятельности студентов в области физической культуры и оздоровления, формирование убежденности, мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и оздоровлению, обучение методам самоконтроля за собственной физической подготовленностью, физическим развитием и функциональным состоянием организма.

Выполнение этих важных положений невозможно без формирования у студентов-медиков систематизированных познаний по теоретическим, методическим и организационным основам физического воспитания и оздоровления, без усвоения ими жизненно важных двигательных навыков, необходимых для оздоровления и физического развития, без приобретения студентами творческого опыта применения своих знаний и практических умений и навыков.

Учитывая наличие не только специалистов в области физической культуры, но также спортивных медиков, реабилитологов, а также еще и потому, что спортивная медицина является составной частью системы лечебно-профилактического обслуживания занимающихся физической культурой и спортом, для всех очевидна необходимость совместного сотрудничества врача и преподавателя-тренера как при занятиях спортом высших достижений, так и для оздоровительных тренировок. Совместная работа врача и преподавателя обеспечивает оздоровительную направленность занятий, достижение высокого уровня общей физической подготовки и поддержание ее на протяжении длительного времени, помогает предупредить и вовремя выявить нарушения в состоянии здоровья и снизить риск возникновения критических состояний здоровья.

Все это требует необходимого уровня психофизической подготовленности студентов к труду с учетом особенностей будущей врачебной деятельности.

Таким образом, выполнение обозначенных мер позволит обеспечить всестороннее развитие физических способностей, укрепление здоровья, повышение общей физической работоспособности (для спортсменов- совершенствование спортивного мастерства) студентов, воспитание у будущих врачей способности к самопознанию, саморегуляции и самоуправлению, и, в конечном итоге воспитание у них патриотизма, любви к родному вузу, Родине.

Учебные занятия (теоретические и практические), являющиеся основной формой физического воспитания и оздоровления студентов, мы предусматриваем на всех факультетах (лечебном, педиатрическом, медико-биологическом) в сетке учебного расписания дневного обучения в объеме 4-х часов в неделю на всех годах обучения. Характер и содержание занятий определяются индивидуально: студенты, состояние здоровья и физической подготовленности которых позволяет им быть включенными в основную медицинскую группу, могут выбрать вид занятий, соответствующий их физическим кондициям и интересам, и имеющий материально-техническое обеспечение на кафедре. Студенты с отклонениями в физическом развитии, состоянии здоровья и физической подготовленности, т.е. вошедшие в специальную и подготовительную медицинские группы, получают комплекс физкультурных методик и мероприятий преимущественно оздоровительно- реабилитационной направленности. Потенциально возможный перечень средств и методов физической культуры и оздоровления – это гимнастические упражнения, атлетическая гимнастика, тренажеры, дефиле, шейпинг, ритмические спортивные танцы, популярные игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, минифутбол), различные виды борьбы (самбо, дзю-до, сумо), кинезотерапия, гидрокинезотерапия, длинноволновое ультрафиолетовое облучение, низкоинтенсивное лазерное облучение ифракрасной частью спектра, другие естественные и преформированные физические факторы, которые можно применять в физкультурно-оздоровительном центре университета.

Самостоятельные занятия мы рекомендуем проводить во внеучебное время по желанию студентов дневного и вечернего обучения, с учетом возможностей кафедры и рекомендаций специалистов по врачебному контролю и осуществляются в тех же формах, что и на дневных учебных занятиях в сетке расписания, но в вечернее время, по расписанию кафедры. Кроме того, все студенты участвуют в массовых оздоровительных мероприятиях в Университете.

Использование студентами разнообразных форм оздоровления и физического воспитания в сетке учебного расписания и во внеучебное время, в том числе самостоятельно, создает условия, обеспечивающие выполнение студентами научно-обоснованного объема (8-10 часов в неделю) интенсивной двигательной активности и оздоровления, необходимых для нормального функционирования организма.

Из общего объема часов, ежедневно затрачиваемых студентом на оздоровление и физическое воспитание на кафедре (в оздоровительно-физкультурном комплексе) 4 часа предоставляется ему бесплатно. Остальные часы занятий во всех кабинетах, залах, на тренажерах студент оплачивает на льготных условиях и посещает их по абонементу.

Специальные вопросы теории и практики физической реабилитации, лечебной физкультуры, физиотерапии и спортивной медицины будущие врачи осваивают на циклах учебных занятий по этим предметам у ассистентов, доцентов и профессоров кафедры на 4-6 курсах обучения в клиниках университета.

Распределение студентов по медицинским группам (основная, подготовительная и специальная) для занятий по курсу физического воспитания проводят в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья, физического развития, физической и спортивной подготовленности, личного желания студентов и материально-технических возможностей кафедры.

Отличительной особенностью предлагаемой системы организации оздоровления и физического воспитания является то, что она отвечает потребностям студентов, позволяет им в процессе обучения врачебной специальности получать целенаправленное практически ежедневное оздоровительное воздействие, построенное с учетом индивидуальных особенностей каждого студента. В этом смысл совмещения процессов физического совершенствования, восстановления и укрепления здоровья студентов.

Особый интерес это совмещение будет иметь для студенток, т.к. применяемая система имеет кроме оздоровительной, еще и эстетическую направленность. Предварительный небольшой опыт такой работы у наших коллег из Современного Гуманитарного Университета свидетельствует, что разработанная специалистами оздоровительно-физкультурная программа позволяет девушкам развивать такие необходимые современной женщине качества, как пластичность и изящество движений, умение следить за своей внешностью и держаться в обществе. Для этого в перечень проводимых занятий и включается ритмическая и атлетическая гимнастика, танец, пластика, отработка походки (дефиле) и др.

Несомненно, такая организация оздоровления физического воспитания по специальным оздоровительно-физкультурным программам потребует вложения средств. Но они не так велики, если учесть, что университете имеется собственный оздоровительно-физкультурный комплекс (учебно-спортивный корпус). Его необходимо только в достаточной степени оснастить современной функционально-диагностической и бальнео – физиотерапевтической аппаратурой.

У нас нет сомнения в том, что сочетание понятий «образование» и «здоровье» наполнено глубоким нравственным, социальным, экономическим и даже политическим смыслом, ибо в нашем здоровье отражается наша жизнь, наше воспитание и наше образование. От того, насколько мы сумеем использовать богатейший потенциал образования для оздоровления подрастающего поколения студенческой молодежи, во многом зависит наше будущее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: