ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
С 1989—90 учебного года в план учебно-воспитательной работы спецшкол введен коррекционный курс по развитию зрительного восприятия слабовидящих и частичновидящих в начальных классах. Этот курс занимает часть времени, предусмотренного планом коррекционно-воспитательной работы.
Кроме того, уровень развития зрительного восприятия, достигнутый в ходе специальных коррекционных занятий, рекомендуется закреплять на предметных уроках и во внеклассной работе. В школах для слабовидящих такое закрепление осуществляется естественным образом, так как дети обучаются с опорой на зрительное восприятие В этом плане хорошим примером служит использование разнообразного, качественного наглядного материала на предметных уроках в спецшколе № 5 Москвы. Значительно более сложная проблема — закрепление уровня развития зрительного восприятия слабовидящих и частичновидящих на предметных уроках в школах слепых. С учетом специфики преподавания того или иного предмета должен быть подготовлен наглядный материал и методические разработки по его использованию. Необходимость сочетания фронтальной работы с классом, в котором находятся тотально слепые, и индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое и остаточное зрение, представляет для учителя определенную сложность. В связи с этим на уроках невозможно использовать специфические методики развития зрительного восприятия, требующие особых приспособлений и соответствующей подготовки учителя. К тому же, если на всех четырех-пяти уроках неограниченно использовать зрение, то это может привести к отрицательным последствиям при заболеваниях зрительно-нервного аппарата у детей. Учитель должен знать, как регулировать зрительную нагрузку на своем уроке и соотносить ее со зрительной нагрузкой на других уроках. Он должен владеть приемами и правилами использования бисенсорной наглядности, а также осуществлять в этом плане дифференцированный, индивидуальный подход к детям. По этим вопросам учитель консультируется с офтальмологом и тифлопедагогом, ведущим специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия. Тем не менее, использование наглядного материала для стимуляции и поддержания определенного уровня активности зрительной системы является очень ценным. Закрепление достижений в развитии зрительного восприятия может осуществляться во время летнего отдыха в школьном лагере. Рекомендуются экскурсии в поле, лес, зоопарк, Различные музеи; для старшеклассников — чтение лекций с показом иллюстраций по искусству.
Специально подготовленный тифлопсихолог или тифлопедагог Должен консультировать родителей не менее двух раз в течение каждого учебного года о необходимости охраны зрения и развития
зрительного восприятия в домашних условиях, на прогулках в лес, поле и т. д.
Вся работа по развитию зрительного восприятия у детей со слабым и остаточным зрением должна проводиться при осуществлении в школе тщательного медицинского наблюдения со стороны офтальмолога и психоневролога.
Организация коррекционных занятий в специальных кабинетах охраны и развития зрения
Коррекционные занятия по курсу развития зрительного восприятия проводятся в специально оборудованном кабинете охраны и развития зрения. Кабинет должен иметь общее и местное на рабочих местах освещение. С помощью специальных ламп со светорегуляторами создается возможность для изменений в широких пределах (300—1000 ЛК) освещенности на каждом рабочем месте.
В кабинете охраны и развития зрения для предъявления иллюстративного материала с фиксированным расстоянием его от глаз учащихся используются специальные штативы и конторки. В состав оборудования входят фотостимуляторы, диапроекторы, персональные компьютеры, кинематографическая установка. В кабинете должны быть наборы натуральных предметов, мозаики, игр, тематического иллюстративного материала.
В школах для слабовидящих занятия проводятся с детьми начальных классов, имеющими глубоко сниженное зрение (острота зрения 0,05—0,1). В школах для слепых занятия проводятся с детьми начальных классов, обладающими остаточным (острота зрения 0,01—0,04) и слабым (острота зрения 0,05—0,1) зрением, которые по медицинским показаниям обучаются с помощью метода Брайля.
Группы, состоящие из двух—четырех детей, комплектуются с учетом характера заболевания органа зрения, состояния основных зрительных функций, уровня сформированности зрительного восприятия и общего психического развития.
Занятия, продолжительностью не более 30 минут, проводятся два-три раза в неделю. Непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5—10 минут. В ходе занятий педагог следит за тем, чтобы у детей не возникало зрительное утомление, строго соблюдались требования гигиены к освещенности, позе и осанке детей. Использование в одном занятии разных методик позволяет предотвратить утомление и поддерживает постоянную познавательную активность детей. Индивидуально-групповые занятия предполагают выполнение детьми индивидуальных заданий, а также их коллективное сотрудничество в решении общей задачи. Ход и результаты занятий фиксируются в журнале и протоколах, составленных по определенной форме.
Интерьер кабинета оборудуется светлой мебелью, на стенах кабинета хорошо поместить тематические подборки качественного разнотемэтического иллюстративного материала, побуждающего
детей к зрительной активности и Выз*'1Вающегс> У Них положительные эмоции. В кабинете, на занятиЯх дети Д°л>кны испытывать радость, удовлетворение от увиденно1"0 или созданного самостоятельно изображения. В ходе занятий педагог оказывает детям направляющую, организующую, эмоИионально"РегУлятивную помощь: похвала, повышение уверенности учащегося в своих действиях и т. д.
Коррекционный курс подразделяется на три этапа. Каждый этап включает задания почти по всем разработанным методикам, применяемым в комплексе. Сложность и объем заданий возрастают при переходе на следующий этап- Переход осуществляется не автоматически с переводом ученика в следующий класс, а в зависимости от достигнутого уровня развития зрительного восприятия и представлений, которые оцениваются с помощью контрольных заданий и методик.
Анализ результатов выполнения контрольных заданий на первом этапе коррекционных занятий может служить основанием для вывода о дальнейших возможностях и перспективах работы с учащимся. Следует при этом учитывать пропуски занятий по болезни и другим причинам. При хорошо организованных и систематически посещаемых коррекционных занятиях правильное выполнение контрольных заданий должно составлять не менее 90%- Бесперспективность коррекционной работы признается только в том случае, если, несмотря на регулярное посещение занятий, программные требования первого этапа учащимся не выполняются. При этом показатели невыполнения контрольных заданий должны быть не менее 75%. Если учащийся усвоил программу первого этапа коррекционного курса, то он может приступить к занятиям по программе второго этапа, а после его успешного прохождения — к занятиям по программе третьего этапа.
Краткое изложение программы коррекционного курса
Объяснительной запиской к предлагаемой программе служат все предыдущие разделы этого пособия. В дополнение к ним следует указать, что программа составлена с учетом положительных результатов работы по проблеме развития зрительного восприятия А. И. Каплан, которую она проводила с 1978 по 1982 год. Кроме того, с 1984 по 1988 год в кабинете охраны и развития зрения спецшколы № 1 Москвы группой сотрудников (Л. П. Григорьева, С. И Кондратьева, С. В. Сташевский) проводились экспериментальные исследования, которые явились научным обоснованием этой программы За период с 1978 по 1988 год в научно-практической работе приняли участие учителя спецшколы № 1 Москвы: Н. А. Белякова, Р. А. Вершинина, В. П. Данилова, Ю. М. Дыдин, И. А. Желяцкая, О. И. Егорова, Г. Ф. Лобайчук, Н. А. Молоток, Н. В. Николаева, Л. В. Остапенко, О. Г. Солнцева.
Предлагаемая программа предусматривает введение в коррек-ционный курс новых технических средств и методов, основанных на современных достижениях психофизиологии и психологии. Это продиктовано необходимостью интенсифицировать стимулирующее и развивающее воздействие курса, сделать его разносторонним и комплексным, влияющим на всю многоуровневую систему зрительного восприятия и связанные с ним другие психические функции. Программа коррекционного курса направлена на компенсацию нарушений зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом. В этом аспекте основные задачи программы состоят в следующем:
— стимулировать познавательные действия с целью формирова
ния у учащихся способов и приемов восприятия объектов, адек
ватных познавательной задаче;
— интеллектуализировать познавательные задания с целью обо
гащения их содержания, повышения уровня осознанности перцеп
тивных действий, фиксации сенсорного опыта учащихся;
— актуализировать познавательный опыт с целью эффективного
использования в обучении сформированных у учащихся представ
лений и знаний, а также сложившихся приемов и способов пер
цептивных действий при решении новых учебных задач.